7. По одёжке встречают, по уму провожают, его рассуждения, его заключения.
7. 1. Примечал, замечал, ум за разум на полку , в подвал ; нет не знал для чего, нет не знал для
кого ; просто разум его не желал ни чего, он разбужен был шквалом ненастья ; он распнут триумфом
вчерашного счастья; вы прошли сквозь него , вы прошли сквозь всего, он ваш след как комета того-же
безвластья.
Ещё в то время малец пытался анализировать , классифицировать , обобщать социальные характерис-
тики существования сегодняшних состояний. В рассуждениях имел ввиду : как понимают эти характер-
ные отношения люди , как в сравнении с ним они понимают и толкуют эти и главное как пользуют
их. Просто и сердито , как выражалися умники- взрослые, надо полагать к понятию причин привело не
детская любознательность, а любопытство познания построения жизни в Природе. Человека, он считал
частью её состояния , в природе домысливал, у того есть определёно нужные предназначения , только
вот что- то человек не может этого осознать или не может домыслить или не дошёл в своём разви-
тии. Плохо дело, очень плохо, очевидно наверно от скверного понимания своего прямого предназнач-
ения лупят дружка- дружку, изводят да убивают, без устали . Получается у них в этом заключено пони-
мание предназначения, коли так то это дико организованный разум и сообщество , которое кличут
обществом вредно и опасно и, что любопытно они вредные, опасные поступки , общие дела оправды-
вают , покрывают своими, самими выдуманными законами. Сами- же не соблюдают свои- же законы,
вдобавок живут по своим неписанным правилам , понятиям, прямо как в тюрьме: и кликухи и ругань
и группы и смуты и расклада разборки общаковский склад , скула вывернута челюсть от “двойки”,от
обиды и боли , плач навзрыд , отыграешься в армии , брат.
Пытливый ум примечал, где же всё таки расходятся понятия толкований, двух точек позиций , на чём
опора признаков сходства и несходства , различие значит предметов по признакам сходства , несход -
ства, различие их черт. Ведь те и другие признаки фиксируют существенные и несущественные черты.
Он считал действующими признаками действующие , существующие в природе, которые проглядыва-
ются, плавно переходят в срез общественных отношений, от того были очевидно заметны. Это сейчас
мы выражаемся двойная мораль и полярные принципы, пытливость- же его примечала в том продо-
лжение несправедливости, торжества неравенства, а значит ЛЖИ. Вот до чего докопался Ванюша , вот
почему я склоняясь пишу.
55
Посему пришёл к выводу, что можно различать и по несуществующим признакам, к примеру:” Гостей
встречают по одёжке, а провожают по уму”. Так вот и положение в обществе между людьми можно
определить по внешним признакам, по тому как выглядит его одежда , что он имеет в кармане и ка-
кое в связи с этим он занимает место в обществе и что в итоге можно ожидать от такого “ фазана”
обществу. Внешняя форма приметил заменила все характерные признаки и для общества в чести, не-
существующие, нехарактерные черты принимаются, действуют в обиходе народа. И его осенила мысль,
да их просто не брали во внимание или просто не могли заметить , признать, внешняя форма довле-
ла над внутренним её содержанием , не до того было; быть- бы живу, не до жиру. По Ваниным наб-
людениям почти все жили в себе, каждый приспосабливался к лживой идее- вере, на людях в сооб-
ществе восклицали как все , наедине брюзжали от злобы и мести, да, да так и было, потому так жива
и преемственна традиция где- то во сквере , квартире, в качели , где- то в саду , по грибы во лесу, где-
то на лавочке в общей компании , может в предбаннике чтили хулу. Да это было, мы пили до одури,
Ваня прожёг своё детство в мозгу, не все были такими пытливыми, основная масса людей и малень-
ких и взрослых проживали в то время раздельно, не жили больше выживали , не созрело ещё время
для копания внутри себя ,тем паче для признания несущественных каких- то непонятных признаков
черт характеристик общественного сознания . Да , признал мальчишка на своём горемычном опыте,
сделав выводы о существовании двойного толкования принципов жизни, пытаясь себе объяснить их
назначение, пытался , пытался, но….как тяжёло, как не легко , подрасти бы немножко , читать научится,
взлететь- бы с обложки и миру поведать спаситель пришёл и с мира по нитке соткать полотно, гля-
дишь – бы подумав людишки в одно, кричали Яхья не надо “кино”, мы взрослыми будем, тебя не за-
будем, дом на Неве и слёзы и слёзы текут спозаранку и детство и школа, колодец у дома и боль за
родных и родную страну, вот вырасти разом , встряхнуться от зависи, уйти в одиночку в судьбу.
