Не отодвигайте кота ногой

Зоя Горская
Книжный магазин рядом. Я его не люблю. Он бестолковый. И бестолковость его в том, что отыскать в нем что - либо составляет большого труда... Хорошо, если знаешь что, а, если просто, интереса ради, исключительно познавательного: можно так закопаться... и, основательно обессилив, потеряв уйму времени, вылететь из него, ни отыскав - ни приобретя.
Он являет собой лабиринт, обставленный стеллажами в не приличной близости, и одновременно - недосягаемости. В нем можно обнаружить невообразимое соседство великих с противоположными оным. Эдакое кладбище, где все -навеки и все - равны.
Вот вкратце о том, почему я его не люблю. И... все -таки захожу. Исключительно для того, чтобы кинуть взгляд и, если сразу ничего - выйти вон. Как- то на днях с этой целью зашла ( мимо шла, почему бы и нет, все равно на что глазеть) и... задержалась. На стенде "новинок", среди "свеженького" десятилетней давности, попалась на глаза книга, уважаемого мною, любимого, не молодого, ныне здравствующего писателя. Она стояла на полке, растопырив корки, листочки веером. Сразу сообразила: интерес к ней идет и со многими- видно по всему: располнела и пожухла. Вероятно, те, кто ее потискал в стенах магазина, за пределы оного вынести не смогли по причине цены, несколько отяготившей ее. Взяла и я. Покрутила, повздыхала, поцокала. Читать в магазине не стала. Не люблю я это. Дома- дело другое: стол - колени, свет - торшер, я, писатель- в теплой обстановке. Так вот, я ее ощутила, осязнула и поставила взад до лучших времен, подумав- никуда не денется. Лучшие времена настали и, неожиданно скоро. Весь оставшийся день думала, ночью почти не спала: что , если веером- интерес большой, а, может быть, она единственная ... Писатель давно новенького - ничего, сам пожилой, да и я не молода, а, значит, просто необходимо , при нашей с ним совместно в одной жизни - то есть, вовремя ознакомиться.
( Чтоб все мы жили долго и счастливо).
До утра едва дождалась. С деньгами в кармане , шилом в другом месте, накинув пальто, сбросив тапки, босы ноги в сапоги, помчалась через дорогу.
Стоит родимая на том же месте, в том же веерообразно - замусоленном варианте. Это я еще к тому, что компьютерных книг не люблю, люблю живое, чистое ощущение книги в руках, ее весомость и теплоту, свежесть страниц: от склейкости, похрустывания, при каждом взмахе крыльев, наслаждаясь ароматом типографской краски. Все это являет собой необходимый атрибут к содержанию, который с наслаждением загружаю в себя, становясь неделимым и целым с книгой, писателем, ее героями и жизнью, которую проживаю и, в итоге, которая становится частицей моей. Книга для меня - нечто одушевленное, и, если кто-то потоптался в ней таким образом (в галошах), мне становится ее безумно жалко. Про букинистические рассказ другой. Там другие ощущения, другое окружение, я другая - молодая и коленопреклоненная. А сейчас я в этом не любимом, среди превалирующего ненужного товара, отсутствия покупателей и обслуживающего персонала, возможно, затерявшихся где- то в бесконечных лабиринтах. Обессиленная ночью и теперь уже ожиданием, потоптавшись на месте встречи с "новинками", ослабевшим голосом прошептала, как в том фильме:" Ну же, кто - нибудь"... Из - за прилавка выросла сначала голова, за ней потянулось большое, необъятное, не понятно где и как умещавшееся, все остальное. Оно взглянуло на меня поверх очков, оценив и по Сеньки накрыла шапкой: " Что нужно?"
Я, как всегда - тише не могу: " Мне бы книгу хотелось купить, не подскажете: она единственная, или где - то есть еще? И, если есть, не поможете ли мне найти? А то эта на вид, как бы уже читанная-перечитанная, а хотелось бы свеженькую..."
"Других нет"- буркнула продавщица, дырявя меня глазами , не взглянув на книгу, а, подхватив мое "читанная - перечитанная", начала повторять, как заезженная пластинка. Я поняла, что сопротивления бесполезны, тем более, что я к ним не способная и потому ответила: "Что ж, придется взять ее"
На этом бы, вероятно, все и закончилось, однако, дама в очках все - таки продолжала повторять, так полюбившееся ею -мое "читанная- перечитанная". Что ж, если ей так понравилось, я ничего не имела против, к тому же еще и подыграла: "у меня такое впечатление и ничего не могу с собой поделать" Прошли считанные секунды, однако их хватило, чтобы замедлить ход событий. Именно в этот момент, из лабиринта на встречу мне выдвинулась эдакая колонна из книг, обьятая руками в строительных перчатках. Зрелище презабавное. Проплывая мимо стеллажей, руки делали свое дело. Одна крепко, всей пятерней прижимала колонну, удерживая от разрушения, другая разбирала, незримо рассовывая книги в редкие просветы. Когда куча растаяла, на ее месте открылась пышная грудь с нацепленной табличкой: "администратор". Я подняла взгляд выше и...- о, чудо - обнаружила там доброе, улыбающееся лицо, которое, глядя на меня, спросило: " чем я могу помочь?" Я растворилась в доброте ее глаз и, осмелев, сказала: "Очень книга понравилась, не найдется ли другой экземпляр?" " Кажется есть, минуточку подождите, уточню в компьютере"- ответила она мне. " Какой ужас - подумала я,- неужели это возможно... Светопредставление в туманности Андромеды... " Все оказалось очень просто: компьютер подтвердил, чистенький экземпляр - вынесен, замученный возвернулся на прежнее место. Я почувствовала облегчение и даже перестала обращать внимание на, все еще не умолкающее за прилавком, "читанная - перечитанная", столь не понравившееся той, и уже не нужное мне.

Я вышла из магазина и, как обычно со мной бывает, после переживаний: мне захотелось плакать... Я не переношу, когда меня, как кота, отодвигают ногой. Сама так не делаю и другим не советую. Это вызывает во мне не протест - только слезы. Нет. Не от обиды - от бессилия и, тяготившей теперь меня маеты, которая начала разрастаться внутри, вытягивая бесконечно противоречивый поток мыслей: от происшедшего, моей роли в нем, суеты, ненужности , от которых следовало бы освободиться и немедля, а у меня скоро не получится , для этого должно пройти время...

Дома, немного успокоившись, как только взяла в руки книгу и уложила ее на колени, я подумала: хотя и в малом - путь тернист, а в итоге, все - таки прекрасен от ощущения преодоленного и, не смотря ни на что - состоявшегося. Совсем не важно; впрямь или вкось мы шли к нему : главное -терпение, немного напора и веры... И, как же необходимо, дарить друг другу , хотя бы маленькие радости. Ведь это так просто...

Вот такая карусель закрутилась во мне после посещения не любимого магазина и приобретения книги любимого мною писателя.