Своими мозгами думать очень трудно

Леонид Андреев 2
Когда-то очень давно я пошёл послушать лекцию одного известного профессора - активиста борьбы со лженаукой в СССР. В актовом зале Института биофизики АН СССР в Пущино на Оке собралось много народа. Я сидел в середине зала. Лектор говорил о "неправильном отношении к науке". В качестве примера он привёл тот факт, что многие учёные верят в наличие телепатии и пытаются понять причины этого феномена. "Если бы телепатия существовала, то это без сомнения были бы некие электромагнитные колебания, - сказал борец со лженаукой. - И можно не сомневаться в том, что мы давно бы их померили." Тут я почувствовал позывы к интеллектуальной тошноте, индуцированные незатейливой логикой борца со лженаукой, поднялся и стал быстро пробираться к выходу из зала. Я не очень верю в телепатию, хотя в моей жизни было несколько случаев, которые невозможно объяснить ничем иным, как лишь существованием телепатии. Но подобные примитивные, в марксистко-ленинском духе псевдо-интеллектуальные манёвры большого учёного ничего кроме отвращения вызвать не могли. Было ясно, что о телепатии он думал не своими, а чужими мозгами. Своими мозгами думать очень трудно и не все это могут.

У И. Ильфа в его записных книжках есть такое выражение: "У вас туманные представления о браке. Вас кто-то обманул." У довольно большого процента взрослого населения наличествуют весьма туманные представления о возможностях научной и общественной организации, и это по большей части не от того, что их кто-то обманул, а от того, что этот обман им самим весьма необходим. Им очень импонируют любые ипостаси неолицетворённого всемогущества, в том числе всемогущества науки и всемогущества различного рода проходимцев, управляющих обществом, поскольку на уровне подсознания им представляется, что, принадлежа к Homo sapiens, они имеют какое-то, пусть косвенное, отношение к этому всемогуществу. А всемогущество освобождает от необходимости регулярно думать.

Им весьма импонирует термин "демократия", который переводится с греческого как "власть народа", т.е. их власть, хотя на самом деле этот термин обозначает "отсутствие ответственности перед народом". Все современные диктаторы (Белоруссия, Узбекистан, Россия, Казахстан, покойный Каддафи, Мугабе, пока ещё живой Ассад и др.) обожают демократию, без которой им пришлось бы жить, как простому народу, без мигалок и других признаков их личной исключительности. Это очень сложное психологическое явление, но в двух словах в его основе лежит желание человека жить в предсказуемом мире. По этой причине одни верят во всемогущество науки, другие во всемогущество правительства, третьи - во всемогущество Всемогущего. И то, и другое, и третье - явления одного порядка. Поэтому, когда им говорят: "Йес, товарищи, вы можете!", то людям это очень приятно и они верят в то, что они могут сделать то, что категорически совершенно не могут ни при каких обстоятельствах.

Среди людей, принадлежащих к категории верующих, веруют во всемогущество науки не только малообразованные, но и профессора и даже академики, поскольку вера во всемогущество науки основана вовсе не на званиях и знаниях. Некоторые большие учёные всю жизнь занимаются дребеденью только потому, что верят во всемогущество науки, верят в то, что если долго и упорно использовать случайно пришедший на ум инструмент, то в итоге обязательно появятся горизонты неизведанного, к которым можно будет приближаться всю оставшуюся до пенсионного возраста жизнь. Так, например, один учёный, тайный последователь другого знаменитого учёного Лысенко, верил в то, что жизнь на Земле произошла из капелек жира в бульоне. Этот примитивный бред по прошествии почти целого столетия продолжает вселять энтузиазм во многих учёных, которых Бог не наградил чем-то иным помимо энтузиазма. Вера во всемогущество науки была бы совершенно неопасной для человечества, если бы плавно не перетекала в веру во всемогущество псевдо-науки, как вера в демократию легко трансформируется в веру в псевдо-демократию.

