Ч. 13 Беда одна не ходит

Владимир Врубель
 


Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/07/02/1815

Меня всегда поражало, хотя пора бы и привыкнуть, что когда начинаешь писать об одном событии, на него неизменно нанизываются другие, промолчать о которых невозможно. Так и в нашем случае. Шхуна «Принц Саксен Кобург» под командованием Мэттью Брисбена была собственностью Джеймса Уэдделла, прославившегося своим походом к Южному полюсу.

Имя Джеймса Уэдделла навсегда запечатлено на карте Южного океана в названии открытого им моря. Уэдделлу удалось пройти на сто восемьдесят морских миль ближе к полюсу, чем его соотечественнику и тёзке Джеймсу Куку. Он был профессиональным  охотником за морским зверем.

В то время каждый английский мореплаватель имел инструкции Адмиралтейства при обнаружении новых земель проводить их картографирование и, по возможности, исследования. Уэдделла понесло в такую даль стремление обнаружить новые пастбища тюленей, которых беспощадно уничтожали и он, и другие такие же охотники. 

Упомянутое выше плавание в Южном океане проходило в 1822 – 1824 годах. Во время предыдущих плаваний Уэдделл добыл столько тюленей, что денег от продажи их шкур хватило на организацию новой экспедиции в воды Антарктики в составе брига «Джейн» водоизмещением всего лишь в 160 тонн, и китобойного судёнышка «Бэйфой» водоизмещением 65 тонн и экипажем из тринадцати человек.

Безумно смелыми и рисковыми людьми были английские моряки, готовые на всё ради наживы. Крошечным китобоем «Бэйфой» в том плавании командовал друг Уэдделла шкипер Мэттью Брисбен.

Уэдделл был умным, наблюдательным и достаточно образованным человеком. Вернувшись из плавания, он в 1825 году опубликовал в одном из лондонских книгоиздательств информацию о нём под названием «Путешествие к южному полюсу, совершённое в 1822—1824 годах. Содержит исследование антарктического моря до семьдесят четвёртого градуса южной широты и описание Огненной Земли».

 Книга имела большой успех, весь тираж был раскуплен, поэтому в 1827 году вышло второе издание. Помимо обычных сведений о морях и неизвестных ранее землях, Уэдделл поместил в книге и свои предложения, как сохранить на будущее популяцию тюленей, что, конечно, весьма похвально с его стороны.

Как знак общественного признания, его избрали членом Королевского общества Эдинбурга, президентом которого в ту пору был Вальтер Скотт, знакомый нам с детства по историческим романам, по крайней мере, моим одноклассникам, которые тогда ещё читали книги.

На этом его везение окончилось. Банк, где он брал кредит на приобретение навигационных приборов, потребовал возврата 245-ти фунтов стерлингов, а денег не было. Уэдделл предложил свои услуги Адмиралтейству, но лордам – адмиралам они не понадобились.

Мэттью Брисбен отплыл из Англии в 1826 году на шхуне «Принц Саксен Кобург»  водоизмещением 103 тонны. Он договорился с Уэдделлом, что направится к Южным Оркнейским островам за тюленями. Ему было не привыкать плавать на маленьких судёнышках там, где и сейчас гибнут большие корабли.

А Уэдделл, пока его не арестовали за неуплату долга, на бриге «Джейн» поспешно отправился в южные моря. Но бриг, после тяжёлых плаваний в антарктических водах, не выдержал новых испытаний, корпус дал такую течь, что с трудом добрались до Азорских островов. Судно оказалось, выражаясь современной терминологией, неремонтопригодным.

Нужно было рассчитаться с экипажем, обеспечить доставку людей и груза в Англию. Уэдделлу удалось договориться с капитаном одного из судов, шедших в Англию, но в пути его ожидало новое невезение. Судно село на мель у острова Пику. Как говорят в таких случаях англичане: «Misfortunes never come alone» («Беды никогда не приходят поодиночке»).

Уэдделл остался жив во время крушения. Он нанялся капитаном на барк «Элиза», некоторое время плавал у берегов Австралии, надеясь, что повезёт его коллеге Мэттью Брисбену, и тогда удастся поправить денежные дела.

Известие о крушении «Принца Саксен Кобурга» застало его в Англии, куда он вернулся из Австралии. Очередная потеря моряка доконала. Джеймс Уэдделл умер в 1834 году в возрасте сорока семи лет. Его похоронили как безвестного бедняка.

А с Брисбеном произошла история не лучше. Сильные штормы и паковый лёд так повредили шхуну, что Мэтью Брисбен решил войти в пролив Магеллана и там, в одной из бухт отремонтировать судно.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/06/1583

На фотографии: охота на морских котиков. Правильнее было бы назвать убийством беззащитных животных.