Маргарита Мон. Бабушки

Наши Гениальные Матери
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: http://www.proza.ru/2012/04/02/160

- Бабушка!! – мальчишка лет пяти бежал, широко раскинув  руки,  по залитой весенний солнцем набережной, - Бабушка, я лечу!
Рядом шла  молодая, стройная, красивая женщина, на высоких каблуках и элегантной шляпке.
- Да, да, - счастливо улыбаясь, ответила она, ласково глядя   на мальчика,
- Лети, малыш…

Я свою бабушку не помню молодой, вернее для меня она всегда была бабушкой, в платочке,  в длинной юбке, всегда озабоченная, строгая, не сентиментальная.
Наверное, она была красивая и совсем не похожая на нас. Мы - мама, брат и я рослые, темноволосые и кареглазые, а она маленькая, тоненькая, а глаза голубые-голубые, как весеннее небо, до глубокой старости не выцвели,  и носила она всегда голубые платочки, которые  ей были очень к лицу.

Мы  с братом не были ни в яслях, ни в садике,  нас воспитывала бабушка.
- Ба,- расскажи сказку, - клянчили мы.
- Какую?
Выбор наш был невелик, мы должны были выбрать одну из трех сказок: Ивасик-Телесик, Коза-Дереза и Бычок-Тритячок.
 А потом  шел рассказ, как стихотворение, заученное на память, текст которого не менялся на протяжении многих лет, но мы каждый раз слушали, затаив дыхание, все переливы бабушкиной интонации, изменения голоса, паузы и в тысячный раз, как в первый, переживали приключения сказочных персонажей  в бабушкином театре одного актера.

Вообще бабушка  знала и помнила огромное количество поговорок, присказок, метких выражений, которыми  умело украшала свою образную речь.
В ней сочетались, как бы противоположные  черты характера – строгость и сдержанная нежность,  бесконечная доброта и жесткость, щедрость и прижимистость.  Она умела слушать, но не любила говорить, а тем более обговаривать.

- Бабушка, а почему ты не сидишь с другими бабушками на скамеечке во дворе?
- Мне некогда, - как всегда скупо ответит она, а потом, помолчав, добавит:
- А они, в чужом глазу соринку увидят, а в своем и бревно не разглядят.
Я, тогда еще подросток, на всю жизнь запомнила  эту фразу из Евангелия, так меня глубоко тогда поразившую.
Однажды, в то атеистическое застойное время,  я повесила над своим  столом репродукцию Сикстинской Мадонны  Рафаэля, которая была тут же снята бабушкой, а на мой удивленный вопрос услыхала обычный лаконичный ответ «Не делай этого», без объяснений.
Никогда ни слова о вере, ни слова о Боге, только на Пасху самые вкусные в мире куличи и самые красивые на свете раскраски пасхальных яиц, причем натуральными красителями – свекла, чай, шелуха от лука, горчица и еще что-то.

И только потом, много позже, уже после смерти бабушки я нашла в глубоких чемоданах аккуратно завернутое в газету дореволюционное потрепанное Евангелие и две маленькие  бумажные иконки  Николая Чудотворца и Божьей Матери «Умиление», которые она сберегла  и пронесла через две революции (1905 и 1917 годов), две войны (Гражданскую и Отечественную) и две голодовки (1933 и 1947 годов) и, помня те страшные годы, когда за крестное знамение могли расстрелять, хранила свою тайну в сердце, молясь за всех нас.
Там же я и нашла свою репродукцию Сикстинской Мадонны

- Бабушка! – снова привлек мое внимание малыш на набережной, - смотри, смотри, сколько чаек  прилетело!
Он крошил белый хлеб и бросал в воду, птицы подлетали, хватали хлеб на лету, кружили у самой кромки бордюра, громко кричали, а мальчик крошил и крошил  белый хлеб…

Хлеб в нашей семье был всегда в большом уважении. Бабушка не позволяла вольно с ним обращаться – переворачивать, оставлять нож, воткнутым в хлеб и недоеденные  куски.
Все крошки всегда бережно собирались в специальную коробочку, а потом высыпались птицам.
Я всегда находила в бабушкиных запасах матерчатые  мешочки с сухарями и немереное количество муки в кладовке.

