***

Виктор Перфилов
7. По  одёжке  встречают, по  уму  провожают, его  рассуждения, его  заключения.
            7. 1. Примечал, замечал, ум  за  разум  на полку , в  подвал ; нет  не знал  для  чего, нет  не  знал  для
кого ; просто  разум  его  не  желал  ни  чего, он  разбужен  был  шквалом  ненастья ; он  распнут  триумфом 
вчерашного  счастья; вы  прошли  сквозь  него , вы  прошли  сквозь  всего, он  ваш след  как  комета  того-же
безвластья.
   Ещё в  то время  малец  пытался  анализировать , классифицировать , обобщать  социальные  характерис-
тики  существования  сегодняшних  состояний. В рассуждениях  имел  ввиду : как понимают  эти  характер-   
ные  отношения  люди , как  в  сравнении  с  ним  они  понимают  и  толкуют  эти  и  главное  как  пользуют 
их. Просто  и  сердито , как  выражалися  умники- взрослые, надо  полагать  к  понятию  причин  привело  не
детская  любознательность, а  любопытство  познания  построения  жизни  в  Природе. Человека, он  считал 
частью  её  состояния , в  природе  домысливал, у  того  есть  определёно  нужные  предназначения , только 
вот  что- то  человек  не  может  этого  осознать  или  не  может  домыслить  или  не  дошёл  в  своём  разви-
тии. Плохо  дело, очень  плохо, очевидно  наверно  от  скверного  понимания  своего  прямого  предназнач-
ения  лупят  дружка- дружку, изводят  да  убивают, без  устали . Получается  у  них  в этом  заключено  пони-   
мание  предназначения,  коли  так  то  это  дико  организованный  разум  и  сообщество , которое  кличут 
обществом  вредно  и опасно  и, что  любопытно  они  вредные, опасные  поступки , общие  дела  оправды-
вают , покрывают  своими, самими  выдуманными  законами. Сами- же  не  соблюдают  свои- же  законы,
вдобавок  живут  по своим  неписанным  правилам , понятиям, прямо  как в  тюрьме:  и  кликухи  и  ругань 
и  группы  и  смуты  и  расклада  разборки  общаковский  склад  , скула  вывернута  челюсть  от “двойки”,от
обиды  и  боли , плач  навзрыд , отыграешься  в  армии , брат.
   Пытливый  ум  примечал, где же  всё таки  расходятся  понятия  толкований, двух  точек  позиций , на  чём
опора  признаков  сходства  и  несходства , различие  значит  предметов  по  признакам  сходства , несход -   
ства, различие  их  черт. Ведь  те  и  другие  признаки  фиксируют  существенные  и  несущественные  черты.
Он  считал  действующими  признаками  действующие , существующие  в  природе, которые  проглядыва-
ются, плавно  переходят  в  срез  общественных  отношений, от  того  были  очевидно  заметны. Это  сейчас 
мы  выражаемся  двойная  мораль  и  полярные  принципы,  пытливость- же  его  примечала  в  том  продо- 
лжение  несправедливости, торжества  неравенства, а  значит  ЛЖИ. Вот  до  чего  докопался  Ванюша , вот
почему я  склоняясь  пишу.  
