Преступление

Сергей Владимирович Рыжков
____ Третий час ночи. Часы на стене отсчитывают время. Маятник совершает свои ритмичные движения, и каждый его ход отдается импульсом боли в воспаленном сознании. Свет не включен, но горит свеча. Ее пламя колеблется и отбрасывает на стены пляшущие тени. В печи еще гудит огонь. Раскаленная плита излучает жар, но перед глазами зима, холод, темная безлунная ночь, в свете фар скользкая зимняя дорога.
____Замусоленный граненый стакан с чайным налетом на стенках наполовину наполнен самопальной водкой, взятой в соседнем комке. Старая измятая газета, на которую пролили водку, источает неприятный запах. Колбаса, порезанная на газете, подсохла с одной стороны и от того скрючилась.
____Гена сидит, откинувшись на стуле и, закрыв глаза, размеренно дышит. Русский богатырь! Которому всего-то двадцать семь. Его стакан давно пуст. В неровном свете свечи видно, как на запястье его руки пульсирует артерия. Он брал его за запястье. Брал…
____За окном послышался звон цепи, значит, Рой вышел из своей будки. Представляю, как он, нагнув голову и выглядывая через щель под воротами на улицу, принюхивается и вслушивается в темноту. Нестройные голоса в ночи прервались отчаянным лаем. Рой, гремя цепью и взахлеб лая, бегает вдоль забора, бросается на ворота. Голоса ближе. Рой разрывается на части! Знаю… знаю, мой хороший! Ты не любишь пьяных… Тот тоже был пьяным…
____Был…
____В трещинах разбитого триплекса застряло немного его волос и следы крови. Разбита фара, помято крыло и край капота. Удар был сильным…
____Почему?… Почему именно мы?… Куда и зачем он шел один, в темноте, по пустой зимней дороге? Почему шарахнулся наперерез?… Может, хотел, чтобы мы его подвезли? Может, замерз?
____Хотел… замерз… Жуткий страх пробирает от этих слов, от неизвестности и неопределенности завтрашнего дня.
____Завтра… стекло… кузов… краска… кровь… наши следы там, на дороге… О Господи! За что?
____Правая рука медленно скользит по столу. Вот он! Холодный и стеклянный. Зажмуриваюсь и, глубоко вдохнув, выпиваю не закусывая.
____Завтра… Завтра… Завтра…
 

____- Тебе надо лечь на дно… на пару недель, - нарушает тишину Гена. Не открывая глаз, он вытягивает ноги и наваливается спиной на стену.
____- Зачем?
____- Затем. Искать будут.
____- Ну и что.
____- А то! – он приблизился ко мне и схватил меня за ворот куртки своей огромной ручищей. – Не ты, я б тут не сидел. Не я был за рулём, моя хата с краю, и не было меня там. А тебя я не могу бросить, понял!... У тебя есть труба?
____- Какая?
____- Любая, железная, или лом?
____- Зачем?
____Вместо ответа он впился в меня глазами.
____- Ты совсем плохой… тебя колотит. Ну-ка, встали!
____- Куда?
____- Пошли, стекло надо выбить и выбросить.
____- Что, сдурел!
____- Скажешь в случае чего, что машину угнали и разграбили.
____- Не дури!
____- Пошли, сказал! Машина без стекла – это лучше, чем следы крови. – Он силой вытолкал меня на двор. Рой, проявлявший радость при любом моём появлении на дворе, громко залаял.
____- Тихо! Перестань! Тс-с-с… - скомандовал я и приложил палец к губам. Рой сел и, склонив голову на бок, с любопытством стал наблюдать за нами. – Надо вынуть аккуратно. Разобьем – потом до утра осколки не соберём.
____- Сейчас на морозе ты вытащишь аккуратно!
____Я принялся за дело. Руки не слушались. В темноте трудно было разглядеть инструмент и детали кузова. При первой же попытке я поранил свою руку отвёрткой. Гена отстранил меня.
____- Иди, промой дома. Ещё не хватало тут твоей крови.
____Когда я вернулся назад с незатейливой повязкой на кисти руки, лобовое стекло и резиновый уплотнитель уже лежали на снегу, а Гена с яростью вырывал магнитолу "Гродно" со своего законного места.
____- И куда мы это всё денем?
____- Я унесу и зарою где-нибудь в снегу.
____Мы затолкали мою "разграбленную копейку" под навес и накрыли брезентом. Гена подхватил всё то, что снял с машины. Хлопнула калитка, затем послышался скрип снега под ногами уходящего человека. Рой спокойно отреагировал на это, так как Гена был ему хорошо знаком и по одежде… и по запаху. И только когда за мной захлопнулась входная дверь, принялся тихо скулить.
____Хмель давал знать о себе – мысли стали сбивчивыми, неясными, нарастало чувство тревоги, я заметил, что меня, действительно, трясёт. Несильная дрожь во всём теле периодически сменялась значительными неконтролируемыми сокращениями мышц в конечностях и в плечевом поясе, что выглядело и ощущалось, как нечто похожее на судороги. Сказывалось и охлаждение организма на морозе, и сильное нервное потрясение. Я приблизился к печке и стал греть руки над плитой. Через круглое отверстие было видно как над углями, раскалёнными до красна, колыхались едва уловимые голубые язычки пламени. Вскоре дверь распахнулась, и на пороге появился Гена.
