Белуха гора Дракона

Роман Лебедев 2
Г.Н. Потанин, предавая рассказ кама (шамана) о восхождении на гору Темир-тайга, сравнивает это место из алтайского ритуала путешествия к Эрлику со славянскими мифами о Василии Буслаеве и Моиславе, где имеется сюжет покорения главным героем мифической горы, на которой находится рай – «камень, гора Алатырь», «БЕЛ-горюч камень Алатырь». Как уже упоминалось в предыдущих статьях 1) слово «Темир» Г.Н. Потанин связывает с названием полярной горы в космогонии буддизма и индуизма – «Сумеру». В «Вишну-пуране», в «Сурья-Сиддханте», в аккадской, ассирийской мифологиях это гора богатая золотом и серебром, либо состоит целиком из золота. «Алатырь камень» - «всем камням камень». Он одновременно и белый, и золотой. В русском былинном эпосе на Алатырь камне стоит «золотой престол», «золотое гнездо», «золотая церковь». Возможно русское «Алатырь» имеет связь с тюркским «Алтын», что значит «золото». Итак, гора, на которой находится вход в царство Эрлик-хана – золотая гора Сумеру? На Алтае есть гора с таким названием. Это гора Белуха, которая на алтайских языках именуется как «Уч-Сумер» 2). Индийский лингвист доктор Раджендра Вир Риши побывавший у подножия Белухи в статье «In Quest of Sumeru Parbat» высказывает предположение, что алтайская Уймонская долина означает ничто иное как «золотая долина». На основании этого и ряда других соответствий он делает вывод об идентичности легендарной горы Меру и алтайской горы Белухи. «На Алтае, - пишет Н.К. Рерих в своем путевом дневнике «Алтай - Гималаи», - на правом берегу Катуни, есть гора, значение ее приравнивается к мировой горе Сумеру ... На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре… Сюре — жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру. На гору Уч-Сюре восходят по белому хадаку. Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона». Вспомним, что и в эпосе барабинских татар гора «С;р;» - место, куда птицей Зузул; был заброшен Дракон. Уч-С;р; – одно из имен горы Белуха.
Известны и другие ее названия: Уч-сюри, Уч-Сюре, Сумер-Улом, Кадын-Бажи, Катун-Бажи (Голова Катуни), Катун-Баш (вершина Катуни), Ак-Суру («с белой водой» или «белый великан» - от монг. «сюрээ» - «великан»), Ак-тау (Белая гора), Уч-Айры (три разветвления), Уч-Сюри (три вершины), Мус-ду-тау, Музду-туу (ледяная гора), Катунские Столбы (русские староверы, А.А. Бунге). Последнее наименование было получено, видимо из-за необычной формы горы в виде двух белых, ослепительно блистающих на солнце, величественных столбов, рогов, конусов, шпилей, пирамид. В научной и художественной литературе закрепились такие образные выражения, как двурогая корона, двурогая вершина. Поэты, философы и религиозные мыслители величают Белуху «Серебряной нитью мира», «Планетарным престолом», «Щитом огненной силы», «Башней Матери мира», «Крепостью Алмазнопрестольного Будды», «Твердыней единого Бога».
Вполне оправданным выглядит и современный топоним горы – «Белуха». Между Восточной (4509 м) и Западной (4435 м) вершинами Белухи находится понижение, получившее название «Седло Белухи» (4000 м) круто обрывающееся на север к Аккемскому леднику (т. н. Аккемская стена). В тюркских языках имеется слово, которое может вполне подходить для названия указанного понижения, седловины горы Белуха. Это слово «Бел» 3), которое на алтайских языках означает – широкий, низкий перевал в горах, сглаженная возвышенность. На шорском языке «Бел» («Пел») – грива, гора; азер. – поясница, позвоночный хребет; казах. – поясница, талия; в Средней Азии – плоский перевал через горы; Ценр. и Север. Казахстан – невысокая возвышенность, увал; киргиз. – горный хребет, перевал в форме седловины; ногайск. и тувинск. – талия, поясница; турецк. – перевал; хакасск. – спина, седловина, поясница.