….Только, только народ- государство встало на ноги, всех не прокормить , ещё понял Ваня всех не в
состоянии обеспечивать , поддержать может; каждому – же дать необходимое не хватает сил, потому-
что у него не достаточно этих благ и оно тоже находится в стесненном бремени , а хаять руку хлеб
подающего это свиньёй надо быть. Какое время, такое стремя, конь государство, уздою в племя , чего
желали, то получили, чего хотели , то не случили, спасибо “богу” и кино, фашиста одолели в “домино”.
И это время золотое, навеяно лавиной слов, и это время наливное , Антоновкой запахло вновь,
56
и благородством от большого и частью гордости за лот, что брат большой незримо, строго, следит и
строит свой оплот и увлечёно в санных дрогах везёт в заснеженный свой грот. Гордились прибран-
ные народом дети, не только государство обязательство блюдёт, но и у них есть благородство, ответ-
но они стремились быть примером похожими в ответ. И по неписаным законам милосердия, чело-
веческого сострадания добровольно, непонятно зачем поочередно тащили санки с ещё живым Воло-
дей на групповой прогулке по свежёму морозцу, под хруст полозьев с горочки несясь. Они играли в
снежки, и "профессор” тоже с азартом семилетнего пацана горячился , радовался игре, удачному брос-
ку, полёту и шлепку снежка, не обижался если кто в пылу с жаром отвечал ему. Он был свой среди
своих и даже Старков Иван- хулиган и непоседа, гроза воспитателей , великий непослушник принимал
его за своего, предлагая в пылу признания покурить папиросу. Это чего то стоило , он же в знак дру-
желюбия, символически пустив пару колец правильной окружности передавал Ване, тот дальше. Он
принимал их, они принимали их. Они жили , существовали в одинаковых условиях , придерживаясь не-
писанных законов и правил кодекса правильного ПАЦАНА и это являлось высшим мерилом среди
блатной , расхристанной ребятни.
57
Глава 8. Старков Иван
8.1. “Старик”и его команда.
“ Старик ”слыл отъявленным раздолбаем и разгильдяем среди самых последних хулиганов и непо-
слушников контингента детского дома . Его манера поведения отличалась апломбом и несуразностью,
к тому- же он страдал всплесками агрессии и вандализма. Ваня , наблюдая, не всегда мог понять при-
чину побуждающие дерзновенность действий , со стороны выглядевшим нелепо, в сумбуре, а потому
был начеку , стараясь держаться подальше . Не то, что его принимали, доверяя , скорее боялись упорс-
тва и быстроты крепких , стремительных кулаков , не то что слыл “ блатным”, нет , скорее по причине
стойкости характера. Да и чувствовал себя подходяще в кругу бунтующих, бросивших вызов пацанов.