Вера вообще самым неоднозначным и непрямым образом связана со знаниями, начиная от какого-никакого небольшого наличия такой связи, и вплоть до полного её отсутствия, поскольку вера - это некая удобная гипотеза, которая даёт ответы на все вопросы или на очень широкий их круг, брезгуя выяснением деталей достижения этих ответов, и представляет собой как бы мост над незнанием, неумением, нежеланием, непониманием и т.д. А знания всегда конкретны, и не может быть такой позиции, как "знание обо всем на свете". В норме вера - это отсутствие уверенности. В патологии - вера и уверенность неразличимы. Такой патологией являются мифы, религиозные догмы, "надежда - наш компас земной" и т.п. Знать обо всём на свете невозможно, а верить в то, что там далеко, далеко, "где кочуют туманы", существует Некто, который, как Беня Крик, знал обо всём ещё позавчера, знал всё обо всём уже тогда, когда всего этого ещё на свете не было, очень большому проценту людей не только можно, но и очень нужно. Когда вера неотличима от уверенности, человеку становится хорошо и спокойно, у него не сосёт под ложечкой мозга.

Уж такова структура и функция человеческого сознания - стремиться к определенности. Эта потребность человека эволюционировала по сложному пути. В сознании древнегреческого простонародья Зевс - третий сын титана Кроноса и Реи, брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона, творец всего общественного порядка, покровитель городской жизни, защитник обиженных, даритель законов, регулятор традиций и обычаев, охранитель семьи и дома, ограничитель и рационализатор деятельности власть имущих... Ему повинуются другие боги, которые обеспечивают решение более мелких проблем, с которыми люди сталкиваются в жизни. Всё так удобно и органично. Но басилевсы древности наверняка больше надеялись всё же на себя, нежели на Зевса с отрядом подчинённых ему богов и эксплуатировали богов почём зря.

Сегодняшние правители тоже умеют запрягать богов в средства продвижения к получению властных полномочий и к поддержанию своей устойчивости на земных олимпах. При этом старые заслуженные боги начинают играть всё менее важную роль. Так, например, древним грекам хорошо было известно, что бог рек Асоп упорно преследовал Зевса, когда тот похитил его дочь Эгину, и то, что, чтобы избавиться от Асопа, Зевс убил его, запустив в него молнией. Но сегодня даже первоклассники знают, что молнии представляют собой электрические разряды, а электричество есть ни что иное, как движение электронов. Если бы Зевс убил Асопа с помощью электрошокера, то это было бы понятно. Но то, что он запустил в него молнией, как-то не канает.

По этой причине ловить простонародье на кроносов и зевсов - занятие ныне бесперспективное, придумывать мифы про богов менее продуктивно и целесообразно, чем придумывать мифы про очередного проходимца, получившего широкие властные полномочия демократическим путём: "Когда был Ленин маленький с курчавой головой, а Путин с пистолетом в руках защищал от толпы советское представительство в Дрездене, то...". Поэтому современные желающие рулить придумывают своих богов с именами нарицательными, богов, не помнящих родства: "свободу", "равенство" всех со всеми из тех, кто копошится ниже определенного уровня власти, всеобщую "справедливость", политкорректность, мультикультурализм, гомосексуализм и т.д.. Эти надутые через соломинку широко используемые божества являются марионетками, задача которых увести убогих с фудстемпами в руках подальше именно от свободы, равенства и справедливости.

На эту тему хочется писать много и сочно, хочется сказать "Люди, будьте бдительны!", но зная, что люди способны быть бдительными только очень непродолжительный период времени после того, как получат по жопе, мне подумалось, что намного лучше всё же утилизировать перед сном всю бутылку водки для того, чтобы во сне, не дай Бог, не приснилась опять любимая планета Земля с её минскими соглашениями, всеобщей гомосёкизацией, дефолтами и стадами людей со светлым взором верующих во всё, во что попало, чтобы не напрягать свои личные мозги, которыми, как известно, думать непросто.