55
Посему  пришёл  к  выводу, что  можно  различать  и  по  несуществующим  признакам, к  примеру:” Гостей 
встречают  по  одёжке, а  провожают  по  уму”. Так  вот  и  положение  в  обществе  между  людьми  можно
определить  по  внешним  признакам, по  тому  как  выглядит  его  одежда , что  он  имеет  в  кармане  и  ка-
кое  в  связи  с  этим  он  занимает  место в  обществе  и  что  в  итоге  можно  ожидать  от  такого “ фазана”
обществу. Внешняя  форма  приметил  заменила  все  характерные  признаки  и  для  общества  в  чести, не- 
существующие, нехарактерные  черты  принимаются, действуют  в  обиходе  народа. И его  осенила  мысль,
да  их  просто  не  брали  во  внимание  или  просто  не  могли  заметить , признать, внешняя  форма  довле-
ла  над  внутренним  её  содержанием , не до  того  было;  быть- бы  живу, не  до  жиру. По  Ваниным  наб-
людениям  почти  все  жили  в себе, каждый  приспосабливался  к  лживой  идее- вере, на  людях  в  сооб-
ществе  восклицали  как  все , наедине  брюзжали  от  злобы  и  мести, да, да  так и было, потому  так  жива
и  преемственна  традиция  где- то  во сквере , квартире,  в  качели , где- то  в саду , по грибы  во  лесу, где-   
то  на  лавочке  в  общей  компании , может  в предбаннике  чтили  хулу. Да  это  было, мы  пили  до  одури,
Ваня  прожёг  своё  детство  в  мозгу, не  все  были  такими  пытливыми, основная  масса  людей  и  малень-    
ких  и  взрослых  проживали  в  то  время  раздельно, не  жили  больше  выживали , не  созрело  ещё  время
для  копания  внутри  себя ,тем  паче  для  признания  несущественных  каких- то  непонятных  признаков
черт  характеристик  общественного  сознания .  Да , признал  мальчишка  на  своём  горемычном  опыте,
сделав  выводы  о  существовании  двойного  толкования  принципов   жизни, пытаясь  себе  объяснить  их
назначение, пытался , пытался, но….как  тяжёло, как  не легко , подрасти  бы  немножко , читать  научится,   
взлететь- бы  с   обложки  и  миру  поведать  спаситель  пришёл  и  с  мира  по  нитке  соткать  полотно, гля-   
дишь – бы  подумав  людишки  в  одно, кричали  Яхья  не  надо “кино”, мы взрослыми  будем, тебя  не  за-
будем, дом на  Неве  и  слёзы  и  слёзы  текут  спозаранку  и детство и  школа, колодец  у  дома  и  боль  за   
родных  и  родную  страну, вот  вырасти  разом , встряхнуться  от  зависи,  уйти  в  одиночку  в  судьбу.
  ….Только, только  народ- государство  встало  на  ноги, всех  не прокормить , ещё  понял  Ваня  всех  не  в 
состоянии  обеспечивать , поддержать  может; каждому – же  дать  необходимое  не  хватает  сил, потому-
что  у  него  не  достаточно  этих  благ  и  оно  тоже  находится  в  стесненном  бремени , а  хаять  руку  хлеб
подающего  это  свиньёй  надо  быть. Какое  время, такое  стремя, конь  государство, уздою в  племя , чего 
желали, то получили, чего  хотели , то  не  случили, спасибо “богу” и  кино, фашиста одолели  в  “домино”. 
И это  время  золотое, навеяно  лавиной  слов, и  это  время  наливное , Антоновкой  запахло  вновь,      
56
и  благородством  от  большого  и  частью  гордости  за  лот, что  брат  большой  незримо, строго, следит  и 
строит  свой  оплот и  увлечёно  в  санных  дрогах  везёт  в  заснеженный  свой  грот. Гордились  прибран-   
ные  народом  дети, не  только  государство обязательство  блюдёт, но  и  у  них  есть  благородство, ответ-
но  они  стремились  быть  примером  похожими  в  ответ. И  по  неписаным  законам  милосердия, чело-
веческого  сострадания  добровольно, непонятно  зачем  поочередно  тащили  санки  с ещё  живым  Воло-
дей   на  групповой  прогулке  по  свежёму  морозцу, под  хруст  полозьев  с  горочки  несясь. Они  играли  в
снежки, и  "профессор” тоже  с  азартом  семилетнего  пацана  горячился , радовался  игре, удачному  брос-
ку, полёту  и  шлепку  снежка, не  обижался  если  кто  в  пылу  с  жаром  отвечал  ему. Он  был свой  среди
своих  и  даже Старков  Иван- хулиган  и  непоседа, гроза  воспитателей , великий  непослушник  принимал
его  за  своего, предлагая  в  пылу  признания  покурить  папиросу. Это  чего то  стоило , он  же  в  знак  дру-
желюбия, символически  пустив  пару  колец  правильной  окружности  передавал  Ване, тот  дальше. Он 
принимал  их, они  принимали  их. Они  жили , существовали  в  одинаковых  условиях , придерживаясь  не-   
писанных  законов  и  правил  кодекса  правильного  ПАЦАНА  и  это  являлось  высшим  мерилом  среди 
блатной , расхристанной  ребятни.   
57
Глава  8.  Старков Иван
8.1. “Старик”и  его  команда.
