Япония тонет

Ардавазд Гулиджанян
Трудно начинать этот текст. Но я последние года полтора только о нем и говорю. По поводу и без повода. С близкими друзьями и случайными собеседниками. Почему? Потому что... Япония тонет и меня это волнует.

 Я заинтересовался этой страной случайно. Как-то в потоке информации где-то прочитал про «ханами» - традицию ЛЮБОВАНИЯ ЦВЕТУЩЕЙ САКУРОЙ.  Профдеформация заставила меня представить как «богатые» бизнесмены и топ-менеджеры на «богатых» тачках, в «богатых» костюмах и часах прутся куда-то и сидят там под цветущими деревьями и размышляют о «мимолетности красоты», о «красоте» и т.д. 

А? Как вам картинка? А потом представил таких же «богатых», но наших в этой же роли. И облез. От зависти. Наверное, это дорого стоит такой вот ежегодный… релакс для всех! Для всех - от императора до последнего бомжа и шлюхи. Для чего? Ну, для какого-то национального хорошего единения, красивого я бы даже сказал, или как раз для того самого размышления о мимолетности красоты, важная ведь мысль. И эмоция важная. Любование цветущей сакурой.  Это даже звучит завораживающе. 
Мое заочное восхищение было с лихвой вознаграждено интернетом: фото, кино, книги и другие тексты. Японская живопись, японские стихи… Блин, как это было здорово. Восхищало. Не то чтобы я ничего до этого не знал, но вся инфа была как-то разрознена и связанна на какие-то далекие от  Японии, как таковой, явления, вещи и имена. Например, живопись и графика с Ван Гогом, который был ею восхищен, а я был восхищен его живописью и так далее, но не будем отвлекаться. Итак, вал инфы подхватил меня и понес.   
Получалось, что одна из самых урбанизированных  и высокотехнологически развитых стран, оказывается, трогательно относится к природе каждого кусочка своей земли,  что жилье японца не защищает его от природы, а встраивает его в эту самую природу… Я читал запоем все подряд: японский дизайн, архитектура, японский сад и так далее. Попав на Сахалин, я нашел человека(спасибо ему), который показал мне практически все японские дома Южно-Сахалинска, Холмска и Корсакова. Я вникал в строительную технологию, пытался строить сам японскую минку, сделал сам себе сад камней, но…

Но в какой-то момент критическая масса была достигнута, и даже восхищенный взгляд не мог не замечать какие-то вещи, смыслы, поведенческие нормы и… я понял, что там – в японской культуре, поведении, традициях - есть что-то, что меня все больше и больше напрягает, даже не просто напрягает – бесит.

И я полез дальше. Эта длинная предыстория очень важна. Я стал смотреть и читать не только артхаус, но все подряд: масскульт, публицистику, порнуху и пришел в еще больший ужас. Я просто бросил. Я не понимал в чем дело. Я не мог соединить то, что собралось в моей голове.

С одной стороны - все эта красота во всем, а с другой - дикая жестокость, абсолютная несправедливость, полное неравенство, ситуативность добра и зла, чести и подлости, и… все извращения мира (о некоторых из них, я - человек, вобщем, достаточно информированный в разных областях, как мне казалось, если честно даже не слышал, а когда узнал, так и не понял источника удовольствия).

Целые трактаты есть про любовь по-японски. Однако супружеская верность это вообще не про Японию, мало того - по одному слову матери, любимую жену и детей легко выгоняли из дому, мальчик самодур замучил до смерти свою младшую сестру, соседи загнали  жить в яму женщину, туда кинули простого прохожего, не сделавшего им ровным счетом ничего плохого и издевались, измывались как настоящие садисты-извращенцы. Гордые самураи продавали высокочтимых родителей, жен и детей, лгали своим близким и родственникам, валялись в грязи, добиваясь всеобщего презрения, ради мести некоему начальнику, а когда месть была осуществлена и они стали героями: все покончили с собой. А-А-А-А. Или вот. Муж перед смертью приказывает жене переспать со всеми мужчинами села, что она и делает. Но… один мужчина ей очень не нравится, и она идет на могилу своего мужа и получает разрешение сделать исключение. А когда ей выставляют претензию, что она не выполнила поручение-завещание мужа, ее объяснение всех устраивает. Это очень напоминает сцену получения на расстоянии моментального (ибо невтерпеж) благословления нездорового папеньки, необходимого для брака с молодым смоленским дворянином, одной юной петербургской особы, устроенного графом Калиостро в фильме «Формула любви».

