Прошлоенежальглава99192

Виктор Перфилов
9.Школьные годы, чудесные, дружба  и  с  книгой  и  с  песнею. . .
9.1. Эх  хорошо  в  стране  советской  жить ….
   Хорошо  в  стране  советской  жить, ни  об чём  не надо думать  и  тужить, вертелось  роем  в  горе-голову-
шке. Изрядно , устав  от  проказ  и  диких  выходок  со  стороны   Старкова  Ивана , руководство  вконец  по-   
теряло  терпение , речи  о  педагогическом  процессе , методике  воздействия  не  стояло . Эпоха  военного 
коммунизма  кануло  в  лета, система  не  могла  справиться  с  одним  развинтившимся  винтиком , на  этот
случай  в  циркулярах  ни  чего  не  писано. Терпенье же  дядек  и  тёток  лопнуло , после  очередного  Ч.П. -
пожара  в  Кубовой  Калерия  Яковлевна  настрочила  докладную  с  подписями  всего  отчаявшегося  персо-
нала, с  подробностями  всех  подвигов, “старковской” банды . Охарактеризовала , как  неподдающееся  во- 
спитанию  хулиганство, вследствии  чего  их  место  в  спецучреждении ; а  именно  в  колонии  несовершен-
нолетних, как  ранее у  Макаренко . Эк, хватила , по  закону  в  колонию  отправляли  с  серьёзными  просту-
пками  нарушений, в  увязке  с  совершёнными  преступлениями, в  действиях  же  группы  не  проглядывал-   
ся  состав  нарушений , не  представлялся  набор  опасного  вреда  обществу . На  их  счастье  ко  времени
предстояло  распределение  детей  по  городам  и  весям  Марийского  края.  Детям  заранее  объявили  о
том . Ваня  ещё  год  кувыркался  в  Люльпанской “ киче”, через  многое  прошёл , многое преуспел : приоб-
рёл  друзей,  нашёл  врагов  и  завистников. Ваня – же Старков  ходил  в  местную  школу, где  потирал  шта-
ны  в  первом  два  года, потому  как  слыл  никчёмным  учеником , вследствии  чего  пересекался  на  пере-
менах  во  дворе  школы. Перемены  не  коснулись  того , как  был  разгильдяем, таким  и  остался , но  ин-   
терес  к  нему  потерял, видно  новость  не  та, не  орёл, не  лапта , не герой, не  жокей, на  коньке  без  лю-
дей, очевидно , ВСЕМ  видно- ЭГОИСТ  и  СЛАБАК  и  “ОБИЖКА “, прикрывался  сверчок , не  закроешь  ро- 
ток , вот  и  пакостит  словом  ответно, видно  рану к  родным  не  засеешь  блатным  и  обида  та  раковой 
опухолью  села. Потеряв  интерес  к  нему  и  к  его отщепенцам, найдя  причины  “травостоя”, мальчишка 
тайну  разгадал; проста  она , первопричина, не  требует ума , кручина  по  дому  тоже  привела его  сюда.
9.2. ПЕРВЫЙ  класс
  С  большим  трудом  давалась  учёба , мало  чего  понимая , зачем  это  ему, что  от  него  всем  надо  и  что
это  требуют  от  него  какие то  пустяковые   незначащие  ответы: прочитай  слово  по  слогам” ма-ма  мы-ла
ра-му , что  за глупость  какая. Пролистывая  мысль, автоматически  выпаливал  без  слогов”мама  мыла  ра-
му”, учитель  заставлял  прочесть  ещё  раз, он- же выпаливал  всё  то- же , разом, не  глядя  в  книжку,      
65
    Они  разговаривали  на  разных  языках . Ему  было  до  смешного  противно  заниматься  этой  чепухой, 
зачем  читать  нараспев, если  можно  просто  прочитать  без  лишних  сложностей  и  идти  дальше- даль- 
ше, жизнь  так  коротка, нет  времени  на  чепуху, да  и  Речь  Родную  он  прочитал  уже  не  раз  и  больше
интересовали  картинки и  он играл как  Филипок в  рассказ. Его просили, прочитай-ка  Ванюша  с  выраже-
нием  сейчас, в  ответ  читал почти не слышно, глотая  слёзы  про  себя как  будто это он  идёт  через  сугро-
бы  в  первый  класс, так  проникал  в  сюжет  тот  быстро, так  колотилось  сердце  у  него, что он ходил  за-
место  Фильки  и  жил  заместо  мальчика  того. Учитель  не  вникая, что  происходит  на  душе  его  в  недо-
умении  сердилась  строго, подумав  балуется  сей отрок  у неё  и  ставила  колы  да  двойки; Ванюша  вовсе
отошел  от  школьных  дел , чураться  стал , ушёл  в  стеснение . По  характеру  скромный , стал  ещё  боле
стеснительным , замкнулся  в  себе. Шибко  впечатлительным  видимо  родился  на  белый  свет и  свой  по-   
черк  поведения  выработался  в  процессе  длительного  отстоя, вот  какой  есть ,  трудно  бороться  с  прин- 
цыпами, да  и  натура  складывалась  определённо  цельная. Ему  комфортно  в  согласии  с  собою. Больше
опирался  на  атрибутику  сопричастности  с  Природой  и  всем  её  окружением: запахам, свету, цвету, фор-
ме, состоянию, отдельных  её образов  и  общей  картины  удивительного  мира; для  мальчика  ощущение
причастности  в  ней , имело  огромное  значение  и  сам  он  ставил  ВЫШЕ  ВСЕГО. Она  и подсказывала  пу- 
ти  быстрого  её  освоения . Но, беда  заключалась  в  том  и  мальчик  пришел  к  такому  выводу  сам, путём
познания  жизненного  опыта  себя  в  обществе, себя  в  природе; люди , общество отторгло  его , а  Приро-
да  нет. Потому  с  несравнимым  упорством  как  одержимый  выступал  её  ярым  сторонником , защитни-   
ком. Родных  и  близких  и  всех  окружающих  его  людей  любил  одинаково  соразмерно  как  живых  СУ-
ЩЕСТВ . Вся  разница  заключалась  в  целесообразности  существования  СУЩЕСТВА  в  ПРИРОДЕ . Доводы
его  рассуждений  были простыми; вот  живёт  к  примеру  птичка- она  по  предназначению  порождает  де-
ток, те  таких- же  деток, поёт , радуется, клюёт, её  клюют , не  без  того , пришло  время- умирает . У  чело-   
века  всё  так- же, перпендикулярно  как  старшаки  говорят- это  значит  равные  части, доли  и  т. д. , и  т. п.