  “ Старик ”слыл  отъявленным   раздолбаем  и  разгильдяем  среди  самых  последних  хулиганов  и  непо-
слушников  контингента  детского  дома . Его  манера  поведения  отличалась  апломбом  и  несуразностью, 
к  тому- же  он  страдал  всплесками  агрессии  и  вандализма. Ваня , наблюдая, не  всегда  мог  понять  при-
чину  побуждающие  дерзновенность  действий , со  стороны  выглядевшим  нелепо, в  сумбуре, а  потому
был  начеку , стараясь  держаться  подальше . Не  то, что  его  принимали, доверяя , скорее  боялись  упорс-
тва  и  быстроты  крепких , стремительных  кулаков , не то  что  слыл “ блатным”, нет , скорее  по  причине   
стойкости  характера. Да  и  чувствовал  себя  подходяще  в  кругу  бунтующих, бросивших  вызов  пацанов.
Эта  компания  по  характеру  неуправляемости ,  неподчинённости  пожалуй  больше  подходила, чем  дру-
гая  часть  послушных , выхолощенных  ребятишек  Ване , хотя  и  тут  имелись  стукачи , ловчилы  и  подха-
лимы, не  без  этого. Группировка  Старкова  презрительно  относилась  к  липнувшим  ребятам , негласно 
ведя “ холодную”  войну- вражду  супротив   пай- мальчиков, пай- девочек  колотила  их  по  возможности,   
считая  тех  “шестёрками”. Вся  иерархия  в  точности  походила  на  черты  поведения  более  старших  с  ра-
зницей   в  “старшаках” делили  по  серьёзному, “метелелись” по  настоящему , у  “молодых”же  выглядело 
игрой . Ещё  не  так  отчаянно  делили  вещь , ещё  не  так  свирепо  матерились  и  дрались, отстаивая  своё 
право  в  эту  жизнь . А права- то  приметил  одни : кто  посильнее, нахрапистее, тот  и  прав , даже  в  случае   
если  отняв, присвоил  у  более слабого  вещицу, менталитет  обязывает  оскорбить  обиженного , унизить   
до  слёз, презрительно  бросив , твёрдо  глядя  в  лицо  униженного  презрительные, гадкие  слова. И  будет
прав  , на  его  стороне “ правило”  большинства . Вот, вот  откуда  истоки  “дедовщины” в  группировках;
Вот, вот  ОТКУДА  признаки  двойного  содержания  нравственности  и  морали. И немеет  рука  и  сжимает-
ся  сердце, часто, очень  в  ненастье, отжимается  счастье; тряпкой  мокрой  по “тыкве”отзывается  властью,
и  пусто  во  дворе, на  душе, в  голове  и  унижен, уходишь  в  ненастье; так- же  Зоя  его, оскорбляла  всего, 
нагоняя  руками  по  “масти”. Частенько  оказывался  в  подобных  ситуациях , приходилось  проглатывая
слёзы ,  давить  нутро  и  сквозь  обиду  унижения  сворачиваться, уходить  в  ничто , ведь  враг  сильнее, не 
по  зубам; а  он  мудрее, к  тому  ж  не  хам, в  пылу  наплыва  дикого  огня, взрывался  стоя, контроль  храня
и  удивительно “отстоем” нервишки  уберёг, и  удивительно  в  постое,  мелькал  ручной  полёт, бывало  по-   
-58-
хуже  и  получал , бывало  лучше  и  побеждал, но  дрался  зверем, в  пылу  защит, не  плакал  время  его
простит. И  очень  часто наказывал  обидчика, но и  получал  от  более  сильного , наглого  противника, сам
же  никогда, никого  не задирал, больше  интересовался  исследованиями, копаниями:  кто?, когда?, где?,
зачем? и  почему?. Не тяготела  душа к  дракам  и  разбоям, получил свою  долю тумаков в  раннем  изряд-
но  детстве, да  и  здесь  не  жаловали,  чуть  расслабился, насядут  гуртом- поработители, в  крови  народ-
