Муромской жемчужиной зовут...

Ксана Дюкс
 
                Из серии: Впечатления из рюкзачка


                Муромской Жемчужиной зовут...


                Муромской Жемчужиной величают восхитительную в средневековой своей красоте.. неповторимую и уникальную... Новую Соборную Церковь.

                Что построена на месте Красном, близ Царева двора в стиле "русского узорочья".

                Словно ажурный плат, шитый белым  шелком по белому,  раскинули перед твоими  изумленными глазами.

                Свято - Троицкий Новодевичий монастырь... Каким видим его сейчас прагматическим взглядом современника?

                Не поверите... Бесподобным и сказочным... Словно жар-птицу, роняющую волшебные перья счастья..

                Богатейшим фантазийным комплексом, вобравшим в себя все своеобразие, особенность  и русскость национальной  архитектуры и дизайна...

                Построенный по заказу и на щедрые  деньги именитого муромского купца Тарасия Цветнова, за  большое радение о церковном строительстве названном Богданом ...то есть Богом Данным.

                Купца непростого: из Московской гостиной сотни...своеобразного списка "Форбс" Средневековья.:)

                Оставившего свой след во времени, в  "Повести о чудесах Виленского креста" XVII века, поскольку только благодаря ему хранится в этом белокаменном чудо - Соборе старейшая святыня Троицкого монастыря: крест - мощевик, переданный в дар лично  из  города Вильно. Этот артефакт ты можешь увидеть здесь и поныне.

                Прошли века, а вслед ему все кланяются и кланяются в благодарении потомки..

                Белокаменный Троицкий Собор в муравленных изразцах сам по себе является артефактом, хранящем в себе ценнейшее наследие культуры Нации. То, что мы называем "Большой Тройкой":  замысловатое переплетение материальной и духовной культур..с непостижимой тайной культуры человеческих отношений.

                Собор 1647 года постройки.  Весь в больших роскошных кокошниках  и глазурованной цветной  плитке он напоминает...женские и девичьи головные уборы - короны. И праздничный наряд невесты читается в его облике. Так много здесь ослепительной белизны и невинности.

                Заневестилась церковь в окружении цветущих яблонь... Белым по белому. Хрупкость и надежда в сахарном ее наряде.

                И потому Белый Храм и сам  Новодевичий монастырский комплекс с богато декорированными  надвратной церковью и шатровой колокольней ... словно многоярусный свадебный торт. Украшенный взбитым  в пену и  запеченным в причудливых формах белком.   И лишь луковки его глав темные...как черничное безе на фоне плывущих облаков.
 
                Место погружения в сказочность.

                В  обрамлении высокой голубизны прозрачного муромского  неба белоснежный собор особенно наряден и радостен. С танцующими кирпичами по периметру, словно ведущими  хоровод ...  Сложными карнизами.. Многоцветьем поливной керамики с изображениями драконов, всадников, орлов.. И диковинной птицы - Сирин..

                Зашифрованные послания предков "хороводят по кругу" и пробуждают глубинную радость, что видна любому  невооруженным глазом. И  отражается просветлением взглядов пришедших сюда...  В светлой улыбке, затаившейся в уголках губ.

                Легкая вуаль отражения счастливых моментов жизни. Все здесь.

                Пятиглавая, она словно украшенный и наряженный по праздничному храм Бориса и Глеба, что  в Кидекше. Святые  Борис и Глеб были сыновьями великого киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси.  Но мало кто упоминает важную информацию о том, что Князь -стратотерпец Глеб был...первым муромским Князем задолго до Князя Петра. И именно его не пустили муромские язычники в город...

                Почему я обратила внимание на этот факт? Так, разгадка перед смотрящим:  именно здесь  стоял изначально  Храм святых князей Бориса и Глеба XII века на месте деревянного храма. И, если видишь на что смотришь, легко представить себе многопогруженность архитектурную.

                Такая матрешка церковная получается: нынешний белокаменный Троицкий Собор 1642 года построен на месте деревянной Троицкой Церкви, а та выросла на месте  древневекового  Храма святых князей Бориса и Глеба 12 века. Завораживающе красивый, он прекрасен и  праздничен в любое время года.

                Неукротимыми  ростками  бамбука пробивает свой путь Настоящее наше  из былинного прошлого времен Руси Белокаменной...Руси  Владимирской..

                От того сложна и причудлива историческая канва Жизни Храма.. Как и исключительность ее предназначения быть сокровищем.. Огромным реликварием  самого ценного: заветов наших прапращуров касательно крепости семейных уз..

                Не потому ли, что хранит она в себе "апофеоз божественной силы и величия"- нераздельные мощи Святых благоверных князей Петра и Февронии, чья жизнь стала прославлением земного брака..

                И всякий должен знать, что Земной брак мужа и жены знаменует не что-либо обременительное.. Но  союз Силы и Власти...с Мудростью. Потому, осматривать святыни нужно с пониманием и пристрастностью.. Неведомо как придет к  вам в этот момент помощь в прошениях ваших.