____- Я всё припрятал, до весны никто не найдёт. – Пройдя на кухню, он поставил на стол бутылку самогона. – У Вальки взял… в долг.
____- Зачем?
____- Затем! Затем, что ты совсем плохой! Ты посмотри, как тебя трясёт! – Сорвав зубами полиэтиленовую пробку, он наполнил оба стакана до краёв. – Пей!!!
____- Гена, я не смогу.
____- Сможешь! Надо чтоб ты болел завтра с похмелья, так меньше подозрений.
____- Зря всё это.
____- Пей, я сказал! – он зло посмотрел на меня и я, немного помедлив, крупными глотками опорожнил стакан. Самогон был паршивым, и меня тут же стало подташнивать.
____- Только попробуй! – пригрозил Гена. Я взял со стола кусок колбасы, отправил его в рот и стал медленно жевать, пытаясь перебить ужасный вкус и запах самогона. Справившись с приступами тошноты, я сел на табурет и опёрся плечом на стену. Гена к этому времени опорожнил свой стакан.
____- Завтра с утра пораньше сваливай из города куда хочешь, и две недели не появляйся. Понял!? Что у вас в цеху?
____- Ничего, - промямлил я.
____- Колька где?
____- Неделю уж не просыхает… цех закрыт… печь не топлена… может и трубы уж разморозило, и доски растащили…
____- Да кому они … нужны, доски ваши?!
____- Да хотя б на дрова!
____- Ишь ты! Ожил! Ладно, через две недели появишься, зайди ко мне… лучше по темноте. Ты меня не видел, я тебя тоже. Твоей вины здесь нет, запомни! Нет! Он сам виноват!
____- Не-е-е-е-е, - протянул я, чувствуя, что тело моё становится ватным и язык перестаёт слушаться.
____- Что ещё?!
____- У меня собака… Рой… мой хороший… кто его покормит без меня… зима ведь…
____- Ничего с ним не случится. Отпустишь с цепи – он сам найдёт. Это же собака! Я иногда закину хлеба кусок – не сдохнет. Ты всё понял?! – и, не дождавшись ответа, подвёл итог разговору: Всё! Я пошёл.
____В коридоре его качнуло, и он плечом сорвал вешалку с гвоздя – вещи полетели на пол. Выругавшись от души, он некоторое время собирал вещи, после чего вышел и, хлопнув калиткой, растворился в темноте.
____
____***
____
____Сколько прошло времени, я не знал. Очевидно немного, ибо на улице ещё не рассвело. Я лежал на полу на кухне, рядом валялись пустые бутылки. Табурет лежал на боку – похоже, я свалился вместе с ним, когда уснул. Огонь в печи погас, и хотя немного тепла в ней ещё оставалось, в помещении стало прохладно. Я поднялся с пола и зажёг свечку. Её неровный колеблющийся свет вновь наполнил комнату. Чувство тревоги и страх захлестнули меня с новой силой. Что делать? Пойти признаться, или действительно свалить из города. В памяти начинают всплывать обрывки вчерашних событий: тело сбитого человека на дороге, снятое стекло, вырванная с мясом магнитола, водка, самогон. От этих мыслей меня вновь стало подташнивать. Я попытался присесть и ощутил тупую боль в бедре. От холода мною вновь стала овладевать дрожь. Угля нет, надо идти за углем. Дров тоже нет. Всё же разморозит… Как только преступники переживают подобные события… Что!? Да… я преступник. Я скрылся с места происшествия, не оказав пострадавшему помощи. А может быть он выжил бы? Да нет… такой удар… Но ведь он сам! Да… сам… а я всё равно, выходит, преступник, и мне светит тюрьма. А может, он был последним подонком? Может… а может нет. Хорошо, ладно… а так что? Не тюрьма? Жена ушла, жизнь – дерьмо, света нет, вода через раз – сиди и топи печку, как в каменном веке. Работы нет, а есть, так гроши платят. Кругом пьянь, мразь, смрад. И никому не нужна моя специальность геодезиста в этих забытых богом местах… Это не жизнь, конечно, но и туда я не хочу.
____Собрав остатки денег, я одеваюсь, выхожу из дома и запираю дверь. Рассвет только начинает брезжить. Покормив Роя, я отцепляю его, и тот пулей срывается на улицу обследовать и метить свою территорию.
____- Я вернусь, - проговорил я вполголоса.
____Словно услышав, и поняв мои слова, пёс остановился, оглянулся на меня, навострив уши, и вновь бросился вдоль забора изучать метки.
____Приняв решение уехать в Н-ск к тётке, я направляюсь пешком на автовокзал. В окнах домов зажигались огни – где электрические, где нет. Снабжение электроэнергией и водой, а также транспортное обслуживание частного сектора в нашем небольшого размера городе трудно было объяснить с позиций здравого смысла, но все к этому давно привыкли, никто не возмущался и не жаловался. Состояние моё не было ужасным только потому, что ещё не весь алкоголь вышел из меня и продолжал оказывать на меня своё волшебное действие – боли не ощущались, все чувства были притуплены. И, тем не менее, идти пешком четыре километра до автовокзала было занятием не из приятных. Но выносливости мне всегда было не занимать, и я монотонно шагал и шагал вперёд, слыша как под валенками скрипит снег.