ной  видно  эта  масть, тычком  по “морде” покажем  власть. Охо- хо  по большому  недалече  пещеры  де- 
фицит, упростить  ежели - така- же  картинка : и  причины  те- же, зачем  и  почему , только  во имя  чего  се-    
годнешний  пасьянс  не  получается, как  выражаются  американцы.  В  прошлом- то  оно  понятно, делили
“рубон”, одёжку, да  жилище, счас- же больше  кучкуются  промеж  себя, кто- то  по  негласному  и  соглас -
ному, выборно  иль  так , промеж  себя  и  от  себя , фарцуют  “ племени  поленья ”, а  кто- то  слабый  зане-
мог  и  как  “обычно” ждёт  подмог. Так, так , постойка, причина  в  КРОЙКЕ  : ЖЫЛИЩ, ДЕРЕВНИ, ГОРОДАХ, 
где  власть  меняется  всегда, когда  созрела  вся “байда”; не  получается  по  ИХНЕМУ, выходит  людишки
размножаются  СТРЕМГЛАВ , оно  не  поспевает  опыта  дорожку  освоить , сваи  бьют  по  ногам , бьют  по 
губам, в  натуре  и  по  правде – срам, одно  другому  не  помеха, тогда  какая?, где?, прореха. Ишь  отблес-
ком  горит, “ Старик” ко  мне  спешит , подмога  так  нужна , подмога  та “ байда”и малому  и  старому  всег-
да, всегда  нужна, нет  худа  без  ДОБРА  и  так  везде, всегда, ПРОЦЕСС  идёт  ПРОГРЕССУ  не беда.   
   Зная  эту  черту  характера  “певчего” Иван  Старков  допускал  к  своему  общаку. Вместе, сообща  эта  раз-
номастная  компания  в рванных  штанах, в  штопаных  навыпуск  рубашках  представляла  весёлую  расхри- 
станную  анархического  склада  гогочущую  группировку  маленьких  негодяев  и  подлецов. Здесь  всё  бы- 
ло  вывернуто  наизнанку  и  действительность  и  поступки , равно  в  пропорции  наоборот.  Выдуманное 
выдавалось  за  действительное, действительное  за  выдумку  или  ОТКРОВЕННОЕ  ВРАНЬЁ .  Здесь  сущест- 
вовала  своя  мораль , свои  правила  поведения :  допускалось  всё , что  плохо  и  чем  громче , абсурднее 
тем  ближе, понятнее, милее  сердцу  и  душе. Она цвела и пахла, разрастаясь  малиновым  цветом  разнуз- 
данного  разврата, разъедая  коллектив  детдома  изнутри , неуклонно  разлагала  его. Что  было  постыд-
ным , выглядело  нелепо, поощрялось  вожаком  этой  банды. По сути  пришел  к  выводу  Ванюша  это  по-
черк  черт  поведения  отвергнутых, брошенных  на  произвол  судьбы  слабых  духом  ребятишек, с  такой- 
же  как  его  историей, не  получивших  заботы  родителей , чувства  близости  родных по  крови  людей, ос-   
новы  гордости  семьи. Ваня  же  глубоко  пророс  к  дереву  семейного  рода, фибрами  души  ощущая 
59
крепость  его  корней . И  оно надёжно, устойчиво  вросло  в  него, дав  ростки  благодатного  роста, как  ча-
сть  его защищало авторитетом  неприкосновенности. Это  оно  давало  силы для  души  и тела , это  оно пи-
тало  гордостью , не  давало ему  упасть  на  дно  топкого, лживого  болота. Ему  было  любопытно  интерес-   
но  общаться  с  разноликой  командой  Старкова  и  он  не  боялся  подвоха  с  их  стороны, потому ,что  за
внешней  вознёй  и  шумихой  отчётливо  увидел  надломленные , несчастные  сердца . Пацаны  команды 
боялись  по  одиночке  оставаться  с  ним, по непонятно  каким  импульсам  чувствовали  себя тревожно  на
едине, неуютно, тушевались, теряя  самообладание  и  терпение  скрючиваясь , сжимаясь , уползали  прочь.
