9.Школьные годы, чудесные, дружба и с книгой и с песнею. . .
9.1. Эх хорошо в стране советской жить ….
Хорошо в стране советской жить, ни об чём не надо думать и тужить, вертелось роем в горе-голову-
шке. Изрядно , устав от проказ и диких выходок со стороны Старкова Ивана , руководство вконец по-
теряло терпение , речи о педагогическом процессе , методике воздействия не стояло . Эпоха военного
коммунизма кануло в лета, система не могла справиться с одним развинтившимся винтиком , на этот
случай в циркулярах ни чего не писано. Терпенье же дядек и тёток лопнуло , после очередного Ч.П. -
пожара в Кубовой Калерия Яковлевна настрочила докладную с подписями всего отчаявшегося персо-
нала, с подробностями всех подвигов, “старковской” банды . Охарактеризовала , как неподдающееся во-
спитанию хулиганство, вследствии чего их место в спецучреждении ; а именно в колонии несовершен-
нолетних, как ранее у Макаренко . Эк, хватила , по закону в колонию отправляли с серьёзными просту-
пками нарушений, в увязке с совершёнными преступлениями, в действиях же группы не проглядывал-
ся состав нарушений , не представлялся набор опасного вреда обществу . На их счастье ко времени
предстояло распределение детей по городам и весям Марийского края. Детям заранее объявили о
том . Ваня ещё год кувыркался в Люльпанской “ киче”, через многое прошёл , многое преуспел : приоб-
рёл друзей, нашёл врагов и завистников. Ваня – же Старков ходил в местную школу, где потирал шта-
ны в первом два года, потому как слыл никчёмным учеником , вследствии чего пересекался на пере-
менах во дворе школы. Перемены не коснулись того , как был разгильдяем, таким и остался , но ин-
терес к нему потерял, видно новость не та, не орёл, не лапта , не герой, не жокей, на коньке без лю-
дей, очевидно , ВСЕМ видно- ЭГОИСТ и СЛАБАК и “ОБИЖКА “, прикрывался сверчок , не закроешь ро-
ток , вот и пакостит словом ответно, видно рану к родным не засеешь блатным и обида та раковой
опухолью села. Потеряв интерес к нему и к его отщепенцам, найдя причины “травостоя”, мальчишка
тайну разгадал; проста она , первопричина, не требует ума , кручина по дому тоже привела его сюда.
9.2. ПЕРВЫЙ класс
С большим трудом давалась учёба , мало чего понимая , зачем это ему, что от него всем надо и что
это требуют от него какие то пустяковые незначащие ответы: прочитай слово по слогам” ма-ма мы-ла
ра-му , что за глупость какая. Пролистывая мысль, автоматически выпаливал без слогов”мама мыла ра-
му”, учитель заставлял прочесть ещё раз, он- же выпаливал всё то- же , разом, не глядя в книжку,
65
Они разговаривали на разных языках . Ему было до смешного противно заниматься этой чепухой,
зачем читать нараспев, если можно просто прочитать без лишних сложностей и идти дальше- даль-
ше, жизнь так коротка, нет времени на чепуху, да и Речь Родную он прочитал уже не раз и больше
интересовали картинки и он играл как Филипок в рассказ. Его просили, прочитай-ка Ванюша с выраже-
нием сейчас, в ответ читал почти не слышно, глотая слёзы про себя как будто это он идёт через сугро-
бы в первый класс, так проникал в сюжет тот быстро, так колотилось сердце у него, что он ходил за-
место Фильки и жил заместо мальчика того. Учитель не вникая, что происходит на душе его в недо-
умении сердилась строго, подумав балуется сей отрок у неё и ставила колы да двойки; Ванюша вовсе
отошел от школьных дел , чураться стал , ушёл в стеснение . По характеру скромный , стал ещё боле
стеснительным , замкнулся в себе. Шибко впечатлительным видимо родился на белый свет и свой по-
черк поведения выработался в процессе длительного отстоя, вот какой есть , трудно бороться с прин-
цыпами, да и натура складывалась определённо цельная. Ему комфортно в согласии с собою. Больше
опирался на атрибутику сопричастности с Природой и всем её окружением: запахам, свету, цвету, фор-
ме, состоянию, отдельных её образов и общей картины удивительного мира; для мальчика ощущение
причастности в ней , имело огромное значение и сам он ставил ВЫШЕ ВСЕГО. Она и подсказывала пу-
ти быстрого её освоения . Но, беда заключалась в том и мальчик пришел к такому выводу сам, путём
познания жизненного опыта себя в обществе, себя в природе; люди , общество отторгло его , а Приро-
да нет. Потому с несравнимым упорством как одержимый выступал её ярым сторонником , защитни-
ком. Родных и близких и всех окружающих его людей любил одинаково соразмерно как живых СУ-
ЩЕСТВ . Вся разница заключалась в целесообразности существования СУЩЕСТВА в ПРИРОДЕ . Доводы
его рассуждений были простыми; вот живёт к примеру птичка- она по предназначению порождает де-
ток, те таких- же деток, поёт , радуется, клюёт, её клюют , не без того , пришло время- умирает . У чело-
века всё так- же, перпендикулярно как старшаки говорят- это значит равные части, доли и т. д. , и т. п.