Индоевропейская основа топонима «Bhel» также отражает смысловые нагрузки, связанные с восприятием алтайскими народами горы Белуха. «Bhel» в инд.-европ. означает белый, блестеть, голова. К индоевропейскому Bhel - блестеть (в древнеиндийском bhala) восходит фригийское balin (царь), далее balin развивается в basileus – древнегреческий титул царя. Тюркское же название реки вытекающей с ледников Белухи – «Катын» и первая часть названия горы «Кадын-Бажи», «Катун-Бажи» (Голова Катуни) имеют значение «Госпожа», что подтверждает правильность использования в топониме горы основы «Бел». Индоевропейское же слово Bhel(gh) – «набухать», «вздуваться» не только имеет в себе основу «Bhel», но и, являясь базой для таких слов, как: др.-ирл. bolgaim – набухаю; галл. bulga - кожаный мешок; гот. balgs - бурдюк, кузнечный мех, тюк; др.-в.-нем. belgan - пухнуть, вздуваться, сердиться; др.-исл. bolginn – вздувшийся; рус. диал. болозень - мозоль, шишка… имеет значение мягкого седла скифского типа, и от инд.-европ. слова Bhel(gh) произошли также балтийские слова: лит. balnas и прус. balgnan – наименование «седла»4).
Белуха – гора Дракона. Испокон веков гора Белуха и ее предгорья считались сакральным местом для всех тюркских племен. Древние алтайцы считали, что Белуха это вход в обитель подземного бога смерти Эрлика, карающего любого осмелевшего потревожить покой спящей горы, обрушив на него непогоду и камнепады. Дракон. Эрлик. И эти силы Темного Подземного мира нашли свое отражение в топонимической основе «Bhel».
Индоевропейское слово Bhel(eu) означает «зло», «боль», «бедствие» и является базой для таких слов как: чешск. bol – скорбь, печаль, ехидство; древневерхненемецк. balo, balu – уничтожение, гибель, зло, пагуба; древнеисланд. bol – зло, вред, бедствие, несчастье; др.англ. bealu – бедствие, несчастье, болезнь; среднегот. balwa-wesei - злость, ехидство;  древнеиндийское bhal – мучить, умерщвлять. Другие значение индоевропейского «Bhel»: издавать звуки, гудеть, трубить, реветь, греметь, кривизна, изгиб, кроить, резать. От него происходят латинское bello - воевать; древне-англ. bel (bhel-) – огонь, костёр; греческое ;;;;; (;;;;-) - острие, стрела. В турецком языке есть слово bel; означающее: беда, происшествие, несчастье, наказание. В арабском языке ему соответствует слово аl-bаl; – испытание. В осетин. b;ll;х – бедствие; в кховарском balah – зло, злой дух, призрак; в пущунском bal; – злой дух, бедствие; в румынск. balan – белокурый, белой масти, bala – чудовище.
Имеется и еще одно важное для нашего исследования слово, исходным для которого явилось индоевропейская основа «Bhel». Это общеславянское слово belъ- означающее «белку». Древнерусское слово «бълъка» Впервые упоминается в «Слове Даниила Заточника», особенно часто – в памятниках XIV в. Оно заимствовано из старославянского и является производным от «бъла», «бълая» («белая»), восходя к общеславянскому belъ- и далее – к индоевропейскому bhel-. В древнерусском этого пушного зверька называли также «бъла въверица». Мы помним, что именно белка-летяга, бобырган – это скованный, распятый враг небесных богов царь Эрлик-хан, бог Бобырган, упырь, черный человек, колдун, вечно голодный злой дух, многоголовый Дракон-Змей.
Таким образом, все вышеперечисленные смысловые значения топонимической основы «Bhel» в названии горы Белуха: голова белокурого великана, злого огненного духа закованного в лёд указывают нам, что это гора есть искомая нами шаманская гора, через которую кам спускается в Подземную обитель царя Смерти Эрлик-хана. Но это еще и «позвоночный столб», Полярная Ось Иного мира, Катунские Столбы, Царские (Господские) Столбы = Башни = Башни Эрлика = Башни Сатаны.