Непонятно  гнетущее  превосходство  проникало  в  собеседника , по  началу  ерепенившийся , самодоволь- 
ный  малый  без задней  мысли  разглагольствовал   как  всегда  обо  всём, но  внезапно  встречные  вопро-
сы  раздевали, давили  во  всём  и  при этом  герой  наш  Ванюша, загонял  в  угол  ржавый  свой  гвоздь, так   
он  мстил за поруганный  угол, за  плевки, за  родной  свой  укос, человечек  не  знал, что  ответить, но  сочу-
вствуя  рядом –простак , душу выложит  даже не  чуя, и  попал в  твои  сети – Рыбак, лишь  потом  свою  сла-   
бость  почуя ,эх  попал  в  его  сети  чувак, неуютно  и  в  раз совесть  гнула, эх  зачем  я  сказал, сокровенное 
враз, эх зачем воровал, эх  зачем  замолчал, в  предыхании  смертью  понтуя, а теперь  и не  раз,буду  выну-
жден  лгать, раз  солгал  человеку  из ”Бура, не забыть  бы  на  дне , про сознанку  в  беде, ах зачем  пробол-   
лтался  БАСТУЯ. Будет  пальцем  мне  всяк, тыкать  рот отверзя, эх  попал, эх  пропал, не почуял; но  Ванюша 
не  раз , но Ванюша  не  два, ту  беду  за другими  почуял, разбирался  как  раз ,что в  душе жуткий  галс, раз- 
бирался  где  правда , где буры, жизнь  в них  полный  “атас”, разбирал  он  не раз , ей  Перлухин , на  “БУЕ”, 
ты  чуешь, жизнь горела  свечой , как  в театре  мечтой , ты  актёр , они  сцена  без  рампы  и  в  лицо  как  в
“отстой”  не  бросал  на  “постой”, а  гляделся  в  глаза  вихрем  правды.   
   С  удивлением, не раз  вглядывался  в поведение  главаря “ банды” Ивана  Старкова. Старик  был  непред-
сказуемо -  хитрым , ловко- коварным  “кидалой”, не  подчинялся  распорядку  режима, делал , что  хотел,   
не ставил  в  грош  воспитателей; говорили, что  болтался  бездомным  при  живых  родителях, алкоголиках.
Ребятня  боялась  его  за  злой и  колючий  норов; а силой ,наглостью, бесшабашной  смелостью  снискал  у
остальной  ребятни  непререкаемый авторитет. Воспитателя  вынуждены были с  ним  считаться и  он  поль-
зовался  завоёванным  правом  на  двести  процентов “стопудово”. Спорил, пререкался, высмеивал, грубил,
материл, угрожал  и  конечно- же  ПАКОСТИЛ. Ну, примером  протекало всё  тоже  и  также  как  в  наше
60
 cовременье .  Казалось  он  мстил  всему  живому  и  считал  только  он  его  персона  имеют  права  жить  и
властвовать  над  другими. Ваня  не  очень-то  побаивался  его , потому  как  замешан  был  основательно  и
не  по  сусекам  как  Володя  скребён. У  “старика” жутко  чесались  кулаки - дураки, да  помнили  и  видели 
глаза , как  самоотречённо  с  жёстким   расчётом   махался  с  обидчиками  этот  быстрый , ловкий  как  за-
водная  стальная  пружина  невысокий  пацан. Потому  и  лестно  было  иметь  в  своей  свите  пару  крепких
кулаков. Но  Ваня  дрался  по  необходимости , когда “край”, выдержать  невозможно , всего  распирает  от
негодования  и  даже при  таком  раскладе имел  психологическое  преимущество  по  причине  умения  пе-
ренести ,преодолеть  боль. По  внешнему  виду, со стороны  наблюдателю  виделось, что  тому  тычки , уда- 
ры  и  толчки , укусы , ляги  и  броски  как  мёртвому  припарка . Потому  с  ним  считалась  группировочка 
доморощенного  главаря  банды  мелкотравчатых  хулиганчиков . Ваня  по  праву  занимал  нужную  “нишу”
в  детдомовской  “каше”  общества  и  те  и  эти  вынуждены  считаться  с  ним, ему  же  тоже  приходилось   
учитывать  эти  своеобразные  условности . Ничего  тут  не  попишешь , менталитет  один  на  всех, супротив
КОЛЛЕКТИВА  не  попрёшь. Мало  ли  что  хочется, общество  суммарно  довлеет  над  тобой  и  само  банку-
ет , что приемлемо  подходит  большинству  даже  вопреки  увиденным  недостаткам  и  несправедливости.
