Неделю спустя, после беседы с бригадой лесопильного цеха, я решил заглянуть к ним. Осторожно прошел через калитку в огромных воротах, и увидел занятых работой людей. Они сразу узнали меня, но оторваться от процесса лесопиления – не позволила работающая рама. Огромный, по диаметру, торец бревна, входил в просвет пильной рамы и поэтому трое подсобных рабочих, - удерживали дрожащую каретку от переворота. 12 натянутых пил, одновременно, вонзились в массив бревна и пошел раскрой бревна на лафет и пиломатериал. Поднятый, вверх, палец бригадира, - показывал, что все идет отлично. Я тоже ответил, - тем же жестом. Лесопильная рама работала как часы. Я обошел её, и почувствовал незабываемый аромат леса. Видимо, через раму проходила довольно редкая порода, - лиственница. Запах её невозможно было спутать с чем-нибудь. Он четко напоминал аромат компота на домашней кухне.
- Пожалуй, стоит набрать пахучих опилок, - подумал я, - спустился на первый этаж лесопильной рамы, точнее, - в подвал.
Горстку пахнущей лиственницы уложил в пакет и спрятал в карман. Теперь, в нашем с Михаилом кабинете, надолго поселиться прекрасный аромат тайги.
Чтобы не утонуть, во всё прибывающей массе опилок, - выбрался наверх, и сразу услышал, сзади себя, - легкое покашливание. Я обернулся и увидел сияющее лицо начальника цеха:
- Вы нас вытащили из мертвой петли! – произнес он. - Огромное спасибо! Но появилась другая проблема, - мы теперь не успеваем убирать опилки из-под рамы! Выручайте!
Да я и сам понял эту проблему. Обнадёживать, - не стал, но кивнул головой:
- Непременно займусь!
Пока шел в контору, нутром почувствовал, что без механизации здесь не обойтись. Поэтому сразу обратился к Михаилу. Тот сразу поддержал идею механизации процесса, и предложил осмотреть узел скопления отходов.
Впервые, мы с ним оказались с глазу на глаз. Здесь нечего было опасаться подслушивающих, подсматривающих « шестерок кума» и он начал разговор о своем увлечении.
- Работа над моим реальным изобретением, - из хобби, превратилась в обязанность – объяснил он свою плотную занятость. Пытаюсь уложиться, по времени, на ответы государственному комитету.
- Это понятно! – ответил я, - но появляются и местные проблемы?
Он промолчал. Мы спустились в подвальное помещение лесопильного цеха, и стали обдумывать способ удаления опилок.
- Нужен лоток для приема падающих опилок и ленточный транспортер, - предложил он. – Тогда опилки исчезнут из подвала.
Я и сам предвидел такое решение, но где взять транспортер?
- Придется сделать чертеж, - он покачал головой, - а потом смастерить его!
Через пару дней, у нас появился чертеж транспортера и лотка. Я заглянул в местный механический цех и завел разговор об изготовлении конструкции. Мастер цеха даже не стал разговаривать.
- У нас даже места нет для такого изделия, да и специалистов,- тоже!
Учитывая безвыходное положение, я осмелился поднять эту проблему на уровень начальника учреждения. Андрей Яковлевич, принял меня с распростертыми руками:
- Лесопильный цех резко поднял производительность и качество, - возбужденно доложил он, - спасибо тебе огромное!
- Но мы с Михаилом собираемся увеличить эти показатели, - воодушевленно произнес я, - разработали чертежи ленточного транспортера для удаления опилок из подвала. Вот только не знаю, где изготавливать его,- помещение должно быть большое, да и кадры нужны толковые!
- Ну что ж, если очень нужно, - весело произнес полковник, - то найдем! Около озера стоит бесхозное помещение пожарников. Заходи туда и твори добрые дела!