____Автовокзал был почти пустым, и я без труда взял билет на формирующийся автобус. Мне удалось это сделать ни разу не наткнувшись на дежурного милиционера. Выйдя через железную заиндевелую дверь на посадочную площадку, я увидел, что посадка уже заканчивается. ЛАЗ-695 встретил меня теплом своего салона. Что и говорить, система отопления у этой машины добрая. Жаль вот сиденья не располагают к продолжительной поездке. Пять часов тряски по нашим дорогам, не прислонив никуда головы, не радуют никого, тем более что по моим предположениям, часа через два-три у меня должен был начаться отходняк.
____Зарычал двигатель ЗИЛ, водитель, лихо размахнувшись рычагом, с ударом воткнул передачу и автобус начал своё движение. Пройдя без остановки весь город по Садовой, он свернул на Южное шоссе и, миновав пост ГАИ, вскоре покинул пределы города. Проезжая мимо поста ГАИ, я увидел на площадке, огороженной сеткой, десятка два искорёженных или порванных в клочья автомобильных кузовов. Редкий из них язык поворачивался назвать машиной. Занесённые снегом, они покорно ждали уготованной им участи. За некоторыми из них хозяин не придёт никогда… Эти мысли вмиг промелькнули в моей голове, но я тут же стал заставлять себя думать о другом и, не найдя ничего лучшего, стал просто смотреть на придорожные сугробы и пытаться найти сходство в их форме с медведями, собаками и другими представителями животного мира.
____Когда через час автобус прибыл в Сосновку, я почувствовал, что у меня назрела потребность посетить "места уединённые". Водитель объявил о том, что стоянка пять минут и ушёл с путёвкой к диспетчеру станции. Из автобуса вышли несколько мужчин, прикуривая сигареты ещё в его салоне. Я вышел следом. Стоя рядом с ними и чувствуя себя относительно уверенно, я всё же не решился зайти в здание станции, опасаясь наткнуться там на дежурного милиционера. Такая встреча была противопоказана мне категорически. Понимая, что драгоценные минуты уходят, я обошёл здание автостанции и направился к чахлой лесопосадке, начинавшейся метрах в пятидесяти. Территория была порезана на части несколькими тропинками и основательно загажена разного рода мусором. Выбрав подходящее место, я обернулся и с ужасом увидел, что в мою сторону не спеша направляются два человека в милицейской форме. Я почувствовал, как кровь застучала в висках, и всё тело обдало жаром. Времени на размышления у меня не было. Моя левая рука нащупала в кармане полиэтиленовый пакет. Я достал его, расправил и, наклонившись, поднял со снега пустую бутылку. Счистив с неё снег рукой, я опустил её в пакет, стараясь не смотреть в сторону приближавшихся людей. Это была бутылка "с винтом", которые не принимают, но это было не важно – спектакль был начат. Вторая и третья бутылки легли рядом с первой, издав при этом характерный стеклянный "звяк". На моё счастье место, которое я собрался использовать для своих целей, чуть раньше, видимо вчера вечером, было использовано какой-то тёплой компанией для пикника, после которого здесь остались бутылки, огрызки, объедки. Уложив в пакет штук пять бутылок, я поднялся и посмотрел назад. Милиционеры стояли и молча наблюдали за мной шагах в двадцати. В этот момент я услышал сигнал автобуса – водитель призывал пассажиров занять свои места. Моё напряжение усилилось – автобус мог уехать, не дожидаясь меня, а бежать к автобусу я не мог. Через несколько секунд бессловесных гляделок один из милиционеров сплюнул в мою сторону и закурил сигарету. Обменявшись несколькими фразами между собой, они не спеша пошли в сторону автостанции. Автобус подал трехкратный сигнал, и я увидел, что он тронулся, выехал с площадки на дорогу и стал набирать скорость.
____
____***
____
____Прожив всю жизнь на одном месте и немало поездив по окрестностям, я неплохо знал место расположения городов, посёлков, а также дорог – автомобильных и железных. После фиаско на автостанции в Сосновке для меня стало ясным, что быть вторично обнаруженным здесь для меня смерти подобно. Вытряхнув бутылки на снег и упрятав пакет в карман, я двинулся по лесопосадке в направлении 24-го разъезда, который располагался в восьми километрах от Сосновки, где я намеревался сесть на проходящий поезд до Н-ска, который останавливался там на одну-две минуты. Примерно через три километра я вышел на просеку. На укатанном плотном снегу, излишки которого были отброшены трактором направо и налево, нетрудно было заметить следы машин и саней. Это была одна из дорог, ведущих к разъезду. Сориентировавшись, я выбрал направление и пошёл по дороге. Я подумал о том, что правильно сделал, что оделся потеплее, и что надел валенки. 25-градусный мороз меня не брал, а безветренная погода благоприятствовала комфортному состоянию открытых частей тела. Хотя… слово комфорт для меня сейчас было совершенно неуместным. Из меня выходили остатки хмеля, стало ощущаться чувство голода – я не ел уже сутки. На лице вылезла щетина и изредка цеплялась за поднятый воротник пальто.