    Вот  и  у  Вани  наладилась  сносная  жизнь  в  стенах  некогда  чужого  дома  c  горечью , отверженного
начал  находить  в  приёмном  суррогате  свои  преимущества; за  неимением  родного  сойдёт  и  дубликат.
Внутренне  упираясь , корчась  душой  соседствуя  с  правилами  двойной  морали  и  нравственности , него-
дуя  в раздвоении  с  совестью , понуждаем  был и  людьми  и  обществом  принять  правила  их  игры . Вся
жизнь  игра, мы  в  ней  актёры. Ах, эта  игра, эта  двойная  мораль,  защита  нравственной  неприкосновен-
ности , о  этот  наш  непробиваемый  менталитет  общественного  звания  раритет, глубокие  истоки , ключа-
ми  бьют потоки; Россия  царская, Россия  барская, купцу подвластная  дорога  в  рай, где разночинцы, клоч-
ком  в  вотчине, где  дума  русская  страну  на  край  и  тех  и  этих  готовит  в  РАЙ, ох  своеобразная , Россия
разная, судьба  Ванюшина  на  “КУРАЛТАЙ”.
   С  интересом  отверженного  наблюдал, присутствуя  в  сценах  необузданной  вакханалии  за  действиями
разнузданной  “ банды”. С  раннего  утра  банда исчезала  из  корпуса , не заправляя  кровати, как  того  тре-
бовал  распорядок, не  умываясь  собиралась  на  футбольном  поле, за  туалетом. Там - же  оправлялись  и
подобно  деревенским  мужикам, скучковавшись  в  кружок  вытаскивали  курёво, махру- закуривало в  нас-
лаждении  сплёвывая, щурясь , радовалось , греясь на холодном  утреннем  солнышке. И  так  каждый 
61
день. Ну,  что  орлы-подранки  затеям  свару  спозаранку, пойдём  завяжем  им  шнурки, штанишки  им  на-   
мочим  и  носки, там  шланг  торчит  в  поливе  Квочка, польём девчонок  из  той  бочки и  гуталином  ихню   
обувь  измажем, будет  слёзок  полный  омут, эк  побалдеем, эк  поржём, рогаткой  сделаем “боржом”; эх,
разгулялася  братва, Калерия  орёт  с  утра, готова  их  “стереть “, вода  ручьём  ей  омывает  груди  и  шёлка   
и  кружева, атлас  халата , шиньон  из  ваты,  рейтузы  зимние , Ванины  носки  и  малый  в  тон  и  Мила  в 
ситце  смёются  солнцу  и  мечте; ах, самозванцы, ах, Вы  зхххы, лишу  вас  завтрака  шпана, не  дам  и  шан-
са, на  оборванцев “ маляву “ в  сланцах ,  пошлю  с  утра. С  глазами  серны ,  в  изгиб  таверны  кричала  в 
роздыхе , хрипя  слюной, какая  жалость – месть, в  глазах  Ванюши – жесть, не  хочет  рыбку  ту, не  будет 
есть.
   Не смотря  ни  на  что, не  жалея  ничего  банда продолжала  бесчинствовать , в  таком- же  духе куролеся
до  самого  отбоя. Ох, плохо  кончится  всё это, выгонят  верно  из  детдома  напрягался , болея  за  судьбу
дуралеев  малец ; как  несмышлёныши , творят  не  ведая  чего. Они  тем  временем  упражнялись  кто  во
что  горазд, определённого  плана  не  было. С  непоколебимой  злобой  радости , грозой  воспитателей  и 
хороших  детишек арьергардом стоял  хулиган Старков Иван по  кличке: “Старик”, который  был  на  голову
выше  всех  воспитанников , старше  на  два  года. Воспитателя  не  знали, что с  ним  делать, молоденькие-
же  вовсе его  страшились  и  по правде  он  выглядел  явным  переростком, со  стороны  можно  было  по-
думать – это  деревенская  шпана , забрёдшая  случайно  в  детский  дом. Да  и  выходки  у  него  были  как 
у“зэка” злые, мстительные. Ваня, продумывая  выражение  больной  злости  в  действиях  старика допускал
возможность  первопричины  являлось  какое- то  насилие, но  не  явно представлял  какое  насилие тот  пе-
ренёс. Вот  у  него на  глазах побили  до  смерти  братика  Васька, били  сестрёнку  Наденьку, да  его  самого
шпыняли, колотили  и  били, не  без  этого, случайно  выжил, а  что- же сотворили  со  старым- это  являлось
большой  загадкой . Детскими  забавами , проказами  выглядели  проделки  его  команды: выжимание пас-
ты  на  головки  смирных  мальчиков  и  девочек, обливание  холодной  водичкой, припирание  дверей  спа-
лен , туалетов, назойливый  обстрел  из  рогаток  и самодельных  трубочек  мокрыми , жеванными  пыжами