Через неделю, из открытых ворот бывшего склада, торчал остов транспортера. По совету Михаила, я подобрал бригаду из различных специальностей. Теперь в штате экспериментального цеха насчитывалось восемь первоклассных мастеров. Правда, с металлом, - было туговато.
- Нужно подключить нашу систему доставки, - предложил один из них, - старая система, но не подведет!
Оказывается, на территорию зоны, иногда заезжали грузовые машины за столяркой, рублеными домами. Правда, в промышленной зоне, - за рулем машин, уже сидели водители из числа осужденных. Чтобы решить какую-нибудь проблему, машину подолгу не выпускали из зоны. Встревоженный гражданский водитель, естественно, поднимал тревогу, а ему отвечали, что машина не заводиться. В конце концов, предлагали условие: ты нам, в следующий раз привезешь нам вот этот перечень материалов, а мы постараемся наладить твою машину. Система сбоев не давала.
Короче, через неделю у нас было всё. Я попросил руководство зоны запускать транспорт с нашим заказом. Появились даже станки.
Теперь дело было за мастерами. Они лихо изготовили транспортер и установили в подвале. В начале, - механизация понравилась. Выпадающие из рамы опилки, ленточным транспортером, - поднимались наверх и ссыпались в кузов самосвала. Но когда он уезжал, - ссыпались на землю. Чтобы подъехать самосвалу под следующую погрузку, приходилось привлекать дополнительного рабочего или использовать механическую лопату.
Михаил загрустил:
- Нужно опилки не возить в котельную, - с напором произнес он, - а передавать их по транспортерам, прямо в топку котельной.
Теперь он часами торчал около резервной топки. Она вообще не работала, - была, как говорят, про запас. Я как-то попытался уточнить его пристрастие к неработающему агрегату, но он толково объяснил:
- Наша работающая топка не может сжигать опилки, - услышал я, - только потому, что её колосники не в состоянии удерживать такую смесь, - как опилки.
- Твоё предложение!
- Нужно найти чертежи топки системы Грум Жимайло, - ответил Михаил, - я когда-то имел удовольствие чистить колосники этой модели. В предыдущей отсидке, я работал кочегаром и помню её возможности.
Я доложил начальству, - о необходимости достать чертежи, и поехал в городскую библиотеку. Очень долго рылся в архиве, но все-таки нашел то, что искал. Договорился с директоршей о временном изъятии чертежей топки, вернулся в зону. Видели бы вы радость на лице Михаила:
-Да мы теперь с тобой, - почти кружился он с альбомом в руках, - беса можем слепить!
И уселся за кульман: реконструировать нашу топку. Хорошо, что была запасная, неработающая. Пока он проектировал, - наши специалисты из мастерской изготовили дополнительные транспортеры для передачи опилок от лесопильной рамы, - до самой топки. Сами промерили размеры, укомплектовали всем необходимым и смонтировали их, между лесопильным цехом и котельной. Нам никто не мешал, но за ходом работ наблюдала вся зона. Целый месяц шла сварка новой форсунки, вентилятора для выброса дыма и другой, новой, - более высокой трубы.
Открытие новой топки и механизированной доставки опилок в котельную, - превратилось в праздник. Прибыло начальство не только местное, но даже сам областной начальник УВД. Конструкция работала прекрасно: опилки прямо из-под пилорамы уходили в новую топку котельной. Густой дым над зоной подтверждал отличное горение отходов.
По приказу области, я подготовил расчет экономической эффективности новой топки, и представил на утверждение. Через неделю, прибыл приказ о награждении денежной премией меня, Михаила и весь коллектив экспериментального цеха. Одновременно с премией, Андрей Яковлевич добавил мне должность главного конструктора. Оклад вырос на 120 процентов. Когда я взглянул на свою строку в платежной ведомости, - у меня зарябило в глазах, - перед моей росписью стояла цифра 950 рублей. Я даже не поверил!
продолжение:
http://proza.ru/2015/07/07/454