Маргарита Мон. Воспоминания о маме Ч. 3

Наши Гениальные Матери
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: http://www.proza.ru/2011/11/15/180

МАМИНА БОЛЕЗНЬ

10.  Воробей, которому не дают сесть на ветку

Помню наши детские приметы:
Нельзя наступать на трещины на асфальте – будет война,
Нельзя ходить в обуви на одну ногу  – мама умрет.

Не знаю, откуда у детей берутся такие приметы, но я и до сих пор, когда иду по асфальту с улыбкой вспоминаю свои детские опасения.
Что касается обуви, то примета не сбылась, а вернее  сбылась наоборот. Как я ни старалась не ходить в обувке на одну ногу, а мама все равно ушла от нас в мир иной.

У мамы была саркома кости, от удара при падении.  Кость разрушалась, съедаемая страшной болезнью изнутри. Это была медленная, изнуряющая пытка.
Непрекращающаяся ни днем, ни ночью, особенно ночью, боль  была фоном маминой жизни последние семь лет.

Но никогда ни слова жалоб, ни слова о болезнях, всегда на мажоре, всегда на позитиве и  всегда в чужих проблемах, в чужих делах.
И  только иногда, при разговоре, слегка отвернувшись, легко и нервно шевелила пальцами рук, это волна боли захлестывала и необходима была передышка.

Мама всегда  много читала, а особенно во время болезни  и, как обычно, пересказывала нам  прочитанное.
- А вы знаете, - делилась она новыми интересными фактами из жизни птиц, - оказывается,  воробьи не могут долго находиться  в воздухе, им нужно обязательно, время от времени, садиться на деревья, крыши, столбы, провода, на землю, в противном случае они погибают.

Позже, когда бывало очень плохо, мама  часто повторяла,
 - Я как воробей, которому не дают сесть на ветку.


11.  Букет сирени для мамы.

Сирень в том году была роскошная. Пышные  грозди  были в самом расцвете и на всех перекрестках торговали разноцветными благоухающими ветками.
Мама любила сирень и вообще весенние цветы . Я ехала к ней  в гости и как подарок везла большой букет белой и лиловой сирени.

Зашла в магазин купить что-нибудь к чаю, на выходе мне путь преградила девчушка лет пяти.
- Скажи волшебное, сказочное  слово, пропущу!- сказала она, хитро прищурив глазки.
- Сим-сим, открой дверь! - сказала я торжественным голосом и протянула ей веточку из моего букета.
Девочка аккуратно взяла веточку и с восторгом побежала к своей бабушке.
- Смотри, смотри, что у меня есть! – радовалась она.
А я  порадовалась за ребенка и за ее бабушку.
 
Но дома сюрприза не получилось - у маминой кровати  уже стоял в напольной вазе  огромный, папой подаренный, букетище сирени.

Я немного расстроилась,  и это не осталось не замеченным мамочкой:
- Дочь, я хочу сделать тебе подарок. Я ДАРЮ тебе твой букет. Вообрази, что у тебя его не было, а теперь есть. Смотри,  какой он красивый. Ты же тоже любишь сирень вот и получай от меня эту радость.

Возвращалась домой поздно, транспорт ходил редко. И, уже подходя к остановке,  я увидела хвост отъезжающего троллейбуса. Махнула рукой  почти безнадежно, но троллейбус приостановился и я, подбежав, запрыгнула на ступеньки.
Водитель улыбался:
-  Ну, что, полуночница, успела! Это был последний на  сегодня.
 Я благодарно улыбнулась и протянула ему ветку из моего букета:
-  Спасибо большое.
Он взял,  и тут же улыбка радости осветила  и его лицо.

Шагая по пустынным,  весенним, почти ночным улицам я думала, что же это за букет такой у меня, действительно сказочно-волшебный. И вдруг я услышала торопливые шаги за спиной и увидела взволнованного парня.
- Пожалуйста,- почти взмолился он,- продайте мне, за любую цену ваш букет. В этом доме живет моя девушка, мы поссорились, я иду мириться, но как без цветов. Помогите, пожалуйста!


Отделив себя одну ветку,я весь букет отдала парню, который тут же засветился, уже узнаваемой мной, радостью.
- Счастья вам! – только и сказала я.

