Греция. Часть 2. Блеск и нищета

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - вид с террасы отеля на город Афины, Греция. Акрополь - на заднем плане в правом верхнем углу фотографии, но он в вечерней дымке, и был едва различим даже простым глазом.



На третий день пребывания в Афинах до обеда нам предстояла прогулка по городу. А после обеда всей своей немногочисленной группой из Москвы, состоящей из 8 человек,  мы должны были отбыть на место отдыха на побережье Эгейского моря.

Прогулка началась с пешеходной улицы, в которую превращался один из центральных проспектов города в выходные дни. И который становился одной большой тринадцати километровой свободной торговой зоной.

Проспект - это громко сказано. Тогда, в  середине 90-х, город был тесным и узким, как в средние века. Это только ко времени проведения Летних Олимпийских Игр 2004 года город приукрасили, перестроили и расширили многие его улицы.

Суббота, и рыночная торговля была в разгаре. Вообще-то город в это время больше походит на азиатский, точнее, Византийский, с его красками и разноголосицей. Да это и неудивительно, многие тысячелетия Греция соседствовала с Ближним Востоком. Вначале, в Римской империи, в составе Византийской империи, а потом почти 400 лет входила в состав Османской империи. Соответственно, население ассимилировало и впитывало культуру арабских стран. Но к этому я ещё вернусь.

А пока пройдёмся по улице.

Многочисленные палатки с вывешенными одеждами, тканями, украшениями, шубами, сувенирами. Громкие окрики носильщиков, многочисленные покупатели и продавцы, торгующиеся возле своего товара. Каждый норовил поиметь свой интерес.

И вот что поразило тогда: многие местные жители не только Афин, но и других регионов Греции, приезжали сюда за более дешёвым товаром. Поскольку только в эти дни шла беспошлинная торговля. Это как своего рода свободная экономическая зона в миниатюре.

Откуда нам это стало известно? Сейчас расскажу.

Наше с сыном внимание привлёк художник-иконописец, выставлявший свои работы в серебряных оправах на разложенный прямо на асфальте столик. Уж очень качественными и с красивой венецианской росписью были те оклады икон, а лики Христа и Богоматери сияли чистотой.

Подойдя поближе, приценились к иконам по-английски:

- How mach is?

- Говорите по-русски, я понимаю, - услышали в ответ. - По вашему произношению я понял, что вы из России. Я сам пять лет назад оттуда уехал, в Софрино под Москвой работал иконописцем. Цена разная, от 5 долларов и выше.

- И как вам здесь? - полюбопытствовали мы.

- Ну, ничего, кручусь-верчусь, езжу по рынкам в выходные. Зимой работаю в мастерской, летом продаю. У меня тонкая работа, поэтому покупатели ценят, - рассказывал о себе Леонид. -  Во всяком случае, работаю на себя.

Мы с сыном выбрали понравившуюся больше всех других икону Спасителя в серебряной оправе - для подарка бабушке. Обошлась она нам недорого, в 20 долларов.

Леонид расспросил нас, как на Родине сейчас. И очень был удивлён, что и в России сейчас свободная торговля, можно торговать на рынке чем хочешь! И вдвойне удивился тому, что у нас также рыночные отношения и в бизнесе, и не всё подконтрольно государству. Что есть акционерные общества и товарищества собственников.

Нам с сыном даже показалось, что Леонид был немного чем-то удручён после нашего рассказа. Как будто немного сожалел, что уехал, а мог бы так же сейчас жить и работать на себя в России.

Он был приятен в общении, и мы надолго остановились возле его столика. Он рассказал, что основная масса товаров привозится на этот рынок с Ближнего Востока, из Сирии и Ирана. Таких, например, как тончайшие шёлковые ткани, натуральное хлопковое бельё.

Ткани из качественного и тончайшего прозрачного шёлка мне приходилось покупать ещё в 80-е у моей коллеги по работе, которая привозила их из Сирии, где работал её муж.

А ещё товары из Марокко, Туниса и Северной Африки. Но это мы и сами заметили - по изобилию темнокожих продавцов подделками, товарами известных уже тогда нам фирм из кожи, часов и радиоаппаратуры.