Уже, потом, много позже, я узнала, что во время голодовки 1933 года у нее умер от голода 12-летний сын, мамин старший брат.
Правда узнала я об этом только после смерти бабушки совершенно случайно, от чужих людей. Тогда не принято, да и опасно  было об этом говорить и бабушка молчала.

Почти ничего не знали мы и о том, как она, отправив своего молодого красивого мужа в 1941 году добровольцем на фронт, уже осенью получила повестку «Пропал без вести» и,  прождав  в надежде на возвращение его до конца войны и так и не дождавшись, всю жизнь,  в день Победы  9 Мая,  ходила на могилу неизвестного солдата с букетом красных тюльпанов.

Каждый год, всегда одна, чтобы мы не видели ее слез.

Никогда не рассказывала бабушка, как ей жилось  в оккупированном Киеве и  только однажды на вопрос «Ба, а почему ты так дорожишь этим старым одеялом?», поведала нам историю, как ее соседка еврейка, собиралась с семьей к месту назначенном в немецкой листовке для вывоза из страны. И, укладывая вещи, женщина, отдавая бабушке ватное одеяло (немалая ценность в военное время), сказала «Они нас никуда не вывезут, прощай Аня, мы жили с тобой дружно, помни обо мне».

Слова оказались пророческими и весь мир содрогнулся, узнав о трагедии Бабьего Яра.
А, когда в 1943 наши войска освобождали Киев, немцы, заметая следы, поспешно сжигали последствия своих злодеяний.
- И страшный, зловонный черный дым долго стоял над городом, - вспоминала бабушка, - пустые улицы, разбросанные вещи, обрывки газет  летали, носимые ветром и клубы едкого, жгучего  дыма.
А, когда восстанавливали  Киев, то только  узенькая, извилистая  тропинка среди развалин осталась от красавца Крещатика.

Всю жизнь тяжело трудилась, всю жизнь в борьбе за выживание.


Семья для нее  всегда была на первом месте – все интересы, забота, все душевные,  физические силы и тепло были отданы нам, беззаботно и эгоистично   потребляющим  благодатные дары бабушкиной любви, никогда не требующей что-либо взамен.

Иногда я, придя домой с работы, находила на столе пару яблочек, орешки,  конфетку, букетик простых полевых цветов или цветущую веточку вишни  и пару связанных носков или варежек.
- Бабушка приходила, - улыбалась я, удивляясь  ее бесконечной доброте.

Потеряв сына, мужа, похоронив уже в старости свою единственную дочь,  пройдя все круги скорбей непростого и разрушительного 20 века,  она оставалась всегда строгой, терпеливой, надежной и верной, не изменив себе до конца жизни.

Верность – удивительное свойство души, которое свойственно только по-настоящему сильным людям.
Как жаль, что это слово сегодня, увы, уже причислено к архаизмам.

***

Мальчишка с бабушкой, гуляя по  набережной,  подошли к сидящей на стульчике одинокой старушке. Кто-то вынес этот стульчик и посадил прямо у реки эту древнюю старушку, чьи-то заботливые руки укрыли ей ноги теплым пледом.

Старушка, тяжело опершись на палку, задумчиво смотрела на воду реки, никого не замечая вокруг.

Вдруг малыш подошел к ней, заглянул в глаза и звонко сказал:
- Здравствуйте!  А мы сейчас к водичке с бабушкой спустимся!
Старушка как-то сразу обмякла, посмотрела на мальчишку слезящимися глазами, улыбнулась беззубым ртом и прошептала с нескрываемой и  искренней  любовью и нежностью:
- Храни тебя Господь, сынок!

Живите долго в  сердцах всех поколений наши дорогие, сильные, стойкие и любимые бабушки.
Помяни их, Господи, в Царствии Своем.