2. Род Козловых. Валентина 1922-1941

Надежда Мартынова45
 http://www.proza.ru/2015/04/30/1945- начало


      



     По моей просьбе  в 1998 году мама написала  воспоминания о своей жизни.


    "Родилась я, 9 мая 1922года, в деревне Старое Село Городищенского сельского совета, Шольского района  Вологодской области ( до 1931 года мы относились к Ленинградской области), в семье лесника Козлова Николая Степановича.

Мама , Козлова Елена Михайловна, была домохозяйкой, а  в колхозе добровольно помогала  только в страдную пору.

Да и работать то ей было некогда, после свадьбы в 1917 году один за одним рождались дети ( всего было 12), но первые, пятеро,все   умерли и  вот только ,начиная с  меня,  мы все семеро остались живы."

Валентина - 1922года рождения, Геннадий, Нина, Галина, Тамара, Антонина, Татьяна.

Младшая дочь  Татьяна - 1940 года рождения, всего на 5 лет старше меня, её племянницы.
    
    "...жили  мы   в маленькой зимней избе, позже построили новый дом, а зимовку разломали на дрова.
    
Недалеко от нас,  в этой-же деревне, жили родители отца ( Степан Алексеевич и Прасковья Степановна), крестьяне. У них тоже в своё время новорожденные умирали, а выжили лишь  семеро детей.
      
     Жили мы в деревне не богато, но и не бедно, всем с ранних лет  приходилось трудиться. Имели большой огород, сажали картофель и овощи, даже рожь и пшеницу сеяли.

Когда мама уходила на покос, то с братом и сёстрами оставалась я, справляла все дела, -  в семь лет я уже мыла пол.

Мама придёт, посмотрит, похвалит меня, а потом сама перемывает.
    
И поливом  огорода тоже занималась я, носила воду в бочки,  и тёплой  водой поливала овощи, особое внимание  уделяла огурцам.

Надо было и  дров принести, в русскую печь сложить, намыть картошки в корзине у колодца, а когда  подросла , и готовить научилась.
    
     Отец приносил из леса дичь,  заготавливал и сдавал пушнину.

Сам вязал сети, и мы ловили с ним рыбу, он любил меня брать с собой, сажал на вёсла и я управляла лодкой.

 Обычно приносили мы  много рыбы и  мама меняла её на муку и другие продукты.
    

     Держали корову, поросёнка и овечек. Летом мне их всех надо было встретить с поля и собрать домой. 

Коровушка хорошо знала  домой дорогу , а вот овечек частенько приходилось искать.

Научилась  доить корову, приходилось самой и с коровой управляться.
    
     Летом  родители вместе с нами заготавливали веники, собирали  в лесу и грибы, и ягоды.

Бруснику обычно парили и держали в кадках, на всю зиму хватало.

Грибы сушили, солили, а в сезон  часто жарили с картошкой,или варили суп.
      
     Училась  в  школе  нашей деревни  только  до пятого класса, а потом до  восьмого  в школе  деревни Васютино,в трёх километрах от дома.

Училась я  с большим желанием, за чистописание всегда получала поощрения - премии, дарили карандаши, вставочку, иногда тетради.

У меня был красивый с нажимом почерк, тогда мы писали ручкой, вставочкой с пером.

Меня хвалили, показывали как пример мою тетрадь по письму.

Училась я хорошо, хотя уроки учить мне времени не было, то дети мешали, а то домашние дела не давали.

Готовила уроки, когда все спать улягутся, и я  с лампой сидела, а мама начинала ругать, что керосина много  жгу... а когда же мне учить, переживала я?"
    
     8-ой класс мама проучилась в школе  десятилетке села Шола, за 15 км от дома.

За учёбу в старших классах приходилось  платить,  как служащим, так как отец работал лесником,  квартиру  тоже приходилось снимать.
 
" ...но родители решили меня учить, да и  сама я решила  окончить десять классов и поступить в институт или в училище в Белозерске,  очень уж  мне хотелось стать учителем.
    
     Летом  1939 года у нас гостили родные из Мурманска, сестра отца,  Евдокия Степановна с мужем, Михаилом Фёдоровичем.

Они и посоветовали отправить меня  с ними в Мурманск, где мне можно будет окончить  школу и поступить в институт.

 А если захочу, то можно будет приобрести специальность и работать, а учиться в вечерней школе.   