____Сзади послышались отдалённые крики и свист. Я резко обернулся. Вдали на дороге показалась лошадь, запряжённая в сани. Ямщик лихо погонял лошадь, и та резво несла его по гладкому укатанному снегу. Поравнявшись со мной, мужик остановил лошадь. Полосатый тельник выглядывал из-под расстёгнутой на одну пуговицу фуфайки, шапка на затылке, красное, разгорячённое лицо, глаза, излучавшие неуёмную энергию. Весь он был какой-то огнедышащий, мне показалось, что от него шёл пар. Внимательно рассмотрев меня, он сделал серьёзное выражение лица, затем, слегка прищурившись, спросил:
____- Беглый, однако?
____Я замер в растерянности. Его неожиданное появление и столь же неожиданный вопрос застали меня врасплох. Я стал лихорадочно соображать, что ему ответить, переводя взгляд с него на лошадь и обратно. Мужик вдруг начал хохотать надо мной, совершенно не сдерживаясь.
____- Ты что, анекдот этот не знаешь? Про чукчу? – спросил он, прослезившись от смеха.
____- Не знаю, - ответил я и сглотнул слюну.
____- Чукча шёл с ружьём по лесу, встретил геолога – начальника геологоразведочной партии – и спрашивает: "Беглый, однако?" Тот отвечает: "Нет, я начальник партии", - и пошёл дальше. Чукча поднимает ружьё и бабах ему в спину! "Беглый, однако. Начальник партии у нас Андропов".
____Мужик опять залился смехом. Всё ещё теряясь в догадках и сомневаясь, я с трудом выдавил из себя:
____- Я тоже геодезист… по специальности.
____Мужик расхохотался пуще прежнего.
____- Так вы с тем начальником из одной партии?
____- Хватит ржать, а!!! – резко и неожиданно для себя отрезал я.
____Мужик остановился, но улыбаться не перестал.
____- Я всё понял: ты не беглый, - он указал пальцем на меня, - я – не чукча, - он ткнул пальцем себя в грудь. – Ну и видок у тебя, - продолжил он после небольшой паузы. – На разъезд что ли?
____- Да.
____- Садись, подвезу.
____Я завалился в сани, мужик присвистнул, натянул поводья, и лошадь понеслась дальше по дороге.
____- Рано ты вышел, - продолжал разговор мужик.
____- Почему?
____- Поезд-то через два с половиной часа будет.
____- Подожду.
____- Не местный что ли? – продолжил мужик и мне его интерес перестал нравиться совсем. Я промолчал, а тот, выдержав паузу, продолжил. – Да мне-то всё равно. Ты вот что, зайди в будку к Михалычу, увидишь там. У него тепло, и чаем он тебя напоит, - и, посмотрев на меня, добавил, - бесплатно.
____- У меня есть деньги, - вставил я.
____- Понятное дело, - многозначительно сказал мужик и опять прикрикнул на лошадь.
____Поблагодарив мужика, я вышел к путям. Было совсем тихо. Несколько служебных строений под крышами, заваленными снегом, казались безжизненными. Одно из них, однако, было с трубой, из которой шёл дым. Я открыл дверь и шагнул. Помещение, судя по всему, было складским и было заставлено инвентарем, похоже предназначенным для проведения профилактических и ремонтных работ на путях.
____Михалыч был далеко не молод и производил впечатление умудрённого жизненным опытом человека. Оглядев меня, но даже не спросив как зовут, он напоил меня горячим чаем с пряниками, после чего я несколько воспрянул духом.
____- Может поспишь? Пара часов у тебя имеется в запасе.
____- Нет, я не усну. – Я прислонился головой к стене и стал смотреть сквозь проталины на оконном стекле.
____- Как хочешь. А то бы поспал. Вид-то у тебя утомлённый, глаза грустные. Бывает, иногда ко мне заходят люди, я всегда рад доброму человеку…
____Дальнейших слов его я не слышал, потому что уснул сидя на стуле и проспал так ровно два часа.
____- Слышь, боец, вставай! Поезд твой подходит, - разбудил меня Михалыч. – И народ подсобрался, надо место занимать. В общий пойдёшь?
____- Да, в общий, - я встряхнулся от сна и заглянул в окно. На перроне, переминаясь с ноги на ногу, стояли человек пятнадцать. Поблагодарив Михалыча за тёплый приём, я вышел на улицу и присоединился к другим желающим уехать. Все они стояли достаточно кучно – похоже, что знали место остановки общего вагона. А мне это было на руку – среди пятнадцати человек на меня никто не обратит внимания.