Работая над текстом, я решил пойти покурить. А пишу я этот текст в маленьком домике с террасой на море. Сегодня был очень теплый день. Такой теплый, что проснулись всякие летающие твари, в том числе и пчелы, на укусы которых у меня аллергия. Когда я шел босиком на террасу, одна укусила меня в ступню. Хорошо, что я не Ахиллес. Природа против того, чтобы я писал. И я его очень долго не писал. Очень долго. Больше не могу. Выпил тавегилу, он оказался все-таки с собой, цивилизация – за меня. Это обнадеживает. Продолжаю. Так вот.

Я взял паузу. Это нормально. Для меня. И вспомнил, как я несколько лет тому назад оказался в Туве. Блин. Чтобы вам не говорили – это настоящая Азия. Буддизм. Шаманизм. Агрессия. При чем осовеченное большинство просто блуждает во тьме никак не относясь ни к какой религии. Переводили предвыборные листовки, будто и не Россия это вовсе. Было интересно.  Я повникал между делом. Потусил с местными буддистами и шаманистами, не торкнуло – я православный. По убеждениям. Мозгами.
Но там и немного после того как там, я понял суть шаманизма. Может это звучит громко, но я так себе его объяснил. Шаманизм, по сути, чистое первородное язычество - это попытка выжить во враждебном человеку одухотворенном мире природы, где каждый камень, зверь или растение – субъект. Мысль не новая, согласен, но доказанная эмпирически, она выглядела для меня как открытие. Там, в природе, человек не главный, и совсем не самый сильный, он должен со всеми договориться, кого-то купить, кого-то умаслить, а кого-то обмануть или победить. И это все по-взрослому. Я видел серьезного умного человека, который боялся палки, которую сам же и подобрал где-то недавно и теперь не знал, как от нее избавиться. Он считал, что она уничтожает его.
«Блин, что за проблема – выкинь ее на хрен!» Это оказалось не так просто.  Длинная получилась история. Он от нее все-таки освободился.

Так вот еще одна странная история.  Оказавшись вместе с шаманом, один православный во время обряда в этом самом их мире был реально напуган и враждебностью его и своей собственной малостью в нем. Да, наверное, это плохой поступок для верующего человека. Но пусть он сам со своими грехами разбирается.  В какой-то момент – игра, а он именно так воспринимал происходящее, перестала быть смешной, а стала угрожающей, жуткой. Верующий, как ему и было положено, попросил о защите, сами знаете кого... И мир языческий в страхе отшатнулся от него, как от рыцаря в сияющих латах первобытные дикари. Этот религиозный опыт убедил в правильности своего выбора. И был отправлен в память и байки.
И так там бы и остался, если бы через некоторое время не помог мне соединить все в кучу. Это очень трудный текст. Наверное, он даже обидный. Но я лишь хотел понять и объяснить себе. А теперь вот пытаюсь это написать, чтобы систематизировать объяснение. Да - это моя, частная точка зрения , она, претендующая на истину, и потому ждет, что ее будут ругать. Это я извинился. Не знаю как это сказать иначе, очень стараюсь быть толерантным.
Как соединить любование цветением сакуры и технологический прогресс, возвышенную глубокую философию и все немыслимые извращения, которые  производятся в порно бизнесе под японским брендом и претендующие на, так сказать, национальную специфику.
 
Все дело в язычестве, которое, минуя атеистическую или монотеистическую фазу сразу попало в современный мир. Его уклад, восприятие мира, общества, добра и зла, самого себя в Японии языческое – синтоистское. Это как если бы древние египтяне, обожествлявшие своего фараона, оказались среди нас всем своим государством. И американцы, заставив побежденного императора заявить своему народу, что он НЕ БОГ, разрушили японский мир. Законы по которым жили японцы, писанные и не писанные, это не человеческие законы в европейском, российском и прочем неязыческом понимании, по ним получается, что самурай - не субъект! Умереть за императора, за сегуна, за своего князя, умереть вместе с ним, публичное самоубийство и т.д.. Мудрый, мужественный, настоящий герой, воплощение мужского начала чудовищно по нашим меркам, - жесток, жесток безгранично и при этом он никто. «Императору достаточно сказать, и я умру…». Обожествление власти. Всех над всеми.

