Бабины плацинды Эссэ

Татьяна Столяренко-Малярчук
      В  телефонной трубке кроме голоса сестры я слышу позвякивание посуды.  Не успеваю ничего спросить, а сестра уже  отложив  разговор  о цветущих розах под окном, рассказывает, что напекла  целую гору  «бабиных плацинд»  - трое детей, семеро внуков, чтоб на всех хватило. 
После этого разговора  весь вчерашний вечер,  до полночи,  мои воспоминания баловали меня картинками. Хотя, признаюсь, память моя весьма  избирательна – иногда родные рассказывают истории из моего детства и юности, которые  я абсолютно не помню.
      Мне три с половиной  года и в нашем доме появилась старенькая женщина, маленького роста,  в темной одежде. Она пытается взять меня на руки, улыбается мне, но я отношусь к ней настороженно.  Нет, я не боюсь её, в доме много родных людей, понимаю, что в обиду меня никто не даст, но я хожу на безопасном расстоянии от неё. А все вокруг радуются её появлению, мама то обнимет её, то поцелует, то пытается усадить  поудобнее на диван и называет её странным  для меня именем – бабушка Марфа.  А моя бабушка вообще называет старушку мамой и это меня совершенно сбивает с толку. Но  моя бабушка смеётся и говорит, что Марфа самая главная мама в нашей семье -  и для неё, и для моей мамы, и даже для меня.
Момент сближения наступает, когда бабушка Марфа повязывает на седую голову белую в синий цветочек косынку и начинает просеивать муку через сито. Мука мне всегда казалась волшебством – белая пыль  в руках у бабушки и мамы превращалась в пироги, лапшу и вареники. А во что её будет превращать эта главная мама?  Уже без всякой осторожности я подошла к столу в ожидании чуда.
Мама тоже подошла к столу и улыбаясь сказала:  «Бабушка, миленькая! Так хочу, чтоб Вы испекли свои плацинды!» и  мы все услышали в ответ:  «Так оно и будет!  Я же знаю, что вы любите!»
Мука превратилась в мягкий шар, шар – в маленькие шарики. Шарики раскатывались в тонкие листы, которые смазывались маслом,  складывались  несколько раз и  опять  раскатывались. На середину тонкого листа Марфа (я уже так называла её в уме) выкладывала то творог с зелёным луком, то тёртое яблоко с  изюмом и приговаривала: «А теперь  сделаем  конвертик!» Конвертики пеклись на сковородке под  крышкой, и первый достался мне. Яблочный сок запёкся по краям конвертика сладкой карамелью, сам конвертик дышал, как мне показалось,  ароматом мороженого. Марфа сказала, чтоб я угостила конвертиками своих подружек по двору и сразу сама стала моей подружкой. 
Ей было тогда восемьдесят два года.  Она ещё успела подержать на руках новорожденную  вторую правнучку, мою сестру….
       Потом, когда мы с сестрой подросли, мама рассказала нам, как бабушка Марфа, наша прабабушка, спасала своих внуков от голода во время войны.  В то время Марфе Гайдукевич, в девичестве Винковской, было больше  семидесяти лет.  У неё было три сына и две дочери, все уже обзавелись семьями.  Жила она в доме сына, который  после тяжёлого ранения вернулся в село и работал на  молочной ферме. По сравнению с детьми  младшей дочери, муж которой был на фронте,  дети сына не голодали. Бабушка Марфа, приготовив  там еду, тайком от невестки, в карманы фартука бросала пару варёных картошек, завернутые в капустные листы плацинды - то с кабаком, то с паслёном, то с яблоком -  и,  подобрав руками длинную юбку, бежала через огороды к дому дочери.   Там старшие внучки, худенькие подростки, ходили рыть окопы,  восьмилетний внук помогал маме работать в поле и на конюшне, и самый младший, двухлетний всегда был рядом с мамой. Марфа, выложив на стол свои нехитрые гостинцы, обязательно крестилась с земным поклоном перед  иконой,  повторяла одни и те же слова: «Знаю, что ты сказал: «Не укради…  Прости мне, Господи, грех мой!» » и убегала огородами в свой дом.
      Все дети и внуки Марфы выжили в те страшные годы, прожили и живут долгие славные жизни.
Все её  внучки пронесли по своим судьбам рецепт и приготовление  «Бабиных плацинд».
Уже давно правнучки балуют свои детей и внуков, этой нехитрой выпечкой, не забывая рождённого когда-то названия.
Глядя на фотографию Марфы с внуками, четверо из которых  на тот момент служили в армии и на фото отсутствуют,  и  пока ещё только  одной  правнучкой, думаю, что прощён ей был тот грех тяжёлых военных лет…