                Удивительно, но Собор  Троицкий  нужно воспринимать прежде всего как восхваление... женской святости.  Все здесь посвящено Образу "мудрой жены".. Нераздельное изображение на иконах святых Петра и Февронии - " неразлучной двоицы" - символизирует, что муж и жена едины, но в двух лицах.

                Муромская чета благоверных Князей Петра  и Февронии, чьи мощи находятся сейчас в Соборе, были прямыми предками царя Иоанна IV, которого в народе нарекли Грозным. Для меня это было сродни открытию, поскольку я получила огромное впечатление о духовной мощи Деспота Российского в его резиденции, в музейной ее экспозиции, что расположилась в Александровской Слободе..

                А здесь везде.. следы царских ног. Еще в 1468 году поклонялся чудотворным мощам "святых своих сродственников"  Иван III, ставший позднее отцом Иоанна Грозного. И с  конца XV века  Муромские Святые -  официальные покровители Московского Царствующего Дома.. 

                Почти 400 лет к мощам их  шли паломники со всех сторон  Православной Руси. А после вскрытия раки  княжеской четы, где взору открылось  доселе невиданное: "гроб  единый" с телами благоверных святых, что соединились уже после смерти и раздельного их захоронения..  Почитание многократно усилилось.

                Все здесь: о супружеской любви и верности.. О супружеской поддержке в борьбе со скорбями.. О надежности семейного тыла.. О красивых супружеских отношениях..

                Это оказалось настолько важным  для нашей жизни, что Россия учредила государственный праздник 8 июля:  вся страна отмечает нынче   День семьи, любви и верности. 8 июля выбрали неслучайно:  это День почитания Святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Связь времен сквозь поколения...

                И случилось чудо... Этот удивительно трогательный светский праздник  перешагнул конфессиональные рамки и ограничения. Объединил людей разных вероисповеданий и национальностей вокруг темы семьи, семейных традиций и ответственного супружества.

                Общерусское же прославление святых чудотворцев Петра и Февронии, относится как раз к Средневековью -  эпохе Иоанна  Грозного.  Победа князей в начале XII века над злокозненными боярами была символична и знакова. Как и справедливое управление  княжеством.

                Благочестие в супружестве имело особую значимость для личной жизни Иоанна Грозного с царицей Анастасией Романовой, в которой он души не чаял. Именно их считали первой идеальной супружеской парой в Московском Царстве. Что удивительным образом расходится с вымыслами и жуткими историями про Иоанна Грозного.

                Житийные иконы Чудотворцев 16 века сохранились доныне,  но увидела  их  только в Муромском музее. Так странно и неуместно. Как и шитый парчой покров "Святые Петр и Феврония" 1593 года, изготовленный уже  с участием царицы Ирины (Годуновой) в царской же мастерской.

                Это было царское моление о даровании детей...мерцающей золотой нитью по травянно-зеленому среднику.  Его и приложила собственноручно Царственная Чета к мощам Муромских Чудотворцев Свято - Троицкого Новодевичьего монастыря. И он сейчас вне Собора и мощей святых. Расстроилась.

                Монастырь этот считают сокровищем еще верно оттого, что он был славен искусством золотого шитья... Шили пряденным золотом иконы особенно почитаемых местных святых. Мне пришлась по душе  деликатность сестер, что показали мне иконостас необычный. Он оказался вышитый золотом. Это в приделе в честь святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании. И сестры с удовольствием рассказывают о них.

                Собор называют истинным сокровищем Муромской земли. Не потому ли, что даже кресты его как драгоценные уборы храма. Маковки, увенчанные крестами, необычны.. Словно нитками бус они соединены с основанием. Кресты те ажурные, словно кружевные.. Богато декорированные вязью, солнечными лучами... И металлические шарики, словно бусины дождевые на прозрачном ажуре паутины..  Хитро и замороченно изукрашена ..металлическая вязь.

                Смотреть на кресты нужно обязательно. Они похожи на антенны, осуществляющие нашу личную связь с Господом.. И это повод лишний раз задрать голову и без всякой мысли смотреть и смотреть на плывущие облака... Любоваться церковными луковками, увенчанными кружевом крестов... Словно это ажурная скань  без фона, образовала то  высотное металлическое кружево.   

                И еще. Это редкая для нас  возможность  смотреть зачарованно  в облачную высь; туда, где проплывают наши мечты. И ощутить восхитительное чувство... как свежий бриз надежды... В воспоминаниях о  наших юношеских мечтах..

                Мы так долго ходим по земле, нащупывая верный путь, что видим жизнь..под ногами или же на уровне взгляда.. На уровне бытовой обыденности.. Жизнь только прямо перед собой. Перед своим носом. И порой не видим главного, упуская развилку изменений...

                И только ажур крестов словно призывает нас идти за мечтой, искать свою полярную звезду в созвездии надежды и веры. В себя ли... В Господа... ли.  И сразу переноситься в мир фантазий и мечты. Следовать за мечтой...

                Скажу о тайном своем понимании: Бог для меня - это свобода мысли, свобода выбора, свобода действия... Это жизненный путь к себе. 

                С той лишь поправкой, что ты уже сам рассказываешь сказки в 21 столетии о делах давно минувших дней.. середины 17 века.
                И вознесем благодарение...