Пожалели они  меня, ведь в Шолу  пешком не находишься, далеко, и родителей пожалели, ведь  и за школу платить и за квартиру платить.

А в городе я  сама работать пойду,  и родителям   легче станет.      
    
     Но мама сильно  переживала,   не могла она представить семью без  няньки и помощницы, да и не  расставались мы  ещё никогда.

Мама очень расстраивалась, плакала и говорила:

"Как я буду без Валюшки! Это - же моя правая рука..."

Но подрастали  новые помощники, брат Геннадий и сёстры, Нина с Галей, они  тоже   росли  трудолюбивыми,  и старательными.   
    
     Родители всё-же решились  меня отпустить, и  начали собирать в дорогу, дали красный фанерный сундучок, куда я сложила все свои вещи.

Мама перешила  для меня своё  чёрное плюшевое пальто, сшила два платья и нижнее бельё, подарила свою  шерстяную нарядную  шаль...

     В день отъезда  при расставании  все мы  плакали, а мама,  провожая нас за деревню, ревела навзрыд.

Она долго  ещё шла  за телегой, причитала, молилась  и благословляла нас и наш путь.

Я тоже плакала, а  тётя Дуня, обняв меня, уговаривала маму,  что  не к чужим  людям дочка едет, обещала помощь во всём.

Говорила, что не надо волноваться, убеждала, что всё у меня будет хорошо.   
    
     Подъезжая к  пристани в селе Мегра, я уже с интересом и любопытством разглядывала причал,шлюз и приближающийся пароход.

Слёзы  мои  давно  уже высохли, и  я  спокойно  вместе со всеми  ожидала посадку на пароход. 

На пароходе нам предстояло доплыть только до Белозерска, до железной дороги в городе  Череповце нам надо было ехать  на автобусе.

Поезд на Мурманск   отправлялся  ночью, дорожные хлопоты  и  новые впечатления окончательно развеяли мою печаль.
      
     Мои родные жили   в семи километрах от Мурманска, в посёлке Роста. Посёлок большой, дома деревянные,  в основном трёхэтажные без канализации, к  туалетам вели дощатые  мостки  с  перилами.

Наши занимали  только  одну комнату в трёхкомнатной квартире, но  комнату большую, метров  тридцать.

В ней  все и располагались, три сына  и родители, стояло четыре кровати, два стола, письменный и обеденный, буфет, книжный шкаф и зеркало на стене.

 Мои двоюродные братья были учителями: Вася преподавал русский язык и литературу, Федя был учителем в младших классах, с первого по четвёртый.Младший брат, озорник Аврелий,  ещё учился в школе, учился без должного прилежания и ему за это частенько  попадало от братьев.
    

     Спать меня пристроили на общей кухне, соседи не возражали, а я  в благодарность  следила за чистотой, регулярно убирала и мыла всю кухню.

Мою кровать отгородили занавеской, рядом я поставила табуретку, а  на неё поместила свой сундучок, покрыла его салфеткой,положила  зеркало, и он служил мне  столиком.

Около кровати постелила маленький коврик. Убирала я свою кровать покрывалом, а подушку  закрывала накидкой, всё у меня было, как и положено.

На следующий день дядя Миша послал меня в ларёк за хлебом и папиросами, объяснил куда идти. Вышла из дома, везде проложены дощатые мостки,а дома вокруг все одинаковые.
    
     "Как бы мне не заблудится! " - подумала я,но всё обошлось благополучно, и ларёк я нашла, и  покупки сделала, и даже прогулялась, решив познакомиться с посёлком.

В Росте  жила ещё одна  сестра отца, Фаина Степановна с мужем и детьми. Здесь же  жил и  брат его, Василий Степанович, с семьёй.

Позже я всех разыскала, регулярно навещала и очень была довольна, что рядом у меня  так много родных.
    

     Месяца два я привыкала, знакомилась, помогала по дому, но  не устраивалась на работу.
 
Однажды  дядя Миша предложил мне поработать  на стройке, где он работал прорабом:

  "Поработаешь немного и сможешь купить  себе платье и ботинки."
    
Месяц я отработала подсобницей, таскала  кирпичи,а затем в  комитете комсомола получила   направление в бюро по трудоустройству. Мне предложили выбрать на кого учиться, либо на копировщицу, либо на радиста.

 Дядя Миша посоветовал мне пойти по чертёжному делу.
 
" Это самая женская и чистая работа, а радистом тебя могут послать на корабль , и будешь  ты плавать по морям и океанам, это не для тебя!"
    