Эта компания по характеру неуправляемости , неподчинённости пожалуй больше подходила, чем дру-
гая часть послушных , выхолощенных ребятишек Ване , хотя и тут имелись стукачи , ловчилы и подха-
лимы, не без этого. Группировка Старкова презрительно относилась к липнувшим ребятам , негласно
ведя “ холодную” войну- вражду супротив пай- мальчиков, пай- девочек колотила их по возможности,
считая тех “шестёрками”. Вся иерархия в точности походила на черты поведения более старших с ра-
зницей в “старшаках” делили по серьёзному, “метелелись” по настоящему , у “молодых”же выглядело
игрой . Ещё не так отчаянно делили вещь , ещё не так свирепо матерились и дрались, отстаивая своё
право в эту жизнь . А права- то приметил одни : кто посильнее, нахрапистее, тот и прав , даже в случае
если отняв, присвоил у более слабого вещицу, менталитет обязывает оскорбить обиженного , унизить
до слёз, презрительно бросив , твёрдо глядя в лицо униженного презрительные, гадкие слова. И будет
прав , на его стороне “ правило” большинства . Вот, вот откуда истоки “дедовщины” в группировках;
Вот, вот ОТКУДА признаки двойного содержания нравственности и морали. И немеет рука и сжимает-
ся сердце, часто, очень в ненастье, отжимается счастье; тряпкой мокрой по “тыкве”отзывается властью,
и пусто во дворе, на душе, в голове и унижен, уходишь в ненастье; так- же Зоя его, оскорбляла всего,
нагоняя руками по “масти”. Частенько оказывался в подобных ситуациях , приходилось проглатывая
слёзы , давить нутро и сквозь обиду унижения сворачиваться, уходить в ничто , ведь враг сильнее, не
по зубам; а он мудрее, к тому ж не хам, в пылу наплыва дикого огня, взрывался стоя, контроль храня
и удивительно “отстоем” нервишки уберёг, и удивительно в постое, мелькал ручной полёт, бывало по-
-58-
хуже и получал , бывало лучше и побеждал, но дрался зверем, в пылу защит, не плакал время его
простит. И очень часто наказывал обидчика, но и получал от более сильного , наглого противника, сам
же никогда, никого не задирал, больше интересовался исследованиями, копаниями: кто?, когда?, где?,
зачем? и почему?. Не тяготела душа к дракам и разбоям, получил свою долю тумаков в раннем изряд-
но детстве, да и здесь не жаловали, чуть расслабился, насядут гуртом- поработители, в крови народ-
ной видно эта масть, тычком по “морде” покажем власть. Охо- хо по большому недалече пещеры де-
фицит, упростить ежели - така- же картинка : и причины те- же, зачем и почему , только во имя чего се-
годнешний пасьянс не получается, как выражаются американцы. В прошлом- то оно понятно, делили
“рубон”, одёжку, да жилище, счас- же больше кучкуются промеж себя, кто- то по негласному и соглас -
ному, выборно иль так , промеж себя и от себя , фарцуют “ племени поленья ”, а кто- то слабый зане-
мог и как “обычно” ждёт подмог. Так, так , постойка, причина в КРОЙКЕ : ЖЫЛИЩ, ДЕРЕВНИ, ГОРОДАХ,
где власть меняется всегда, когда созрела вся “байда”; не получается по ИХНЕМУ, выходит людишки
размножаются СТРЕМГЛАВ , оно не поспевает опыта дорожку освоить , сваи бьют по ногам , бьют по
губам, в натуре и по правде – срам, одно другому не помеха, тогда какая?, где?, прореха. Ишь отблес-
ком горит, “ Старик” ко мне спешит , подмога так нужна , подмога та “ байда”и малому и старому всег-
да, всегда нужна, нет худа без ДОБРА и так везде, всегда, ПРОЦЕСС идёт ПРОГРЕССУ не беда.
