Катастрофа

Юрий Субботницкий
               

                Дорогой читатель!
                Признаться, я очень долго колебался - стоит ли писать и               
                рассказывать о случае, вернее о двух случаях, которые,          
                плавно перетекая из одного в другой,    подобно загадочным
                поверхностям ленты Мёбиуса, произошли со мной,      
                то есть имели место быть в моей Судьбе...
                И. к тому же, надо честно сказать, и в одном, и в другом... я
                выглядел, достаточно, не импозантно...
                И... всё же, всё же решился..., почему бы и НЕТ?!...


                АВТОР
               
               
               
               ...Я - моряк! Я - профессиональный моряк! И я очень горжусь тем, что в своей далёкой юности, я не ошибся и выбрал именно эту, глубоко мужскую по смыслу  и содержанию профессию. Достаточно нелёгкая работа на океанских транспортных судах дальнего плавания  и особенно работа на пассажирских лайнерах, предоставляет уникальные возможности побывать в самых экзотических местах и странах земного шара, побывать там, где вряд ли можно побывать, имея обычную сухопутную профессию.
                Более того, что конкретно очень важно лично  для меня, появляется так же прекрасная /великолепная/ возможность познакомится , «пообщаться» с весьма неординарными людьми, которые в обычной жизни бывают практически недоступны и без дополнительных проблем,  «на короткой ноге» обсудить с ними различные интересующие меня темы...
                К моему постоянному удивлению и горькому сожалению, в моей и обычной и морской жизни её Величество Судьба, с завидной фатальной  настойчивостью создавала, моделировала такие ситуации  и, совершенно неожиданно,  возникали  или складывались такие обстоятельства, что, честно говоря, и вспоминать об этом не хотелось бы! И надо бы навсегда, напрочь забыть, вычеркнуть из памяти это! А они, эти самые горькие, ненужные воспоминания, даже совсем наоборот, принципиально не желают забываться  и против воли  нет-нет,  да и ноющей болью, вызывая содрогание, напомнят о себе...  напоминают, что это было, было...
    Судьба в виде, вроде бы подарка-подачки, изредка  бросала сладкую сахарную косточку, но затем дальнейшее течение, ход событий, так неожиданно перекручивался, затягивался в пресловутый гордиев узел, который затем очень долго никак не развязывался и всё более и более запутывался... И последствия такого «подарка», ещё очень долго-долго не позволяли, не давали возможности о себе забыть...    
            ...Михаил Сергеевич Горбачёв, Генеральный Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и, по совместительству,  первый Президент СССР, пребывая как-то с официальным визитом в Германии, заприметил и, даже побывав на нём, необычайно красивый,  белоснежный океанский пассажирский лайнер «HAMBURG» - «ГАМБУРГ»  и, как говорят у нас в Одессе - «Поставил глаз на него!». Судно действительно выглядело весьма впечатляюще /импозантно/.  Огромное, с большой пассажировместимостью,  с красивыми стремительными обводами, с уникальной высоченной трубой, прекрасным и удобным внутренним дизайном, шикарным интерьером  - оно действительно вызывало достойное восхищение. Пассажирского скоростного турбохода такого класса в Советском Союзе ещё не было.
    Министерство Морского флота,  получив соответствующие инструкции, наставления и полномочия,  срочно начало  вести  сложные дипломатические переговоры  с немецкой стороной о приобретении турбохода /лайнера/.
            Сначала немцы даже слышать не хотели об этом , потому что для Германии это судно было такой же национальной гордостью и такой же «иконой», как для Франции, в своё время,  « France».  Но деловая активность и  интенсивность предложений  советской стороны  всё нарастала, а предлагаемая сумма всё увеличивалась. В конце концов, практичные немцы всё хорошенько просчитали и взвесили:  «Гамбургу» к тому времени было уже более десяти лет, а за предложенные деньги, вполне можно было построить новейший, современный лайнер. Немцы сдались и сделка, к обоюдной радости Высоких договаривающихся сторон, была успешно завершена!
           «Hamburg»,  после такого вожделенного  приобретения /покупки/,  капитального ремонта и частичного переоборудования на вервях того же Гамбурга,  получил гордое пролетарское имя « Максим  Горький». Кстати,  моряки между собой  в последствии грустно говаривали о нём - «Белый пароход - горькая жизнь», трудиться приходилось  на нём, что называется  -  «не покладая рук».
    Немного повторюсь: у Министерства морского флота лайнера такого высокого класса ещё не было и  «Максим», автоматически и естественно, стал флагманским судном советского  пассажирского круизного флота, стал элитным лайнером Черноморского пароходства и занял верхнюю строчку, по востребованности  и загруженности,причём с неограниченным районом плавания. А, так как у немцев для «Hamburga» были наработаны долгосрочные деловые контакты со многими европейскими туристическими фирмами, то и после его продажи и перехода из рук в руки от старого хозяина к новому, вместе с судном перешло и сотрудничество с этими компаниями, в частности с известнейшей немецкой" NEKKERMAN & SEARIZEN". И в дальнейшем  «Максим Горький» работал, как правило, с иностранцами.
           Кстати,  « Максиму»  в скором времени будет уготовано сыграть весьма немаловажную роль в развитии советско-американских отношений...
           ...2-3 декабря 1989 года в порту Ла-Валетта, остров Мальта, на борту турбохода "Максим Горький"  состоится историческая встреча Президентов двух сверх держав СССР и США - Михаила Горбачёва и Джорджа Буша.
           Первоначально планировалось и существовала договорённость о том что, встреча состоится на борту американского авианосца "ENTERPRISE", стоящего на якорях на рейде Ла-Валетты. Но разбушевавшийся жестокий шторм у берегов Мальты, неожиданно вмешался и внёс коррективы в ситуацию.
            И провести встречу было срочно решено на борту "Максима Горького", уютно стоящего у причала внутри порта.
            Советская сторона весьма гостеприимно, на достойном уровне,смогла принять высокого американского гостя!
            Кстати,БУШ, лично поблагодарил Горбачёва, за оказанный приём!
            Как же удачно и своевременно был приобретён "Максим"!
            Знал, возможно об этом, или догадывался Михаил Сергеевич, когда заприметил это судно - шутка...
           За право зачислить в свой Реестр судов вожделенный лайнер,  боролись все крупнейшие морские пароходства СССР - Балтийское, Черноморское и Дальневосточное. По личному  решению министра,  бывший  « Гамбург» вошёл в состав судов Черноморского морского пароходства /ЧМП/!
           И "Максим" сразу же стал визитной карточкой Министерства Морского Флота СССР /ММФ  CCCР/!
           Обычному  простому смертному, то есть рядовому моряку, не имеющего «серьёзной, весомой поддержки» в святая святых - Отделе Кадров Черноморского морского пароходства, даже пытаться помечтать, даже, хоть на миг, подумать о том, чтобы  попасть на работу на эту хрустально - голубую мечту всей его морской жизни, не приходилось ни при каких обстоятельствах...