Действительно, как позже мы убедились, прикупив сирийского нательного трикотажа, многие продавцы оказались нашими бывшими соотечественниками.

От Леонида мы узнали  и о том, что в выходные сюда съезжаются со всей округи покупатели. Потому что товар в эти дни самый разнообразный и самый дешёвый.

Оказавшись человеком не очень разговорчивым, Леонид всё же поведал нам, что жизнь здесь нелегкая. И что приходится заботиться о себе самим, никаких социальных гарантий эмигрантам нет, а потому экономить на каждом долларе. Греция тогда ещё не входила в единое экономическое пространство и имела собственную валюту - драхму. И, конечно, имел хождение доллар, как самая надёжная валюта.

Позже, десять лет спустя, в Афины переехала и моя двоюродная племянница, выйдя замуж за Грека, тоже эмигранта. Закончив Киевский институт по специальности "Туризм", не могла найти работу в Афинах. Потом родила детей, и муж, тоже с высшим образованием, стал работать таксистом.

Но всё дорого: жизнь в полуподвальной квартирке, одежда, обучение и еда. Это только так кажется, что в южных странах брось семечку - и всё вырастет! Надо поливать, а летом совсем не бывает дождей, вода привозная. Поэтому дорогая и еда, и вода, и дороги даже овощи  летом. В этом мы убедились и сами позже, когда бродили вдоль побережья на отдыхе.

Моя киевская сестра, приезжавшая в Россию года три назад с греческими внуками, рассказывала, что греки употребляют в пищу многие травы, которые у нас считаются сорняками, например, свекольник. Они его отваривают и употребляют в салатах. Главное, что это растение не боится засухи и растёт как дикое.

Не удивительно, ведь во многих провинциях Франции до сих пор употребляют около 80 видов дикорастущих растений. Которые мы считаем сорняками. Да и в России в трудные годы ели и лебеду и крапиву.

Наше визуальное двухдневное знакомство с Афинами подходило к концу. И, конечно, было невозможно устоять против винных греческих магазинов. Что может быть лучшим подарком для мужчины? Конечно, греческая "Метакса"! И множество сувенирных наборов, состоящих из маленьких 30-граммовых бутылочек разных вин с островов.

Древние традиции виноделия уходят корнями в прошлые тысячелетия, им около шести тысяч лет. Так же, как и промышленная переработка оливок. Всё начиналось именно с Греции.

Греческие сорта винограда и до сих пор являются в мире самыми известными. Именно греками насаждалось виноградарство и виноделие в дальние колонии и поселения на территории современной Португалии и Испании, ещё со времён первых морских путешествий греков.

О виноделии можно говорить долго, поскольку немного в этом разбираюсь, а во всех странах Европы, где пришлось побывать, лично дегустировать во многих погребах.

Но больше всех напитков из Греции россиянам известен греческий коньяк "Метакса", по сути это смесь виноградного бренди, виноградного вина и травяного настоя. Примерно как португальские портвейны, в которых вино смешивается с виноградным агуарденте (спиртом).

Лично мне коньяк "Метакса" именно и неприятен настоями трав. Я потом долго задавалась вопросом, почему так приторен и терпок греческий коньяк на вкус, пока не нашла ответ в литературе, что он ещё и настаивается на травах.

В целом же город со всей своей инфраструктурой готовился к празднованию Пасхи. 98% греков исповедуют Православие, они такие же открытые и непринуждённые, эмоциональные и горячие, как и мы. Поэтому, конечно, чувствовали мы себя там как дома. И на улицах города встречали нас радушно и тепло. Иногда даже очень горячо, но об этом позже.

Здесь я хочу сделать небольшое отступление - небольшой экскурс в историю страны. Ведь при названии Афин и Древней Греции в нашем сознании всплывают годы былого могущества и величия. На самом же деле Греция была процветающей всего около 100 лет. Это был период Классической Греции У - 1У веков до нашей эры. А своеобразная письменность и греческий язык возникли ещё раньше, при эхейцах, аж в конце третьего тысячелетия до н.э.


Продолжение часть 3 - "Из глубины веков" - http://www.proza.ru/2015/07/06/1575