Песня Купалiнка

Ирина Нармонтене
Эту песню, которую принято считать народной, написал В.Теравский: композитор, поэт, священнослужитель, который жил в Белоруссии. Он был репрессирован большевиками. В 39 году его расстреляли. Однако его песня продолжает жить, вместив в себя некоторую часть энергии вдохновенной души своего автора.

Когда я в юном возрасте впервые услышала эту песню в исполнении ансамбля Песняры, меня удивила их манера пения - от песни веяло бедой - при том, что слова казались обыденными: подумаешь, девушка укололась, сплетая себе венок из роз в своём саду. Не вязались интонации голосов, полных отчаяния - с поэтичным, грустным, но всё же не настолько уж горестным, казалось бы, повествованием.

Язык поэзии не сразу раскрывает свой смысл, поэтому  материалистичный разум за незатейливым сюжетом не совсем улавливает трагизм данной песни. Однако душа мыслит образами, ей доступны самые тонкие переживания, оттого песня трогает до слёз.

Текст песни - Купалинка

- Купалiнка-купалiнка,
Цёмная ночка...
Цёмная ночка, дзе ж твая дочка?

- Мая дочка у садочку
Ружу, ружу полiць,
Ружу, ружу полiць,
Белы ручкi колiць.
 

Кветачкi рвець, кветачкi рвець,
Вяночкi звiвае,
Вяночкi звiвае,
Слёзкi пралiвае.

- Купалiнка-купалiнка,
Цёмная ночка...
Цёмная ночка, дзе ж твая дочка?


Купалинка - дочь Купалы, языческого бога огня. Имя намекает на огненную природу внутренней сути главной героини, дочка которой вьёт веночки из роз, плача от уколов, наносимых ими. Ночь, в свою очередь, указывает на беспросветную, несчастливую полосу жизни. Роза в поэзии символизирует земную, чувственную любовь. Руки растут от сердца. Смысл песни проясняется: женское сердце тянется к любви, жаждет её, но не находя взаимности, проливает слёзы.

 По народному поверью, если у двоих рождается дочь - значит, любовная страсть у женщины в момент зачатия была сильнее, чем у мужчины. Таким образом, песня рассказывает о неразделённой любви страстной Купалинки, причиняющей много сердечной боли.

Чем может закончиться такая любовь? Огонь нуждается в подпитке, в противном случае он угасает. Любовь без взаимности губительна. Иногда нестерпимые муки побуждают погасить внутренний огонь. Чем же он гасится? Как правило, сырой землёй: от любви, увы, порой даже умирают. Или водой, являющейся перевёртышем огня - так прохладно-бесчувственную Русалку можно противопоставить жарко влюблённой Купалинке: мало кто знает о том, что вода, как стихия, является порождением энергии огня. То есть, Русалка - опрокинутый образ Купалинки, по сути, порождённая ею дочь. Отвергнутая, не востребованная пламенная любовь часто оборачивается ледяным безразличием. Любовные неудачи или ошибки в выборе открыли бездну смерти, над которой она уже занесла свою ногу.

На первый взгляд невинная песенка грозно предупреждает об опасности, подстерегающей неискушённые души в мире сладостных грёз. Иллюзорная красота венцов из быстро вянущих роз способна в кровь изранить тянущиеся к ним руки, увлекая в небытие погибели.

Последняя фраза повторяющейся строфы: "...где ж твоя дочка?.." придаёт тревожную зацикленность сюжету, многозначительно намекая на опасное развитие ситуации в сторону безысходности описываемых в песне неблагоприятных событий. Именно завершающее повторение оставляет ключевой вопрос открытым, усиливая напряжение, навевая смутное предчувствие о возможной трагической развязке истории. Возникает даже некоторое сомнение в том, знает ли Купалинка, где же на самом деле тёмной ночью находится её дочка, есть ли она всё ещё на белом свете. Как часто горе невосполнимой утраты побуждает несчастных матерей к тихому помешательству, фантазиям, заслоняющим жестокую реальность...

Опять же, если считать, что воздух породил огонь, огонь породил воду, вода породила землю, земля, в свою очередь породила всё живое, согласно древнему китайскому учению фен-шуй - тогда получается, что дочь Купалы - вода. Купалинка - тёплая речка, а её дочка - плодородная земля, которая плачет, видя страдания своих детей в образе народа, живущего на земле, для которых она ночью плетёт колючие веночки, символизирующие земные невзгоды. В праздник принято было купаться ночью, в результате чего люди часто тонули в реке из-за темноты. Видимо, данный праздник был не только источником радости - многие попросту боялись утонуть. Оттого река в подсознательном у многих людей ассоциируется со смертью.

Существует ещё одна смысловая версия песни: Купалинке поклонялись белорусы в древности, как языческой богине любви. По древнему обычаю парни с девками одну ночь в году ходили в лес искать цветок папоротника. Прекрасно понимая, что он никогда не цветёт, молодёжь просто устраивала повальную оргию.

С приходом христианства эту традицию пытались искоренить священники. В праздничную ночь они заходили в каждый дом проверить, дома ли молодые незамужние девицы. Родители как могли, выгораживали своих дочек, выдумывая жалостные истории про то, как дочка в саду полет розочки, исколола пальцы, плачет.

Роза как символ издавна популярна в Европе: после столетней войны Алой и Белой розы, этот символ так же используется английским Королевским Домом, Ватиканом и партией лейбористов в Великобритании. В христианстве роза символизирует: белая - невинность, чистоту, красная - кровь, мученичество, шипы - жертву, смерть.

В таком случае нелепый рассказ про ночное бдение возле розочек неожиданно превращается в презрительно-насмешливый отпор хитрых белорусских селян, направленный против принципов нежеланной религии, навязываемой постылыми иностранными поработителями. Тут вам всё сразу в одном пакете: укор в непомерной эксплуатации - дескать, приходится пахать не покладая  рук даже ночью; гордый намёк на высокое божественное происхождение русов в виде белых ручек, изначально не пригодных для физически тяжёлой работы на кого бы то ни было; обвинение в геноциде, символом которого можно считать венки, сплетаемые из колючих роз - излюбленном христианском символе страданий.

Становится понятным повторный вопрос, превращающий диалог в настойчивое дознание: нарочито идиотский ответ так же не случаен: таким способом хозяйка даёт понять, что считает вопрос не уместным, не правомерным с точки зрения своего понимания жизни. Священнику таким способом указывали место, или говоря современным языком - посылали куда подальше: не твоё дело!

P.S. Учитывая непростую судьбу автора песни, напрямую связанную с его взглядами, активно выражаемыми в творчестве, в определённом смысле в произведении можно усмотреть и более глубоко скрытый пророческий подтекст: косвенное упоминание имени одного из главных божеств славян в поэтическом образе Купалинки подчёркнуто может  обозначать весь языческий мир, как белый народ - не любимый чуждыми правителями, глухими к его плачу и безразличными к его страданиям.

Ключом к такому пониманию служит вроде бы странная и совсем малюсенькая деталь, которая, однако способна полностью опрокинуть весь смысл песни: девушка тёмной ночью бесконечно срывала цветы, чтобы сплетать ВЕНОЧКИ!!! То есть, при вдумчивом прочтении, становится понятно, что плела она не один венок, а очень, очень много. Значит, она плела их не себе. Оттого слёзки девушки уже выступают олицетворением вселенской скорби о тех, для кого предназначались те нескончаемые венцы из чужих славянам, колючих цветов...


Слушать песню http://ivnarmont.com/?p=1742