           И, вдруг, для меня эти обстоятельства совершенно неожиданно,  искренно повторяю - совершенно неожиданно, каким-то, просто совершенно  невероятным чудом,... представились... Я оказался..., как говорят в таких случаях - в нужном месте и в нужное время!  Второму электромеханику «Максима» срочно, по семейным обстоятельствам, потребовалось сойти с судна. Я  же, в этот невероятно  счастливый, уникальный момент и одновременно, как покажет весьма не очень отдалённое будущее, невероятно  плачевный для меня момент, /значит бывает и такое -  классический пример дуализма ситуации/,  находился  именно  в  "кадрах" и  все, абсолютно все необходимые для ухода в рейс морские документы: новенький паспорт моряка, дипломы, сертификаты, включая и свеженький  «профотбор»  -  положительное заключение медицинской комиссии,  имел при себе в наличии...
             Повезло, просто повезло...вроде бы..., как я думал в тот момент...и почти... пел от радости!!!  И даже в самом кошмарном сне представить себе не смог бы, в какую совершенно идиотскую ХАЛЕПУ /укр/- неприятность, я через несколько месяцев по своей собственной природной глупости, попадусь...!
             Итак, получив таким вот, воистину фантастически невероятным образом направление на работу,   я приступил к исполнению  своих служебных обязанностей на «Максиме Горьком»! Турбоход  работал на северных круизах. Базовыми портами для посадки туристов  были немецкие Бремерхафен и Бремен, расположенные на реке Везер. Помните - великолепную детскую сказку «Бременские музыканты». Так вот они, эти самые музыканты, родились именно здесь в воображении знаменитого писателя - сказочника! Мы, выполняя фрахт с английскими, немецкими, французскими и итальянскими туристическими фирмами и, соответственно,  пассажирами, работали, выполняя заходы в многочисленные порты Великобритании,  Скандинавии, а так же в норвежский Хамерфест,  с запланированной поездкой встречать незабываемый по красоте восход солнца на самой северной точке Европы - мысе Нордкап ,  архипелаг Шпицберген, с подходом в Северном ледовитом океане к границе вечных льдов и в порты Исландии - Рейкьявик и Акурейри.
              Выполняя один из рутинных  рейсов,  «Максим Горький», согласно круизного расписания, зашёл не в Лондон, как обычно, а в другой порт Великобритании - Саутгемптон. И мы, по стечению обстоятельств, ошвартовались именно у того же самого причала, от которого 10-го апреля 1912 года ушёл в свой первый и последний трансатлантический  рейс на Нью-Йорк с 2208 /2224/ человеческими душами на борту самый крупный и непотопляемый, как на тот момент считалось, пассажирский пароход - печально знаменитый и известный всему миру - «Титаник».  Через четыре дня, в ночь с 14 на 15 апреля пароход столкнётся с дрейфующим айсбергом и унесёт на океанское дно, на глубину 3750 метров, 1635 человеческих жизней.
              Здесь же, в Саутгемптоне установлен памятник 35 судовым механикам  «Титаника»,  до последней минуты своей жизни боровшихся за спасения судна и памятная доска членам судового оркестра, также до последней минуты  погружения  палубы под воду,  исполнявших весёлые мелодии для «моральной» поддержки гибнущих... Какое всё же потрясающее, поразительное мужество в таких трагических, форсмажорных обстоятельствах!... 
              Моя ночная рабочая вахта в главном машинном отделении на центральном пульте управления /ЦПУ/ приходилась   на время с00 до04. У моряков эта вахта неприязненно называется - “собачьей вахтой”. Она достаточно сложна и неудобна по многим причинам. Сдав свою вахту,  сложную и нервную, так как она была связана со множеством манёвров, связанных с подходом к порту назначения, я  заслуженно завалился спать /отдыхать/, И до 11.00,  по логике, меня будить никто не должен был.
             Часов в девять утра раздался барабанно -  громкий стук в дверь  каюты. Вспоминая всех, кого я знал и не знал, « лихим тихим добрым словом»,  я открыл дверь. Возле каюты стояли две девчонки - официантки:
- Юрий Дмитриевич! Мы прекрасно понимаем , что Вы после ночной вахты, устали, не выспались, но очень просим Вас выйти с нами в увольнение в город! Разведка донесла, что в местном супермаркете продаются великолепные кожаные зимние сапожки на натуральном меху! И, совсем не дорого! Все группы уже ушли, а мы остались без старшего группы! Выручите нас, ну пожалуйста!
             В то, далёкое уже советское время, увольнение - выход в город в иностранном порту. согласно действующих на тот момент правил Министерства морского флота /и не только/, осуществлялся пресловутыми тройками. во главе со старшим группы, которым обязательно должен был быть либо офицер, либо член КПСС. Так советские моряки и ходили в увольнение, чуть ли не держась за руки, за что с нас издевательски смеялись во всех портах мира!
           - Девчонки! Я действительно очень устал! Да и до города идти восемь километров и обратно восемь. А мне на вахту с двенадцати! Не могу, извините! Не обижайтесь, просто не могу!!!
Здесь надо отметить, что до центра города, где находился вожделенный супермаркет, естественно ходили и автобусы, да и такси можно было взять! Но...но тратить на дорогу, с таким трудом заработанную валюту, решались далеко не все... Чаще, всё же... по пролетарской  привычке...  шли пешком!...
           - Юрий Дмитриевич! Да Вы не волнуйтесь - мы только туда и обратно! Мы возьмём такси, да и ещё и в пабе найдём время  посидеть! Успеем! Не волнуйтесь - гарантированно успеете на свою вахту!
И. здесь, /ах, если бы только знать, если бы только знать, что случится  со мной... всего через пару часов! И,  как это, вроде бы совершенно безобидное обыденное увольнение в Саутгемптон, /очевидно совсем не напрасно  «Максим»  пришвартовался к трагическому причалу!/, изменит, трагически изуродует всю  мою дальнейшую жизнь /,  Юрий Дмитриевич  совершил преступную, совершенно непростительную роковую ошибку!...
             Я согласился  с девчонками поехать в город...
Мы доехали до вожделенного супермаркета очень быстро. Я сам предложил девчонкам  и в этом моя личная вина, то, чего, ну ни в каком случае делать, по тем сложным политическим временам, было нельзя! Я произнёс:
            - Можете идти в магазин сами. Выберите то, что вам хотелось бы купить без меня, но очень прошу вас особо не задерживайтесь - мне с 12 часов на вахту. Помните об этом! Я посижу на скамейке у входа и подожду вас. Договорились?!
           - Договорились! Мы быстро!...
Я уютно расположился на скамейке, Незаметно прошло полчаса, 45 минут, час! Девчонок всё не было! Я заволновался. Многие группы выходили из магазина и направлялись на судно. Я не выдержал и спросил у очередной вышедшей группы:
           - Вы не видели внутри моих девочек?!
           - Да, видели! Но они давно пошли на пароход!
           - Как пошли?! Я сижу здесь полтора часа, даже больше, а они не выходили!