Зная эту черту характера “певчего” Иван Старков допускал к своему общаку. Вместе, сообща эта раз-
номастная компания в рванных штанах, в штопаных навыпуск рубашках представляла весёлую расхри-
станную анархического склада гогочущую группировку маленьких негодяев и подлецов. Здесь всё бы-
ло вывернуто наизнанку и действительность и поступки , равно в пропорции наоборот. Выдуманное
выдавалось за действительное, действительное за выдумку или ОТКРОВЕННОЕ ВРАНЬЁ . Здесь сущест-
вовала своя мораль , свои правила поведения : допускалось всё , что плохо и чем громче , абсурднее
тем ближе, понятнее, милее сердцу и душе. Она цвела и пахла, разрастаясь малиновым цветом разнуз-
данного разврата, разъедая коллектив детдома изнутри , неуклонно разлагала его. Что было постыд-
ным , выглядело нелепо, поощрялось вожаком этой банды. По сути пришел к выводу Ванюша это по-
черк черт поведения отвергнутых, брошенных на произвол судьбы слабых духом ребятишек, с такой-
же как его историей, не получивших заботы родителей , чувства близости родных по крови людей, ос-
новы гордости семьи. Ваня же глубоко пророс к дереву семейного рода, фибрами души ощущая
59
крепость его корней . И оно надёжно, устойчиво вросло в него, дав ростки благодатного роста, как ча-
сть его защищало авторитетом неприкосновенности. Это оно давало силы для души и тела , это оно пи-
тало гордостью , не давало ему упасть на дно топкого, лживого болота. Ему было любопытно интерес-
но общаться с разноликой командой Старкова и он не боялся подвоха с их стороны, потому ,что за
внешней вознёй и шумихой отчётливо увидел надломленные , несчастные сердца . Пацаны команды
боялись по одиночке оставаться с ним, по непонятно каким импульсам чувствовали себя тревожно на
едине, неуютно, тушевались, теряя самообладание и терпение скрючиваясь , сжимаясь , уползали прочь.
Непонятно гнетущее превосходство проникало в собеседника , по началу ерепенившийся , самодоволь-
ный малый без задней мысли разглагольствовал как всегда обо всём, но внезапно встречные вопро-
сы раздевали, давили во всём и при этом герой наш Ванюша, загонял в угол ржавый свой гвоздь, так
он мстил за поруганный угол, за плевки, за родной свой укос, человечек не знал, что ответить, но сочу-
вствуя рядом –простак , душу выложит даже не чуя, и попал в твои сети – Рыбак, лишь потом свою сла-
бость почуя ,эх попал в его сети чувак, неуютно и в раз совесть гнула, эх зачем я сказал, сокровенное
враз, эх зачем воровал, эх зачем замолчал, в предыхании смертью понтуя, а теперь и не раз,буду выну-
жден лгать, раз солгал человеку из ”Бура, не забыть бы на дне , про сознанку в беде, ах зачем пробол-
лтался БАСТУЯ. Будет пальцем мне всяк, тыкать рот отверзя, эх попал, эх пропал, не почуял; но Ванюша
не раз , но Ванюша не два, ту беду за другими почуял, разбирался как раз ,что в душе жуткий галс, раз-
бирался где правда , где буры, жизнь в них полный “атас”, разбирал он не раз , ей Перлухин , на “БУЕ”,
ты чуешь, жизнь горела свечой , как в театре мечтой , ты актёр , они сцена без рампы и в лицо как в
“отстой” не бросал на “постой”, а гляделся в глаза вихрем правды.
С удивлением, не раз вглядывался в поведение главаря “ банды” Ивана Старкова. Старик был непред-
сказуемо - хитрым , ловко- коварным “кидалой”, не подчинялся распорядку режима, делал , что хотел,
не ставил в грош воспитателей; говорили, что болтался бездомным при живых родителях, алкоголиках.
