Духовное отцовство протоиерея Герасима Иванова

Елена Грислис
               

                6 декабря 2012 года на 95-м году жизни отошел ко Господу старейший московский клирик митрофорный протоиерей Герасим Иванов. Сразу же признаюсь, что именно с этим священником меня связывала несколько лет не только исповедь, но то большее, что не выразишь словами - БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ЖИЗНЬ.

               По стечению обстоятельств, я, родившаяся и жившая в Туле, с конца 70-х годов была тесно связана с Москвой и несколько лет даже жила в столице. Но тогда я еще не была верующей, хотя и являлась крещеной. Я пришла к вере во второй половине 80-х годов.

                а) причастие к святости

          Как и у большинства моих современников все начиналось с нуля... Эпоха горбачевской перестройки, провозгласившая демократию и гласность позволила также сбросить шоры неверия. На экранах появился проповедник Мень, позднее зверски убитый. Он нам, словно детям, объяснял глубокие и простые истины. "Нельзя реанимировать вдруг то, что почти семьдесят лет выжегалось каленым железом", - слышались то там, то сям негодующие голоса. Но попытки приобщения к вере все же имели определенный успех. И уже под всеобщее ликование произошло празднование  в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. Как вовлеченный в сие очевидец могу согласиться с мнением социологов о том, что российское православие в 90-е годы стало приобретать особое значение культурного стержня и символа национальной идентичности. Постоянно вплоть до 2000 г. с тех пор росло число людей, в социологических опросах называющих себя православными (и согласно некоторым исследованиям, доходило до 82%. На протяжении всех 90-х гг. РПЦ являлась общественным институтом, вызывающим наибольшее доверие и уважение.(См. Сергей Филатов. Послесловие. Религия в постсоветской России. http://www.keston.org.uk/encyclo/23.html)

       Моим любимым Московским храмом была Елоховская церковь. Богоявленский собор в Елохове ведет свое начало с 20-х годов 18 века. Известно, что первый каменный храм на месте деревянного был выстроен в 1717—1722 годах. В 1790—1792 годах были перестроены трапезная с приделами (Благовещения и святителя Николая) и колокольня.Главный престол освящён в честь праздника Богоявления; приделы — в честь святителя Николая (северный) и в честь праздника Благовещения (южный). В 1799 году в этой церкви был крещён Александр Пушкин.
Этот собор никогда не закрывался. Здесь ныне находится Особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, прежде находившийся в Казанском соборе на Красной площади и покоятся мощи святителя Алексия, Московского чудотворца.

         25 февраля 1945 года храм получил статус Патриаршего собора и оставался кафедрой Патриархов Московских и всея Руси до 1991 года, когда она была возвращена в Успенский собор в Кремле. В годы, о которых я пишу, это был главный кафедральный собор страны. Все двунадесятые праздники обычно сопровождались крестными ходами. Знаменитые иконы храма - Скоропослушницы и Николая Угодника признаются чудотворными. К Христу подвигли и перенесенная болезнь, и общее умонастроение в стране, и перенесенная болезнь.  Я ездила с 1987 года почти на все службы, причащалась и заказывала молебны. Перед иконой Николы молилась во время моей болезни и моя мать.

       Случалось мне стоять и на службе самого патриарха Алексия. Я причащалась у него и целовала крест. Помню, как на Пасху, кажется, один бесноватый, перемахнув огороженное барьерами место, хотел накинуться на патриарха и только его свита, скрестив хоругвии, прекратила тому путь.Кто-то из присутствующих верующих в сердцах воскликнул: "Плохое предзнаменование и для России, и для Владыки!". 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II будет захоронен 9 декабря 2008 года В южном Благовещенском приделе собора.

         Это был храм, в котором я однажды и нашла своего духовника, хотя мы никогда не распределяли "роли" подобным образом.  Понимая, что после определенных жизненных катаклизмов, я должна явить миру свое совершенно другое лицо,  спросила священника о том, что меня интересовало.  Но об этом несколько позднее, а вначале  о самом батюшке, к которому я неоднократно приезжала за советом, тем самым "назначив" его себе в духовники.

            
                б) родился Герасим Петрович Иванов...


            Родился Герасим Петрович Иванов в 1918 году в Москве в бедной семье. День рождения его точно неизвестен, а вот день ангела — 17 марта, когда отмечалась память преподобного Герасима Иорданского.

           Отца он потерял во младенчестве. Петр Иванов погиб во время Гражданской войны, а при жизни был художником, резчиком по дереву — вырезал иконостасы. Семья была изначально по-настоящему верующей. В вере воспитывала маленького Герасима и мать Агриппина Герасимовна. Она окончила церковноприходскую школу, любила читать как Священное Писание, так и русскую классическую литературу. Семья ходила в  московский храм Петра и Павла на Преображенской площади.

        Смута послереволюционного времени самым необычным образом повлияла на жизнь христианскую. Мать не смогла подменить вероучение, в тонкостях которого прекрасно разбиралась, на лозунги и  современные нравы, проникающие в церковную обитель. Как известно, большевики не признавали и не почитали святыни. Именно поэтому - в поисках целомудрия и соблюдения приличий, она стала ходить в старообрядческие приходы, где и крестила своего сына Герасима.

