Мои путешествия. Часть первая

Ольга Ковалева 2
    Самое первое моё путешествие за границу состоялось очень давно, в незапамятные достославные времена. времена,  когда еще был жив Советский Союз, и восточная Европа была советской. Каким-то образом муж мой выцыганил две путёвки на поездку в ГДР.

    Сначала была жуткая эпопея получения загранпаспорта (который, кстати, выдавали только на одну поездку, а потом отбирали и уничтожали). Потом ужасно унизительная процедура собеседования на которой задавали очень много вопросов о стране, в которую тебя могут и не пустить, если ты не ответишь на них. Но,слава богу, образование у нас тогда было хорошим, географию преподавали хорошие учителя. Короче, справились мы со всем, утерлись от унижения и стали собираться в дорогу.

    Денег с собой разрешали брать только триста тридцать рублей, триста из которых меняли по предъявлении загранпаспорта в какой-то жутко засекреченной конторе в Ростове. Я, кстати, забыла сказать, что все это происходило в Ростовской области,  где мы тогда жили. А остальные тридцать (купюрами по десять рублей) можно было взять с собой для обмена уже в ГДР. За границей в банках принимали тогда только эти наши купюры. Так что даже если у тебя и было денег больше, с собой ты мог взять только триста тридцать рублей. Но наш находчивый народ всегда находил обходные пути для всех законов. Поэтому мы купили пять бутылок водки, которую немецкий народ тоже уважал. Забегая вперёд, скажу, что продать нам её не удалось, часть выпили сами, а часть с немцами на так называемой «дружбе», о которой расскажу отдельно.

    Но вот наконец и подошло время отьезда, и нам пришлось отвезти детей к родственникам, так как тогда не только за границу, а даже в санаторий детей брать было нельзя. Немного отвлекаясь, скажу, что для меня это самый большой минус тех времён по сравнению с сегодняшними реалиями.

    И вот мы наконец в Берлине. Для нас тогдашних это было как в космос слетать. Особенно для провинциалов. Мы ходили везде с открытыми ртами. Больше всего поражала чистота, которой у нас не было даже в Москве, а уж у нас в шахтёрском городке и подавно. Про магазины вообще молчу. В 1985 году у нас были не просто пустые полки, а вакуум. Нам ужасно хотелось попробовать все те, деликатесы, которые мы там видели на всех прилавках и совершенно без очередей, но останавливал недостаток денег.

    Проехали мы почти через всю страну. Начну с Берлина. Больше всего поражало огромное количество памятников практически всем правителям, немцы не сносили никакие исторические скульптуры. Потом прогулка по Унтер-ден-Линден до Бранденбургских ворот и Стены. Вечером нас повезли в берлинскую телебашню и в знаменитый оперный театр на концерт местного балета. Это стало причиной нашей гордости за родную страну. Телебашня не выдерживала никакого сравнения с Останкинской, а уж балет – «а также в области балета мы впереди планеты всей». Но зато Трептов-парк с нашим Алешей просто заставил нас склонить головы перед немцами за память.

    На следующий день нас повезли дальше, в Потсдам. Королевский дворец произвёл на нас неизгладимое впечатление. Очень красиво и сохранно. Но один очень курьёзный случай заставил  бежать сломя голову из кафе, куда мы зашли выпить соку. Стоим за столиком, пьём, и тут к нам присоединяется немецкая барышня необьятных размеров, открывает мисочку, солит и перчит содержимое и начинает есть. И тут видим, что это сырой фарш. Хорошо, что мы только пили, а не ели. Но, наверное, это говорит только о нашей дикости и неискушенности в плане еды.

    Далее по программе была куча маленьких городков с самыми разными музеями – фарфора, кукол, карт. К вечеру приехали в город Эрфурт, где по плану должны были остаться на два дня. Каково же было наше разочарование, когда мы узнали, что у них соблюдают религиозные праздники, и в эти дни у немцев была Троица. Поэтому все экскурсии отменяются. Нам ничего не оставалось, как пойти в кино и просто гулять по улицам. Правда, кино оказалось практически порнографическим, что немало нас озадачило и порадовало. А что, ведь мы тогда ничего подобного не могли видеть у нас, а там детям с четырнадцати лет показывали. К тому же картина оказалась ещё и познавательной.

    Следующим в нашем туре стоял большой город  Лейпциг. По европейским меркам это был действительно большой город. Но это промышленный центр, а потому особых достопримечательностей в нём не было. И тогда мы предались излюбленному нашему промыслу – хождению по магазинам в поисках одежды, обуви и посуды. Но ведь вот незадача, в местных торговых точках присутствовали товары, которые мы видели на людях на улице. К большому нашему огорчению, нашим представлениям о красивой одежде стиль унисекс совершенно не соответствовал, да и цветовая гамма оставляла желать лучшего. Тогда мы стали искать наши войсковые части, расположенные в черте города и магазины-военторги в них. Когда вожделенные объекты были найдены, мы воспряли духом. Вот же они, бархатные детские платьица, недорогая и качественная детская обувь и конечно же, как же без него, замечательный сервиз «Мадонна». Все это было куплено, рассмотрено и тщательно упаковано в багаж. Ещё и время осталось побродить по городу, зайти в один из баров попить немецкого пива (за что был получен выговор от гида).

    Далее наш путь лежал опять через энное количество городков и селений в прекрасный город Дрезден, посещение которого было едва ли не главной целью путешествия. По пути предстояла остановка в небольшом посёлке типа наших совхозов-колхозов с ночевкой. Сначала  показали практически все хозяйство, которое вызвало у нас немалую зависть, а уж потом повезли на ужин в местный ресторанчик. Вот тут-то и пригодилась наша непроданная и невыпитая водка, потому как местную выпивку употреблять без риска для здоровья опасно.

    О, это было здорово! Общались мы с немцами на такой смеси языков, включая язык жестов, что сами диву давались, как понимали друг друга. Там были и немецкие слова, и английские, и французские, и даже русские. Но язык жестов и употребленная  выпивка очень помогали взаимопониманию, и расстались мы совершенными друзьями. Были тосты, танцы до упада и уверения в вечной дружбе. Именно поэтому такие мероприятия и называли «дружба».

    На следующий день приехали мы в Дрезден. Этот город сохранился во время войны лучше других, и мы увидели настоящую Германию. Кайзерский дворец Цвингер немцы превратили в Дрезденскую картинную галерею,  посещение которой до сих пор так и стоит перед моим мысленным взором. Сбылась тайная мечта моего детства – я увидела самую прекрасную картину на свете. Это была «Сикстинская Мадонна». Боже, как же она прекрасна, я не могла оторваться от неё целый час. Всё время не проходило ощущение, что Мадонна смотрит именно на тебя, в каком бы месте ты ни стояла. Я была просто на седьмом небе и ещё стояла бы и смотрела на неё, но нужно было уходить. Было очень жалко расставаться с этим шедевром, но ничего не поделаешь, расписание есть расписание.

    А назавтра нас погрузили в автобус и повезли назад в Берлин. Но я увозила с собой прекрасный образ Мадонны. Недаром говорят, что единственная вещь, которую нельзя отнять – это наши воспоминания. Ведь прошло уже тридцать лет, а все это очень свежо в моей памяти, как будто было все только вчера.

    Путешествуйте!