Зона. Часть5 Опилочная проблема

Александр Исайченко
               
            Неделю спустя,  после беседы с бригадой лесопильного цеха,  я решил заглянуть  к ним.  Осторожно прошел через калитку в огромных воротах,  и увидел занятых работой людей.  Они сразу узнали меня, но оторваться от процесса лесопиления – не позволила работающая  рама. Огромный, по диаметру, торец бревна, входил в просвет пильной рамы и поэтому трое подсобных рабочих, - удерживали дрожащую каретку от переворота. 12 натянутых пил, одновременно, вонзились в массив бревна и пошел раскрой бревна на лафет и пиломатериал.  Поднятый, вверх, палец бригадира, -  показывал, что все идет отлично. Я тоже  ответил, - тем же жестом.  Лесопильная рама работала как часы. Я обошел её, и почувствовал  незабываемый аромат леса.  Видимо, через раму проходила довольно редкая порода, - лиственница. Запах  её  невозможно было спутать с чем-нибудь.  Он четко напоминал  аромат компота на домашней кухне.
 - Пожалуй, стоит  набрать пахучих опилок, - подумал я, - спустился  на первый этаж  лесопильной рамы, точнее, - в подвал.
     Горстку пахнущей лиственницы  уложил  в  пакет и спрятал в карман. Теперь, в нашем с Михаилом кабинете, надолго поселиться   прекрасный аромат тайги.

   Чтобы не утонуть,  во всё прибывающей массе опилок, -  выбрался наверх, и сразу услышал,  сзади себя, - легкое покашливание.  Я обернулся и увидел сияющее лицо начальника цеха:
       -  Вы нас вытащили из мертвой петли! – произнес он. - Огромное спасибо!  Но появилась другая проблема, - мы теперь не успеваем  убирать опилки из-под рамы!  Выручайте!
       Да я и сам понял эту проблему. Обнадёживать, - не стал, но кивнул головой:
      - Непременно займусь!
      Пока шел в контору, нутром почувствовал, что без механизации здесь не обойтись.  Поэтому  сразу обратился к Михаилу.  Тот сразу поддержал идею механизации процесса, и предложил осмотреть узел скопления отходов.
      Впервые, мы с ним оказались с глазу на глаз. Здесь нечего было опасаться  подслушивающих, подсматривающих « шестерок кума» и он начал разговор о своем увлечении.
   - Работа над моим реальным изобретением, - из хобби, превратилась в обязанность – объяснил он свою плотную занятость.   Пытаюсь уложиться, по времени, на ответы государственному комитету.
  - Это понятно! – ответил я, - но появляются и местные  проблемы?
    Он промолчал. Мы спустились в подвальное помещение лесопильного цеха,  и стали обдумывать способ удаления опилок.
  - Нужен лоток для приема падающих опилок и ленточный транспортер, - предложил он. – Тогда опилки исчезнут из подвала.
     Я и сам предвидел такое решение, но где взять транспортер?
  - Придется сделать чертеж, - он покачал головой, - а потом смастерить его! 
     Через пару дней, у нас появился чертеж транспортера и лотка.  Я заглянул в местный механический цех и завел разговор об изготовлении конструкции. Мастер цеха даже не стал разговаривать.
    - У нас даже места нет для такого изделия, да и специалистов,- тоже!

    Учитывая безвыходное положение, я осмелился поднять эту проблему на уровень начальника  учреждения. Андрей Яковлевич, принял меня с  распростертыми руками:
   -  Лесопильный цех  резко поднял производительность и качество, - возбужденно доложил  он, - спасибо тебе огромное!
   - Но мы с Михаилом собираемся увеличить эти показатели, - воодушевленно произнес я, -  разработали чертежи ленточного транспортера для удаления опилок из подвала.   Вот только не знаю, где изготавливать  его,-  помещение должно быть большое, да и кадры нужны толковые!
   - Ну что ж, если очень нужно, - весело произнес полковник, - то найдем! Около озера стоит бесхозное помещение пожарников. Заходи туда и твори добрые дела!
      