           - Юрий Дмитриевич! С обратной стороны есть ещё один выход, наверно они вышли через него.
            «Ничего не понимаю, подумал я про себя,- договаривались же не так!».
            Но времени до конца увольнения оставалось в обрез, да и на вахту уже надо было, по логике, готовиться. И я,вспомнив, что когда-то у меня был первый разряд по спортивной ходьбе, почти побежал по дороге ведущей в порт.
            Обгоняя все впереди идущие группы, я всё время спрашивал о своих подопечных. Все отвечали отрицательно.
            Добежав до трапа судна и, не встретив своих, я заметался возле него, совершенно не зная, что предпринять.
            Вахтенный помощник капитана, заметив, что я как-то странно веду себя, причём вернулся из увольнения один, без группы, позвонил первому помощнику капитана, на пассажирских судах лично он отвечает за увольнение в иностранных портах. Через какое-то время он быстро спустился ко мне на причал.
           - Юрий Дмитриевич!Что произошло?! Почему Вы один?! Где группа?!
           Я что-то промычал, пытаясь объяснить сложившуюся ситуацию.
           - ... твою Бога мать...! Ты же опытный моряк! Ты уже так давно плаваешь! Как же ты мог так опрометчиво поступить?! Ты же офицер, коммунист, старший группы, в конце концов... Ты же, я думаю,  ведь прекрасно знаешь и  понимаешь, чем всё это может и для тебя, и для меня, и для капитана закончится!!! Ты, что совсем осёл, что ли?!
           - Наверно - ДА! Только на двух ногах!
           - Идиот! Ты ещё пытаешься шутить! Значит всё же не осознаёшь всю трагичность своего и нашего положения!
           - Ты знаком с таким очень- очень важным и обязательным документом - "Правила поведения советского моряка за границей"?!...
           - ДА!
           - Ты, хотя бы прочитал, что там написано?!...
           - Естественно прочитал, причём внимательно!
           - А такие строчки помнишь - "Во время увольнения советских моряков в зарубежных портах и, особенно, при увольнении в портах капиталистических стран, старший группы - ОБЯЗАН проявлять особую бдительность, постоянно контролировать и окружающую, временами напряжённую, неприязненную обстановку и поведение членов группы в различных ситуациях".
           - Помню! Читал! Подписывал!
           - И, что?! Ничего не понял?! Ну, раз тогда не понял, так теперь поймёшь! Не захочешь понять - заставим!!!...

           В это время мимо нас прошла ещё одна группа, возвращаясь на судно. услышав наш содержательный разговор, они в один голос закричали:
           - Юрий Дмитриевич! Ваши девочки сидят возле входа, Вы знаете, где! И очень волнуются - куда Вы запропастились?!
           - Ну, Слава Богу!,- выдохнул первый помощник, - бери такси, поехали забирать!
           Через несколько минут мы были возле этого чёртового супермаркета и забрали перепуганных девчонок.
           - Девчонки! Ну как же так?!...
           - Юрий Дмитриевич! Пожалуйста! Простите нас! Сапоги мы купили быстро. А потом нашли отдел кофточек, блузок, да и нижнее бельё присмотрели... Вот и ушло время...
           Мне же, в этот момент, очень захотелось сказать несколько всем понятных и знакомых слов на языке Эсперанто...
           И, возможно, всё для меня и закончилось бы более-менее благополучно. Ну собрали бы общесудовое собрание, поругали бы, поклеймили  бы официальными штампами... Ну отделался бы выговором, строгим выговором! Ну вынесли бы решение на партийном собрании тоже о выговоре, о выговоре с занесением в учётную карточку члена КПСС! Но...но...
           В этом же увольнении распалось ещё несколько групп и... и...самое страшное по тем временам - один из членов экипажа, бармен ночного бара навсегда решил остаться в Англии, то есть попросил политическое убежище!
           До сих пор помню его фамилию - Лерниченко!  А такой поступок в то время уже квалифицировался, как предательство Родины со всеми вытекающими последствиями!!!
           В настоящее время, если кто-либо из членов экипажа или пассажиров вовремя не приходит к отходу судна - судно точно по расписанию поднимает трап, подбирает швартовые концы /канаты/ и берёт курс на следующий порт захода. Что будет потом, это будет потом, но судно уйдёт в рейс. повторяю, строго по расписанию.
           Извините! Но тогда мы жили немного по другим законам общества! По законам и правилам советского общества!
Отход судна задержали. На борт вызвали советского консула, заявили в полицию, отправили несколько дежурных групп на поиски этого бармена - мало ли что, может это просто политическая провокация...
           Но - нет! Человек действительно обратился к  английским властям с просьбой о политическом убежище! Более того, как потом было выяснено, у него родная тётка проживала в именно Саутгемтоне! Как просмотрели этот нюанс в КГБ - осталось загадкой!
           Когда всё выяснилось, « Максим Горький», хоть и со значительным опозданием, взял курс на следующий порт.
           Что потом стало твориться на судне, действительно вспоминать не хочется!
           Ежедневные собрания за собраниями, большие сборы  всего экипажа «по разбору полётов», то есть по факту результатов увольнения. И так, как я из всех увольнявшихся групп был по судовому званию старшим, на всех собраниях ругали и проклинали именно меня, как командира утратившего политическую бдительность! Сейчас это звучит смешно, но в то время...это звучало практически приговором...
Тревожная истерия по поводу предстоящих оргвыводов /организационных выводов/  на судне всё нарастала...
           Закончив этот круиз, турбоход вернулся в базовый немецкий порт Бремерхафен. К приходу судна туда же прилетели две специальные следственные комиссии. Одна из парткома Черноморского пароходства, а другая из Москвы, из Министерства морского флота. Обстановка на судне накалялась до предела. Меня лишили права выхода на берег в зарубежных портах заходов. И единственное, что радовало, так это то, что не отправили первым же самолётом из ближайшего порта за свой счёт в Одессу, то есть оставили на судне доработать до конца навигации!
           Я оказался самым крайним в этой дебильной ситуации. Пытаться объяснять что либо и кому либо в текущий момент времени было совершенно бессмысленно. Весь старший командный состав перестал со мной здороваться. Все стали сторониться меня, так, на всякий случай...Я  специально, чтобы не ставить бывших друзей в неудобное положение, приходил в кают-компанию обедать тогда, когда все офицеры, пообедав, уходили...
          Официантка, наливая мне в тарелку борщ сочувственно говорила:
          - Юрий Дмитриевич! Всему экипажу так жаль Вас, а помочь ничем нельзя! Все говорят, что скорее всего Вам закроют визу!
          А закрыть визу на языке моряков означает потерять разрешение на доступ к загранплаваниям, то есть это крах всех дальнейших надежд!
          - Что поделаешь. Ведь я сам виноват, что так всё неудачно сложилось!
          - Да...