       Запомнился отцу Герасиму один эпизод из его детства - полуподвального и нищенского. Вспоминал, как его мама топила печь и, смотря на угли, плакала и приговаривала: "Господи, Господи, угли даже на расстоянии обжигают, а как гореть-то будем? Как гореть?" И когда он спрашивал: неужели все гореть будем? Она отвечала: "Нет, сыночек. Люди благочестивые, которые жили добро, по заповедям Божиим, будут радоваться. А мы-то грешные". Этот случай батюшка часто рассказывал и отмечал, что слезы матери произвели такое сильное  впечатление, что он уже в детстве осознал, что нет ничего страшнее греха и ничего прекраснее благодати Божией.

               Молились по старообрядческим канонам в семье подолгу. Бывало, перед именинами вместе с его дедом Герасимом молились всю ночь напролет, а было тогда мальчику десять лет. Жили трудно, но будущий священник всегда с радостью вспоминал свое детство: он был очень ловким, живым и любознательным, много занимался спортом, играл в футбол. Его характер позволил ему с ранних лет развивать свой живописный талант: Герасим стал учеником у известного художника Михаила Егорова, который бесплатно с ним занимался, а затем, в 1936 году, Герасим смог поступить в изостудию ВЦСПС к Константину Федоровичу Юону — замечательному мастеру, ученику Серова.

             Здесь Герасим познакомился с Иваном Вороновым, будущим архимандритом Алипием, наместником Псково-Печерской лавры. Они были близки всю жизнь. За несколько лет до Великой Отечественной войны Герасима призвали в армию. На фронт он не попал, а служил сначала в Москве, в Хамовнических казармах, а потом — в Горьком в 6-м учебном автомобильном полку. Здесь тоже пригодилось его мастерство художника: он рисовал патриотические плакаты.

                В общей сложности Герасим прослужил в армии десять лет, поэтому впоследствии он с особой радостью окормлял и просвещал военных, так как хорошо их понимал. А 50 лет спустя ему довелось служить в храме архистратига Михаила при Академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

               В армии вместе с ним служил Павел Александрович Голубцов, будущий епископ Новгородский Сергий. Он был искусствоведом, писал иконы. Так как у него было высшее образование, его раньше отпустили из армии, он буквально за два года окончил семинарию, поступил в академию. Реставрировал Богоявленский собор, а когда Герасим демобилизовался и пришел к нему помогать, живописные работы уже заканчивалась.

      Тогда друг посоветовал ехать Герасиму в Белоруссию. Сказал: там бедные церкви, и опыт приобретешь, и людям поможешь. В Белоруссии Герасим помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. В 1951 году Герасим присоединился к Церкви через миропомазание и поступил в семинарию, которую окончил в 1954 году.

                В семейной жизни будущий пастырь хранил всё тот же патриархальный московский уклад, к которому привык у родителей. Свою дочь воспитывал в строгости, считал, что родительское воспитание — самое важное и никакая воскресная школа его не заменит. Со своей супругой они прожили вместе 50 лет. Таковы начальные шаги этого русского человека, взросшего на древних представлениях и обычаях старообрядчества.


                б)  деяния православного живописца

         Как только Герасим в молодости увлекся росписью храмов, с тех пор постоянно напряженно работал, не мог и дня прожить без новых дел. Тут ему очень пригодилась спортивная подготовка, которую он получил в детстве, играя в футбол: до самых преклонных лет он с необыкновенной ловкостью умел лазить по строительным лесам.

            Сначала его пригласили расписать Богоявленский собор в Елохове, затем, в конце 1950-х годов, кафедральный собор в Перми. Там тогда служил отец Михаил Луканян, очень образованный и тонкий человек, он эмигрировал после революции во Францию, но потом не смог жить на чужбине и вернулся. Его опыт и знания помогли Герасиму Петровичу. Роспись собора должна была быть в стиле Васнецова, и художник даже специально ездил в Киев, чтобы изучать фрески Владимирского собора.

               Следующей масштабной работой живописца, которая дала ему также ценный духовный опыт, стала роспись храмов Псково-Печерского монастыря. В обитель Герасим Петрович любил приезжать на протяжении всей жизни, жил там подолгу. Помимо храмов самого монастыря он расписал приходскую церковь Сорока мучеников Севастийских в Печорах.

             В дальнейшем художнику довелось расписывать храмы Новодевичьего монастыря, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, патриаршую резиденцию в Переделкине. Его работы украшают также православные храмы Сербии и Чехии. Трудился он и в домовом храме Академии Генерального штаба, и во многих других московских церквях. Например, одной из его любимых работ был храм Преображения Господня в Богородском, где он и венчался, и крестил дочь.