По одному алтайскому поверью на горе Уч-Сумер находится седалище семи Кудаев (богов) и их служителей. В Монголии эта гора именуется Сумер-Оле. Мировая гора. Имя «Уч-Сюре» перенесено на Землю с Неба. В центрально-азиатских легендах о сотворении мира на вершине горы «Сумер-Ула», которую Г.Н.Потанин сравнивает с Белухой, жили 33 Тэнгира. При подошве горы в мировом океане была треугольная площадка, на которой росло Дерево, плодами которого питались Тэнгиры. Позже из-за владычества над этим Деревом Тэнгиры воевали с «Ассырами» жившими у подножия горы. После гибели ассыров тысячи богов начали раскидывать золото с горы поэтому эти земли зовут «алтын-тельке». Отсюда пошло расселение первых бого-людей по Земле.
Получается, что Белуха – это золотая гора Меру. «БЕЛуха» - золотой «БЕЛ-горюч камень Алатырь» на золотой земле «алтын-тельке» = Алтай – «Алтан», «Алт» (в монгол. языке   также - золото). Рядом с золотой Белухой на золотом Алтае с древних времен проживал народ, имевший название «Алаты».
Долина реки Нарым (исток в 100 км. от вершины г. Белуха) исторически была заселена народом известным по своим пегим лошадям, Ала-Ат, Алат или Алакчин, Алачин, в китайских анналах «Бома», самоназвания этого народа в китайской передаче: бице-бике и олочже. Видный ученый-тюрколог С.А. Аманжолов считает, что корневая основа слова в названии народа «Алаты», «Алачин» сопоставима со словом «Алтын» (золото), а также с топонимическим названием Алтая. Согласно исследователю казахских родов М.Тынышпаева тюркское племя алчин вышло из Алтайских гор, вероятно до 5 в. до н.э. Алаты – «белокурый народ» – «северные бома» населявшие склоны Саяно-Алтая.
Алаты вели кочевой образ жизни; предпочитали селиться среди гор, поросших хвойным лесом, пахали лошадьми; все их лошади пегие, откуда и название страны - Бома (пегая лошадь). Дома они строили из дерева. Покровом деревянного сруба служила древесная кора. Они делились на мелкие кланы и не имели общего начальника. Лошади Алатов, легендарные по своей масти на протяжении двух тысячелетий, описаны историками как очень высокие, однолетний жеребёнок столь же велик, как трехлетняя лошадь. Алаты отличались богатством, т.к. рядом с местом их проживания были золотые и серебряные рудники. Историк 17 в. Абу-л-Гази-хан писал про Алатов, что «у них все лошади пегие, а очаги золотые».
Путешественник, этнограф и исследователь Ценральной Азии Г.Е. Грум-Гржимайло пришел к палеоэтнографическому выводу, говорящему о том, что народ «Бома» Саяно-Алтай принадлежал к «динлинской расе» 5). Историк-востоковед и этнограф Н.А. Аристов также связывает легенду о возникновении народа «пегих людей» во владении хана Алача (Алачена) с динлинами.
Ранние сведения о племени пегих лошадей в письменных источниках относятся к 4 в. В древне-тюркский период, в 7 в., пеголошадники-Алаты жили также севернее Алтая и на запад от Байкала, где соприкасались с местообитанием кыргызов, с которыми они часто враждовали. Несколько позднее они подчинялись Каганату Уйгуров, а затем продвинулись в бассейн Оби, севернее Томска. В 17 в. они были здесь известны под названием Пегой орды, зафиксированным в Сибирских русских летописях. Часть Алатов вошла в состав кыпчаков-половцев, а позднее в Младшую орду (жуз) казахов, в некоторую часть кочевых узбеков и сибирских татар.
Динлины и Алаты составили доминирующий компонент в племенах Теле. Уже в первой половине 1 тысячелетия нашей эры под названием Теле была известна целая группа племен кочевников-скотоводов, обитавших преимущественно в восточной части Центральной Азии, по северную сторону Гоби. Историческим фактом является то, что территории современной Монголии, Тувы и Алтая входили в зону кочевий племен Теле. Наиболее видные современные ориенталисты склонны сводить термин Теле через более ранние формы его написания (например, Ch'ih-le, Chile) к названию Ting-ling (Динлины,  Dinglings), носители которого (по крайней мере в 1 в. н. э.) были и тюрко-язычные племена.
