Это было давно

Валентина Бутылина
    
 
 Давно хотелось мне побывать на кладбище в отчей  деревне Пеньковке Нижне-Ингашенского района, стертой уже с лица земли. Но, я слышала, что кладбище постоянно посещается нашими деревенскими. И встречаются они  в троицу или на родительский день, садятся вместе на лужайку и поминают ушедших земляков. В последний раз приезжал глухой Паша Лигеза с видеокамерой и все заснял и смонтировал видеофильм. Если учитывать, что деревню основал мой прадед Макар  Пеньков, то моей родни на кладбище лежит много. Правда, прадед сгинул в 50-е годы, увез его «черный воронок», и с концами. И где похоронен, неизвестно.

     Долгожданный случай представился. И в прошлом году попали мы на это кладбище, проехав, о чудо, по сохранившейся ухабистой дороге мимо остовов брошенных деревень. Мы приехали в микроавтобусе. За рулем  машины мой сын. Пассажиры - моя тетя  с сыном Виктором и невесткой Любой, я и моя сестра Людмила. Постояли, посокрушались, что вокруг ничего не напоминало о том, что рядом  когда-то была  наша деревня Пеньковка... На ее месте  все заросло лесом и высокой травой. Через дорожные ухабы, густо переплетенные травами, перешли  на кладбище.

  Я бы сказала, что меня поразила тишина, какой-то вековой покой. Святость витала над кладбищем. 
  На могилках и между ними спокойно росли семейства съедобных грибов. Мы разбрелись. Кладбище небольшое. Чувствовалась старина, и  кресты совсем другие, и памятники. Порядок, хоть деревня не существовала почти сорок лет, а кладбища это и не коснулось. Через какое-то время мы объединились и стали вместе обходить могилки. Маша, младшая сестра отца, еще помнила многие трагические истории. Тут с удивлением я обнаружила, что похоронено много молодых. Вот вечно восемнадцати летний Ваня Бровкин, отравившийся самогонкой. Я еще была в него влюблена. А  вот другая могилка, чистенькая, ухоженная. Остановилась я, пораженная. На меня смотрела с фотографии красивая девушка. Молоденькая, лет двадцати. Карие глаза такие живые! Дата смерти -1952 год. Белокурые волосы. «Маша, Маша!»,- вскричала я:« Что случилось с этой прелестной девушкой?». И услышала потрясающую историю о двух погибших девушках в деревне. Нина Крупенина, Варя Куртеева.  Им было всего по 20 лет.
         
  Маша с болью и состраданием  воспроизвела тот ужасный день. Из детских воспоминаний тети, проживавшей в одном селе с погибшими, получилось такое повествование.
 В послевоенные годы молодых девушек привлекали на лесозаготовки. Необходимы  были бревна, колья  под строительство амбара, подтоварника под зерно, для ремонта конторы, клуба, для изгородей. Девушки срубали дрючки со спиленных деревьев, такова была их работа. В тот злосчастный  день, строго по графику, ранним  летним утром заехал грузовичок из Ингаша, поднял девушек  из теплой постели. Девушки  ехали в кузове стоя, держась за кабину, никаких сидений не было приспособлено. Варя была хрупкой, нежной красавицей. А Нина Крупенина такой ладной, высокой, самой крупной среди них. Еще была третья девушка, Нина, вполне обычная, деревенская, среднего роста. Говорят, что всегда девушки пели по дороге на работу. До нужного места, в тайге, добираться километров двадцать. Дорога на лесосеку проходила через старый мостик речки Поймы. Когда заехали на мостик, на полном ходу вдруг обломились доски,  от резкого удара все три девушки вылетели из кузова, а две из них прямо под колеса машины. Третья девушка, Нина Бровкина,  упала в реку и чудом осталась жива. Колеса буксовали и  две девушки погибли, попав в эту западню между колесами и обломками досок.
 
    Вечером приехал грузовичок и остановился возле дома Нины Крупениной... Мама Нины сразу увидела его в окно. Но почему-то из  него никто не выходил.  Прошел час-другой. Тут надо заметить, что в  деревне не было своего грузовика. Он останавливался только, если привозили киномеханика. Один раз в месяц. Это было целое событие. Бригадир определял ему место ночевки. За это  приютившим бабушкам ставили трудодни.

  Поэтому мама девушки сначала  решила, что привезли киномеханика. И вышла только через несколько часов. И увидела, что в кабине почему-то сидит печальный  водитель, который, как мог сказал матери страшную правду, что в кузове лежит тело ее дочери. И что было потом, трудно описать. Эту трагедию переживала вся деревня. А Нина Бровкина осталась инвалидом, хромала всю жизнь из-за сложного перелома.
            Затем Маша продолжила рассказ о судьбе чудом спасшейся девушки.  Скоро она переехала  в Верхний Ингаш, там вышла замуж.  У нее родилась дочь. 
        Как здесь не подумаешь о какой-то  высшей силе, управляющей людскими судьбами.
       Мы вернулись домой. Долго я не могла забыть прелестное лицо Вари с фотографии. Как было жаль мне девушек. И какое облегчение на душе, что мы, посетившие старое  кладбище в первый раз, стали сопричастными  к истории  своей деревни, своим далеким предкам.