Советская продлёнка. Часть шестая

Наталья Фёдорова
 ...Много лет подряд мне снится иногда один и тот же сон. В каком-то казённом помещении, а иногда и в большой квартире я поливаю водой цветы в горшках. Земля в горшках пересохла, растений больших и маленьких, на бесконечных подоконниках необычайно много, воды в лейке не хватает на всех - лейка почему-то маленькая, детская. Какие-то деревца и фикусы едва держатся, они уже начали желтеть... И тоскливое чувство охватывает меня, жалость и ощущение неисполненного долга по отношению к кому-то маленькому и беззащитному. Эти маленькие существа - растения, они не могут сами сходить попить к реке, к крану или ...к фонтанчику. Да, недавно я вспомнила, откуда из каких глубин памяти всплыла эта картинка - из школы, из той самой "продлёнки", где было много растений. Растений, которые редко поливали и когда я видела их высохшую землю , тоска подступала к сердцу, как будто я видела голодных детей.
.....

 Все эти бесконечные горшки и горшочки на подоконниках и специальных металлических стойках, керамические и пластмассовые, с традесканциями, фикусами, лимонами и бегониями, завела неугомонная наша учительница в своём собственном кабинете.

 В первые дни, когда мы пришли учиться в школу, она сказала нам деловито и строго:
- Ребята, приносите цветы для озеленения кабинета. Можете купить в оранжерее, можете принести из дома. Но желательно в красивых горшках. И не чахлые какие-нибудь.
- А зачем? - спросил кто-то.
- Как зачем? для красоты и для оздоровления воздуха. Растения усваивают углекислоту, а выделяют кислород.- бодро ответила она.- Завтра каждый приносит цветок!

 Не так легко было найти ей этот цветок, потому что упомянутая оранжерея была в другом районе города, а других магазинов растений в округе не было. Но наши родственники поднапряглись и купили в течение недели необходимые Людмиле Михайловне цветы. "Уют!..."- восклицали случайные гости,  оглядывая пространство нашего кабинета, всё в сполохах буйной тропической зелени. Да, пожалуй, это было неплохо, но прибавляло забот и хлопот хозяйке кабинета. Казалось бы... А на самом деле - нам !

 Во многих красноярских школах в эпоху "позднего социализма" школьникам вменялось в обязанность мыть после уроков закреплённый за ними класс. Наша школа не была исключением. Видимо, где-то, на каком-то этапе- в гороно, районо или в администрациях самих школ уворовывались ставки уборщиц. Ведь официально никто не мог заставить маленьких детей мыть пол! Это было незаконно. То есть зарплаты эти кто-то где-то получал, а полы мыли мы.

 В классе было человек тридцать, мыли пол вдвоём. Таким образом, это действо доставалось на долю каждого школьника раз в 15-16 дней. Нередко, прямо скажем...  Я не помню мытья полов в 1-ом и 2-ом классах. Но в третьем классе оно уже точно было. В классе, в котором мы учились с 10 лет, уже у другого педагога, тоже было море цветов. Тоже была заляпанная мелом чёрная доска, которую мы должны были холодной водой отмыть до идеального блеска. А в финале дежурства - лейка и обход цветочных горшочков.

 Итак, дежурство это происходило так. Сначала долго и нудно ставили стулья на столы, переворачивая их для устойчивости сиденьем вниз и ножками к потолку. Потом я брала казённую тряпку из шкафа, стряхивая её на пол, чтоб удалить зазевавшегося таракана. Потом доставали швабры, которые Света К. и Лена Б, девочки с деревенскими корнями называли "лентяйками". Потом шли в туалет за холодной водой с несуразным цинковым ведром в руке.

 Туалет был образцом казарменного аскетизма. Он состоял из двух смежных помещений. В первом были две раковины с кранами. В кранах была холодная вода. Рядом лежал обычно кусок хозяйственного мыла. В глубине пространства располагались собственно кабинки для справления малых и больших нужд, причём без дверок. Беспримерное это жлобство по отношению к детям прикрывалось благими намерениями :"да, дверей нет, но зато вас там никакой хулиган не запрёт и не изнасилует. Да и не побьёт никто, пользуясь тем, что другие люди не видят". Утешение это слабое, какое-то липовое. Хотя бы в 70-80 см высотой эти дверки могли бы быть, как кстати, было в другой школе, в которой я училась в старших классах ! Но нет, их не было вовсе. Унитаз, бачок, ведро для мусора. Туалетной бумаги не было, её приносили с собой.

 И вот в первом помещении этого "санузла", мы набирали воду из раковины для мытья пола. Принеся ведро в класс, мыли пол. Под партами- вручную, в проходах - шваброй. Вылив грязную воду в унитаз, в туалете, мыли холодной водой с хозмылом руки. Лично я мыла, а кто-то и не мыл. Если пустить холодную воду тонкой струйкой, её неприятное воздействие на кожу несколько уменьшается...А может мне так казалось.

 После этого оставалось только полить цветы. Но многие забывали это делать или ленились. А я делала это с удовольствием. Можно сказать с упоением...Мне было приятно, что все эти горемычные, чужие Сибири лимоны и традесканции, кактусы и алоэ, китайские розы и ещё какие-то растения, названий которых я не помню, с игольчатыми, круглыми или разлапистыми листьями получают блаженную возможность утолить жажду. Вода в жёлтой лейке быстро кончалась и я снова набирала полную и приходила в класс. Потом я вставала на стул и дотягивалась до верха шкафов, где тоже стояли горшки. И там тоже все жаждущие были "поддержаны в трудную минуту".

 Это было приятной частью дежурства, но, конечно, мыть полы в классе никому не нравилось и мы понимали, что мы не обязаны это делать. А в коридорах школы и в столовой пол мыли нанятые уборщицы. Хотя бы за это судьбе спасибо.

 Эту главу я хотела бы назвать "Цветы на фоне быта". Быт этот был неприятным, благодаря не очень честным тётенькам и дяденькам, которые нам его обустроили так, чтоб им было удобно. А цветы росли и цвели на его фоне, представляя чистую и совсем не хищную природу, которая не нуждается в деньгах, званиях, должностях. Просто живёт и всё. По-детски живёт. По-доброму.По-честному.

...Цветы на фоне быта.