«Последний самурай», «48 ронинов» и т.д. О чем они все? Разве не об этом? Самурай – не субъект. Субъект – тот,  у кого власть. Потому что есть иерархия. По отношению к тем, кто стоит выше тебя – ты никто, а по отношению к нижестоящим - Бог. Если у тебя есть власть, то она безгранична. Кажется, дичь дикая. Даже не собака, она огрызается, она имеет право на жизнь, право убежать. Японец такого права не имеет ибо у собаки нет позора, который лег бы на ее семью и на нее саму.
Право императора, начальника, учителя, отца и старшего брата. И никакого равенства.  У каждого свое место. Понятно. У камня - свое, у воды - свое, у огня, у цветка и так далее. Самые бесправные в японском традиционном обществе - девочки. Они должны всем, если нельзя прокормить их просто убивали по рождению в прошлом.  Если не было денег их продавали в публичные дома или просто кому-то, кто готов был платить. Иностранцы, оказавшиеся в Японии, и русские моряки, кстати, тоже, нанимали за деньги себе временных подружек-служанок, и это было нормой. Не было более бесправного существа, чем невестка, а чуть выше по статусу – собственная дочь.

Только не надо возмущаться и гореть справедливым гневом. Это не японское изобретение. Это обычная языческая жизнь. И все те, кто считает себя цивилизованными народами жили в свое время по таким или похожим правилам. Пусть и с натяжкой, но это викинги, дожившие со своими представлениями и укладом жизни до наших дней.

И как же подкупают эти покорные женщины, эти мудрые, молчаливые мужчины, которые когда надо, как звери. Европейская цивилизация извосхищалась этими людьми: книги, фильмы и прочее. Почему нравятся, почему подкупают? А все просто. Мы все вышли из детства. И каждый в отдельности, и страны, и народы, в общем, но когда-то наши предки тоже были такими, видя это здесь и сейчас нас, людей другой цивилизации, подкупает ностальгия по собственному цивилизационному детству. По времени, когда деревья, которые растут на камнях, были еще большие, по нашему общему языческому детству, где биология и природа правили людьми, а не наоборот.

Маркиз де Сад, борясь с христианством, следовал именно ей, признавая только один закон – собственное желание и только одно право - право сильного.
Ларс фон Триер в своем "Антихристе" предупреждал, что на природу нельзя давить бесконечно и бездумно (а это ведь в правилах нашей цивилизации – «человек царь природы» и ее «покоритель»), она может сойти с ума и отмстить.

«Разбуди в себе зверя!» - наигранно рычит масскульт, под умилительные вздохи недолюбленых дамочек. И здесь - и атеистическое происхождение человека от обезьяны и языческое прошлое человечества.

А оно вот оно – не наигранное – не прошлое – настоящее, а может и будущее, техника–наука–культура, достойные восхищения, и зверства тоже достаточно, самого настоящего.

Так что получается, что японский путь вернее и успешнее многих других? Без ресурсов, после поражения в войне, в моральном кризисе, практически на камнях и воде создали достойную зависти цивилизацию, где новое и старое живут рядом и помогают друг другу, а человек и природа находятся в удивительной гармонии. А мы типа от корней оторвались, от природы? Ну вот что-то мешает же сказать, да? Потому как все в комплексе не сдалось ведь никому. Ну или почти никому. Добро и зло есть! Человек лучше собаки, и он имеет право на жизнь и достоинство независимо от происхождения, пола и возраста. Да?

И... О! Кстати, нет у японцев до сих пор законного права на однополый брак, порицаемы матери-одиночки и так много чего еще, что точно не устроит ни американца, ни русского. Каждому свое, но тем не менее.

Я вспоминаю свой давний разговор с русским язычником, которого бесило выражение «Раб божий». Он говорил, не без издевки, о том, что попав на тот свет, православные остаются рабами и там, а он «будет вместе со своими братьями -языческими богами сидеть за одним столом с братиной доброго вина». Только ни хрена подобного. Даже если остаться в той же образной системе. Братьям не приносят жертвы, не молятся и т.д., а православные уверены, что они то, как раз, созданы по образу и подобию божиему и их от него только грехи и отделяют.
Где-то под конец прошлого века Япония тормознула в своем развитии, и хоть нам, России, до него как пешком до Луны, тем не менее это так.

Синтоизм – религия собственного места и правил жизни, была и есть религией поведения. Недаром же государственный синтоизм был отделен от всяких прочих. Порядок вещей был сохранен и после войны. Даже был период, когда из американского оккупационного генерала чуть не сделали предмет обожествления. Свято место пусто не бывает?

