Нижегородский лохотрон

Сергей Владимирович Рыжков
____Необходимость поехать в командировку в Нижний Новгород возникла неожиданно и, поэтому, я счёл необходимым воспользоваться своей машиной. Старинный русский город, где я не был уже много лет, встретил меня доброжелательно. На въезде в город инспектор ГАИ, поинтересовавшись целью моего приезда, подробно рассказал, как мне добраться до цели, и даже нарисовал схему на листе бумаги. Планировка города сложилась исторически и совсем не похожа на планировку современных молодых городов, где всё строго параллельно и перпендикулярно. Улицы в Нижнем Новгороде длинные и извилистые, как русла рек. Вероятно, когда-то это были тропинки, затем сельские грунтовые дороги, по которым двигались гужевые повозки. Теперь это ровные асфальтированные городские дороги со светофорами и разметкой.
____С утра быстро и успешно завершив свои дела, я решил сделать душе небольшой праздник – посетить железный рынок, посмотреть там что почём и кто чем дышит. Рынок показался мне образцовым. Здесь всё заасфальтировано, огорожено и размечено. Имеется стоянка, где я без труда устроил свою машину и направился к входу.
____Перед входом стояли четыре-пять мордастых парней в чёрных очках и пристально всматривались в лица людей, входивших на рынок. Такого пристального взгляда был удостоен и я, от чего меня несколько покоробило. Когда я поравнялся с "черноглазыми", один из них вдруг обратился ко мне:
____- Мужчина, возьмите карточку для входа. Она бесплатная, но может быть и с выигрышем. При выходе отдадите её сотруднику в форме, - и он указал пальцем на прохаживавшегося рядом милиционера.
____Я взял карточку у мордастого и направился на рынок. Шрифт на карточке был очень мелким, и я со своим не очень острым зрением никак не мог разобрать, что на ней было написано. В какой-то мере она была похожа на таксофонную карточку. Вскоре меня окликнул женский голос:
____- Мужчина! Подойдите, я проверю Вашу карточку, возможно, она с выигрышем.
____Пытаясь понять смысл происходящих событий, я подошёл к женщине. Та развернула передо мной лист плотной бумаги, расчерченный на столбцы и строки. В каждой ячейке было что-то написано. Владелица этой "шахматки" быстро определила, что номер моей карточки 16 и на пересечении первого столбца и шестой строки нашла и огласила мой выигрыш:
____- Поздравляю! Вы выиграли 1000 рублей! Я могу выдать Вам выигрыш здесь же сразу, или аккумулятор подольского завода, на Ваш выбор.
____Я задумался. Она тем временем подозвала к себе молодую девушку, обладательницу такой же, как и у меня, карточки, которая тоже оказалась выигрышной! Вот оно – подлинное счастье!!! Женщина не умолкала:
____- Вы можете получить Ваш выигрыш прямо сейчас, или аккумулятор подольского завода. А можете продолжить игру, поставив на Ваш выигрыш. Вы ничего не теряете и ничем не рискуете, но Ваш выигрыш может стать больше. Вот только мужчина подошёл ко мне чуточку раньше, поэтому первое слово его.
____Стоп себе думаю, не дурак ли я? Лохотрон Казанского вокзала мы уже проходили, напёрстки тоже видели, и цыганка мне гадала… Где же это было видано, чтобы случайному прохожему за просто так на улице давали 1000 рублей!? И, сделав серьёзное выражение лица, я подхватил "игру":
____- Я, как игрок с результативным ходом, имею право на музыкальную паузу. – Я выжидательно уставился на женщину. Владелица "шахматки" опешила, мой ход оказался для неё неожиданным:
____- Но… у нас нет музыки…
____- Очень плохо! В таком случае, я отказываюсь от приза и выхожу из игры.
____Женщина взяла себя в руки:
____- Вы добровольно отказываетесь от приза?
____- Да. – Я повернулся и пошёл прочь.
____Судя по всему "игра" с молодой девушкой оказалась для неё более результативной, потому что когда, пройдя шагов двадцать, я оглянулся назад, то увидел, что молодая достаёт из кошелька деньги…
____Говорят, что на базаре два дурака: один продаёт, другой покупает. Может быть это так, а может и нет. В задумчивости я пошлялся по рынку. Здесь была вся номенклатура ГАЗа и почти ничего от ВАЗа. Ничего удивительного – город Волг, ГАЗелей и "газонов".
____На выходе с территории рынка я задержался. Взяв стакан кофе и какое-то кондитерское изделие, я стал краем глаза наблюдать за "игрой". Возле лохотронщицы стояли трое. Один мужик играл роль подсадной утки и должен был разжигать ажиотаж, но делал это он как-то лениво и неубедительно. Два других мужика были настоящими. Они уже запутались, кто кому и сколько денег дал, но женщина давала им чёткие ответы на все их вопросы. В конце концов, озадаченные, с ощущением проигрыша и с взаимными упрёками они пошли прочь с рынка. По отдельным словам и фразам, доносившимся до меня, я понял, что мужики подарили ей не то 800, не то 1800 рублей, что как то, так и другое мало приятно.
____Женщина засобиралась домой, базар подходил к концу. Как рабочий на заводе в конце смены убирает своё рабочее место, весит спецодежду в шкафчик, она как-то буднично и без суеты свернула свою "шахматку", пересчитала карточки, спрятала их в карман, осмотрелась по сторонам (не выронила ли чего) и удалилась в только ей известном направлении.
____И куда только смотрит милиция?! – это первое, что приходит в голову. Ну а куда же смотрят граждане? – ответит любой милиционер. Вопрос этот, по меньшей мере, дискуссионный. Скорее всего, гражданам не следует быть столь падкими на халяву, даже если голодно живётся, а государству не должно быть безразлично, что по стране, не скрываясь ни от кого, разгуливают банды мошенников, не силой, так хитростью отнимающих деньги у честных граждан.
____Красив Нижний Новгород. Если Вам доведётся там побывать, походите по его улицам, полюбуйтесь старинными строениями, посетите Нижегородский кремль, посмотрите, как Ока впадает в Волгу. Но если случайный прохожий предложит Вам 1000 рублей, вспомните о том, что деньги с неба не падают, их надо зарабатывать.