          Летняя навигация заканчивалась и «Максим Горький», выполнив ещё три круиза, должен был вернуться на Чёрное море для замены экипажа. Предпоследний перед заходом в Одессу порт была Ялта. Именно туда прилетели многочисленные дополнительные  комиссии из Москвы и Одессы, из Комитета Государственной Безопасности, из Министерства морского флота, из партийного комитета пароходства, из Управления пароходства, из одесского горкома и обкома КПСС.                Ситуация для меня сложилась, повторяюсь, просто катастрофическая!!!
       В Ялте срочно были проведены ещё одно общесудовое собрание и несколько заседаний прилетевших и из Москвы и Одессы следственных комиссий с одной и той же повесткой дня:  « О вопиющих фактах злостных нарушений внутреннего Устава службы на судах Министерства морского флота СССР во время увольнений в зарубежных портах вторым электромехаником Субботницким Юрием Дмитриевичем, другими старшими групп и рядовыми членами экипажа турбохода «Максим Горький».
По приходу в Одессу меня списали с судна.
        Через две недели я был вызван в отдел кадров на ещё одну, на этот раз дисциплинарную комиссию ОК.
        Решение комиссии было следующим: " За допущенные нарушения во время увольнения в порту Саутгемптон /Англия/ Субботницкий Юрий Дмитриевич лишается доступа к загранплаваниям и направляется на работу  в одесский морской торговый флот на "рядовую" должность сроком на один год до получения положительной характеристики"!!!
        Трудовую деятельность в порту после отпуска,  я начал с"нулей", то есть лаборантом-электриком в электролаборатории. Через три месяца ударного исправительного труда меня повысили до должности дежурного электрослесаря одесской нефтегавани, где я и доработал положенный мне по решению комиссии год.
Получив вожделенную, прямо надо сказать - отличную характеристику, я с трепетом прибыл  в отдел кадров пароходства, Там многое изменилось за прошедший год. Почти все сотрудники были новыми. Я обратился к инспектору, который курировал " Максим".
       - Да, кто Вы такой?!
Я рассказал свою истории, то есть историю своего падения... Инспектор бегло просмотрев характеристику, предложил прийти через неделю, чтобы он смог разобраться в ситуации. Через неделю я получил ответ, свободных штатных единиц нет и чтобы я продолжал работать в порту и, если возникнет производственная необходимость, то меня отзовут.
       Прошёл месяц, два, три... Никто меня никуда не вызывал и не отзывал. Прошло ещё полгода и я, получив новую характеристику-рекомендацию, решил записаться на приём к заместителю начальника пароходства по кадрам. После определённых мытарств меня всё же согласились вернуть в пароходство, но с условием, что я должен буду отработать год в каботажном плавании, то есть ещё год без доступа к загранплаваниям, на печально известном пароходе "Адмирал Нахимов" и снова до получения положительной характеристики, но уже в пароходстве.
      
      ...Так уж случилось в этой жизни, что после почти десятилетних дальних заграничных плаваний на самых престижных пассажирских океанских лайнерах Черноморского ордена Ленина Морского Пароходства мне, после длительного ожидания возможности уйти в очередной рейс, пришлось без особого на то желания с направлением отдела кадров  отправиться на пароход "Адмирал Нахимов" в должности третьего электромеханика.
                Пароход "Адмирал Нахимов"...
                Да это же целая эпопея в летописи, и Черноморского пароходства, и в истории мирового судоплавания...
                Давным - давно при постройке на верфях в Германии это судно называлось - "Берлин".
                Когда я работал на нём, то сам видел приклёпанный на корме специальный бронированный лист с отлитыми выпуклыми буквами - "Berlin".
                А прямо над этим названием, тщательно закрашенным, но хорошо видимым даже и  "не вооружённым глазом", красовалось другое новое, овально выполненное - "Адмирал Нахимов".
                Старое название, изготовленное на толстом листе великолепной немецкой "крупповской" стали, намертво приклёпанном к корпусу судна, не удаляли из практических соображений, а именно -  чтобы банально... не иметь лишних трудоёмких хлопот.
                Этот пароход у моряков пользовался самой плохой репутацией - за границу он не плавал, то есть моряки такую желанную валюту не зарабатывали и работали практически - за "Спасибо" или, как говорят - за тарелку борща.   
                На "Нахимов" я прибыл с явно выраженным нежеланием на нём плавать и "тяжёлым" сердцем по нескольким причинам.
                Во-первых он был невероятно старый, ещё довоенной  постройки 1925 года.
                Но корпус был ещё достаточно прочный и набран из отдельных листов просто изумительной стали, изготовленной по технологии "Круппа", причём так же и по технологии существовавшего  когда-то способа соединения отдельных листов методом горячей клёпки.
               То есть, чтобы было предельно ясно, корпус был не сварной, а клёпанный.
               И я постоянно несказанно удивлялся - это ж надо так мастерски умудриться склепать тысячи и тысячи листов обшивки корпуса, причём чтобы  ни одна из заклёпок не протекала!
               Это высоко профессиональное давнее немецкое мастерство, действительно вызывало достойное восхищение!               
               Прежде всего, пароход к моему прибытию на него - дважды тонул, правда давно...    
               И оба раза достаточно долго пролежал под водой на грунте, сначала подорвавшись на одной мине во время войны, затем уже при вторичном подъёме, на другой...
                Тем не менее,  трудолюбивым и рачительным немцам всё же судно удалось  поднять, прилично отремонтировать и отреставрировать.
                И, таким образом,  опять продолжилась его весьма и весьма  долгая трудовая морская жизнь.
                Кругом - бегом  пароход проплавал почти шестьдесят лет!               
                Огромный, невероятный продолжительный срок трудовой жизни для морского "патриарха"!!!   
                Замечу, что современные морские суда изготавливаются из расчёта срока эксплуатации примерно всего... двадцать лет!            
                Уже после 1945 года, по репарации пароход, который назовут в честь русского героя-флотоводца - "Адмирал Нахимов", будет передан Советскому Союзу и он войдёт в состав судов Черноморского пароходства.
                "Адмирал Нахимов"  обладал совершенно уникальным паровым двигателем.
                Это был настоящий антикварный раритет!
                Главный двигатель был выполнен и собран в совершенно открытом виде, как наглядное пособие для начинающих механиков и курсантов...
                По служебной необходимости добраться куда-нибудь в машинном отделении приходилось  пробираться под или над открытыми движущимися механизмами и частями механизмов, практически  постоянно рискуя собственной жизнью.
                И добавьте к этому, что на тебя постоянно  крайне неприятно, капает или течёт упорной стуйкой хорошо (!!!) разогретое смазочное масло!
                А также дополнительно добавьте к этому, что в машинном отделении постоянно стоит невероятная, по-адски дикая жара!
                Выдержать и отработать четырёх часовую вахту механики, мотористы и электрики могли  только, простите, почти голые - в трусах и с  вафельными полотенцами на шее для вытирания постоянно струящегося пота!
                И, даже если вы это всё и сможете себе, хотя бы частично представить, то на самом деле - это хуже, гораздо хуже - это реальный ад!