Ребятня боялась его за злой и колючий норов; а силой ,наглостью, бесшабашной смелостью снискал у
остальной ребятни непререкаемый авторитет. Воспитателя вынуждены были с ним считаться и он поль-
зовался завоёванным правом на двести процентов “стопудово”. Спорил, пререкался, высмеивал, грубил,
материл, угрожал и конечно- же ПАКОСТИЛ. Ну, примером протекало всё тоже и также как в наше
60
cовременье . Казалось он мстил всему живому и считал только он его персона имеют права жить и
властвовать над другими. Ваня не очень-то побаивался его , потому как замешан был основательно и
не по сусекам как Володя скребён. У “старика” жутко чесались кулаки - дураки, да помнили и видели
глаза , как самоотречённо с жёстким расчётом махался с обидчиками этот быстрый , ловкий как за-
водная стальная пружина невысокий пацан. Потому и лестно было иметь в своей свите пару крепких
кулаков. Но Ваня дрался по необходимости , когда “край”, выдержать невозможно , всего распирает от
негодования и даже при таком раскладе имел психологическое преимущество по причине умения пе-
ренести ,преодолеть боль. По внешнему виду, со стороны наблюдателю виделось, что тому тычки , уда-
ры и толчки , укусы , ляги и броски как мёртвому припарка . Потому с ним считалась группировочка
доморощенного главаря банды мелкотравчатых хулиганчиков . Ваня по праву занимал нужную “нишу”
в детдомовской “каше” общества и те и эти вынуждены считаться с ним, ему же тоже приходилось
учитывать эти своеобразные условности . Ничего тут не попишешь , менталитет один на всех, супротив
КОЛЛЕКТИВА не попрёшь. Мало ли что хочется, общество суммарно довлеет над тобой и само банку-
ет , что приемлемо подходит большинству даже вопреки увиденным недостаткам и несправедливости.
Вот и у Вани наладилась сносная жизнь в стенах некогда чужого дома c горечью , отверженного
начал находить в приёмном суррогате свои преимущества; за неимением родного сойдёт и дубликат.
Внутренне упираясь , корчась душой соседствуя с правилами двойной морали и нравственности , него-
дуя в раздвоении с совестью , понуждаем был и людьми и обществом принять правила их игры . Вся
жизнь игра, мы в ней актёры. Ах, эта игра, эта двойная мораль, защита нравственной неприкосновен-
ности , о этот наш непробиваемый менталитет общественного звания раритет, глубокие истоки , ключа-
ми бьют потоки; Россия царская, Россия барская, купцу подвластная дорога в рай, где разночинцы, клоч-
ком в вотчине, где дума русская страну на край и тех и этих готовит в РАЙ, ох своеобразная , Россия
разная, судьба Ванюшина на “КУРАЛТАЙ”.
С интересом отверженного наблюдал, присутствуя в сценах необузданной вакханалии за действиями
разнузданной “ банды”. С раннего утра банда исчезала из корпуса , не заправляя кровати, как того тре-
бовал распорядок, не умываясь собиралась на футбольном поле, за туалетом. Там - же оправлялись и
подобно деревенским мужикам, скучковавшись в кружок вытаскивали курёво, махру- закуривало в нас-
лаждении сплёвывая, щурясь , радовалось , греясь на холодном утреннем солнышке. И так каждый
61
день. Ну, что орлы-подранки затеям свару спозаранку, пойдём завяжем им шнурки, штанишки им на-
мочим и носки, там шланг торчит в поливе Квочка, польём девчонок из той бочки и гуталином ихню
обувь измажем, будет слёзок полный омут, эк побалдеем, эк поржём, рогаткой сделаем “боржом”; эх,
разгулялася братва, Калерия орёт с утра, готова их “стереть “, вода ручьём ей омывает груди и шёлка
и кружева, атлас халата , шиньон из ваты, рейтузы зимние , Ванины носки и малый в тон и Мила в
ситце смёются солнцу и мечте; ах, самозванцы, ах, Вы зхххы, лишу вас завтрака шпана, не дам и шан-
са, на оборванцев “ маляву “ в сланцах , пошлю с утра. С глазами серны , в изгиб таверны кричала в
роздыхе , хрипя слюной, какая жалость – месть, в глазах Ванюши – жесть, не хочет рыбку ту, не будет
есть.
