Медленные и быстрые. Дачные посиделки

Вадим Гарин
Из цикла «Рассказы из беседки»

Фото: из интернета

                - Какие вы разные! Как только не поцапаетесь! – Валя покачала головой, отхлебнув горячего чая, - ты, Марина, основательная, неспешная. Всё делаешь тщательно. Трёшь до дыр,  а Иван – огонь! Всё  на  космической скорости! Всё умеет, мастер, одним словом.
                - А ты видела, как этот мастер вчера посуду мыл, когда мы с тобой клубнику собирали?
                - Видела, ты перемывала!
                - Вот то-то же. Нечего в посуду лезть.  После него, если не перемыть…Марина брезгливо передёрнула плечами, показав этим, что будет!
                - А Василич всё равно молодец, молчит! Мой  Витя уже бы скандал устроил… Выше крыши.
                - Чего без толку пылить, - пробурчал Иван Васильевич, - костёр раздувать. Пусть перемывает – я больше к посуде  не подойду.
                - Это от того, - вступил Витя, - что ты, Василич, холерик, как и мы с Валентиной, а Марина флегматик. Характеры разные!
                - Вот то, что ты холера порядочная – это правда, поцапаться – святое дело! - Валентина с возмущением посмотрела на мужа, который уплетал оладьи за круглым столом в беседке.
                - Вот, что я вам скажу ребята, - крякнул Иван Васильевич, - пришли посидеть как люди, за самоваром, а завели разборки.

                Марина налила себе зелёного чая. Иван с Витей пили чёрный:
                - А быстрота Ивана боком выходит, вот вчера Витя сосну пилил, а Иван скакал, как заяц! Гематому заработал в паху. Синяк – до колена. Ногу волочит, кресло леотоном  измазал.  Весь вечер ныл, сериал мне перепортил! Вот и вся  быстрота его хвалёная, - раздражённо выпалила Марина!
                - Как это?  Зачем скакал? – Валя с интересом посмотрела на солидного соседа. Представить себе, что Василич способен прыгать Валя не могла при всём воображении.
                - А так и скакал, как козлик! Я чуть живот не надорвала от смеха. Витя пилил, а Иван зацепил за сосну верёвку и тянул на себя, чтобы сосна, падая, качели не накрыла! Она стала на него валиться, а он от неё прыгнул, как молодой! Никак не могла представить, что он так может! Цирк, да и только!

                -  Чего смешного нашла? - Василич наморщил брови и закашлялся. Меня чуть сосна не покалечила… А у тебя всё хиханьки, да хаханьки. Жить захочешь, не так запрыгаешь!
                - Ты Иван ещё теорию очередную подведи. Может, какие исследования есть на тему медленных и быстрых? Что там наука говорит?  У тебя не заржавеет!
                - Наука много чего говорит, а знает ещё больше. Я не специалист в этом вопросе. Те типы людей, о которых Витя вспомнил – их, как правило, знают многие: холерик, сангвиник, флегматик – это классификация Гиппократа не по характеру, а по темпераменту.
                Мне немного знакома классификация людей по, так называемому, психотипу. Они делятся на Ястребов, Голубей и Страусов. Вы, наверное, и сами слышали эти определения, особенно, в политике. Например, американский сенатор Маккейн – ястреб.  Марк Порций Катон старший – римский сенатор, заканчивающий каждое  своё выступление в сенате фразой: Карфаген должен быть разрушен – тоже ястреб. А вот русский император Александр третий - голубь. В историографии за проводимую политику его так и назвали: Александр-миротворец.
                Мало кто знает, что этим типам соответствуют три основных психотипа: Силовик, Душка и Тактик. Думаю, что эти определения не нуждаются в разъяснениях.

                Кому это интересно. Завёл тягомотину! -  Марина накинула на плечи кофту – становилось прохладно. Над лугом заалел закат.
                - Гляди! – воскликнула Валентина, - к нам Михалыч со своей суженой катит на оладьи! Ну, и нюх у него!

                - А вот и мы! – радостно провозгласил Михалыч, - небось заждалися! Говорил же ей, скорей, скорей…  Во тормоз! - он с возмущением кивнул головой в направлении своей Ларисы. Из-за неё могли без оладушек остаться!