В китайских источниках племена Теле известны под названием Гао-гю (Као-кю,  Gaoche). В переводе с китайского оно означает «высокие повозки», ибо при перекочевках названные кочевники пользовались деревянными повозками на двух высоких колесах (со множеством спиц), впрягая в них быков. Из китайских династийных источников следует, что, по крайней мере, в 4 в. Гаогюйцы-Теле кочевали по северную сторону Гоби в том числе и по Саяно-Алтайскому нагорью. Захоронения берельского типа на территории современного Горного Алтая (Кокса) историки (Гаврилова А.А., Савинов Д.Г.) причисляют к предтюркскому времени и считают, что в узко этническом значении они принадлежали племенам Теле. Во второй половине 5 в. племена Теле численностью в 100 тыс. кибиток во главе с вождем Афучжило поселились в юго-восточной части горного Алтая в верховьях Иртыша (Черный Иртыш). Племена Теле, оказавшиеся в подчинении древних тюрков, составляли в Каганате большую военную силу, которая систематически использовалась каганской верхушкой для завоевательных и карательных походов. Как сказано в летописи Танской династии, древние тюрки «их (Теле) силами геройствовали в пустынях севера».
В 630 г. по северную сторону пустыни Гоби в восточной части Центральной Азии возник Каганат из племен Теле, далеких предков современных Тувинцев и Алтайцев, во главе с племенем Сеяньто, по-тюркски Токуз-Огуз, т. е. «девять Огузов», или «девять племен». Ядро этого объединения составляли девять племен, в число которых входили и древние предки теленгитов (Доланко или Доланъго в китайской записи, Duolange). Политическое влияние «Теле Каганата», возглавляемого Сеяньто, распространялось на территорию современной Монголии, Тувы, Алтая и государства Хягас (енисейские кыргызы), находившегося в Минусинской котловине. Сеяньтовский каган, занявши свои прежние кочевья по северную сторону пустыни Гоби, располагал 200 тыс. отборных воинов. История Теле Каганата под руководством Сеяньто заканчивается в 646 г. когда китайские войска совместно с конницей восточных тюкю разгромили Сеяньто. В этой ситуации против Сеяньто выступили также другие племена Теле. В 648 г. Китайские отряды разгромили остатки Сеяньто у Монгольского Алтая. Среди Токуз-Огузов главенствующую роль стали играть уйгуры.
В силу возросшего могущества Танской империи племена Теле (Токуз-Огузов) были вынуждены в 648 г. временно признать власть Китая. В области Ян-Жань (которая в 663 г. была переименована в Ханхай), куда входили территории Тувы, Алтая и владения Хягас, предводители племен Теле были назначены военными губернаторами и префектами. Находясь временно в подчинении Танской династии племена Теле использовались для различных военных походов. Но и в этих условиях Токуз-Огузы, кочевавшие по северную сторону пустыни Гоби, то и дело поднимали восстания, которые обычно жестоко подавлялись. С 682 г. во времена второго Тюркского Каганата племена Теле постоянно воюют с племенами тюкю. В 744 г. племена Теле, в том числе и проживающие на Алтае вошли в Уйгурскую конфедерацию.
Племена Теле оказывали заметное влияние на судьбу государства древних тюрков. Их отпадение от кагана Хели (Ару) решило судьбу первого Тюркского Каганата. Их восстание в 715-716 гг. (конфедерация Токуз-Огузов) повлияло на крушение второго Тюркского Каганата и было причиной гибели Мочо-кагана. Наконец, позднее судьбу Каганата решили также племена Теле под главенством Уйгуров, свергшие власть тюкю и утвердившие свое господство почти на 100 лет.
Рассмотрев кратко историю племен Теле можно сказать, что на территории Алтая этот народ является наиболее древнейшим из достоверных исторических предков современных южных алтайцев, которые сохранили этноним «Теле» в самоназвании до наших дней. Это племена телеутов-теленгутов, теленгитов и телесов, которые четыре столетия тому назад кочевали по территории Сибири, не только в ее южной, особенно горной части в Саяно-Алтайском нагорье, но и в лесо-степях и степях междуречья Оби и Иртыша, к югу от линии Омск-Новосибирск-Томск.