Очеловечивание императора было настоящим ударом в самое сердце японского порядка. Но система отношений осталась. Ритуалы и структура и общества и поведения некоторое время держали систему в целом и эффективном состоянии, почти 50 лет. Их хватило на мощнейший послевоенный рывок. Но сейчас налицо серьезный кризис, из которого нет выхода в этой системе координат. Она рушится, система.

Нет, со времен Рут Бенедикт не изменилось японское представление о том, что порядок есть только в Японии, а весь остальной мир – «бардак». Первый удар - поражение в войне, а это было поражение духа (!), потому что японцы изначально знали о расстановке сил и количестве вооружений,  считая, что они победят своим духом потому что их порядок самый лучший, и они на вершине пирамиде по определению, массовое сознание выдержало.

Второй удар – экономические успехи  перегнавшего Японию Китая, это было как-то через чур. Порядок остался, уверенность тоже, но это скорее инерционное уже явление.

Молодежь не хочет встраиваться в нее, все более отстраняясь, у нее есть новый кумир: Китай. А это очень важный аспект. Не смотря на то, что на протяжении многих веков Китай часто был примером для подражания и даже простого копирования, он никогда не пользовался уважением. Китай не может быть кумиром, если ты все еще японец, в глубоком духовном смысле.

В Японии не было пьянства и гомосексуализма в европейском понимании этих слов, а сейчас есть. То есть выпить японцы умеют и любят, и гомосексуализм никогда не был под запретом, представить в начале ХХ века, повышающие боевой дух, плакаты, где японский солдат солдата вражеской армии в прямом смысле слова наклонил, нигде больше нельзя. Это невозможно было в принципе. А такой плакат я сам видел.

Рут Бенедикт писала о том, что японцы не понимают трезвости вообще, но пьянства у них нет. Так же как и гомосексуализма между взрослыми. Это было лет так 70 назад.
Разглядывая фотки про жизнь удивляешься, откуда же тогда пьянство забубенное, которому даже финики в Питере позавидовали бы в свое время?  Что это? Усталость от работы, как болезнь, процент самоубийств, проблемы семьи, уход молодежи в фентези, мангу и даже полный уход их из социума («хикикомори») – это факты от которых не отвертеться, не списать на временные трудности. Это кризис общества и общественных установок. Он уже тормозит развитие страны и экономики с наукой,  ранит и мучает людей. Чем дальше от идеала, тем больше злоупотреблений, сбоев и несправедливостей. Педофилия, инцест, публичные домогательства, порно, которое прилично взрослому мужчине рассматривать в метро, это не новость. А рождение второго ребенка у известной молодой и незамужней женщины не светская новость, а скандал. «Этот мир катится прямо в Ад.». Кризис  виден невооруженным взглядом. О нем пишут и говорят.

Понятно, что изменилось не только это. Изменилось положении японки в обществе. До 16 лет подняли возраст согласия, и как пишут мне живущие в Японии «педофилия и прочее сильно преувеличены, потому что как раз по сравнению с другими странами фактических случаев этого здесь очень мало», и это скорее проблема порога возраста в восприятии сексуальным объектом девочки, теоретическая, в общем, проблема, все равно возмутительная в точки зрения европейца и христианина. Она имеет те же языческие корни, звериное по сути восприятие этой части миропонимания. Видно, как официальная Япония даже играет на этом, в рекламе и т.д. Культ японской школьницы. Однако, педофилы всего мира выбирают другие страны для секс-туризма. И это тоже факт.

И вообще, мне пишут, что «угнетенными японки себя далеко не ощущают, потому что хоть у женщины здесь и "обусловлено" домохозяечное» место после брака, но она и работать может, если хочет и  отношения со свекровями тоже другие (часто - никакие. потому что живут раздельно).

Ну, если мы про глухое село какое, тогда, наверное, тяжелее. И измены тут наказываются с обеих сторон - причем, платит компенсацию (примерно 300 000 йен) не только «накосячивший\ая», но и их любовники. Ага. А еще есть фишки типа компенсации за расторжение помолвки, например. Мол, «я на тебя лучшие годы угробила, ждала, а ты – вот значит как со мной». Так что про бесправных японок реально перебор».

Только и это тоже про кризис. Мужчины все чаще не имеют возможности завести семью, а многие женщины все еще рассчитывают на то, что после свадьбы они не будут работать, а столько зарабатывать удается далеко не всем женихам.  Японцы уезжают, в Японию едут представители других народов, создаются смешанные семьи. Дети от смешанных браков и просто живущих в стране иностранцев учатся в школах и вузах. Это все про то, что мир, в котором жила Япония, каких-то 70 лет назад ушел. Журналисты истерят, специалисты анализируют и делают неутешительные выводы, а культура ищет выход.