Только птичка – то не убивает человека, а тот завсегда, иной раз ради забавы , иной по честолюбию.
Тогда возникает вопрос – имеет ли право жить, существовать в Природе такой человечек, ВЕДЬ он то-
лько её часть, НЕ ОНА его . По какому праву - не много- ли на себя берём , по такому принципу отно-
шения к МАТУШКЕ- ПРИРОДЕ , МЫ ИЗВЕДЁМ часть природы, СЕБЯ в ней , поубиваем, поуничтожим , в
общем итоге она нас поглотит, НЕ ПОМОРЩИТСЯ. ОНА ВЕЛИКАЯ, мы часть её , ОНА и в нас, её лишь
66
часть. По причине слабости организма, стрессовых ситуаций пережитых в детстве , рукоприкладства со
стороны родных и окружающих людей Ваня , не смотря на определённые способности был ещё не
готов к школьным нагрузкам . Учёба давалась с трудом , с великим натягом мысли подобно неуклю-
жим жерновам проворачивали , перемалывая непонятную информацию и если доходило до решения
задач, заучивания стихов, голову клинило, не в состоянии сосредоточится часто засыпал сидя за партой.
В шуме классного смока , теряя ориентиры , силясь выйти из положения дрёмы, мысленно открывал
свинцовые веки ; но тщетно , проваливался в сон . Выполняя домашнее задание беспрестанно повто-
рял как заведённый попугай, вновь и вновь строку стиха через минуту забывая, путался. Утомившись
подобно сомнамбуле прикрывал глаза , впадая в животную спячку. Так с открытым взором ничего не
выражающих холодных голубых глаз, уставившись в одну точку мысленно блуждал в своём мире,
которое рисовал ему воспалённый мозг . Не готов к учёбе, не готов , слишком много травм перенесла
головушка, спасибо государству, выходило, приняло , не позволило невежественной среде проглотить
отрока. Но тяжело, тяжело из болота тащить бегемота, всё думал кто же так “ уходил” по голове , что
она не выдерживала и пятнадцати минут нагрузки . Припоминается , на озере Кичиэр ходили насиль-
но походами , ещё мальцами голоштанной командой , старшая Зоя поколачивала сильно по голове, по
телу , что обидно по щекам хлестала с размаху , в отмеску сопротивления страшно пиналась ногами.
Помнится гудела вдаренная голова, ныло тело и кости , днями не могли отойти боли и ломоты после
тех буйных побоищ . Неужели это она и тогда так избила, едва не помер? Теперь то не докажешь,
неопределишь негодяя , чего уже там , ничего не поделаешь. Только ненависть горела в изжоге и хо-
телось вернуть тот должок. Но сильна была Зоя и ловка её воля , много в драке ума , сатана и она ,
колотили его, оскорбляли всего. Ненавидел временами брат Ваня , горел злобой мщения, порой желал
зла, но проходило время, проходила обида, со временем , притихла, теперь- то что вспоминать. Ан нет,
отголоски той прежней ненависти, подпитанные новыми обстоятельствами вспыхивают, горят на ветру.
Так очевидно происходит преемственность черт признаков семейных установок , характерные осо-
бенности которых оседают в укладе семьи , становятся мерилом их жизни. В связи с копанием , вну-
три воспоминаний мальчишка докопался до причин, ах вот откуда вылезли причины, хм , всё от туда-
же, что РАЗНЫЕ у нас отцы, отсюда право на семейные достатки не распределяется по равному на
всех, отсюда и борьба за место и под солнцем, ну прямо муравейник САМЫЙ РАЗ .
67