____Приход поезда и штурм общего вагона произошли точно по графику. Я предложил женщине помощь - занести в вагон чемодан, благодаря чему покинул перрон не самым последним. Однако присесть никуда не удалось – свободных мест в вагоне не было. Пройдя из конца в конец, я увидел, что даже на некоторых верхних полках было по два человека. Кто-то стоял, кто-то просил опустить боковые столы, чтобы сделать их сидячими местами. Я вышел в тамбур. Стоять предстояло часов пять-шесть. Поезд уже набрал скорость, когда мне в голову пришла мысль заглянуть в соседний вагон. Я открыл дверь, потом вторую, третью… В вагоне не было никого. Это был купейный вагон. Его коридор от начала до конца был застелен дорожкой, на окнах белые занавески. Я простоял без движения, держась за ручку двери, минут пять – ни один человек не появился в коридоре, ни один звук не навёл меня на мысль, что в вагоне кто-то есть. Я прошёл по коридору и потянул за ручку первого купе – дверь открылась. В купе тоже не было никого. Я вошёл, запер дверь изнутри и сел на мягкое сиденье. В купе было пусто, чисто, тихо. Только колёса на стыках отстукивали свою песню "та-та, та-та… та-та, та-та…"
____События вчерашнего и сегодняшнего дня нарушили привычный их ход, лишили меня ощущения относительного покоя и уверенности. Голова была заполнена хаосом плохих и очень плохих мыслей. Я убедился в справедливости слов – "нет хуже, чем ждать и догонять". Мои мысли прервал шум в коридоре. Я услышал шаги. Кто-то дёрнул ручку двери, но замок не позволил ей открыться. Ещё рывок – дверь закрыта. Послышалась возня в замке. Ясно – это проводник пытается открыть замок своим ключом… и это ему удаётся. Я ловлю себя на мысли, что моё состояние настолько плохое, что эти попытки проводника открыть дверь и возможные последствия этого меня совершенно не беспокоят. Я молча и спокойно наблюдаю за движениями ручки и двери. Открыв замок, проводник сдвинул дверь, но только до внутреннего фиксатора. Подёргав дверь несколько раз, он закрыл её. После этого никаких звуков в коридоре до самого Н-ска я больше не слышал.
____Столь длинная дорога, даже в комфортабельном купе, показалась мне пыткой. Я не мог уснуть, так как поспал у Михалыча, и не мог уйти от ужасных мыслей и картин дальнейшего развития событий, которые мне рисовали моя фантазия и интуиция. Когда за окном замелькали строения в пригородах Н-ска, я решительно встал, резким движением открыл дверь, прошёл по коридору и вернулся в общий вагон. Развязка моего неоплаченного проезда в поезде обещала быть благополучной. Я сам себе не мог ответить, почему я не заплатил ни тому, ни другому проводнику положенную таксу, ведь деньги у меня действительно для этого были.
____На перроне было немало людей: встречающие, грузчики, водители такси. Я обогнул здание вокзала по улице и вышел на привокзальную площадь. Господи! Да кончится эта дорога когда-нибудь, или нет! Мне предстояло проехать ещё километров десять через город на его другой конец. Стемнело. В окнах домов зажглись огни. Автобус был уже заполнен под завязку, но водитель не трогался с места – график! Наконец мотор запущен, двери закрыты, ЛиАЗ начал движение. Примерно в середине пути, на одном из подъёмов, его скорость снизилась чуть ли не до скорости пешехода. Двигатель надсадно выл и едва тащил переполненный автобус в гору. Один из подвыпивших мужичков, которому посчастливилось занять сидячее место, тут же прокомментировал это:
____- Да что он там! Сцепление пожгёт.
____Народ никак на это не прореагировал. Все по очереди шмыгали носами. У некоторых в кармане оказался носовой платок. Казалось, что в салоне было ещё холоднее, чем на улице.
____- Фирадо сгорит нафиг! – не унимался мужик.
____После такого прогноза в разговор встрял молодой парень в тулупе:
____- У него нет сцепления.
____- Чего!? – возмутился мужик.
____- У него нет сцепления, - повторил парень.
____- А как же он едет тогда?
____- Как обычно, по двадцатому маршруту.
____- Чего!?
____Их спор то разгорался, то стихал всю оставшуюся часть моего пути. И только когда я вышел из автобуса на своей остановке, я перестал быть его свидетелем. Пошёл лёгкий снежок, и стало чувствоваться потепление. Один километр пешком до тёткиного дома показался мне сущим пустяком по сравнению с тем, что ему предшествовало. Стучу в дверь.
____- Кто там?
____- Я, тёть Ань!
____Безошибочно отличавшая меня по словам и по голосу, моя тётка открыла дверь.
____- Ты чего это среди недели? Один что ли?
____- Один.
____- Ну, проходи. То всё с Генкой приезжал.
____- Настя у него приболела, не поехал.
____- Ну вот!
____- Да так, простыла немного.
____- Большая уж наверно?
____- Пять лет.
____Когда я вошёл в дом и предстал перед тёткой на свету, она пришла в ужас:
____- Господи! Ты откуда такой!?
____- Из дома.
____- Ты посмотри на себя. Весь чумазый, небритый. Пальто-то где порвал? – она взялась рукой за полу моего пальто, и я увидел, что немалой величины кусок ткани оторван.
____- Не знаю, зацепился где-то.
____- Что у тебя случилось?
____- Ничего.
____- Я же вижу по глазам.
____- А что глаза?
____- Впали они у тебя и погасли. Сколько можно жить одному, да ещё в такой глуши. Я всегда была против вашего с Олей развода. Хорошая женщина была, и чего вы с ней не поделили?
