Рига плюс немного Эстонии

Сергей Федорович
РИГА+НЕМНОГО ЭСТОНИИ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ В НАПРАВЛЕНИИ СЕВЕРА

В этом году у меня выпала возможность подать на грант для поездки на конференцию в какую-нибудь европейскую страну. Я выбрал конференцию в эстонском городе Тарту. В итоге грант я этот получил. Почему Эстония? Во-первых, конечно же сама конференция очень мне подходила по тематике, ну а во-вторых … В Эстонии я раньше никогда не был, а что может быть лучше страны, которую ты еще не видел? Я честно говоря, не понимаю людей, которые постоянно ездят в одно и то же место.
Интересно было с эстонским посольством. Сначала я все никак не мог записаться по электронной системе на прием, когда это все таки удалось, то в посольстве меня ожидал сюрприз. Эстонцы требуют оригинал приглашения и письмо с электронной подписью по электронной почте на адрес посольства. Поскольку проконтролировать посольский компьютер потенциальный кандидат в эстонские туристы не может, то если письмо теряется, то это выясняется только на собеседовании в посольстве. Именно так со мной и произошло. Поэтому пришлось срочно связываться с организаторами и визу мне все-таки дали.
В Прибалтику очень любило ездить старшее поколение во времена Советского Союза. Поэтому, когда я говорил, что собираюсь в Эстонию, мне отвечали а чего туда ехать? Садись на поезд и езжай. При советской власти действительно существовал такой поезд ‘Чайка’ Минск-Вильнюс-Рига-Таллинн. Но его давно уже нет. Из Минска в Таллинн нет ни прямых авиарейсов, ни прямых поездов, и кстати с Россией Эстония железнодорожное сообщение вообще отменила. Есть только автобусы до Таллинна, да и те в Тарту не останавливаются. Тогда я глянул на карту и обнаружил, что Тарту как раз на полпути между Ригой и Таллинном. Мне пришла в голову мысль, а не поехать ли мне через Ригу? Тем более в этом случае надо все время ехать на север, а если через Таллинн, то придется делать крюк и возвращаться. Посмотрел, что от Риги до Тарту всего 4 часа езды и было решено – я еду через Ригу!
Итак, вечером в пол-одиннадцатого я сел в ночной автобус до Риги, потом где-то в районе двух часов литовская граница и в 7 утра в я на месте. Утренняя субботняя Рига встретила меня догуливающими после пятничного вечера не очень трезвыми туристами и рижанами, но очень скоро они рассосались и я бродил по полупустым улочкам старого города. Для старшего поколения Рига, как и вся Прибалтика, был этаким кусочком Европы в Советском Союзе, советской готикой. Ну а для нас? Стоит ли ехать в Прибалтику, когда открыта вся Европа и можно посмотреть Париж, Амстердам, Венецию? Могу сказать, что стоит! Рига очень красивый город, не могу сказать, что она меня всего перепахала как Флоренция, Венеция или Лондон, но во всяком случае она ни чем ни хуже а может и покрасившее чем например Гамбург, Цюрих или Дижон. Тоже к слову очень милые города. Символом Риги давно стала колокольня святого Петра. Рядом с ним на площади стоят недавно восстановленные Дом Черноголовых и Дом Шваба. Этакие пряничные домики в немецко-голландском стиле. Очень яркие и праздничные. Дом черноголовых когда-то принадлежал молодым, холостым немецким купцам. Их покровителем считался святой Маврикий, который был мавром. Отсюда и черноголовые. Если пройти чуть дальше, то можно попасть на площадь к Домскому Собору. В это время он выглядит не очень, потому что башня на реставрации, но я погулял по дворику и наверное нигде я так не ощутил дух раннего средневековья, тевтонского нашествия и Дранг Нах Остен, как здесь. Почему-то ясно представилось как в 12 веке на эти дикие берега высаживались крестоносцы, как они порабощали местное население и строили Ригу. Латыши восставали несколько раз, разрушали замок, но Ливонский Орден подавлял восстание и заставлял латышей снова отстраивать то что они разрушили.
Если пройти еще немного дальше, то можно выйти к громаде святого Якоба, построенного из красного готичного кирпича. Рядом стоит голубенький католический костел (Рига- лютеранский город и соответственно почти все церкви- лютеранские кирхи) и англиканская церковь. Она тоже красная и готическая. Ее в свое время построили на земле, привезенной из Англии и из кирпича, привезенного из Англии.
Но Рига знаменита не только старым городом, считается что именно здесь находится чуть ли не самое большое в мире собрание модерновых зданий, сделанное в стиле ‘Арт Нуво’. Некоторые из них проектировал Эйзенштейн, отец знаменитого режиссера. Не надо быть знатоком тайных учений, чтобы рассмотреть на многих из них масонские символы – пятиконечные звезды (напоминаю, дома-то дореволюционные), циркули, мастерки и прочее.
Сейчас символами Риги считаются не только колокольня святого Петра, но и дом с фигурами двух черных котов на крыше. Есть легенда, что его построил купец, которого не взяли в торговую гильдию, только потому что он был латыш (в гильдии были одни немцы). Тогда он после постройки поставил котов хвостами к зданию гильдии, и лишь после того как его таки приняли, развернул скульптуры в нормальное положение.
В первую половину дня я попал на антиглобалистский митинг на площади у Домского Собора. Судя по часто встречающемуся слову ‘иммиграция’ в основном бороться будут с мигрантами. Если кто не знает, то Евросоюз ввел квоты по размещению нелегальных мигрантов, переплывающих Средиземное Море по всей Европе. Кого-то полагается приютить и балтийским странам. Вот-так вот: боролись с русскоязычными, получи суахилиязычных. Потом вышел оратор с баяном и начал петь. Про что не знаю, потому что песня была на латышском.
Еще я кажется попал на съемки продолжения ‘Шерлока Холмса’. Как известно, всю Европу, включая Бейкер-Стрит, снимали в Риге. И вот я гуляю по узким рижским улочкам и вижу, как из-за поворота выезжают лимузин образца 10-х годов прошлого века и из него выходит Шерлок Холмс собственной персоной. А вокруг толпится съемочная группа с хлопушками и микрофоном. Я так до сих пор и не понял, это в самом деле были съемки или просто такой аттракцион для туристов. Но судя по тому, что актер ругался по поводу режиссера, который не мог внятно ему объяснить, куда собственно надо поворачиваться, съемки были настоящими.