                Потому что эту механическую преисподнюю себе представить реально, не испытав все  "прелести" такой работы в течении четырёх часов,  просто невозможно!
                Более того то, что вы себе попытаетесь вообразить, будет лишь жалкая, бледная копия-пародия на реальность...               
                Необычайные сложности возникали даже при появлении желания выкупаться после такой вахты в душе и, при этом не обвариться!
                Исполнить такое желание  можно было только обладая  обезьяньей ловкостью, спортивными навыками далёкой туманной юности и тяжёлым жизненным опытом.
                Перед тем, как открыть или закрыть водяные краны надо было совершить определённый ритуал, при этом громко орать, чтобы тебя в соседних кабинках услышали:
              - "Отрываю" или "Закрываю"!!!
                При этом, все  желающие отмыться от машинного масла  в этот момент должны были стремительно и ловко, исполняя очередной гимнастический трюк,  отскакивать от струи текущего  из душевой сетки кипятка, причём, как можно дальше и резвее!...               
                Внутреннее устройство парохода было настолько не продумано,  запутано и было так похоже на лабиринт, что даже опытные члены экипажа, уже достаточно долго проработав  на судне , иногда просто запутывались и с трудом выбирались из реальных металлических трущоб, в которые попадали.
                Прошу вас всех обратить внимание на то, что особые трудности с ориентированием внутри судна возникали даже во время учебных шлюпочных тревог и особенно это относилось к новой порции вновь прибывшим членам экипажа!
                Экипаж просто элементарно путался в случаях, когда надо было  быстро вывести пассажиров из своих кают.
                Причём это происходило даже при наличии электрического света в коридорах.
                Выбраться же из этих шхеров-коридоров, которые  в случае аварии или отсутствии электроэнегии превращались в хитроумные ловушки,  было пратически невозможно!
                И именно по этой причине, спустя какое-то время, погибнет достаточно большое количество новых, хорошо не проинструктированных пассажиров!
               Погибнут десятки, сотни пассажиров!...               
               Единственная без проблемная  длиннющая внутренняя палуба предназначенная для экипажа, называлась просто и  незатейливо, но с одесским вкусом и юмором - "Дерибасовская".
               И тянулась она во всю длину "Нахимова" - от  бака /носа/ до кормы.
               По ней, действительно, можно было свободно прогуливаться, как по настоящей улице.               
               Надо честно  признаться, пароход полностью отработал свой отведённый "жизненный" срок, выработал весь свой ресурс и даже не один и, как заслуженный пенсионер, давно должен был бы уйти на заслуженный отдых, то есть, либо стать музеем и это был бы лучший вариант, либо пойти на металлолом...
              А  пароход всё плавал и плавал...
              Как оказалось в последствии - "до упора"...               
              "Нахимов", более того, считался  штрафным судном, нечто напоминающим "штрафбат", на которое  отдел кадров "ссылал" проштрафившихся по тем или иным причинам и за те или иные грехи нерадивых моряков и моряков не имеющих или лишённых допуска к загранплаваниям.
               По доброй воле, никто на нём работать просто не желал.               
               Принимая во внимание всё выше изложенное, моряки Черноморского  пароходства между собой этот пароход называли - , незатейлево и "ласково" - "плавающий гроб"!...
               "Нахимов" постоянно  плавал по крымско-кавказкой линии или, как говорили моряки,  стоял на крымско-колымской линии:  Одесса - Севастополь - Ялта - Новороссийск - Сочи - Сухуми - Батуми и обратно,
выполняя рутинные круизы с неприхотливыми советскими туристами и отдыхающими
               В зависимости от набора портов захода, время рейса-круиза  в оба конца занимало от 18 до 24 суток.            
               Одновременно с " Нахимовым"  на этой линии стояли -  дизель-электроход  "Россия", а в последнее время на эту линию, при большом наплыве туристов в разгар сезона, дополнительно подключались ещё два турбохода английской постройки, до этого плававшие на линии Лондон - Сидней - Мельбурн и  переведённые из Дальневосточного пароходства в Черноморское - "Леонид Собинов" и "Фёдор Шаляпин".               
             У всего населения Советского Союза и братских стран социалистического лагеря, (а затем подтянулись и более серьёзные иностранцы), в летний и бархатный периоды эти круизы пользовались "бешенной"  популярностью. 
            Поэтому хотя бы один раз в своей жизни,  рядовая семья считала просто необходимым, позволить себе такое вожделенное морское путешествие в советские субтропики.               
            Достойно отработав целый астрономический год, я получив такую желанную положительную характеристику - рекомендацию, отправился  в  отдел кадров ЧМП и положил эту важную "бумагу" на стол инспектору.
            Но только отработав ещё дополнительных два месяца, я смог наконец-то, сойти с  этого дивного судна в отпуск.         
           "Списавшись" с "Нахимова" , я радостно вздохнул и не оборачиваясь, ринулся  домой.      
            Распаковав вещи, я стал готовиться принять спокойно, безопасно и с чувством хорошо выполненного долга перед Родиной после стольких мытарств -  вожделенный душ.
            И именно в этот момент,  в дверь настойчиво постучали.            
            Господь Всемогущий!...             Кого это ещё чёрт принёс на мою голову?!, - задал я сам себе  бестактный вопрос.            
            К моему возмущённому изумлению, возле дверей стоял посыльный отдела кадров:
          - Вам необходимо срочно-срочно явиться в отдел кадров!
          - Почему?! Зачем?!, - взвыл я!         
          - Ничего не знаю, поехали!
            Моя задача привезти вас в отдел кадров.
            Да, прихватите свои самые необходимые вещи и морские документы!             
          - Ничего с собой я брать не буду и не собираюсь! Я в рейс не собираюсь!
          - Я Вас предупредил, а там уже не моё дело! Поехали!            
            Добравшись до отдела кадров, я ворвался  в кабинет инспектора.
          - Что случилось?!,- стараясь говорить миролюбиво, поинтересовался я.
          - Юрий Дмитриевич! Случилось непредвиденное!
            Электромеханик, который принял у Вас дела, неожиданно отказался идти в рейс.
           До отхода судна остаётся всего пять часов и я никак и ни коим образом никого подходящего на эту должность найти уже не успеваю.   
          Выручите ещё раз! Я могу Вас понять, но прошу - выручите!
          Ну ещё всего-то 18 суток...       
       - Я ни в какой рейс на "Нахимове" больше не пойду! Простите!
          Баста!!!
        - Возникла срочная производственная необходимость!
          Вы можете сорвать отход судна в рейс по рассписанию!
          Вы просто обязаны пойти! Отказ не принимается!       
        - Я в рейс на "Нахимове" больше не пойду!
        - Вы, просто,  не имеете права отказаться от рейса!
          Иначе у Вас будут дополнительные крупные неприятности!
          Я Вам гарантирую это! А в вашем сложном и щекотливом положении, я бы вообще,"молчал в тряпочку"!       
