Зона. Часть3 Весла... на воду!

Александр Исайченко
               
       Творческая  работа настолько увлекла меня, что я не видел происходящего вокруг. Отклик обо мне,  порядочном и настойчивом человеке, быстро разлетелся  по округе.
       Я и не заметил, когда над моим ухом раздался голос полковника:
    -  Сразу в бой! Это замечательно! 
       Я,  даже не понял: кто это произнес, потому что голова была забита важными цифрами, а когда очнулся, - стоявшие около меня:  начальник подразделения, другие военные  и стоящие рядом заключенные, - улыбались:
    -  Для тебя готов отдельный кабинет!  Сюда ты попал по ошибке!

   Действительно, в одной из угловых комнат здания администрации, стояли три письменных стола и огромный кульман.  Майор, сопровождавший нас, прикрыл дверь и произнес Андрею Яковлевичу короткую фразу:
    - Очень вовремя прибыл Александр Дмитриевич! Нам как раз нужен оперативный досмотр  за деятельностью изобретателя! С завтрашнего дня он будет работать в этом кабинете!  Таково указание Москвы!
        Подполковник посмотрел на меня и поблагодарил за сдержанность в отношениях с осужденными.  Видимо, ему уже доложили о проделках со мною и моей реакции:
    - Назначаю тебя главным технологом производства, - прозвучал его приговор. Стоявший, рядом с ним, майор, - тоже улыбнулся и протянул мне руку:
   - Надеюсь, сработаемся! Кстати, у нас свой автобус, который развозит сотрудников. Отъезд, - отсюда, в 17 часов, а утром будет около вашего дома в 7-30.
 
   На следующий день, когда я появился на работе, в кабинете за кульманом стоял худощавый выше среднего роста мужчина. Несмотря  на впалые щеки, я не дал бы ему и сорока лет.
   - Михаил, - представился он.  Надеюсь, пригожусь в  работе!
  Я тоже представился и посмотрел на бумаги, лежащие на столе.
 Михаил мгновенно спрятал их в папку и посмотрел на меня.
   - Слышал, что  чертежи двойного окна еще не прибыли! – разрядил он обстановку.  Могу помочь!      
    - Да, с кульманом это будет быстрее, - подумал я и продолжил расчеты окна.       
      А Михаил занялся деталировкой изделия. В общем, к вечеру работа была закончена. Я просчитал себестоимость изготовления. Плановики  произвели перерасчет стоимости дома и передали финансистам.

     Доверительное  и благосклонное  отношение ко мне, со стороны начальства, сотрудников администрации и даже некоторых осужденных, - приспустило занавес ежедневного страха и ежеминутной напряженности.  Я понемногу успокоился и стал устраивать походы в само пекло зоны.
    На сегодня запланировал посещение лесопильного цеха. Пока обходил, подготовленные к отгрузке вагонами,  штабеля сложенных  деталей домов, столярки и рифленого шифера, - волнение не успокаивалось:
     - Войти одному в логово преступников, - нервничал я, - и ходить около работающей двухэтажной рамы! А вдруг толкнут ненароком! И костей не соберешь!

      Однако, ещё не входя в полуоткрытые ворота, я услышал чей-то громкий голос. По тому, что на кричащем была стандартная  черная роба, но с  биркой  на наружном кармане куртки, - я понял, что это начальник цеха.
 - Когда Вы, олухи, научитесь работать? – кричал он, показывая на кривой пропил бруса. Видимо, эта сцена повторялась ежедневно, потому что, взмахнув безнадежно рукой, он удалился.         
       Я подошел к неработающей  двухэтажной  лесопильной раме и стал ощупывать её полотна. Сами рамщики уселись на каретку и стали наблюдать за моими действиями. Сразу стало понятно, почему шел брак. Пильные полотна были натянуты не равномерно,  и даже  слабовато,  прокладки болтались. Я вытянул одну из них и подозвал сидевших:
     -  Вот эта штука, - показал я на неё со всех сторон, - под действием раскаленных пил, меняет свой размер, точнее усыхает. А это значит, пилы смыкаются между собой и выпиливают не то, что хотели. А это попросту, - брак! А если у Вас, постав большой, - на сколько  миллиметров Вы уйдете от заданных размеров?
      Окружившие меня люди слушали, -  открыв рты.
      - Чтобы этого не происходило,- продолжил я, - выслушайте деловой совет: найдите хорошую березу, нарежьте из неё прокладки нужных размеров и проварите. Когда материал березы высохнет, - откалибруйте его до точных размеров. Обращайте внимание на развод зубьев. Если пила с заводским плющеным зубом, - это один размер, а если развод зубьев сделан на глаз и не точно, - ждите очередного скандала.       
     -Теперь о другом, не менее, важном моменте, - произнес я, всё увеличивающемуся числу слушателей, -  и показал на зажимную каретку.
    - Вы проверяли её  соотношение с пильной рамой?
     Видя, что мои слова не доходят до осужденных, я  приложил длинную металлическую линейку к полотну пилы и посмотрел на каретку, которая стояла далеко от рамы.  Она попросту не попадала в прицел линейки.   
    Потому, что глаза не заблестели, и не раздался мат, - я понял, нужно показать им конкретно.
   - Кто-нибудь,  стрелял из винтовки? – задал я вопрос.
   Зэки, - расплылись в улыбках!
      - Начальник, вы нас с кем-то спутали!- обиженно завыли мастеровые,-  Здесь мастера своего дела!
       - Ну, раз так, мастера, смотрите и запоминайте, - я серьезно посмотрел на толпу.   - Как вы находите мишень через разрез на мушке? Вот так и сейчас, - только вместо винтовки будет ровная металлическая линейка. Приложите её ровной стороной к полотну пилы и смотрите  на мишень, то есть на зажимную каретку.  Давайте на каретке установим прочную рейку, - метку. Она будет служить нам центром мишени. Теперь смотри в прицел, - где центр каретки?
    Один из осужденных, посмотрел через линейку на каретку и не нашел её.
     - Слушай, дорогой, до чего же мы тупые! – подошел он ко мне и крепко обнял. 
      Все даже встали!
   - Нужно срочно переставить рельсы, чтобы они тоже попадали в параллель пилы! Потому и лафет у нас  идет горбом.  Ты, - показал он на одного мужика –    вари березу, а мы  выровняем пол, переставим рельсы и отрегулируем центр каретки!   Как положено!
    Без крика и команды, все взялись за дело.

                продолжение:http://proza.ru/2015/07/05/1284