День начал клониться к вечеру и мне пришло время садиться на автобус до Тарту. Снова дорога вела на север. Через час дороги мы приехали в какие-то совсем дикие латышские леса. Автобус ехал по довольно узкому шоссе, населенные пункты совсем перестали попадаться, лишь лес да лес вокруг. В такие моменты вспоминаешь, что вообщем-то Прибалтика по европейским стандартам довольно редко населенная территория. Но все изменилось, когда мы переехали эстонскую границу. Эти изменения нельзя описать словами, просто у каждой страны своя земля и свое небо. Что-то за окном неуловимо изменилось.
Если в Риге чувствуется что-то неуловимо советское, причем советское образца 80-х-90-х, то Эстония уже воспринимается как заграница. Для меня эта страна оказалось очень похожа на Финляндию, и пусть я был в Финляндии 17 лет назад, все равно впечатления сразу всплыли в памяти.
В июне в Эстонии очень короткие ночи. Темнеет буквально на пару часов, во всяком случае в начале двенадцатого еще совсем светло, и небо становится такого же жемчужного цвета, как в Питере или Финляндии во время белых ночей.
В Тарту, в отличии от большинства европейских университетских городов смотреть особо нечего. Буквально пару улиц вокруг ратуши, похожие на наше троицкое предместье и собственно все. Есть еще собор, вроде бы древний, но по внешнему виду на достопримечательность тянет с трудом. Вообщем-то все лютеранские кирхи довольно скромные. Большинство домов, в том числе ратуша и главный корпус Университета были построены в девятнадцатом веке в стиле классицизма. Поэтому в Тарту есть что-то от российского губернского города N. Символом города является скульптура целующихся студентов. Судя по тому, что туфельки у студентки ярко блестят, явно многие поколения студентов, идущих на экзамены, к ним прикасались. Университетский кампус находится в очень милом парке на холмах. Разные холмы соединены ангельским и дьявольским мостом. Есть разные гипотезы, почему они так называется. По одной, в эстонском языке слова английский и ангельский очень похожи (как и в белорусском кстати), и ангельским мост стал от английского сада, а уж противоположный мост студенты назвали дьявольским. Мне же более вероятной кажется предположение – что дьявольский мост идет от фамилии преподавателя, инициировавшего его постройку, фон Мантойфеля. Ну а что означает Тойфель по немецки, я думаю, знают все.
Русские историки считают, что Тарту был основан киевскими князьями под именем Юрьев, который потом немцы сделали Дерптом, а потом эстонцы вернули название Тарту по имени деревни, которая когда то здесь стояла. Эстонские историки это отрицают и считают, что Дерпта ничего не было. Эта земля была под властью то немцев, то шведов, а то даже одно время входила в состав Речи Посполитой во времена ее максимальной экспансии, так что белорусы с эстонцами были в одном государстве еще в средние века. Окончательно Тарту вошел в состав российской империи после Северной Войны лет так на шестьдесят раньше, чем большая часть Беларуси. Мало кто знает, но своей независимостью в 20 веке эстонцы в значительной степени обязаны британскому флоту. Когда Юденич взял за горло красный Петроград, британский флот, стоявший в Финском Заливе был готов прийти ему на помощь- одно из условий, признание независимой Эстонии после войны. Юденич же стоял на позиции ‘единой и неделимой’ и на компромисс не пошел. Поэтому британцы спокойно смотрели, как его большевики сначала опрокинули а потом добили.
Университет Тарту был основан в 17 веке шведским королем и соответственно значительно старше МГУ. До революции в основном это был этакий Кембридж для балтийских немцев. Местных эстонцев туда пускали мягко говоря не охотно. В парке стоит памятник первому эстонцу, получившему диплом доктора медицины в 19 веке. Сейчас времена изменились, из всех постсоветских стран пожалуй наиболее сильная биология (особенно если учитывать соотношение население/ хорошие статьи) в Эстонии. Наверное все знают, что Скайп придумали эстонцы, поэтому штаб-квартира Скайпа находится в Тарту. Эстония является лидером по ВВП на душу населения и покупательской способности населения среди постсоветских стран, опережая Россию и соседей-прибалтов.
Обойдя весь центр, решил сходить посмотреть музей КГБ, нужное здание к слову так и не нашел (дом шел с литерой ‘б’, основной нашел, с литерой ‘а’ – тоже, а ‘б’ должно быть где-то совсем во дворах спрятался), зато снова на какое-то мероприятие попал. Наткнулся я где-то там во дворах возле КГБ на памятник- стилизованный букет васильков. Оказалось, что это памятник депортированным эстонцам. Потом прочитал, что васильки считаются символом не только Беларуси, но и Эстонии. На ‘Велком пати’ бокалы с вином стояли на скатерти, пересыпанной васильками. Надо сказать, этот цветок действительно на редкость подходит к голубоглазой Эстонии с ее северным небом. Потом смотрю, у памятника начали потихоньку собираться люди, а затем подошла и колонна пожилых людей с бело-черно-синими флагами, у одного за спиной висел баян. Многие были в старых военных пилотках. У меня возникло сильное подозрение, что это и был марш ветеранов-легионеров, которые воевали на той стороне, и я на всякий случай со своей славянской физиономией предпочел сделать ноги.
Рядом с моим отелем было довольно таки странно выглядевшие купола некоего странного футурологического сооружения. Оказалось, что это был детский научный центр АХХА. Организаторы конференции устроили там Велком пати поэтому времени погулять по нему было более чем достаточно. Нам показали ‘научное шоу’ со всяческими взрывами, дымовухами, растворами, меняющими цвет по мановению руки и дымом, идущим из колб. Интересно было побродить по зеркальному лабиринту и ‘шанхайскому дому’. В ‘шанхайском доме’ полы были не перпендикулярно к полу, а под определенным углом. В аттракционе ‘голова на блюде’ зеркала подобраны так, что если присесть в открытой тумбочке, то туловище как-бы пропадает. Получается, в самом деле, как будто голова лежит на блюде на тумбочке. Ну и мне разумеется было любопытно глянуть на морской аквариум объемом 6000 литров. Могу сказать, что погулять по такому центру интересно не только детям, но и взрослым ученым, особенно после пары бокалов вина.
Ну вот и моя конференция подошла к концу. Рано утром я гружусь в автобус до Риги, потом снова почти весь день гуляю по городу. Но то был будний и даже немного дождливый день, никаких Шерлоков Холмсов на этот раз мне не попалось, вечером я сел на автобус до Минска и уже к утру был дома. Так мое путешествие в Прибалтику и окончилось