              В конце 1960-х — начале 1970-х годов он работал в храме Всех Святых на Соколе, здесь ему удалось раскрыть и отреставрировать оригинальные росписи XVII века. Герасим Петрович очень любил старинное письмо, разбирался в иконописи. Когда же принял сан священника,  живописи не оставлял и старался участвовать в реставрации почти всех московских храмов, успевал плодотворно сочетать труд, богослужение, молитву, принимал множество людей.


                в) путь отца Герасима во священничестве


              Рукоположили его во диакона 31 декабря 1971 года. Многие, кто знал Герасима Петровича, уговаривали его стать священнослужителем и раньше. Но он осознавал себя недостойным, и только приснопамятный Патриарх Пимен, чей портрет отец писал, смог его убедить и благословил принять сан.

            После рукоположения во священника (25 марта 1972 года) отец Герасим служил несколько месяцев в Никольском храме на Рогожском кладбище, а потом почти 20 лет прослужил в Елоховском соборе, где и произошло мое с ним знакомство, кажется, в 1987 году. С этого я начала, а теперь продолжу...

         Короче, произошло это так. Как-то после службы я обратила внимание на людей, окруживших только что окончившего службу священника. Подойдя к ним я увидела с виду моложавого, хотя и явно пожилого, батюшку с задорным огоньком в голубых глазах. Эти огоньки проникали в душу до дна и грели ее. "Это отец Герасим", - шепнула стоящая рядом верующая.- Он наш живой святой въяве.  Его все в Москве знают... любим отца нашего!"

          Тогда какая-то сила повлекла меня к отцу Герасиму, настолько светло и радостно было вокруг него. Преодолев уныние, с которым тщетно боролась, я решила спросить его за дальнейшую жизнь свою.  А заниматься я решила творчеством, ибо чувствовала себя сгустком нерастраченной энергии, причем не обычной, а тяготеющей к сочинительству. Это особый вид энергии, называемый вдохновением, которое подобно приливам настигало мою душу.

         Зорко и приветливо посмотрев мне в глаза, отец Герасим сказал: "Вижу, что духовно созрели до творчества. Только не понуждайте себя излишне, не заставляйте. Вот я храмы расписывал когда-то, а теперь только "по силам". Но знаю, что то, что делал и продолжаю иногда сейчас - вызрело в душе. Запомните, сроки есть ко всему, не делайте ничего "сверх", а только по тем силам, которые дает Господь". Вот такое напутствие мне дал, как бы отвечая моим запросам, святой человек. 

            С 1991 года он был настоятелем в Рождественском монастыре, а с 1993 года служил в храме Иоанна Воина на Якиманке. Его многочисленные духовные чада могли обратиться к нему в любое время суток, он был всегда открыт людям, которые приходили к нему. По свидетельствам, батюшка был немногословен, но если уж говорил, то его слова шли из самой глубины сердца, всегда творчески подходил к общению с людьми. Он не мог относиться равнодушно ни к кому из сотен своих близких знакомых и постоянных прихожан: всегда готов был выслушать, утешить, помочь советом, как духовным, так и житейским. Особенно он любил общаться с молодежью, с которой, хоть и сам был преклонных лет, пастырь легко находил общий язык.

             При этом сам он был человеком организованным и дисциплинированным, не допускал небрежности при совершении богослужения или разговоров в алтаре, любил служить Литургию торжественно и неспешно. Кстати, и выправку, и степенность я также могу отметить, вспоминая  этого благодатного батюшку.

               Отец Герасим был митрофорным протоиереем, то есть имел право ношения митры - головного убора, воспринимаемого как образ золотых венцов, которыми венчаются «праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетавания Иисуса Христа с Церковью».

            С 2002 года отец Герасим служил заштатным клириком храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше, где пользовался особым уважением паствы. На службы с его участием собирались сотни прихожан. До последнего времени он оставался также почетным настоятелем храма архистратига Михаила при Академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ.  За свои труды отец Герасим был удостоен многих церковных и государственных наград, а в свои последние именины, в марте 2012 года, сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Свято-Даниловом монастыре, где принял поздравления от Святейшего владыки.


*     *     *

             Последний раз отец Герасим совершал богослужение на Пасху в 2012 году. После этого он уже не вставал из-за тяжелой болезни.За день до своей кончины пастырь причастился святых Христовых таин из рук своего внука-священника. Он покинул этот мир 6 декабря 2012 года. Чин отпевания протоиерея Герасима Иванова совершил епископ Воскресенский Савва. Это произошло 8 декабря, в субботу седмицы 27-й по Пятидесятнице, в храме святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше. В отпевании принимали участие благочинный Богоявленского округа архимандрит Дионисий, благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев, более 20 священнослужителей: настоятели и клирики Московских храмов. Туда на отпевание почившего пришли несколько сотен верующих, которых окормлял священник.

        Отец Герасим погребен на Преображенском кладбище. Как человек священник он прожил достойную жизнь: среди 16-ти внуков отца Герасима пятеро священнослужителей.  Он оставил после себя много духовных детей - и очень близких, тех, что продолжили его путь, и тех, кому давал свое обычное благословение на дела добрые. Царствие Небесное и Вечная Память.


                июнь  2015