Только  птичка – то  не  убивает  человека, а  тот  завсегда, иной  раз  ради  забавы , иной  по  честолюбию.
Тогда  возникает  вопрос – имеет  ли  право  жить, существовать  в  Природе  такой  человечек, ВЕДЬ  он  то-
лько  её  часть, НЕ  ОНА  его . По  какому  праву - не  много- ли  на  себя  берём , по  такому  принципу  отно-
шения  к  МАТУШКЕ- ПРИРОДЕ , МЫ  ИЗВЕДЁМ  часть  природы, СЕБЯ  в  ней , поубиваем, поуничтожим , в
общем  итоге  она  нас  поглотит, НЕ  ПОМОРЩИТСЯ. ОНА  ВЕЛИКАЯ, мы  часть её , ОНА  и  в  нас, её  лишь   
66
часть. По  причине  слабости  организма, стрессовых  ситуаций  пережитых  в  детстве , рукоприкладства  со
стороны  родных  и  окружающих  людей  Ваня , не  смотря  на  определённые  способности  был  ещё  не
готов  к  школьным  нагрузкам . Учёба  давалась  с  трудом , с  великим   натягом  мысли  подобно  неуклю-
жим  жерновам  проворачивали , перемалывая  непонятную  информацию  и  если  доходило  до  решения
задач, заучивания  стихов, голову  клинило, не в  состоянии  сосредоточится  часто засыпал сидя за  партой.
В шуме  классного  смока , теряя  ориентиры , силясь  выйти  из положения  дрёмы, мысленно  открывал 
свинцовые  веки ; но  тщетно , проваливался  в  сон . Выполняя  домашнее  задание  беспрестанно  повто-
рял  как  заведённый  попугай, вновь  и  вновь  строку  стиха  через  минуту  забывая, путался. Утомившись 
подобно  сомнамбуле  прикрывал  глаза , впадая в  животную  спячку. Так  с  открытым  взором  ничего  не
выражающих  холодных  голубых  глаз, уставившись  в  одну  точку  мысленно  блуждал  в  своём  мире,
которое  рисовал  ему  воспалённый  мозг . Не  готов  к  учёбе, не  готов , слишком  много  травм  перенесла
головушка, спасибо  государству, выходило, приняло , не  позволило  невежественной  среде  проглотить
отрока. Но  тяжело, тяжело  из  болота  тащить  бегемота, всё  думал  кто же  так  “ уходил” по  голове , что
она  не  выдерживала  и  пятнадцати  минут  нагрузки . Припоминается , на  озере  Кичиэр  ходили  насиль-
но  походами , ещё  мальцами  голоштанной  командой , старшая  Зоя  поколачивала  сильно  по  голове, по
телу ,  что  обидно  по  щекам  хлестала  с  размаху , в отмеску  сопротивления  страшно  пиналась  ногами.
Помнится  гудела  вдаренная  голова, ныло  тело  и  кости , днями  не  могли  отойти  боли  и  ломоты  после
тех   буйных  побоищ . Неужели  это  она  и  тогда   так  избила, едва  не  помер? Теперь  то  не  докажешь, 
неопределишь  негодяя , чего  уже  там , ничего  не  поделаешь. Только  ненависть  горела  в  изжоге  и  хо-
телось   вернуть  тот  должок. Но  сильна  была  Зоя  и  ловка  её  воля , много  в  драке  ума , сатана  и  она ,
колотили  его, оскорбляли  всего. Ненавидел  временами  брат  Ваня , горел  злобой  мщения, порой  желал
зла, но  проходило  время,  проходила  обида, со  временем , притихла, теперь- то  что  вспоминать. Ан  нет,
отголоски  той  прежней ненависти, подпитанные  новыми  обстоятельствами  вспыхивают, горят  на  ветру.
    Так  очевидно  происходит  преемственность  черт  признаков  семейных  установок , характерные  осо-
бенности  которых  оседают  в  укладе  семьи , становятся  мерилом  их  жизни. В  связи  с  копанием , вну- 
три  воспоминаний  мальчишка  докопался  до  причин, ах  вот  откуда  вылезли  причины, хм , всё  от  туда- 
же, что  РАЗНЫЕ  у  нас  отцы, отсюда  право  на  семейные  достатки  не  распределяется  по  равному  на
всех, отсюда  и  борьба  за  место  и  под  солнцем, ну  прямо  муравейник  САМЫЙ  РАЗ .       
67