Все в памяти моей. Гл. 72. В израильской больнице

Светлана Компаниец
  На  Мертвое  море...  Уезжаем  в  воскресенье,  рано  утром, - автобус  в  пять  тридцать.  Сегодня  только  четверг. Успею еще сшить себе что-нибудь  свеженькое. Вот  только  совсем  некстати  нарывает  большой  палец  на  правой  руке, – два  дня  тому  Фифа,   играючи,   зацепила  его  своим  зубом  и,   словно  ножиком,  разрезала  до  крови:  зубы  у  нее  еще  молочные,  острые,  как  иголки,и  сама  еще  глупая  совсем.   Ранку  я  залила  йодом,  заклеила  стерильным  пластырем.  Надеялась – все  пройдет,  подумаешь, - ерунда! А  палец  разболелся,  и  сегодня  среди  ночи  проснулась  от  боли. Надо  что-то делать! Впереди – Мертвое  море!!  Завтра, в пятницу, поликлиника  не  работает, сегодня  к  врачу  уже  не  попаду…

   Звоню  Андрею:

-  Андрюша!  Что  делать?  Куда  бежать?  –  торопливо  рассказываю  ему  и  про  Фифу,  и  про  ранку… - Может,  ничего  страшного,  пройдет?

-  Немедленно  лови  такси  и  ко  мне  в  больницу.  Я  встречу.               
         
   Он  ждал  меня  у  входа  в  приемный  покой. И  вот  тут  я  впервые  увидела  и  поняла, – что  такое  израильская  больница.

   Конечно,  нельзя  сбрасывать  со  счетов  то  обстоятельство, что  Андрей  мой  сын  и  работает  в  этой  больнице, и  что  для  многих   я  здесь  была  "мама  Андрея» («има  шель  Андре!»). Но  в  последующие  годы  я  побывала и  в  других  больницах,  где  об  Андрее  не  знали,  и  отношение  было  ничуть  не  хуже!

    Я  сразу  же  попала  в  цепкие  руки  эскулапов  приемного  покоя.

-   Госпитализировать! – распорядился  врач-ортопед,  осмотрев  мой  палец.
       
-   Как  госпитализировать?!  Доктор… -  начала  было  я. -  Мне...  я  уезжаю  в  воскресенье!...
          
   Но  меня  никто  не  слушал.  Не  успела  я  опомниться, как уже в  больничной  пижаме  оказалась  в  кресле- каталке  и  молодой  санитар,  нависнув  надо  мной  мощным  торсом,  бодрой  рысью  мчал  мое  кресло  по  коридорам  и  переходам  в  рентген-кабинет  и  затем  обратно  в  приемный  покой,  где  такой  же  молодой  врач  молниеносно  воткнул  в   мою  вену  иглу,   набрал  для  анализа  кровь,  подключил  капельницу, - и  уже  в  роскошной  никелированной  кровати (со  всеми  медицинскими  прибамбасами)  меня  покатили  в  палату!
 
   Далеко впереди  мелькнула  Андрюшина  физиономия. Увидев  меня,  он   помахал  рукой  и  исчез  за  белыми  спинами  снующих  по коридору коллег. В этот  момент  у  моей    кареты-кровати  притормозила,  пробегая,   небесной  красоты  девушка  в  голубой  блузе  и  таких  же  брюках.

-  Мы  вас  поместим  в  палату, где  вы  будете  одни. Отдыхайте! – пропел  этот  ангел  и  полетел  дальше.

   И  правда, я  оказалась одна  в большой  палате, разделенной  на  три  кабинки  раздвижными  ширмами  из  ткани  мягкого  желтокоричневого  цвета.   Мою  кровать  поставили  в  первой, подальше от  залитого  солнцем  окна  почти во  всю  стену.  Тут  же  мне  сделали  укол  и  я  не  заметила – когда,  -   рядом  с  кроватью  на  тумбочке  появился  поднос  с  завтраком. Обычно  дома  мой  любимый  завтрак  состоит  из  трех-четырех  ложек  творога  и  столько  же  сметаны  с  сахаром,-  так  и  вижу,  как  при  упоминании  о  сметане  с сахаром Ора  качает  головой: "Светка-лэ! Асур!"(нельзя!),- а  зима и весна  добавляют  сюда  еще  и  несколько  крупных  ягод  клубники.  Кофе  -  с  молоком  и  без   сахара,  и  пара   хорошо  поджаренных  тостов  из  белого  хлеба. Сейчас  на подносе были йогурт,  сметана,  творог,  масло,  вареное  яйцо,  кофе,  хлеб  и  маленькая  булочка.  «Не  хило!» – как  сказали  бы  мои  дети.