        Через неделю, из открытых ворот бывшего склада, торчал остов транспортера. По совету Михаила,  я подобрал  бригаду из различных специальностей.  Теперь в штате экспериментального  цеха  насчитывалось  восемь первоклассных  мастеров.  Правда, с металлом, - было туговато.
  - Нужно подключить  нашу систему доставки, - предложил один из них, - старая система, но не подведет!

     Оказывается, на территорию зоны, иногда заезжали грузовые машины за столяркой, рублеными домами. Правда, в промышленной зоне, - за рулем машин, уже сидели водители  из числа осужденных. Чтобы решить какую-нибудь проблему,  машину  подолгу не выпускали из зоны. Встревоженный гражданский водитель, естественно, поднимал тревогу, а ему отвечали, что машина не заводиться. В конце концов, предлагали условие: ты нам, в следующий раз привезешь нам вот этот перечень материалов, а мы постараемся наладить твою машину.  Система сбоев не давала.
      Короче, через неделю у нас было всё. Я попросил руководство зоны запускать транспорт с нашим заказом. Появились даже станки.            
      Теперь дело было за мастерами. Они лихо изготовили транспортер и установили в подвале.  В начале, - механизация понравилась.  Выпадающие из рамы опилки, ленточным транспортером, - поднимались наверх  и  ссыпались  в кузов самосвала. Но когда он уезжал, - ссыпались  на землю. Чтобы подъехать самосвалу под следующую погрузку,  приходилось привлекать дополнительного рабочего или использовать механическую лопату.
   Михаил загрустил:
    - Нужно опилки не возить в котельную, - с напором произнес он, - а передавать их по транспортерам, прямо в топку котельной.
     Теперь он часами торчал около резервной топки. Она вообще не работала, - была, как говорят, про запас. Я как-то попытался уточнить его пристрастие к неработающему агрегату, но он толково объяснил:
- Наша работающая топка не может сжигать опилки, - услышал я, -  только потому, что её колосники не в состоянии  удерживать такую смесь, - как опилки.
- Твоё предложение!
- Нужно найти чертежи топки системы Грум Жимайло, - ответил Михаил, - я когда-то имел удовольствие  чистить колосники этой модели. В предыдущей отсидке, я работал кочегаром  и помню её возможности.
 
    Я  доложил начальству, - о необходимости достать чертежи, и поехал  в городскую библиотеку. Очень долго рылся в архиве, но все-таки нашел то, что искал. Договорился с директоршей о временном изъятии чертежей топки, вернулся в зону. Видели бы вы радость на лице Михаила:
    -Да мы теперь с тобой, - почти кружился он с альбомом в руках, - беса можем слепить!
    И уселся за кульман: реконструировать нашу топку. Хорошо, что была запасная, неработающая.  Пока он проектировал, - наши специалисты из мастерской изготовили дополнительные транспортеры  для передачи опилок от лесопильной рамы, - до самой топки. Сами промерили размеры, укомплектовали всем необходимым и смонтировали их,  между лесопильным цехом и котельной. Нам никто не мешал, но за ходом работ наблюдала вся зона. Целый месяц шла сварка новой форсунки, вентилятора для выброса дыма и другой, новой, - более высокой трубы.

       Открытие новой топки и механизированной доставки опилок в котельную, - превратилось в праздник.  Прибыло начальство не только местное, но даже сам областной начальник УВД.   Конструкция работала прекрасно: опилки прямо из-под пилорамы уходили в новую топку котельной. Густой дым над зоной подтверждал отличное горение отходов.
     По приказу области, я подготовил расчет экономической эффективности новой топки,  и представил на утверждение. Через неделю, прибыл приказ о награждении денежной премией меня, Михаила и весь коллектив экспериментального цеха. Одновременно с премией, Андрей Яковлевич добавил мне должность главного конструктора. Оклад вырос на 120 процентов.  Когда я взглянул на  свою строку в платежной ведомости, - у меня зарябило в глазах, - перед моей росписью стояла цифра 950 рублей. Я даже не поверил!

                продолжение:http://proza.ru/2015/07/07/454