Пятерка по литературе

Дочки-Матери
*******

Мы заканчивали техникум, в который я поступила после восьмого класса. И предстояла нам сдача заключительного экзамена по литературе.

Литература была не то, чтобы моим самым любимым предметом, но очень мне интересным предметом.

Как это ни странно для меня /т.к я с детства мучилась на уроках математики/, в техникуме логика математики и ее живое преподношение нам, учащимся, нашим педагогом, взяло вверх над всем, и у меня шли сплошные пятерки, по математике.



Литературу у нас вела классный руководитель, Валентина Никитишна, которая видела, что я стараюсь на ее уроках, все задания готовлю и книги читаю, и относилась ко мне с симпатией и теплом.

Мне нравилось узнавать новых авторов, нравилось читать, но так как к уроку надо было прочесть сразу много страниц, то это меня сбивало  /я люблю читать медленно и с настроением, и дать еще время себе подумать, чтоб само всё отложилось и отозвалось в душе../

А вдобавок еще, моя память, плохая на имена и факты, меня "подводила" /ставлю в кавычки, потому что, зная это в себе, я не беспокоюсь таким фактом: я же могу просто записать то, что мне надо запомнить/.



Но вот нам предстоял экзамен по литературе.

Как обычно, была консультация и еще давалось два дня на подготовку.

Зубрежкой за два дня - такой большой объем не осилить, - да я от нее еще в школе отказалась: не дело это, такие силы тратить, чтобы через день всё начисто забылось.

Выход один - писать шпаргалки.



Вот я и строчила их - и эти дни, и эти ночи: имена, факты, точки опоры, от чего оттолкнуться - всё в них, кратенько, но четко. На них и рассчитывала.

Пришли мы на экзамен, не помню даже, первые ли мы вошли, не важно. Но взяв билет, я расположилась на втором свободном ряду / первый остался пуст/ из четырех рядов в классе, со столами, поставленными вплотную друг к другу.

Все, конечно, кинулись "на галерку", те, которых я вперед пропустила выбирать билет...




И вот сижу я прямо /чуть сбоку.../ перед нашим преподавателем, перед любимой мною и очень уважаемой Валентиной Никитишной. И думаю о том, что она, конечно, любит меня и ожидает от меня хорошего, как всегда, ответа.

И как же, думаю я, при ее уважении ко мне, я достану эти свои шпаргалки и буду нагло, сидя перед ней, списывать оттуда...

Хотя Валентина Никитишна сидела, такая добрая и домашняя, какой она была всегда, и так хорошо к нам настроенная.

И даже чуть отвернулась - смотрела в окно и "не мешала" нам готовить наше задание.


Но тем более, от этого всего, мне было еще более стыдно так откровенно пользоваться своими приготовленными шпаргалками...


Что же делать? Я собрала все свои силы, сосредоточила всю память и кое как, - почти без фактов и имен, - написала неполные ответы на вопросы своего билета.




Пришло время и мне отвечать. Я сидела и что-то мямлила и отвечала с подсказкой преподавателя, и со стыдом великим перед ней, за свой ответ.

И вот  получаю свою зачетку и слышу, что можно идти, говорю "спасибо", не глядя в глаза и уверена в том, что получила "трояк", /т.к. двойку она мне, знаю, не поставит/.

Я выхожу из класса. За дверьми толпа наших студентов, все волнуются и у всех один вопрос:

- Ну что? Ну как - сдала?..

Я говорю, что не знаю еще и раскрываю свою зачетную книжку.



А там красуется, аккуратной рукой поставленные, пятерка и подпись.

Я увидела это и все мои переживания всего того, что я чувствовала на этом экзамене, вылились в шок. Я сильно заплакала, всхлипывала и не могла остановиться и ничего не могла объяснить.



Мимо шла наша преподаватель по рисунку, она увидев неладное, сразу быстро подошла ко мне и спросила: двойку ли я получила...

Я даже почти ничего не могла ей ответить, может только еле слышно, сквозь слезы и испытывая еще больший стыд за свою оценку...

Почему стыд - не потому, что такая правильная, а стыд перед преподавателем за мой ответ...  и шок за ее, так проявленную, доброту ко мне...

Где-то глубоко внутри я, была, может быть, даже согласна с такой оценкой - я действительно, всегда готовилась к урокам  /да и сейчас, к экзамену/ ...

Но как я сейчас отвечала, и эта оценка! Словом, вот он - шок.




Преподаватель по рисунку попросила меня постараться успокоиться, положив мне руку на плечо и сказала, чтобы я подождала, она спросит нашу Валентину Никитишну сама, что случилось...

Вышла Валентина Никитишна, - а педагоги уже переговорили между собой, и сказала мне спокойно и добро, что если я не согласна с такой оценкой, я могу ее завтра пересдать.


На том мы и порешили. Я сказала, что приду. Назначили время. Я уже не плакала.



Все наши студенты, надо сказать, отнеслись к этой ситуации с пониманием /каждый, конечно, по-своему.../они не докучали мне больше расспросами, дали успокоиться, разговаривая о своем, не осуждали и не удивлялись - просто приняли ситуацию такой, какая она есть...



Вечером, дома, я уже совсем успокоилась и не расстраивалась по этому поводу. но решила обязательно пойти к преподавателю, на следующий день.

Я не сказала, что наша учительница еще оставила мне выбор - если я не приду завтра, значит всё остается на местах, значит я согласна с пятеркой, так она это и поймет - и я могу не приходить..

Наутро я собралась и пришла в техникум, вошла в класс.



Валентина Никитишна мне улыбнулась и сказала:


- Все же пришла? Может всё-таки оставим пятерку, ведь в течении года ты очень хорошо занималась!


Тут заявило о себе мое упрямство - что же я буду от своих слов отступать. Я ответила отрицательно.


- А на четверку ты будешь согласна?


На том и порешили.  Я поблагодарила учительницу, а так как была еще очень молода и стеснительна, то свои чувства и эмоции на всё это не сумела ей объяснить.



Она мне улыбнулась и сказала, что я молодец, что ей была приятна моя справедливость, по отношению к себе. И пожелала мне хорошей дороги в моей жизни и в моей профессии.


Замечательная наша Валентина Никитишна! Очень добрый человек, хороший преподаватель и удивительная женщина!




05.07.2015г.

*********