____- Вот женщиной она как раз и не была, - вяло возразил я, снимая с себя валенки.
____- Что ты понимаешь!?
____- Да, действительно.
____- Куда ты влип на этот раз?
____- Никуда, тёть Ань, ну не ругайся, я устал, как… как не знаю кто.
____- Подрался что ли?
____- Да! – подхватил эту версию я и сел на стул, преданно глядя на тётку. – У тебя супчик есть?
____- Есть. Я и смотрю, рука перебинтована. Ты собаку на кого оставил?
____- Гена присмотрит.
____- Ох, артист! – Тётка загремела тарелками и вскоре передо мной стояла тарелка с горячим супом, который я всегда обожал, а сейчас он был для меня волшебным всёизлечивающим снадобьем. Поужинав, я отправился на диван.
____- Ты надолго?
____- На две недели, - успел ответить я, засыпая на подлёте к подушке. Её ответ я уже не слышал.
____
____***
____
____Тётка моя жила одна уже несколько лет. Две взрослые дочери вышли замуж и разъехались по разным городам, потом не стало мужа. Я периодически приезжал к ней в гости, помочь по хозяйству, попариться в баньке, сходить на рыбалку. У нас были хорошие родственные отношения.
____На утро я обнаружил, что пока я спал, одежда с меня была снята, постирана и уже высохла.
____- Теперь тебя надо отскабливать, грязью зарос, - объявила тётка. – Баня готова, полотенце вот, шагом марш!
____- Тёть Ань, ты золото! – поблагодарил её я.
____- Ладно уж, иди.
____Когда я обулся и собрался выйти из дома, она окликнула меня:
____- Постой… Тут Вовка из четырнадцатого дома интересовался тобой.
____- Вовка?
____- Да.
____- Он же сидит вроде.
____- Освободился.
____- Ему же пятнадцать лет дали!?
____- А ты посчитай, когда это было. Ты бы держался от него подальше. У тебя самого всё не слава богу.
____- Как он узнал?
____- Я пальто твоё чистила на улице…
____- Ладно, тёть Ань, всё будет хорошо, - заверил тётку я, стараясь придать своим словам и интонации убедительность, затем открыл дверь и шагнул за порог. На пути от дома до бани меня окликнули:
____- Братан, здорово!
____Я пригляделся и узнал в человеке Вовку – здешнего пьяницу и дебошира, которого пятнадцать лет назад посадили за убийство.
____- Здорово, - ответил я.
____- Узнал?
____- Узнал.
____- Заходи в гости.
____- После бани зайду, - ответил я, и, открыв дверь, нырнул в тёткину баню.
____В моей памяти стали всплывать события пятнадцатилетней давности. Тогда из мест лишения свободы в очередной раз вернулся Мишка Климов, который провёл там за несколько ходок в общей сложности двадцать четыре года. Пьяное братство не знает возрастных ограничений, и компания из Мишки, Вовки и их друга с соседней улицы, имя которого я уже не мог вспомнить, не давала покоя соседям своими непрекращающимися пьянками. В один из дней им в магазине на сдачу дали лотерейный билет. Всё бы ничего, но вскоре выяснилось, что на этот билет выпал выигрыш – цветной телевизор "Радуга" стоимостью семьсот рублей. Компания была бесконечно рада, но не тому, что перед ними замаячила реальная возможность смотреть цветные телепередачи, а тому, что выигрыш можно было получить немедленно на почте деньгами и на них купить невообразимо большое количество водки. Пьянки приобрели новый размах. В одной из них авторитет Мишка выгнал собутыльников из дома и запер дверь. Те посчитали это несправедливым и стали взламывать её топором. Мишка возмутился и, намереваясь показать кто есть кто, открыл дверь… но получил удар лезвием топора в голову.
____"А он неплохо выглядит после отсидки", - подумал я, - "пятнадцать лет – это немало. Интересно, а сколько лет могут дать за то, что сбил машиной человека?... Нет! Только не это!" – Я плеснул ковш воды на камни и яростно начал хлестать себя берёзовым веником, задыхаясь в густом горячем пару. Тело горело, казалось, не только снаружи, но и изнутри. Но я, стиснув зубы, продолжал хлестать себя изо всех сил.
____Этот мой приезд к тётке был почти таким же, как предыдущие. Я переделал немало дел по дому, два раза истопил баню и напарился досыта. Тётка привела в порядок мою одежду, и была довольна всем, только в глазах её я видел тревогу за меня. Она чувствовала, что про болезнь Насти и про драку я ей соврал, что причина моего неожиданного приезда в чём-то другом.
____Через неделю я принял решение возвращаться домой. Если на меня вышли, то уже кто-нибудь непременно побывал у меня и опросил соседей. Тогда скрываться бессмысленно. Состояние неопределенности стало тяготить меня всё больше. Стало необходимым разрешить её, и я был уже согласен на любой исход. Сборы были недолги.