А моя ветка белой махровой сирени еще долго радовала и меня.


12.  Больница

Больница, в которой лежала мама страшно называлась «Институт рака».
Фасад хирургического корпуса украшала мозаика – огромный человек в белом халате со светящимися яростными глазами в поднятой руке держит некий луч, который безжалостно убивает скорчившееся черное чудовище у его ног.
Автор этого фундаментального творения видимо пытался изобразить победу разума и науки над коварной болезнью. У меня всегда сжималось сердце, когда я видела этот шедевр и, чтобы избежать возможности лицезреть сие , обходила здание с другой стороны.

Хирургическое отделение института рака, что может быть страшнее.
Здесь все решалось радикально - резать! Отсекались конечности быстро и на потоке. По коридорам ходили угрюмые, несчастные,   искалеченные физически и морально люди. В здании царила атмосфера скорби и боли, но только не в палате моей мамы.

Когда бы я не подошла к двери, оттуда доносился радостный смех, а иногда даже хохот, что, конечно, очень резонировало с общей обстановкой.

Однажды, когда я проведывала маму, в дверь постучали
- Скажите, Мария Борисовна. здесь лежит? - мы увидели заплаканное лицо женщины
- Да, это я, проходите, - приветливо пригласила мама.
- У меня хозяйство, свиньи, куры, коровка, а они операцию, руку хотят мне отрезать, - женщина уже рыдала , - как же я управлюсь с одной рукой. А мне соседи по палате и говорят, сходи к Марии Борисовне, она расскажет. Вот я и пришла.
И мама стала рассказывать, как можно приноровиться и справляться с одной рукой и по хозяйству, и по дому, но ЖИТЬ, ЖИТЬ!

Я вышла в коридор, подошла к окну, я не хотела, чтобы мама видела мои слезы Откуда, родная моя, у тебя столько сил, столько любви, столько веры?!

А как-то, придя к маме, я застала у ее кровати стайку совсем молодых девушек.
- Это с другого отделения,- знакомила меня мама, - меня навестить пришли.
Девчушки, увидев меня, вспорхнули
- М. Б. сказала, что ты умеешь гадать по руке, вот мы и пришли. Погадай нам.

Украдкой посмотрев на маму, я  встретилась с ее долгим молчаливым взглядом.
- Ну, конечно, девочки, давайте ваши руки.
И я им «гадала» - о женихах, о встрече с любовью, о свадьбах и детях, о их длинной  и счастливой линии судьбы.

***

Рядом с больницей было небольшое, но очень красивое озеро в парке.
- Я хочу погулять, - как-то попросила мама.
Стоял желтый, солнечный, хрустящий октябрь. Мы медленно, чтобы не утомить маму, гуляли, собирали листья, кормили уточек.
Мама остановилась у изогнутой ивы, погладила ее шершавый ствол и спокойно , как-то даже буднично, бросила:
- Это моя последняя осень.
- Мама!!!
- Ты, главное, не волнуйся. Все будет хорошо….


12. Операция

Операцию должен был делать известный профессор во вторник.

Когда уже все было готово, профессору в глаз попала соринка, да так, что его увезли в соседнее глазное отделение на «Скорой».

Операцию отменили, перенесли на четверг, а в среду случился патологический перелом пораженной кости и произошло непоправимое.

Операцию провел другой доктор,  Но результат был очевиден.

Маму отправили домой.

Она очень страдала физически, но не было в ее глазах отчаянья, страха, недовольства. Она, по-прежнему решала все наши проблемы и по-прежнему была главным советчиком и утешителем.

Мы сидели с мамой в комнате, пили чай, вдруг в открытую форточку влетела синичка, она смело села на стол, поклевала хлебушек, схватила крошку и выпорхнула на улицу.
Тишину недоумения нарушил спокойный голос мамы:
- Прошу только, пожалуйста, на грудь мне каменную плиту не кладите, лучше крест, легкий, деревянный.
И еще... очень жаль, - проговорила мама, - умирать ПРОСТО ТАК, вот если бы за кого-то…

Мама умерла 28 ноября, ровно за месяц до рождения своего первого внука.

Светлая ей память и Царствие Небесное.

Ее звали МАРИЯ.