Эти алтайские народы, как и их предки Теле и Алаты имеют самое прямое отношение к шаманским культам бога Эрлика. У телеутов шаманский бубен именовался, как и у некоторых кумандинских шаманов, термином – «aк адан», что значит в переводе «священный верблюд». Формула телеутского шамана при обращении к своему бубну гласила: «Алты бркбшту ак адан», т. е. «шестигорбый священный верблюд». У северных шорцев у сеока челей (челей), которые сами себя считают телеутами, шаманы называют бубен «алты оркошту an чагал», т. е. с «шестью горбами священный чагал». По другим сообщениям этнографов у телеутов при камлании говорится о бубне: «алг(ы) оркошъту ах ягалым», то есть «шестишишечный мой белый (святой?) бубен». Бубен у Телеутов выступает под названием «ягал» (Jагал). Термин Jагал представляет собой лишь фонетический вариант слова «чагал». В словаре 18 в. «Зерцало Маньчжурского языка на пяти языках» приводятся значения слова «чагал». Оно означает лошадь с разноцветными черными или красными полосами или пятнами на шее и груди, т.е «чагал» – это пегая лошадь. То есть шаманский бубен символизировал когда-то у телеутов пегую ездовую лошадь. Шаманская священная символическая лошадь-бубен называлась по масти. Это обстоятельство, что для шаманского бубна выработалось представление о пеганке, а не о лошади вообще (с любой мастью), и представляет для нас особый этногенетический интерес, ибо оно заставляет вспомнить древнее племя «пеголошадников» (Aла-ат),  известия о которых попали в китайские летописи под названием Бома, что является китайским переводом «пегая лошадь».
Выходит, что в шаманских представлениях телеутов название шаманского бубна «алты оркошту an чагал» соединило в себе как древний этноним племени «пеголошадников» (Ала-ат), так и представления о буне кама, как о «священном верблюде», который является одним из животных бога Эрлика (иногда и сам Эрлик выступает в образе верблюда). Не следует ли отсюда вывод, что древние народы Алат и Теле, как и их современные потомки – народы золотого Алтая являются народом бога Эрлика и хранителями золотой Мировой оси-горы-башни Уч-Сумер (Белухи), этой древнейшей обители Дракона, огненного духа закованного в камень и лёд.

Примечания
1. «Подземный бог Эрлик-хан», вып. №1, 2015.
2. Слово «С;мер» на алтайском языке также означает конусообразную вершину горы.
3. На Алтае есть, например, такие слова и топонимы с основой «Бел», как: «Тас-Бел» - лысая горная седловина; «Бельгибаш» («Белге-Баш») - вершина с меткой, ориентиром; колдовская вершина; «Белькенек» («Бел-Кенек») – увечный, калечащий перевал;  «Беляши» («Белеш») - маленькая седловина в горах; «Тебелер» («Т;б;л;р») – небольшие возвышения; холмы, пригорки.
4. Слову «Бел» в значении седловина соответствует также название горы «Уч-С;р;» На киргизск. «соору» - «круп лошади»; «седалище»; «кожа с крупа лошади»; «благородная, лучшая земля». Киргизскому понятию «соору» соответствует сев.-вост. якут. слово «сарыы», что означает «оленья замша». Но именно форму слова «Мангыс» (демон Мангус) Г.Н. Потанин сравнивает со словами «мангяк», «муйгак», «мыйгак», которые на алт. означают «олень», «самка оленя». То есть получается: «соору» = «олень» = «демон мангыс». См. вып. №1.
5. В 8 – 3 вв. до н.э. динлины были носителями тагарской культуры.  4-3 вв. до н.э. возникло первое южно-сибирское государство, которое зафиксировано в древнекитайских сочинениях как  «Динлин го». Преобладающим у динлинов-тагарцев являлся европеоидный тип, по всей видимости, восходящий к Андроновской культуре, однако черепа с монголоидными признаками обнаруживаются в курганах, датируемых началом тагарской культуры, и количество таких черепов постепенно возрастает к моменту прихода хуннов. Академик  В. П. Алексеев отмечал, что это население сближается по своим физическим характеристикам с носителями таштыкской культуры.



Литература

- Гумилев Л.Н. «Динлинская проблема».
- Кабульдинов З.Е. «Проблемы этнической истории тюркского населения Западной Сибири. Сборник научных трудов». Астана: Изд-во «Мастер ПО», 2012.
- Потанин Г.Н. «Очерки Северо-Западной Монголии».
- Потапов Л. П.  «Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк». Ленинград: Изд-во «Наука», 1969.
- Худоражев А. «О древнем названии горы Белухи» // http://altai-guide.narod.ru/texts/name-belukha.html

«Tour de Lucifer»©