                Неча надоедать, неча надоедать, - передразнил он Ларису, не соображает, что без нас у Василича одна скукотища! Теории, одним словом!
                - А я тут первые огурчики принёс с редисочкой, так может…? У меня есть!
                - Никаких "может", - Марина нахмурила брови, - у тебя Михалыч всегда есть. Садись чай пить, раз пришёл. Тебе чёрный или зелёный?
                - Вот тебе на... А я думал… Такой вечер пропадёт!
                - Индюк тоже думал!
                - Ладно, Марин, проехали! Об чём гутарите?
                - О том, что у всех характеры разные, - буркнул Витя.
                - Это точно, - оживился Михалыч, - вот у моей бабки самый что ни на есть сволочной харахтер! Лариса возмущённо запыхтела:
                - Когда ж ты уймешься! Паразит!
                - Да нет, Михалыч, мы не о том. В семье бывает, что один быстрый, а другой медленный – и проблем из-за этого невпроворот!   Вот, ты, быстрый, а Лариса – не знаю…
                -  Чё тут знать, – сказал тормоз, значит тормоз!  Как Тортила! Черепаха такая была… В сказке про золотой ключик. Вот в городской квартире, как куда собраться – война сплошняком! Мне одеться – две минуты, а эта королевишна на восьмом десятке с утра возиться, и никак. Туфли час подбирает! А чё их подбирать? У меня одни туфли и тапки. Раздумывать неча! Одел да пошёл! От жиру всё!
                И вот ещё скажу, прям загадка природы… Ну, собралась, наконец. Стоить, вся из себя одетая, в перчатках и шапка на ей. Сумка на руке – я пошёл  мотор прогревать. На дворе мороз. Так что вы думаете? Движок прогрел и сижу минут сорок, жду эту принцессу, а ей нет и нет! А горючка капает! Пока всю душу не вынет напрочь с мозгом вместе – не появится! Чё только делает в прихожей одетая и при сумке? Стихи что ли пишеть!
                - Мели Емеля, разумения у тебя на грош! Я шляпку меняла.
                - У тебя кажный день то шляпка, то хряпка! – Михалыч от возмущения даже замолчал, что с ним практически не бывает, - а шапку надеть – что, сорок минут надо?

                - Что расскажу вам ребята, - Лариса воспользовалась паузой и захватила инициативу, -  чуть я со смеху вчерась не обделалась из–за быстроты этой! Дед хлебнул хреновухи и его на Машкины качели понесло! Проветриться решил, сатана! Только он с размаху плюхнулся – качели и оборвись…  Дед верх тарманом! Рукой саданулся – вон синяк какой! Не хуже, как у Василича на ноге. Покажи, дурень, свои подвиги! Не одному Василичу скакать! А всё она… Самогонка клятая и  быстрота,  как у Василича, только мой соображает не в пример… В башке одна выпивка.
                - Опять двадцать пять! Хотяб другую песню завела, - Михалыч снял ветровку,  показывая здоровенный синяк повыше локтя левой руки. Это потому, что я как и Василич быстрый на работу.  Ты вчера полдня тридцать помидоров подвязывала, да я бы за полчаса управился бы!

                - Будет вам, - поморщился Иван Васильевич, - вам что, дома скандалов мало?
                - Вот, вот, - подхватил Витя, - ты, Михалыч, подстрекатель. Мы тут сидим мирно, проблему обсуждаем, а ты… А может и проблемы нет? Ну, быстрые и быстрые! В семье лад нужен!

                - Нет, Витя, проблема есть, и неприятностей из-за этого хватает. И дома и на работе. Иван Васильевич отхлебнул чая и задумался:
                - Вот мы с Мариной живём вместе более тридцати лет и до сих пор стычки на этой почве практически через день. Спасает нас, как ни банально это звучит, любовь. До сих пор… А поначалу был ужас! Натуру человека не переделать. Это отражается во всём. Прежде всего, это касается скорости мышления и принятия решений. Но это в большей мере касается  служебной деятельности людей.

                Не забыть мне того раздражения и возмущения от работы с медленными людьми. Мысленно я называл их уродами, тупыми и тому подобное. От обратной реакции медленных сотрудников спасало то, что сначала карьеры, я всё время трудился  начальником. Сначала подразделений, а потом и  предприятия. Поэтому возмущение и критика в мой адрес медленных коллег меня волновала незначительно. По старой известной формуле: начальник всегда прав. Или я начальник – ты дурак, а там бурди сколько угодно, но выполняй, что тебе велят, если не хочешь неприятностей!  По моим наблюдениям медленных людей значительно больше, чем быстрых. Много средних, не то не сё, но для меня они все медленные! И между этими категориями людей идёт постоянное негласное противостояние, которое быстрее травмирует психику быстрого человека. Медленный более защищён: он толстокожий. Пока будет взвешивать, соображать – весь пыл и обиды проходят за давностью времени.
               
                Во многих ситуациях быстрота принятия решения является определяющей в успехе всего дела! Особенно в экстремальных ситуациях.
                - Василич, - Вите не терпелось поделиться знанием вопроса, он уже давно ерзал на  лавке, пытаясь влезть в монолог Ивана Васильевича, - я недавно прочёл, что во время войны американцы в сравнении с японцами действовали намного эффективней и чаще выигрывали в сражениях! Учёные, исследовав вопрос пришли к выводу, что средняя длина слова у американцев состоит из 5,2 символа, тогда как у японцев 10,8 следовательно, на отдачу приказов идет на пятьдесят шесть процентов меньше времени, что в бою играет важную роль.
                А у нас, русских, длина слова в среднем 7,2 символа,
но когда надо все переходит на матерный язык, и средняя длина слова сокращается до 3,2 символов. Почти всё можно заменить одним словом! Во как! Держись фрицы!
                - Так это в армии, да на войне, - Михалыч вытер масляные руки об штаны, -  а я вот со своёй бабке матюком уж сорок лет всё объясняю, а до неё ни хрена не доходит – на войну ей никак!
                - Мне там не к чему, - отозвалась Лариса, а вот ты, зануда, сам стирать будешь! Неряха! Вон салфетки лежат – так тебе удобнЕй об штаны!  И мат  свой прекрутил бы, люди кругом…  А то всё мать, перемать! Войну вообразил!