____- Сообщи, как доехал, ну и вообще…
____- Я письмо напишу.
____- Напиши, … только не забудь.
____Попрощавшись, я направился к автобусной остановке. Мороз после недельной послабки, кажется, опять начал крепчать. Я шёл, ни от кого не скрываясь, и не пряча своего лица. Дальняя дорога, хоть и была без приключений, но опять отняла у меня весь день, и к своему дому я вернулся затемно. Рой встретил меня отчаянным лаем. Всякий раз, когда я возвращался после отлучки, он неистовствовал, показывая мне свою радость. Он то прыгал на меня, норовя лизнуть в лицо, то носился по двору из конца в конец. Все мои попытки угомонить его, приласкать, погладить – всегда были бесплодными. Я достал из кармана свёрток с бутербродом, который привёз ему от тётки, развернул и протянул перед собой. Рой тут же выхватил его и проглотил, кажется, целиком. Я открыл дверь, вошёл в дом и включил свет. Здесь было всё, как в день моего отъезда, только холодно. Я выгреб золу из печки, принёс уголь, дрова и затопил печь. Через пятнадцать минут плита стала красной, через полчаса в доме стало ощущаться тепло. Добрую печку мы сложили с Геной в своё время. Я прибрал разбросанные вещи и навёл порядок. Услышав как Рой подпрыгивает к окну и скребёт когтями по стене, я открыл дверь и впустил его. Тот пулей влетел на кухню и стал обнюхивать углы.
____- Ты не забыл наш уговор? Меток твоих мне здесь не надо, понял?
____Рой разинул пасть и завилял хвостом. За неделю моего отсутствия он, кажется, не изменился. Всё та же блестящая шерсть, сильные лапы, карие глаза. Наверно Гена его подкармливал. Надо сходить к нему. Сейчас вот накормлю собаку и пойду схожу. Я достал из кармана пальто кусок колбасы, хлеб и положил на пол. Рой тут же набросился на колбасу, но, проглотив один кусок, замер в ожидании игры – я иногда поддразнивал его во время еды, и тот скалил зубы, рычал, шерсть его вставала дыбом. Но сегодня я не принял его игры.
____- Ешь, ешь, мой хороший.
____Рой управился с колбасой, схватил хлеб и направился к двери.
____- Пошёл закапывать?
____Рой вилял хвостом.
____- Ну, тебе виднее, - я выпустил его на двор и закрыл дверь. Надо идти. Весь путь пять минут. Значит через пять минут Гена скажет мне что и как. Через пять минут… надо идти… уже темно… всё, как он просил… правда, вернулся я раньше. Боязно, но надо. Я поднимаюсь со стула, надеваю пальто и выхожу из дома. Рой провожает меня только до следующего двора. Собачье чутьё подсказывает ему, что я здесь, рядом, что я никуда не уйду.
____Кнопка звонка у ворот вырвана с мясом. Кому интересно она помешала. Я стучу в ворота - никто не откликается, я стучу громче – никого. Я ещё громче. Через какое-то время на крыльцо дома выходит Татьяна – жена Гены. Увидев её, я почему-то растерялся, как будто забыл к кому пришёл и зачем. Меня охватило чувство тревоги, и с уровня подсознания стали вырываться наверх какие-то ужасные мысли, существо которых мне было не понятно, но они наводили на меня непонятный, неосознанный страх, и я закричал:
____- Таня! Это я! Открой!
____Татьяна не спеша подошла к воротам. Когда она открыла их, я увидел на её голове чёрный платок и заплаканные глаза. Меня бросило в жар, кровь застучала в висках.
____- Ты где был!? – спросила она и тут же расплакалась.
____- Таня, что случилось? Где Гена? – попытался начать разговор я.
____- Ты где был! Я тебя спрашиваю! Ты где был всё это время!!! – Она подошла ко мне вплотную и стала лупить меня обеими руками. Я попытался взять её за руки, но она вырвалась, ухватила меня за воротник пальто и стала трясти. – Где ты был!?
____- Таня, успокойся, что случилось? Где Гена?
____- Нет больше Гены, - она опустила руки, повернулась и, всхлипывая, пошла к дому. Её слова нанесли сокрушительный удар по моей психике, я почувствовал, что теряю самообладание, что ноги мои подкашиваются. Я не мог предположить, я не ожидал, я не хотел верить, и ничего не мог понять. Справившись в какой-то мере с потрясением, я последовал за ней и вошёл в дом. Татьяна сидела в комнате за столом, рядом с ней была Настя, которая то обнимала её, то укладывалась к ней на колени. На столе стоял портрет в чёрной рамке…
____- Ты можешь мне сказать, где ты был? – продолжала она.
____- Я был у тётки в Н-ске, - ответил я и, желая узнать страшную правду о друге, повторил свой вопрос:
____- Таня, что случилось?
____Но словно не слыша меня, она повернулась ко мне и спросила:
____- Что у вас с ним случилось? Почему ты исчез?
____- У нас ничего не случилось, - оправдывался я.
____- Вы были с ним вместе весь день, и он пришёл от тебя чуть тёплый.
____- Он от меня нормальный уходил.
____- Нормальный?! С твоим ботинком на одной ноге?
____- Почему ты решила, что с моим, - спросил я и тут же пожалел.
____- А то ты не был у нас ни разу!
____- А дальше что было?
____- Ничего! Спал до утра… А с утра опять стал пить. Пил до самого вечера… молча.
____- А потом?
____- Поздно вечером молча собрался и ушёл. Я думала, к тебе пошёл, думала вы с ним поругались, не стала вмешиваться.
____- Вернулся?
____- А утром нашли его под забором замёрзшим. Кто-то пырнул его ножом, сняли куртку и брюки, - она разрыдалась с новой силой, положив голову на руки. Настя обняла её за голову.