       - Я в рейс сейчас ни на "Нахимове", ни на каком другом судне не пойду! Я честно отработал четырнадцать месяцев!!! Я, что -  папа Карло?!!!... Я уже в законном отпуске!
             И согласно КЗОТа /кодекс законов о труде/ после четырнадцати месяцев плавания Вы не имеете права меня без отдыха снова направить в рейс!       
            Обстановка в кабинете стремительно накалялась и достигла своего кульминационного предела.
            В одном кабинете отдела кадров одновременно работали несколько инспекторов, причём у них на приёме, тоже находились моряки.            И все присутствующие с повышенным интересом наблюдали за развернувшимися словесными боевыми действиями и кипящими страстями.         
           Мой инспектор в бешенстве выхватил из стопки чистый лист бумаги:
          - Всё! Хватит! Доигрался! Пишите заявление об увольнении  из пароходства по собственному желанию! Я Вас видеть здесь больше не могу и не хочу!...
            Я, стараясь сохранить остатки покидающего меня спокойствия и благоразумия, стремительно написал и подписал то, что от меня потребовал инспектор
           - "Прошу уволить меня из Черноморского Морского Пароходства по собственному желанию  по причине  создавшейся в отношении меня не терпимой обстановки"...
          Инспектор, схватив моё заявление размашисто наложил резолюцию -  "Не возражаю".
        - Всё! Убирайся отсюда! И с этим заявлением немедленно к начальнику отдела кадров! Тебе пошли навстречу, перевели из порта на работу в пароходство, а ты ещё "выкобениваешься"!
          Я, думаю, что он тоже с удовольствием подпишет твоё заявление!      
          Ты уже всех достал! Иди! Я ему сейчас перезвоню!
           Новый отдел кадров ЧМП находился в переулке Нахимова в старинном трёхэтажном особняке прямо над обрывом, с которого открывалась панорама всего одесского порта.
         Высота между этажами была просто огромная.
         И с этажа на этаж вела широкая мраморная лестница.
         Кабинет начальника отдела кадров находился на втором этаже.
         Я поднялся на него и повернул направо, в сторону нужного мне кабинета.
         Позади раздался голос и меня неожиданно схватили за плечо:
       - Юра! Подожди!
         Оказывается - это меня догнал инспектор.
       - Верни  заявление!
       Заявление, которое я держал в руках, он стремительно выхватил и тут же разорвал его.
       - Прости! Мы оба погорячились! Ещё раз прости! Но пойми и меня тоже! Прошу тебя уже просто по-человечески - ну сходи ты в этот чёртов, свой последний рейс!
         Гарантирую тебе - после отпуска сам себе выберешь пароход, какой захочешь!
         Захочешь вернуться на свой "Максим Горький" - я тебе это устрою!
       - Но до отхода судна осталось  всего около трёх часов!
         У меня нет с собой ни вещей, ни документов!
       - Ты что, не взял с собой вещи?!
       - Нет! Не взял, я в рейс не собирался!
       - Вот тебе деньги на такси! Быстро за вещами и в рейс!
         Ты просто должен, обязан успеть! Вперёд!
         Я гарантировано выполню всё то, что тебе пообещал!
         Не волнуйся - слово инспектора отдела кадров - это закон!
       - Чёрта с два я поеду на такси,- согласовал я сам с собой этот вопрос, и на троллейбусе успею!
          Минут за сорок до отхода я был на пассажирском морском вокзале.
         Дверь в мою бывшую каюту оказалась не запертой и она оказалась - пустой. Чужих вещей в ней не было. 
         Я, взяв все свои документы, спустился в машинное отделение, где старший электромеханик готовил электрооборудование к отходу.
         Увидев меня, он просто опешил!
         - Почему ты здесь и почему притащился сюда?! Ты же ушёл в отпуск?!...
           Я ему объяснил сложившуюся в "кадрах" обстановку.
         - Да, всё и так и не совсем  так!
           Действительно, тот кому ты сдал дела,  без объяснения причин неожиданно  отказался идти в рейс.
           Я передвинул всех электромехаников на служебную ступеньку вверх. А на место четвёртого электромеханика я поставил старшего электрика. Ты же его знаешь!
          И специалист он отличный и рабочий диплом электромеханика у него тоже есть. Так, что проблем никаких! Я сообщу в кадры эту информацию, не волнуйся. Но только не сейчас.
         Можешь спокойно уезжать домой, пока трап не подняли,а то прийдётся всё же тебе идти в рейс!
         Я обязательно переговорю с инспектором!
         Иди, гуляй себе  свой заслуженный отпуск!
         Ты его заработал честно. Захочешь вернуться на судно - приходи!
         Возьму! Но лучше не приходи, пора тебе уже идти на нормальный пароход!
         Всё, счастливо! А то, не успеешь спрыгнуть с судна!
         Я положил перед ним моё направление на "Нахимов" из отдела кадров.
      - Напишите, на всякий случай, что в связи с отсутствием производственной необходимости  в моём присутствии на судне, я могу в рейс не идти.
        Схватив это злосчастное направление со спасительной, стремительно наложенной резолюцией и забежав в каюту за вещами, я рванул к трапу.
         Трап был уже приподнят над причалом и я радостно скомандовал боцману:
        - Стоп вира трап! Майна!
         Боцман, по привычке  крепко, но беззлобно выругался:
       - Шляются тут всякие,...в рейс идти не хотят...
         Я, не дождавшись, когда трап коснётся причала, повторил сцену, часто показываемую  в фильмах - картинно швырнул картонную коробку из под шампанского со своими вещами на берег и лихо спрыгнул...
         Тогда, в тот момент, я даже и вообразить себе не смог бы, что я таким нелепым образом вероятнее всего, спас себе собственную жизнь и, что всего через несколько  дней, выходя из Цемесской бухты Новороссийска,  на траверзе мыса Дооб и на расстоянии шести километров от него в 23 часа 12 минут пароход  "Адмирал Нахимов" столкнётся с балкером "Пётр Васёв" и стремительно, в течении восьми минут затонет, унося с собой жизни более чем 423 человек и  из них -  восемь пар молодожёнов!!!...
            А, во время  спусков на затонувшее судно, дополнительно погибнут ещё два водолаза, так как необходимое для работы на такой глубине оборудование - просто отсутствовало!!!...
           На следующее утро я появился в  переулке Нахимова в отделе кадров...
           Мягко говоря, меня здесь совершенно не ждали... инспектор был просто шокирован моим визитом!
         - Как это понимать?! Ты, что ?!... Как я вижу,всё же не ушёл в рейс?!...
            Я молча положил на стол его направление с отметкой старшего электромеханика...
         - Это ты всё подстроил! Я всё проверю и выясню!
           И дай Бог, чтобы всё это было именно так, как ты излагаешь...    
           Свободен...
           На следующий день я улетел в Питер погостить у давнего, ещё с первого класса, школьного друга.