     На другой день , 28 августа 1939 года, пошла я оформляться  ученицей копировщицы.

Направили меня на  судоремонтный завод  "Глав-севморпуть", в отдел главного технолога( личное дело №47180).

Познакомилась я с копировщицей, пожилой женщиной, по имени Мария Ивановна, она  мне рассказала о предстоящей работе, показала шрифты, дала чертёжные принадлежности, так и началось моё обучение.

Через три месяца комиссия признала мою работу хорошей,мне вручили удостоверение, я  приступила к самостоятельной работе, позже   меня перевели  на сдельную оплату труда.

На работу ходила к восьми часам утра, вставала рано, готовила теперь себе сама, так как отделилась от семьи тёти в питании.

На следующий ,1940год  поступила в 9 класс вечерней школы, учебников не было и
я  старательно всё записывала  в классе,  благо бумагой  меня снабжали  мои братья - учителя.

В свободное от работы  время принимала активное участие в  художественной самодеятельности , пела в русском – народном хоре, ходила на  танцы  в ДК моряков.   

Училась хорошо, но началась война и аттестат зрелости  я так и не получила, учителей призвали на фронт и экзамены мы не  сдавали.

На этом закончилось моё образование,с 28 сентября 1941 года началась моя служба в военно-строительном отряде в/ч 38621( он же 32-ое армейское управление военно- полевого строительства,входившее в состав Действующей Армии Карельского фронта ). Воинское звание - рядовой в/строитель,должность - машинистка - чертёжница, копировальщица.
 

     Ниже привожу выписку из Военной энциклопедии о положении на Карельском  фронте в начале войны, когда наш отряд (ВСО-104) базировался в Мурманске и на мысе Мишукова:

     "Карельский фронт возник в первый период войны. На его войска была возложена задача не допустить продвижения врага в глубь нашей территории, обеспечить северный стратегический фланг всего советско-германского фронта и наши северные железнодорожные и морские коммуникации. 
   
     Гитлеровское командование бросило сюда части горных егерей, прошедших специальную подготовку к действиям в холмисто-лесистой местности и имевших опыт захватнической войны  в горах Греции и Северной Норвегии, они устремились вдоль немногочисленных дорог на Мурманск, через который поддерживалась морская связь СССР с внешним миром и где находилась база Северного флота.

     Враги рвались также к Кандалакше, Кестеньге и Ухте, к Кировской железной дороге, к природным богатствам Кольского полуострова и Карелии.
Защитники советского Заполярья и Карелии встретили врага решительным сопротивлением и контрударами.

Правда, используя свое превосходство в силах и технике, противнику удалось потеснить наши части и выйти в Заполярье к реке Западная Лица, а южнее захватить Алакуртти и Кестеньгу, овладеть Петрозаводском и продвинуться до реки Свирь. Но на этом его успехи закончились. Ни ожесточенные атаки, ни частые воздушные бомбардировки — ничто не смогло сломить стойкости советских воинов.

     К декабрю 1941 года враг был вынужден повсеместно прекратить систематические атаки, не дойдя ни до Мурманска, ни до Кировской железной дороги. Севернее Петрозаводска войска Карельского фронта перешли к стабильной обороне. Почти три года они удерживали занятые рубежи, которые протянулись более чем на тысячу километров — от холодных вод Баренцева моря до Ладожского озера.

      Линия Карельского фронта тянулась по тундре и диким скалам Заполярья, затем спускалась к югу по многочисленным рекам, озерам, лесам и болотам Карелии, перехватывая основные дорожные направления, выводящие к Мурманску, Белому морю и Кировской железной дороге.Ни один фронт   не имел такой большой протяженности. 

Враг не знал покоя ни в пасмурные, серые дни короткого северного лета, ни в лютую стужу длинной  полярной зимы: наши войска, стойко обороняясь, сами неоднократно наносили удары по немецким позициям.
Советские воины совершали дерзкие налеты в тыл, ходили в глубокую разведку, проводили местные операции для укрепления линии фронта.

     Корабли Северного флота топили вражеские суда и в открытом море и на базах, обеспечивали охрану важнейшей водной магистрали, связывающей СССР с Англией и США. В течение всех этих лет Мурманский порт принимал боевые корабли, а по Кировской железной дороге ни на один день не прекращалось движение поездов."



продолжение:   http://www.proza.ru/2015/07/27/1144