                - Ну, положим дело не в войне – мы в другом измерении, - сказал Иван Васильевич, - хотя про символы и любопытно. А вот в личной жизни всё и проще и сложней. У медленных и быстрых одинаково растёт раздражение друг другом. Хорошо, если у них довольно ума погасить его, не считать  это определяющим в жизни. Ведь и у быстрых и у медленных людей имеются специфические недостатки и достоинства, обусловленные разным ритмом жизни.
                - Ты бы не кичился своим ритмом, - возмущённо запыхтела Марина, -  всё делаешь не по человечески: и ешь, как метеор – потом убирай за тобой! И прольёшь и накрошишь! А в дУше как? Не успешь зайти – уже оттуда. За две минуты можно вымыться? А погонялки твои вечные? Издевательство сплошное.   Всё по расписанию и вдобавок дотошный,  ужас!  Весь изнылся:  быстреё, да быстрее!
                Когда хочу – тогда и за стол сажусь. Может я борщ не желаю есть в три часа? Хочу чай пить! Ты со своей системой у меня во где сидишь! – Марина показала Ивану где именно.
                - Вот, что и требовалось доказать! – Иван Васильевич обвел глазами всю компанию, -  быстрые и медленные всю жизнь находятся в состоянии войны! Одни постоянно поторапливают других, а те в ответ призывают успокоиться и расслабиться. Могут ли два человека с разными «скоростями» ужиться, если один член семьи чувствует себя, как в стае борзых, несущихся в погоне за зайцем, а другой, как та самая черепаха?
                Как сильно может раздражать человек, завтрак которого растягивается на час или два? Который моется в душе час и столько же сидит в сортире?  У меня дед, покойный, любил часами развязывать запутанную леску – рыбу удить не захочешь!  Смотрел на это с ужасом и тошнотой, а когда он перебирал золу из печки, выискивая несгоревший уголь, готов был его прибить, хотя и любил и ценил! Как тут не вспомнить Александра Македонского и Гордеев узел! Я, конечно не Македонский, но тоже разрубил бы узел. Мне просто в голову не пришло бы его развязывать!
                - А как же быть? Василич?  Что делать?
                - Наконец-то дождались нашего вечного вопроса! Не знаю, Витя что делать… Каждый приспосабливается по своему. Я лично за тридцать с лишним лет совместного жития вывел свою собственную доктрину: хочешь мира – терпи. Если любишь человека от него можно многое вытерпеть. Но надо и себе оказывать помощь в виде  психологической разгрузки. Например, я с Мариной по магазинам не хожу, особенно в огромные супермаркеты. Сижу в машине и жду. Она может находиться там часами, даже без копейки в кармане! Чтобы не лопнуть от злости и не попасть в психбольницу я читаю книги. У меня в машине целая библиотека. И серьёзные произведения, требующие внимательного чтения, что называется с карандашом в руках и легкое чтиво. Часто набрасываю планы новых рассказов, заготовки. Помогает здорово. Обо всём забываешь… А дома – компьютер! Сел в него и всё. Как на другой планете! Мир и покой!
                Зная ситуацию со сборами и опозданиями, о которых ты, Михалыч так образно рассказал, стараюсь никогда не совмещать свои планы с желаниями или планами Марины. Если я наметил что-то сделать – ухожу один и делаю. Самоё благоприятное для меня время – когда мы на даче. Там есть огромное поле деятельности, никак не пересекающееся с делами Марины. Разные комнаты. Она спит до одиннадцати, а я встаю в пять – шесть утра. Выхожу в сад, к сараю, к верстаку! Какая красота и покой! И она возится со своими цветами, моет и подметает с утра до вечера! Мы в параллельных мирах! Два телевизора. У меня новости или футбол, у неё сериалы. Красота… Полный консенсус!
                Трясучка начинается, когда надо сесть завтракать или обедать. Это единственное, что я никак не могу преодолеть… Собраться за столом, как решить бином Ньютона. Но и тут есть отдушина: Катька. Когда на даче внучка, а она с нами практически всё лето, мы с ней садимся за стол, не дожидаясь бабушку. Она приходит позже, под конец трапезы! Вот как-то так…
                - Василич!  Я тебя ещё больше зауважал! – Михалыч нервно вскочил, пролив чай на клеёнку, - не знаю, кто такой Бином этот,  я больше   матюком, хотя и это не помогает! Бешусь уже не знамо сколько лет! Всю кровь на воду перевёл! Но, видать помру от нервов: рассказов не пишу и книжки не читаю… Что ж мне делать?
                Не знаю. Советы давать – дело неблагодарное - могу только повторить слова Евангелия от Матфея (гл.7 ст7-8), где сказано:   «Ищите и обрящите; стучите, и отворят вам…»