Не смотря ни на что, не жалея ничего банда продолжала бесчинствовать , в таком- же духе куролеся
до самого отбоя. Ох, плохо кончится всё это, выгонят верно из детдома напрягался , болея за судьбу
дуралеев малец ; как несмышлёныши , творят не ведая чего. Они тем временем упражнялись кто во
что горазд, определённого плана не было. С непоколебимой злобой радости , грозой воспитателей и
хороших детишек арьергардом стоял хулиган Старков Иван по кличке: “Старик”, который был на голову
выше всех воспитанников , старше на два года. Воспитателя не знали, что с ним делать, молоденькие-
же вовсе его страшились и по правде он выглядел явным переростком, со стороны можно было по-
думать – это деревенская шпана , забрёдшая случайно в детский дом. Да и выходки у него были как
у“зэка” злые, мстительные. Ваня, продумывая выражение больной злости в действиях старика допускал
возможность первопричины являлось какое- то насилие, но не явно представлял какое насилие тот пе-
ренёс. Вот у него на глазах побили до смерти братика Васька, били сестрёнку Наденьку, да его самого
шпыняли, колотили и били, не без этого, случайно выжил, а что- же сотворили со старым- это являлось
большой загадкой . Детскими забавами , проказами выглядели проделки его команды: выжимание пас-
ты на головки смирных мальчиков и девочек, обливание холодной водичкой, припирание дверей спа-
лен , туалетов, назойливый обстрел из рогаток и самодельных трубочек мокрыми , жеванными пыжами
из картона, взрывы , стрельба из самодельных “ поджигов”, стаскивание трусиков во время купания, об-
вязка шнурков и одежды при этом – же, игры “вертолёт” в тихий час, разбойные игрища после отбоя, в
которые даже тётя Мотя, самая смелая ничего не боящаяся страшилась как огня. В ночное время она
отвечала за порядок и тишину контингента и по правде не страшилась ни чёрта, ни дьявола, а тут
62
стопорила, их детей не просчитаешь и в глубине души по бабьи жалела, да и побаивалась силу-то
применять, рука на обиженных судьбой не поднималась . Дети почуяв слабинку, вовсе распустились,
бедокуря пакостничая по- всякому. Матрёне же было по началу страшновато оставаться с ребятнёй,
но потихоньку приловчилась обращаться. Которых , сильно дёрзких запирала в чулан, где держала
мётла , да вёдра, по ночам- то убиралася в детдоме, мыла полы , топила печи- голландки; а охраняла
так опять же жалеючи и детишек и воспитателей , потому как отличалась богатством большого ,
доброго тела , добродушием и русским непробиваемым спокойствием и от избытка всего этого жа-
лела брошенных мальцов, маящехся молоденьких воспиток , себя, свою жизнь, ну и видимо находила
в том отдохновение. Молодушки - воспитки боялись ночью сторожить милых деток , Матрёне хоть- бы
хны . Дак, по правде- то и чёрт на неё не польстится , такова страшена внешность при ней - жуть, во
сне не приснится . Расшалившееся детки изголялись над ней , обзывая ведьмой , тётей Мотей, опроки-
дывая ведро с водой , раскидывали поленья , принесенные для растопки . Кавардак шёл полным хо-
дом , всему руководитель зачинщик - Старков, в одиночку - то страшилися Матрёну, с ним - то другая
картина. Матрёна терпела, терпела, да выцарапала буяна, сняла с того штаны, да поддала ремня. Как
не извивался тот, как не возмущался , крепка рука стахановки , молчком научила , молчком приучила
порядок беречь и трусы . Вот так раздетым, ремнём пригретый , раздавленным ужом пролез в свой
срез, в соплях и в всхлипах, в испуге хрипах, упал в кровать, не в вашу мать. Ночная жизнь поблекла,
приутихла, побили атамана , ляжем спать. А утречком, у тумбочки Ивана тапочки , пуста кровать, хозяин