А что там едят?
Есть мнение, что эстонской кухни как таковой не существует. На конференции кормили довольно вкусно, но ничего из того, что можно бы было назвать чисто эстонским я ничего припомнить не могу. Прочитал, что есть такой чисто эстонский салат ‘расолье’, но оказалось что это типа нашего салата ‘несвижский’. Проще говоря возьмите селедку под шубой и перемешайте все слои– и будет вам то самое расолье. Кстати, селедка под шубой, это то, чему иностранцы как правило больше всего поражаются из русской кухни. Продукты в гастрономе напоминают либо советские либо современные белорусские, особенно молочка. С кулинарной точки зрения Эстония абсолютно не оставила впечатления заграницы.
Латыши называют наши драники своим национальным блюдом. У них я насчитал их как минимум четыре вида. Правда, в Беларуси драники с лососем за отсутствием такового не едят. И я должен сказать, что это довольно вкусно. Еще у латышей есть десерты с черным хлебом и так называемый ‘хлебный суп’. Это когда немного черного хлеба перемешано со взбитыми сливками, яблоками, изюмом, орехами и какими-то пряностями. По вкусу напоминает начинку для австрийского штруделя. Вкусно, но второй раз уже и не хочется.

А что там пьют?
В Прибалтике по-прежнему варят и любят вкусный кофе. На улицах летом продается квас. Видимо для иностранцев – это экзотика. Если латыши квас, квасом и называется, то в Эстонии – это ‘кали’. Еще и в Латвии и Эстонии делают вина из яблок или из местных год. Если они делаются из хорошего сырья и по правильной технологии, то результат не напоминает советские ‘подло-ягодные’ вина. Я попробовал на пати шампанское из красной смородины, шампанским это назвать конечно довольно сложно, скорее наливка, но все равно довольно вкусно.

А какие там девушки?
В Риге население как известно в основном из русскоязычных, поэтому ничем они от наших не отличаются, а вот в Тарту эстонцы в явном большинстве. Должен сказать, эстонки довольно привлекательны. Как писал Сергей Давлатов (а он все таки значительную часть жизни прожил в Эстонии), вошла блондинка, как с рекламы финской сауны. В Эстонии действительно водятся очень эффектные блондинки.