        ...Уже после двух месяцев моего отпуска и жуткой, свершившейся трагедии гибели " Адмирала Нахимова", когда я снова пришёл "отметиться" в кадрах, при встрече он, пристально посмотрев на меня, негромко, чтобы слышал только я, произнёс:
         - Парень! Похоже, что ты, наверно,  в рубашке родился...!
          Только теперь я понял, почему ты так упорно сопротивлялся, не желая идти в рейс. 
          Ты, как будто предчувствовал на подсознательном уровне, что в этот рейс, ни в коем случае тебе идти было нельзя...
        - Вы, знаете?! Существует такой технический термин - усталость металла.
          Это, когда, даже самый прочный металл, сгибают и разгибают несколько раз в одном и том же месте, он не выдерживает и ломается, лопается!   
          Думаю, что в тот момент, когда Вы "прессовали" меня, заставляя идти на "Нахимов", этот момент излома, деформации, наконец-то  наступил и, действительно, какое-то предчувствие чего-то нехорошего, недоброго, предчувствие тяжёлой, не осознанной ещё на тот момент беды, которая должна произойти, в случае, если я вернусь на пароход, вертелась у меня в голове!...
       - Да ты, просто поэт! Так сформулировать и "замутить"  ответ...   
      ...Что со мной происходило потом и как сложилась моя дальнейшая жизнь - это уже совершенно другая история, вернее истории...
         А сложилась она не хорошо и не плохо  и  наверно, именно так, как и должна была сложиться согласно программы моей Судьбы!...
        Очень, конечно, хотелось бы и получше...
       - Но, Судьба! Спасибо Тебе и за это!!!...
 ЭПИЛОГ...
     ... Итак, что же тогда, в далёком уже 1986 году, произошло с пароходом  "Адмирал Нахимов"?!
          Думаю, прежде всего надо начать с того, что восьмого июня 1986 года, за два месяца до трагической гибели "Нахимова", специальной комиссией было принято решении о непригодности к дальней эксплуатации парохода.
          Решение было подписано лично Начальником Черноморского морского пароходства Станиславом Лукьянченко.
          Но... но... в самом разгаре туристический сезон. 
          Желающих прокатиться по Крымско-Кавказской линии, со всего Советского Союза, хоть отбавляй.
          Все билеты на очередной рейс-круиз... проданы!
          Деньги возращать - желания НЕТ!!!          И потерять, уже просчитанный для пароходства доход, ну никак...  не хочется!
          И... и... тот же  С.Лукьянченко поддаётся сатанинскому  искушению... лично, ЛИЧНО даёт, заведомо,  де-юре и де-факто преступное "добро" на выход судна в последний рейс...
          Таким образом Маятник Судьбы окончательно качнулся в сторону трагедии...
          В Одессе на такой случай существует чёткий и проверенный, уже, наверно столетиями, постулат
        - Жадность "фраера" губит!!!".
          И именно так, в дополнительное подтверждение этого закона-правила Вселенной, всё последующее и... произошло...
          К весьма горькому сожалению, за это непродуманное, преступное распоряжение господин С.Лукьянченко расплатился не собственной жизнью, а чужими жизнями, отправившихся в такой долгожданный, заслуженный отпуск на непригодном устаревшем "лайнере" по Крымско-Кавказской линии более чем 423 человек!!!...
           Удивительное дело: за принятое преступное решение начальник Черноморского морского пароходства совершенно не был, никак не наказан и даже, не был отстранён от занимаемой должности...            
            29 августа восьмипалубный  старина "Нахимов",  под командованием опытного капитана дальнего плавания Вадима Маркова, покряхтывая и повинуясь его приказам, отошёл от причальной стенки одесского морского вокзала имея на борту 1050 пассажиров, на самом же деле, их было гораздо больше)  и взял курс на Ялту, а затем на Новороссийск.
             31 августа вечером "Адмирал Нахимов" выходит из Цемесской бухты Новороссийска и должен взять курс на Сочи. Встречным курсом в порт направляется балкер новейшей японской постройки "Пётр Васёв", под командованием, также опытного капитана дальнего плавания, Виктора Ткаченко.
              Между обоими капитанами по радиотелефону достигается договорённость о том, что "Васёв" пропустит "Адмирала", то есть  даст ему преимущество при расхождении судов.
               Но... но... в 23 часа 12 минут на траверзе мыса "Дооб", на расстоянии всего двух миль от берега, происходит нечто невообразимое - "Капитан Васёв" на приличной скорости, подводной частью носа, так называемым бульбом, устройство внешне очень похожее на огромную "толстую" торпеду-бочку и предназначенное для увеличения скорости хода судна и экономии расхода топлива, протаранит, пробьёт  борт " Нахимова"...
           Оба судна сталкиваются! Происходит удар страшной силы... И... и бульб пробивает огромную дыру точно в районе машинного отделения!
           Капитан В.Марков в это время отсутствует на ходовом мостике.                Позднее, на судебных слушаниях, он признается, что именно в тот момент, когда он должен был находиться на капитанском мостике, он в нарушение всех морских и этических правил(!!!),спустился в свою каюту (!!!), где его ожидал недочитанный,  популярнейший роман того времени - "Воспламеняющая взглядом" Стивена Кинга(!!!).
         А капитан В.Ткаченко, за считанные минуты до столкновения, буквально уткнувшись носом в дисплей новейшего японского радара, в "упор" не видит, что его судно стремительно приближается точно перпендикулярно по отношению к борту "Нахимова"...
          Повторяю, происходит страшный удар. Хвалёные бронированные листы  из крупповской стали, сминаются, рвутся и вгибаются во внутрь от тарана японской торпеды-бульба, как подмокший картон.
          Капитан "Васёва" В.Ткаченко, в панике и полной растерянности,  отдаёт полностью ошибочную команду в машинное отделение: "СТОП МАШИНА", "ПОЛНЫЙ НАЗАД"...
          Судовой гребной винт-пропеллер начинает с бешеной скоростью вращаться в обратную сторону...
          "Васёв" выдёргивает свой бульб, как пробку от шампанского. из борта "Нахимова"...
        ...Вода стремительно хлынет внутрь парохода. Пароход начнёт  быстро крениться... И, в довершении этого, добавится ещё один фактор: судно старое, кондиционеры на нём установлены, естественно, не были. В  каютах постоянно стояла, просто ужасающая, невыносимая жара и духота.Находится в каютах и дышать было просто невозможно! И чтобы, хоть как-то охладить воздух в каютах, все иллюминаторы были открыты "настежь". А иллюминаторы нижней пассажирской палубы, да и иллюминаторы кают членов экипажа расположены очень низко по отношению к поверхности воды.
         Существует незыблемое правило: при отходе судна из порта и при заходе тоже, боцман и матросы обязаны, повторяю ОБЯЗАНЫ обойти все каюты и специальным приспособлением крепко зажать барашки - задраить иллюминаторы. Но... но...этого сделано не было! И, как только судно накренилось, дополнительные десятки тонн воды тут же хлынули во внутрь "Нахимова" и... довершили начатый процесс затопления...