____- Таня, у нас не было ссоры. Мы были друзьями всегда, ты знаешь. И уезжал я совсем по другой причине. Я не могу тебе сказать по какой, но я найду этих подонков и отомщу, я клянусь.
____Я вышел из дома на улицу. В голове шумело. Я не мог поверить в то, что моего друга больше нет. Меня совершенно не волновала моя судьба. Предъявят ли мне обвинение по факту ДТП, предъявят ли обвинение по факту гибели друга, - мне было всё равно. Я думал об одном – найти во что бы то ни стало виновников его смерти и отомстить, отомстить жестоко.
____Скрипнула калитка и на улицу вышла пенсионерка Валентина, обеспечивавшая всю округу самогоном.
____- Объявился!
____- А я и не скрывался.
____- Я и смотрю, с собаками тебя тут искали. Колька тут чуть ворота не вынес у всех твоих соседей.
____- Милиция была?
____- А как же без неё.
____- Нет моей вины в этой смерти, тётя Валя, и подонков этих я найду. – Помедлив какое-то время добавил, - выпить есть?
____- Выпить-то есть, а вот надо ли тебе?
____- Надо! Друга не стало.
____- И что? Надо пить?
____- Я не знаю других способов не сдохнуть от переживаний.
____- Да уж, весёлой телепередачей себя не развлечёшь.
____- Не дашь, я в другом месте найду.
____- Это я знаю… Может спирта тебе дать? У меня есть, чистый. Деньги можешь потом отдать.
____- Неси спирт, деньги у меня есть.
____
____***
____
____Вернувшись домой, я некоторое время стоял посреди кухни совершенно трезвый, но оглушённый страшной вестью. К горлу подкатил комок. Я был на грани нервного срыва. Меня окружали знакомые предметы, но я их не узнавал. Мой взгляд неосмысленно скользил от одного предмета к другому. Наткнувшись на гирю часов, я немного пришёл в себя. Ходики на стене было некому заводить, гиря опустилась на пол, и ходики встали. Мне в голову пришла ещё одна страшная мысль: возможно, эти часы остановились в тот момент, когда перестало биться сердце моего друга. Да, на часах поздний вечер. О господи! Так ведь и рехнуться можно! Да что же это за жизнь!!! Куда что девалось? Почему всё так плохо?! Я со злостью ставлю бутылку спирта на стол и слышу, как Рой поплёлся в будку – он всегда чувствовал моё плохое настроение. Я поднимаю гирю и, качнув маятник, запускаю часы: тик – так – тик – так… Засыпаю уголь в печку и слышу, как он с треском начинает разгораться. В доме уже почти тепло. Открываю кран – оттуда с шипением вырывается воздух – труба была пуста несколько дней, и потому её не разморозило. Вскоре из крана полетели брызги грязной ржавой воды, потом пошла непрерывная струя, через несколько минут она стала почти чистой.
____Ещё одна страшная находка – на подоконнике лежит полиэтиленовая пробка, которую он сорвал зубами с бутылки самогона. Следы зубов на пробке отчётливо видны… Я открываю спирт, пододвигаю ближе два гранёных стакана и наливаю в один из них до краёв – как в прошлый раз, но, понимая то, что выпить стакан спирта я не смогу, разливаю его пополам на два стакана и доливаю воды до краев. Теперь всё в точности как в прошлый раз. Не делая паузы и не раздумывая, я большими глотками выпиваю адскую смесь из одного стакана. Уголь в печке разгорелся. Я сдвигаю кольца с плиты кочергой и наблюдаю за пламенем. Хмель разливается по телу…
____В памяти не отложилось, какое количество спирта я выпил. Я лежал на дворе… на снегу… на спине, и видел звёзды на чистом зимнем небе. Холод я почему-то не ощущал. Ко мне подошёл Рой и стал лизать моё лицо своим горячим шершавым языком. Я найду их… я обязательно их найду. Вот только день наступит и я их найду. Как медленно движутся мысли в голове и кажутся какими-то маленькими, как эти звёзды, маленькими, далёкими и непонятными. А звёзды движутся, и днём и ночью… Но не все видят это. Не все… А я вижу. Я многое вижу и многое знаю. Но я молчу. И мне становится всё теплее и теплее. Кажется, уже и светло стало. Нет. Это чьи-то лица надо мной. Кто эти люди? Почему они здесь? Что им надо от меня? Какие-то у них странные лица, я их не видел раньше. Они говорят о чём-то. Но всё это ничто по сравнению с тем, что знаю я. Ничто. А я их найду… я всё равно их найду… вот только день наступит…
-----------------------------------

© Goliaf, 2003 г.