    Каждые  четыре  часа  тоненькая  темнокожая  сестричка  делала  мне  укол  и  меняла  капельницу. С  капельницей  на  «поводке»   я   вынуждена  была  ходить  и  в  туалет.  Ночь  провела  в  палате  одна,  в  полной  тишине.

    Еще  в  приемном  покое  дозвонилась  до Максима  и  попросила  забрать  Фифу  к  себе.  Сообщила  и  Сереже.

    Было  немного  неловко,   что  по  такому  "пустяшному",  как  мне  казалось,  поводу  «возлежу»  здесь,   и  что  так,  на  полном  серьезе,   меня   лечат...
Надеялась, -  утром  отправят  домой.
 
   Не  отправили,  несмотря  на  мои  слезные  уговоры.

-   Надо  полежать,  прокапаться, - сказал  мой  врач.
            
-   Мама! Сказали – лежать,  значит,  так  надо! -  заявил  Андрей.

    В  этот   день он   дежурил   и   распорядился  поместить  ко  мне  в  палату  пожилую  женщину,  израильтянку,  после  операции,  -  чистила  рыбу  и  уколола  костью  руку, -  и  чуть  не  потеряла  ее,  то  есть  -  руку…
 
-  Мама,  это  моя  больная,  мы  только  что  оперировали  ее, - сказал  сын. -  Она  после  наркоза,  будет  спать.

    И  верно,  она  спала.  А  я  за  всю  ночь  даже  не  задремала. Мало  того,  что  дважды,  как  и  прошлой  ночью,  ко  мне  приходили  с  уколом  и   меняли  капельницу, -  с  полудня  пятницы  и  до  утра, -  да  что  до  утра!  До  конца   субботы! -  я  была  свидетелем  какой –то  неистовой  любви  сыновей,  невесток,  внуков  и  прочих   родственникой   к   этой  стонущей,   воющей   и  бормочущей  молитвы  старухе!
 
    Едва  она  очнулась  после  наркоза,   -   возле ее постели  уже  сидели  и  стояли  человек  восемь.
         
-  Это  сыновья,  невестки  и  внуки,  -  шепотом  осведомила  меня   сестричка,  меняя  капельницу.
               
   А  родственники  моей  соседки  в  это  время   громко  разговаривали   между  собой,  время  от  времени  окликали  больную,  - то  «има»  (мама),  то  «савта»  (бабушка), -  обменивались  мнениями  о  ее  состоянии,   шуршали   пластиковыми  пакетами,  двигали  стульями.

   К вечеру у  постели  больной остались две невестки. Ничуть  не  смущаясь  моим  присутствием  и  мало  обращая  внимания   на  громко  стонущую   свекровь,  они  оживленно  беседовали  о  чем-то  своем,   о  женском.   В  полночь  их  сменили  мужья, сыновья  бедной  страдалицы. Эти  говорили  потише,  но  зато - до  утра! Порой  их  беседа  была  совсем  неслышной, но  тогда  еще  громче  и  протяжней  стонала  мать.   Раза  три  ночью  приходил  Андрей,  -  он   быстро   шел   за  ширму  к  старухе,  тихо  спрашивал  о  чем-то,   коротко  что-то  отвечал  ее  сыновьям.  Потом  подходил  ко  мне:

-   Как  ты?  Мама!  Постарайся  уснуть!
               
   
    И  я  старалась.  Но  ничего  не  получалось.

    И  вспоминала... Сравнивала... Хотя  сравнивать... было  больно... "Полежала" я  в  свое  время  и  в наших больницах, советских, - десять- двенадцать  человек  в  палате,  переполненные  и  коридоры.  Старое,  застиранное  белье,   нехватка  медикаментов...   Помню,  Андрей  приходил  зеленый  после  операций  и  дежурств  в  реанимации:

-   Мама!  Будешь  зеленым!   Когда  стоишь  и  решаешь: ампула  одна, - и  кого  спасать? - Дедуля  при  смерти  и  мальчик  после  операции  на  сердце!

    Раза  три  я  попадала  в  больницу  с  кровотечением,  проходила  все  "муки  ада"  без  анестезии...  А  если  вспомнить  "удобства"  наших  больниц?   Общий  туалет  в  конце  коридора,  умывальник  там  же.  Как  правило,  -  летом  воды  горячей  нет, -  ремонт  теплотрассы.  И  сестричка  поливает  из  чайника...  А  мы, - все  женское  "население", кто  может  ходить, стоим  перед ней  в  очереди  с  тряпками-пеленками  неопределенного  цвета  в  руках...