         Пароход  в течении всего 8 минут стремительно уходит под воду, унося с собой жизни более 423 человек и семи пар молодожёнов.Все погибшие и осознать-то толком не успели, что же всё таки происходит... Из этого количества погибших, тела 279 так и не были подняты и навечно остались внутри огромного группового многоместного  металлического гроба, в своеобразной подводной братской могиле...
         То, что в своё время не доделали подводные мины, дружно и успешно довершили,  через сорок четыре года, два ЛУЧШИХ КАПИТАНА дальнего плавания Черноморского Морского Пароходства!
         Немедленно редакции всех периодических печатных изданий получили строжайшее предупреждение свыше: "В информации о "происшедшем" в Новороссийске не употреблять слова: катастрофа, трагедия и ни в коем случае, не сообщать о количестве погибших!"...
         Ещё один "маленький",  дополнительный нюанс!... Как же в этот. форс мажорный момент вели себя, ещё числящимися капитанами, оба капитана?!...
         Марков, быстро сообразив, что  "Нахимов" стремительно тонет и обречён, бросит руководство судном и, БРОСИВ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ свой экипаж, более тысячи пассажиров, оставит на мостике вместо себя второго помощника Чудновского, а сам первым (!!!)... (ПЕРВЫМ!!!)... спрыгнет в шлюпку и, тем самым, спасёт свою жизнь!!!
          Второй помощник капитана Чудновский, осознавая, что в происшедшей трагедии есть и его вина, принимает волевое осознанное решение о самоубийстве!!!               
          Абсолютно все и члены экипажа и пассажиры выбегают на верхние палубы, а он спускается в свою каюту, закрывает дверь на ключ и уходит вместе с "Адмиралом Нахимовым" на дно Цемесской бухты и на глубине 57 метров находит свой вечный покой...
         Какое потрясающее мужество и величие духа настоящего мужчины, настоящего моряка, настоящего офицера, в отличии от поступка и поведения капитана-негодяя Маркова!... 
         Ткаченко,  наконец-то мгновенно оценив, масштаб катастрофы и реальные последствия произошедшего лично для него, как капитана, начнёт срочно уничтожать записи в судовом вахтенном журнале, вырывая пронумерованные и прошитые листы и заполняя  новые страницы журнала ложной информацией.
         Затем, так же стремительно спустится в машинное отделение и потребует у старшего механика запись на ленте автоматического регистратора подаваемых с мостика команд для управления главным двигателем. Тот, не отдаст спасительный для него документ, который подтвердит правильность и своевременность выполнения отданных капитаном команд.
        В машинном отделении завяжется настоящая драка!... И это в то время, когда рядом гибнут сотни людей!
        Эта  сохранённая достоверная запись регистратора  в дальнейшем спасёт старшего механика "Петра Васёва" от тюрьмы. 
        Просто удивительное дело: утопили пароход, погибло столько людей, /423, но де-факто больше, значительно больше(!!!), из них восемь пар молодожёнов (!!!) дополнительно два водолаза во время проведения работ на борту затонувшего"Нахимова"/,  повреждён балкер, длительный простой, непредвиденный ремонт, упущенная выгода от не эксплуатации двух крупнейших судов и... и никто особенно наказан не был...
         Заседание суда состоялось в Одессе, во Дворце железнодорожников. Оба капитана сидели в отдельных клетках, закрытых ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМЫМИ (!!!) стёклами!!!
        Бывшие капитаны Марков и Ткаченко получили срок -  всего-то несколько лет тюрьмы (по 15 лет) и каждый к штрафу по 50000 рублей (?!), за причинённый материальный ущерб(?!)...
        А далее вообще невообразимое - через несколько лет,(через 6 лет!!!),  в ноябре 1992 года они были ПОМИЛОВАНЫ одновременными  Указами Президентов России и Украины!!!  Просто невообразимая фантастика!!! В СОЗНАНИЕ, ПРИНЯТИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ,ПРОСТО НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ!!! ЭТО ЖЕ, ПРОСТО НЕ ПОСТИЖИМО!!!...
        Хотя, председатель правительственной следственной комиссии, Член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, во время общения с родственниками погибших, дал личное слово:
       - Как минимум, один из капитанов, будет расстрелян!!!
         После своего, такого ласково-досрочного освобождения, Марков продолжил работу в Черноморском Морском Пароходстве, кем бы вы думали?! Ни за что не догадаетесь - КАПИТАНОМ - НАСТАВНИКОМ!!! / ПОТРЯСАЮЩЕ, НЕ ПРАВДА ЛИ?!!!/...
       Я мысленно проанализировал для себя следующую, просто фантасмагорическую ситуацию -  фактически получалось, что перед отходом в дальний рейс, опытные, убелённые сединами капитаны, приходили на приём к преступнику, бездарно утопившему громадное судно и погубившего 423 человека,  трусу, негодяю и подлецу, для того, чтобы получить профессиональные инструкции и... отеческие  наставления от "ОПЫТНОГО" моряка?!... Нонсенс!...
       Существует негласный и не обсуждаемый кодекс капитанской чести - капитан, если он НАСТОЯЩИЙ КАПИТАН, либо покидает гибнущее судно последним, либо уходит на дно вместе с судном!!!
       А тут... бросить пароход на произвол судьбы, пассажиров и экипаж!... и... первым прыгнуть в спасательную шлюпку!...
       В 2007 году, спустя 21 год, с такой отсрочкой, Судьба вынесла ему сама смертный приговор - он умер от рака...
       Ткаченко, решив больше не испытывать судьбу, рванул за рубеж, справедливо опасаясь самосуда и мести родственников погибших. Сначала его приютил гостеприимный Израиль, а затем он перекочевал в Канаду. Здесь, через 11 лет после гибели "Адмирала Нахимова", его тоже настигло, /наконец-то/, справедливое возмездие фатального случая - выйдя на своей собственной яхте на прогулку в океан (на яхте было ещё два человека) и попав в сильнейший шторм у берегов острова Ньюфаундленд, он... он тоже... утонул...
      Таким вот образом Судьба и здесь вынесла свой окончательный смертный приговор!...
      Я, в последствии, проанализировав ситуацию и приняв во внимание мои весьма скудные умственные и физические возможности, мою природную нерасторопность, расхлябанность,природную лень, место расположения моей каюты и, катастрофически короткое время, всего восемь, (ВОСЕМЬ!!!)  минут затопления "Адмирала Нахимова" , пришёл к выводу, что вероятностный прогнозируемый вариант исхода - 90%  на гибель и примерно 10% на спасение...
       ... И, в ЗАКЛЮЧЕНИЕ, немного "тяжёловесного морского" юмора, выстраданного и приобретённого за 3,5 года, напрочь вычеркнутых из моей жизни - РЕЗЮМЕ:
          - незнание такого элементарного правила, как-то: отсутствие присутствия настоящего мужчины - МАЧО, в ответственнейший момент покупке женских трусиков, очень чревато самыми тяжёлыми последствиями... для него же самого!...