из  картона, взрывы , стрельба  из самодельных “ поджигов”, стаскивание  трусиков  во  время  купания, об- 
вязка  шнурков  и одежды  при  этом – же, игры “вертолёт” в  тихий  час, разбойные  игрища  после  отбоя, в
которые  даже  тётя  Мотя, самая  смелая  ничего  не боящаяся страшилась  как  огня. В  ночное  время  она
отвечала  за  порядок  и тишину  контингента  и  по  правде  не  страшилась  ни  чёрта, ни  дьявола, а  тут 
62
стопорила, их  детей  не  просчитаешь  и  в  глубине  души  по  бабьи  жалела, да  и  побаивалась  силу-то
применять, рука  на  обиженных  судьбой  не  поднималась . Дети  почуяв  слабинку,  вовсе распустились,
бедокуря  пакостничая  по- всякому. Матрёне  же  было  по  началу  страшновато  оставаться  с  ребятнёй,
но  потихоньку  приловчилась  обращаться. Которых , сильно  дёрзких  запирала  в  чулан, где  держала   
мётла , да  вёдра, по  ночам- то  убиралася  в детдоме, мыла  полы , топила  печи- голландки; а  охраняла
так  опять  же  жалеючи  и  детишек  и   воспитателей , потому  как  отличалась  богатством  большого ,
 доброго  тела , добродушием  и  русским  непробиваемым  спокойствием  и  от  избытка  всего  этого  жа-
лела  брошенных  мальцов, маящехся  молоденьких  воспиток , себя, свою  жизнь, ну  и  видимо  находила
в  том  отдохновение.  Молодушки - воспитки  боялись  ночью  сторожить  милых  деток , Матрёне  хоть- бы
хны . Дак, по  правде- то  и  чёрт  на  неё  не  польстится , такова  страшена  внешность  при  ней - жуть, во 
сне  не приснится . Расшалившееся  детки  изголялись  над  ней , обзывая  ведьмой , тётей  Мотей, опроки-
дывая  ведро  с  водой , раскидывали  поленья , принесенные  для  растопки . Кавардак  шёл  полным  хо-
дом , всему  руководитель  зачинщик - Старков, в  одиночку - то  страшилися  Матрёну, с  ним - то  другая
картина. Матрёна  терпела, терпела, да  выцарапала  буяна, сняла с  того  штаны,  да  поддала  ремня. Как
не  извивался  тот,  как  не  возмущался , крепка  рука  стахановки , молчком  научила , молчком  приучила 
порядок  беречь  и  трусы . Вот  так  раздетым, ремнём  пригретый , раздавленным  ужом  пролез  в  свой
срез, в  соплях  и  в  всхлипах, в  испуге  хрипах, упал  в  кровать, не  в  вашу мать. Ночная  жизнь поблекла,
приутихла, побили  атамана , ляжем  спать. А утречком, у  тумбочки  Ивана тапочки , пуста  кровать, хозяин 
убежал  опять. Матрёнушку  уволили, её  не  приневолили  искать  его  и  задницу ласкать  и  многие  поду-
мали , что  взрослые  удумали  из  дома  детприёмника , здесь  лагерь  воссоздать. Несколько  дней  ходил, 
околачивался  Старков  у  детдома, чё  взбрело  в  голову  и  воспитателя  не  очень- то  старались  увидеть
того  и  как- то  спокойнее  стало, налаженее, дети  в  одночасье  почуяли  свободу  и  прелести  правильной
жизни. Ваня  тоже вздохнул  посвободнее, не  надо  было  играть  на  два  фронта. Старкова  словила  мили-
ция , водворила  на  своё  место, быт  потихоньку  вошел  в  колею, всё  также и  было, всё также  приплыло,
лишь  только  помельче  пошла “ паскотня”. Старков  ушёл  в  подполье, вредил  изподтишка , действуя  из-   
за  спины, но  странное  дело  не  был  так  страшен  как  ранее. Очевидно  порки  стало  достаточно  и  юн-
ный  нехочюха-Робин  Гуд  без  шкуры  этой  лаковой  стал  виден просто  как обычный  шут. Вот  так  Матрё-
на, проста  в  поленья, вот  так  ученья  в  конька  не  в  корм, лоск  тот  в  распьяльцы, а  гнём  всё  пальцы
63
легко  в  значении , кора  в  коленях , слюною  брызжемы ,  досталось  всем; сейчас  в   молениях ,  домкра- 
тов   тления, крестов  навешено  сплошная  тень ; от  Демосфена  до  демократа  Проскурда  ЛОЖЕ  нам  в
память  вложено  и  вновь  положено , так  память  сложена , поднять  на  щит  вчерашний “ РАЙ”; все  от-
брехалися , одна  осталася , Россия  славная  великий  край ; мечтой  проворною , нерукотворною ,  духов-
ной  силою  мы  строим  “лай”. Доставалось  почти  всем  и  даже  тем , кто  избежал  пакостные  проделки.    