    А  тут!  Вот  она,- дверь  в  коридорчике,  перед  палатой,- за  ней  туалет,  душ,  умывальник... И  всегда  есть  горячая  вода!... И  пижаму тебе  предлагают  сменить  каждое  утро!

    Но  хватит  о  грустном...  А  вот  первое  мое  пребывание  в больнице,  еще  в  школьные,  юные  годы...
   
    Мы  с  Ирой,  моей  лучшей  подругой  (наша   троица:  я,  Надя  и  Ира  была  неразлучна  все  десять  школьных  лет,   и  до  сих  пор  мы  поддерживаем  наши  отношения,  несмотря  на  расстояния!)  попали  в  одно  время  в  нашу  районную  больницу  по  причине  операции  аппендицита. Учились  мы  в то время  в  восьмом  классе. Счастливы  были  неимоверно: во- первых, - вместе! во-вторых, - в  школу  не  ходить! в  одной  палате!  спать, - сколько  влезет!   читать, - столько  же!  И  интересно:  операция!  Это  вам  не  кот  начихал!  И  мамы  с  нами  носятся! - Как  с  пасхальным  яичком...

   Поначалу  нас  три  дня  готовили  к  операции  (не  забудьте: это  пятьдесят  четвертый  год  прошлого!  столетия!):  анализы,  клизмы,  температура  и  пр... Затем  неделю  ждали,   пока  хирург  выйдет  из  запоя   и  у  него  перестанут  трястись  руки! (А  ведь  хирург  был  классный!  Из  Москвы!)  Потом  опять  нас  готовили  три  дня!  Можно  представить,  как  все  это  время  мы  гарцевали  по  больнице, - в  "безразмерных",  как  одеяла,  халатах  мышиного  цвета,  обернув  чуть  ли  не  трижды  их  вокруг  себя.  Когда   одевали  эти   халаты,  нянечка,  тетя  Даша,  сказала:

-   Главно,  шоб  здоровый  чоловик  помистывся,  а  малый  нэ  выпадэ!

    Во  второй  половине дня, после  школы,  к нам  прибывали  посетители:  Надя, еще  подружки  из  класса,  мальчики-старшеклассники.   Девочки   несли   книги,  конфеты,  пряники,  мальчики - себя  и  фотоаппарат...   Нянечки  безрезультатно  гоняли   нас   из  холодного   коридора, - все  же  февраль!   Мальчики  щелкали  фотоаппаратом... Сохранились  фотографии,  где  я  одна,  с  Ирой,  с  мальчиками  - в  сером, с  белыми  пятнами от хлорки, халате,- рот до ушей, косы  растрепаны,  в  руках  книги...

   В  день операции  мама  с перепуганным лицом и  круглыми  глазами  заглядывала  в  окно  палаты, а я  в  восторге  показывала  ей указательный  палец: я  первая!  Мне  первой  делают  операцию!

   Оперировали  под  местным  наркозом.  Я  все  чувствовала  и  слышала.   Хотя  особой  боли  не  было. Врач  показал  мне  мой  аппендикс:
 
-  Вот!  Видишь?  Во  время  убрали...

   И  вот  тут  меня  стошнило... Ночь  казалась  бесконечной.   Наркоз  отходил, 
появилась  боль...  С нами  была  моя  мама.  Металась  между  нашими  кроватями.
А  мы  с  Иркой  наперебой  стонали  и  ойкали... 

   Вставать  разрешили  только  на  третий  день.  И  я,  встав   на  ноги,  тут  же  хлопнулась  в  обморок, - перележала... На следующий  день  к  нам  в  палату  положили  бабку,  шустренькую,  худенькую, - тоже  аппендицит. Пока  ее  готовили  к  операции,  она   помогала   нянечке  ухаживать  за   нами   и  по  ходу   дела  рассказывала  истории  из  своей  жизни.   Мы   умирали  со  смеху   и  от  боли:  смеяться  было  очень  больно. А  бабка выдавала  истории  одна  смешнее  другой.  Да  и  рассказывать  была  мастерица.   Мы  умоляли:   все!   хватит!  больно, - нету  мочи!  А  она  помолчит-помолчит  и:

-  А  вот  как-то  дед  привел   к   нашей  козе   козла,  ну,  ухажера, значит.  Думали:  козлят  надо  бы...  Завела  я  его  в  сарай,  к  козе,  сама  стала  в  сторонке,  смотрю,  жду. А  он огляделся  так  по  сараю, на козу ноль  внимания!  И  прямиком  ко  мне!   И  своей   мордой   козлиной,  рогатой,  мне  под   юбку  лезет!  И  мычит  так,  будто  мурлычет!  Я  испугалась,  шарахнулась  от  него,  и  к  воротам!  Да  забыла,  что  закрыла  их!  На  щеколду!  Жму,  давлю,  хочу  открыть!  И  никак!  А  он,  зараза,  в  спину  мне  тычется!  И  блеет  так! Дак  я  ворота  прямо  вывалила,  вместе  со  щеколдой!...

   Конечно,  я  не   в  состоянии  передать  все   краски,  интонации,   словом,  весь  колорит  ее  рассказа.  Но  мы  боялись,  что  у  нас  разойдутся  швы!
 
  Еще  две  недели провалялись  в  больнице.  И  потом  сами  ухаживали  за  бабкой  и  уже  она  умоляла  нас:

-  Ой,  не  смешите  меня,  девчата!  А  то  помру!...

   ...Вот  так  я  коротала  ту  ночь  в  израильской  больнице. 
 
    Рано  утром  снова  появились  отдохнувшие  невестки  старухи   и   шумно,  и  весело  занялись  туалетом  больной.  Она    уже  не  стонала,  но  говорила  без  умолку,  -  я  поняла,  что  она  рассказывала  об  операции.
 
    А  часам к двенадцати  в палату  толпой  ввалились  еще  человек  пятнадцать!  Среди  них  две  молодые  мамаши  с  грудничками  в колясках,  трое  или  четверо  детей  лет  шести-восьми,  пожилые  и  молодые  мужчины  и  женщины  с  пакетами,  свертками  и большими  подносами, обернутыми фольгой. Взрослые  нанесли  стульев,  дети  расположились  на  полу.
 
   Шторы  моей  кабинки  были  задернуты  неплотно, и я  почти  все  это  видела.  А  уж  слышала!  Шум  в  палате  был, словно  здесь  собирались  играть  свадьбу!  А  всего-то ! -  родственники  больной  собрались  у  ее  постели  на  субботнюю  трапезу!

   Дети   бегали  по   палате,  катали  коляски,  кричали,  плакали  и  смеялись!   Взрослые  не  обращали  на  них  никакого  внимания.   Все  были  заняты  обедом,  разговорами,  охали  и  ахали,  сопереживая  вместе    со  старухой  перенесенную  ею  операцию.
   
    Сестричка,   разрывая  упаковку  одноразового  шприца  для очередного  укола,  с  сочувствием  посмотрела  мне  в  лицо:

-   Ат  аефа? (Ты  устала?).  Ани  мицтаэрэт…(Я  сожалею).
    
    Заканчивая  дежурство,  Андрей  еще  раз  пришел  к  нам  в  палату.   Долго  разговаривал  за  ширмой  с  родственниками  моей  соседки. Я  слышала,  как  они  наперебой  благодарили  его.
 
-   Андрюша!  Когда  же  меня  выпишут, - спросила, когда  он  заглянул ко  мне.
               
-   Ты  в  порядке?  Жди  своего  врача, - был  ответ.

    Кто-то  из  сестричек,  видимо, сказал  моим  «соседям», что  я  мама Андрея.  И  после  его  ухода  они  всей  делегацией  выстроились  у  моей  кровати   и  я  слышала:
   
 -   Яфэ  меод!  Бэн  яфэ!  Рофэ  тов  меод!  ( Прекрасно!  Замечательный  сын!  Хороший  врач!)
               
     А  мой  врач,  ортопед,  пришел  ко  мне  только  в  шесть  вечера.
       
-    Мне  же  завтра  ехать  в  пять  утра! – взмолилась  я.
               
-    Ну,  вот  еще  одну  капельницу  поставим,  укольчик  сделаем  и  отпустим  вас.  Я  подойду. 
      
     Еще  одна  капельница!  Это  еще  почти  четыре  часа!
 
     Пришел  он  уже  в  десять  часов,   с   готовыми  документами  на  выписку.  Только  к  одиннадцати   я  на  такси  добралась  до  дома…

     И  все-таки  (хоть  и  до  двух  ночи!)  успела  сшить  себе  легкий  костюм  из  цветного  трикотажа -  майку  и  бриджи!