убежал опять. Матрёнушку уволили, её не приневолили искать его и задницу ласкать и многие поду-
мали , что взрослые удумали из дома детприёмника , здесь лагерь воссоздать. Несколько дней ходил,
околачивался Старков у детдома, чё взбрело в голову и воспитателя не очень- то старались увидеть
того и как- то спокойнее стало, налаженее, дети в одночасье почуяли свободу и прелести правильной
жизни. Ваня тоже вздохнул посвободнее, не надо было играть на два фронта. Старкова словила мили-
ция , водворила на своё место, быт потихоньку вошел в колею, всё также и было, всё также приплыло,
лишь только помельче пошла “ паскотня”. Старков ушёл в подполье, вредил изподтишка , действуя из-
за спины, но странное дело не был так страшен как ранее. Очевидно порки стало достаточно и юн-
ный нехочюха-Робин Гуд без шкуры этой лаковой стал виден просто как обычный шут. Вот так Матрё-
на, проста в поленья, вот так ученья в конька не в корм, лоск тот в распьяльцы, а гнём всё пальцы
63
легко в значении , кора в коленях , слюною брызжемы , досталось всем; сейчас в молениях , домкра-
тов тления, крестов навешено сплошная тень ; от Демосфена до демократа Проскурда ЛОЖЕ нам в
память вложено и вновь положено , так память сложена , поднять на щит вчерашний “ РАЙ”; все от-
брехалися , одна осталася , Россия славная великий край ; мечтой проворною , нерукотворною , духов-
ной силою мы строим “лай”. Доставалось почти всем и даже тем , кто избежал пакостные проделки.
Подлость была высшим атрибутом у мальчишек банды . Воспитателя были ограничены в решитель-
ных действиях, боже упаси пойти против течения , надо говорить всё хорошо, за руку взяв глядеть в
лицо, так завещал Великий Ленин, так повелел Великий Сталин, попробуй в назидание поддать стра-
не сознание, без Вас, без нас, всё на верху в атлас , всё предусмотрено, в реестр нормы вложена ; а
нравственность, а ласковость, души зарытой глаственность; Что? Отчего? И почему? вопрос открытый по-
сему , что велено проверено , А ЗНАЧИТ – ИСПОЛНЯТЬ!
Наверху эти обстоятельства не входили в норму реестра исполнения и по тому не были приняты во
внимание. Между тем страна катилась в анархическую пропасть непослушания . В нижних слоях неи-
мущих , бедных людей бытовала двойная мораль поведения, внутри государства , в ячейках , в семье
бытовало прямое несогласие и отрешение к чаяниям , стремлениям правящей верхушки. И по людс-
ким и по человеческим правилам осуждали, не соглашались с полудиким, варварским отношением и
к себе и к народу. Но было время, не наше стремя и конь железный не нас носил ; ковалось племя,
зарёю бремя, багровых туч и воронья посыл; на пытку мщения , на крест моленья, святую Троицу и
Дубосил ; лукаво семечко, землю для веничка , мело народную любовь и мощь; пришёл Никитушка, и
враз из ситечка, полезло тёмное скопленье сил. Конституция того времени и законы отражали суть
интересы правящих ловких людишек , смелым да сильным обламывали крылья, выпускали потроха.
Смутное время неуёмных подлых негодяев , вот и детская среда как нельзя ярко отражала косола-
пую поступь неуклюжего медведя. Нахрапистость загадочного духа , не прошибёшь никаким поленом-
поражала мальчика бессмыслием и прямолинейностью. “Настругали страну “ дуболомов” , напрудили
блатные законы, всем на руки по паре “дублонов”, бог в потёмках, “ ТОЛМУТЫ” в законе и психушки
тюрьмы и дурьни, ловкачи от народа на судне и звериным нутром выгребают свой дёрн и народ, в
свой зарод отравляют и ночью и днём , возведя это в ранг идеала достоинств. Вот такие слова, него-
дуя , шипя , втихаря от лукавого “зверя” он писал для себя , отторгая “НА ПАМЯТЬ ПОЛЕНЬЯ” .
64