Подлость  была  высшим  атрибутом  у  мальчишек  банды . Воспитателя  были  ограничены  в  решитель- 
ных  действиях, боже  упаси  пойти  против  течения , надо  говорить  всё  хорошо, за  руку  взяв  глядеть  в
лицо, так  завещал  Великий  Ленин, так  повелел  Великий  Сталин, попробуй  в  назидание  поддать  стра-
не  сознание, без  Вас, без  нас, всё  на  верху  в  атлас , всё  предусмотрено, в  реестр  нормы  вложена ; а
нравственность, а  ласковость, души зарытой  глаственность; Что? Отчего? И  почему? вопрос открытый по-
сему , что  велено  проверено , А  ЗНАЧИТ – ИСПОЛНЯТЬ!
   Наверху  эти  обстоятельства  не  входили  в  норму реестра  исполнения  и  по  тому  не были  приняты  во
внимание. Между  тем  страна  катилась  в  анархическую  пропасть  непослушания . В  нижних  слоях  неи-
мущих , бедных  людей  бытовала  двойная  мораль  поведения, внутри  государства , в  ячейках , в  семье
бытовало  прямое  несогласие  и  отрешение  к  чаяниям , стремлениям  правящей  верхушки. И  по  людс-
ким  и  по  человеческим  правилам  осуждали, не соглашались  с  полудиким,  варварским  отношением  и
к  себе  и  к  народу. Но  было  время, не  наше  стремя  и  конь  железный не нас  носил ; ковалось  племя,
зарёю  бремя,  багровых  туч  и  воронья  посыл; на  пытку  мщения , на  крест  моленья,  святую  Троицу  и
 Дубосил ; лукаво  семечко, землю  для  веничка , мело  народную  любовь  и  мощь; пришёл  Никитушка, и      
враз  из  ситечка, полезло  тёмное  скопленье  сил.  Конституция  того  времени  и  законы  отражали  суть   
интересы  правящих  ловких  людишек , смелым  да  сильным  обламывали  крылья,  выпускали  потроха.
  Смутное  время  неуёмных  подлых  негодяев , вот  и  детская  среда  как  нельзя  ярко  отражала  косола- 
пую  поступь  неуклюжего  медведя. Нахрапистость  загадочного духа , не  прошибёшь  никаким  поленом-
поражала  мальчика  бессмыслием  и  прямолинейностью. “Настругали  страну “ дуболомов” , напрудили   
блатные  законы, всем  на  руки  по  паре “дублонов”, бог  в  потёмках, “ ТОЛМУТЫ” в  законе  и  психушки 
тюрьмы  и  дурьни, ловкачи  от  народа  на  судне  и  звериным  нутром  выгребают  свой  дёрн  и  народ, в
свой  зарод  отравляют  и ночью  и  днём , возведя  это  в  ранг  идеала  достоинств. Вот  такие  слова, него- 
дуя , шипя , втихаря  от  лукавого “зверя” он  писал  для  себя , отторгая  “НА  ПАМЯТЬ  ПОЛЕНЬЯ” .   
64