На кинофестивале «Острова» в прошлом году, в Южно-Сахалинске, я поглядел фильм «УСМИРИ ВОДУ», который в кинопоиске называется «ТИХАЯ ВОДА» (автор сценария и режиссер Наоми Кавасе). Японка, живущая в Европе. Фильм ровно об этом. Внешний мир рвется в закрытый традиционный мир, умирает старая ведунья, не оставив наследников своего знания, а ее внучка-школьница не знает как жить, но и слушать взрослых не хочет. Ее парень боится моря. И хоть фильм и не совсем про Японию, как бы (фильм про маленький островок в океане с закрытым мирком национального меньшинства), но и про нее. Про острова с закрытым миром, окруженные огромным океаном воды, тихая она или ее надо как-то усмирить, но что-то надо с этим делать, не понятно только что.

         Понятно другое. В конце ХХ века Япония как языческая цивилизация достигла своего апогея и исчерпала себя. Религия своего места больше не отвечает на вопросы, не объединяет, не дает сил обществу двигаться дальше.
Общество и государство из последних сил держится за правила, порядки и традиционные представления, понимая, что все изменилось, но не знают и не хотят других. Это тупик.

Много вечеров проговорил я с теми, кто там бывал или сейчас есть. Я делился своими мыслями и спрашивал подробности. И никто не возразил, не сказал – херня, а лишь добавлял красок и фактуры в сложившуюся картинку.

Меня совсем не радует это мое наблюдение. Наверное, никто в мире сейчас  не знает, не понимает природу лучше чем японцы. Только они смогли построить индустриальное общество, не разорвав с ней, с природой, отношений и не сохранив, в целом, традиционный уклад жизни. Это нельзя, нечестно и очень расточительно потерять.

Христиане и прочие монотеисты – собрали все в едином Боге, нашли защиту и считают, что природа должна служить им. Потому как именно их Бог создал все это.
Атеисты считают, что человек вершина эволюции и центр мироздания, и что они вышли из природы, чтобы ею овладеть, есть в этом что-то неприличное и потребительское. Про природу они как про домашнюю корову: чтобы она давала молоко ее надо содержать в тепле и чистоте, кормить, поить и доить. И защищают они ее часто странно, глупо и причем друг от друга. Получается, что защита природы такой же повод для конфликта между людьми, как и ее хищническое разорение.
Получается, что именно японцы-язычники природу знают и понимают лучше, христиане свои языческие навыки забыли, а атеисты и не имели.
 
Сейчас Япония имеет уникальный шанс создать нечто уникальное и может быть даже совершенное, уйдя от язычества, исчерпавшего свои ресурсы в идеологии, в образе жизни и поведенческих принципах, не забыть все то, что составляло их феноменальную экологическую и человеческую компетенцию и сделать шаг  вперед. Шаг вперед, чтобы наполнить новым смыслом жизнь, получить новое топливо для жизни, развития и творчества.  Может быть это шаг в христианство (например), которому, может так статься, миру потом придется учиться у японцев. Так же как многому и не раз все человечество уже у них училось.
 
Понятно, что как православный я думаю о православии? Потому что католики и протестанты, мне кажется, так сильно ушли куда-то от первооснов, что, наверное, даже их собственные священники, жившие каких-нибудь сто лет назад, предали бы их анафеме. Я, кстати, имел некоторый опыт общения с корейскими воцерковленными протестантами. Думаю, тоталитаризм так и выглядит. Они дома должны только спать и вне церкви – работать. Все остальное вместе. Их там грузят каждый день кучей вещей, не давая ни спуску, ни продыху. Странное это производит впечатление. 
А Россия, по большому счету, сейчас пытается сделать что-то похожее, что сделала Япония после войны, пережив поражение в холодной войне, потеряв идеологию всемирной справедливости, которую считала своей, она старается сохранить себя и свое место в мире. Получается очень плохо.  Потому что структура развалилась задолго до потери идеологии.  Так что начинать надо с идеологии. В справедливости мир нуждается не меньше, чем в неразрывной связи с природой.

И поиски русских вполне логичны. Они обращены к собственным корням, то есть, тому же православию. Именно православию, потому что собственно православие и создало русскую нацию. Святой Сергий Радонежский - ее отец основатель. Но это уже другая тема, другой статьи.

А я собираюсь, таки попасть в Японию, все внимательно рассмотреть и честно написать продолжение.