Святыни и памятники Арля. Продолжение 4го дня

Аркадий Костерин
   Что приходит в голову петербуржцу моего поколения при упоминании французского города Арль? — Картины Ван Гога из собрания Эрмитажа: «Арльские дамы», «Арена в Арле», «Ночное кафе в Арле». Арль ассоциируется также с Провансом Альфонса Доде, знойным климатом, виноградниками, экзотической для нас французской кухней. Об Арле, как объекте паломничества я услышал совсем недавно, но зная, о древней и богатой истории этого города, с большим воодушевлением ожидал встречи со святынями. Хотя, первое впечатление от города удивило меня самого. — Увидев двухэтажные обшарпанные дома с выцветшими ставнями, простой, незамысловатый уличный быт, я подумал: «Так это же Луга!» И такое при этом возникло щемящее чувство родной провинции, что все последующие встречи со святынями и античными древностями не смогли развеять этой моей ностальгической симпатии.

   Остановилсь мы на неширокой и тенистой главной улице, у отеля с колоннами, похожего на провинциальный дом культуры, с громким названием «Юлий Цезарь». Было жарко — всё-таки 4 часа пополудни, но мы ощущали себя бодрыми и готовыми впитывать новые впечатления. Прошли метров 50 по боковой улочке и вышли на прекрасную старинную площадь. То, что площадь можно назвать старинной определяется её главным зданием — романским собором св. Трофима. Собор выстроен в 10 -12 веках, а основой его послужила церковь св. Стефана 5го века. Этот собор многократно упоминается в истории средневековой Европы, например здесь короновались императоры Фридрих Барбаросса и Карл 4й. Собор очень популярен благодаря Св. Трофиму, который считается одним 70 апостолов, про которых сказано в Евангелии от Луки: «После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…». Св. Трофим и стал первым городским епископом Арля ещё в 1 веке.

   В храме находятся две раки с мощами великих святых и мученников христианства. В первой раке пребывает честная глава основателя монашества — св. Антония Великого. Антний Великий не был первым отшельником, многие истово верующие люди и до него уходили в пустыню ища покаяния и чистой молитвы. Но Антоний стяжал такую великую благодать, которая стала известна всему миру, он получил дары мудрости, пророчества, исцеления больных. У него появились тысячи последователей, которые стали образовывать уединённые общины, пробразы известных нам сейчас лавр. Как бы далеко не уходил он в пустыню, но везде его находили последователи и люди жаждущие исцеления души и тела. Однако эти великие дары пришли к Антонию не случайно, а как награда за его истинную веру, стойкость перед чудовищными искушениями и бесовскими нападениями, за подвиги воздержания кротости и любви. Стойкость св. Антония стала примером для всех будущих подвижников и монахов. Она послужила также сюжетом для многих картин и литературных произведений.

   Св. Антоний родился в знатной коптской семье и был воспитан в твёрдых правилах веры. Потеряв в 20 лет родителей, он решил посвятить свою жизнь служению Богу. Раздав всё  имущество нуждающимся и пристроив к родственникам малолетнюю сестру, он отправился в пустыню. Здесь молодого подвижника ждали многочисленные и тяжёлые искушения. Бесы то соблазняли его похотью и богатством, то принимали вид страшных чудовищ и диких зверей. Не преуспев в искушениях они пытались взрастить у Антония тщеславие. Когда и это искушение было отвергнуто, они напали на отшельника и нанесли ему жестокие раны. Люди нашли его и, сочтя мёртвым, принесли в деревню, чтобы приготовить к погребению. Ночью он пришёл в себя и умолил друга снова отнести себя в пустыню. И тут Господь явил ему знамение. Преподобный увидел спускавшийся к нему с неба луч света и воскликнул: "Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?" Господь ответил: "Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире". После этого преподобный Антоний встал, чудесно исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет.

   Благословение Господне пребыло с Антонием на всём его дальнейшем пути (а умер он в возрасте 105 лет). В общей сложности, он пробыл в пустынях 85 лет и не повредили ему ни жара, ни голод, ни дикие звери, ни разбойники. Во время жутких гонений Максимиана, он вышел из затвора и отправился в Александрию, чтобы служить и помогать христианским мученникам. Но палачи не посмели его тронуть. В возрасте почти 100 лет св. Антоний по просьбе Афанасия Великого ещё раз прервал затворничество и отправился в Александрию, чтобы осудить арианский грех. Ариане распускали ложные слухи, что Антоний Великий поддерживает их ересь. Св. Антоний разоблачил и проклял ариан при всём стечении народа. Его авторитет и слава чудотворца оказали могучее воздействие на людей. После этого, почти невероятного для старца подвига, Антоний вернулся в пустыню и прожил там ещё 5 лет. Святой отошёл к Господу в 356 году.

   В другой раке находятся мощи св. Трофима, мощи св. жен-мироносиц: св. Марфы, св. Марии Иаковлевы, св. Марии Саломеи, мощи Урсулы, св. Анны и многих мучеников 4-7го веков. Мы прочитали молитвы и пропели тропари перед святынями. Нам было дано время для осмотра собора. Но мне не хотелось никуда уходить. Здесь, перед святынями мне было хорошо и покойно. Не хотелось от них удаляться, хотелось только стоять тут перед иконами и реликвиями и благоговейно внимать святым. Примерно такое же ощущение возникло у меня однажды в Бари перед мощами свт. Николая. Потом я почувствовал, что у меня как-будто открылось тут новое зрение. Стоя здесь на коленях у решётки и повторяя Иисусову молитву, я пытался понять тайну этого места. Возникло ощущение единения со святыми, чувство общения. Причём это чувство было различным перед ракой св. Антония  и перед второй ракой с мощами святых.

   Если проанализировать мои ощущения, то они представляли собой, как бы, свето-звуковую слитность, причём присутствовало чувство глубокой смысловой насыщенности этих образов. Смысловой образ перед главой св. Антония давал ощущение световой спирали и восходящего, усложняющегося звучания, и я определил бы его как «лествицу». Он символизировал путь святости, он был поучением и наставлением и, одновременно, молитвой за нас — ищущих путь. А образ, возникавший перед второй ракой был похож на купол или на сферу, и звучал как прекрасная, многоголосая симфония. Это был образ единения праведных в любви и совершенстве. Сколько я так простоял, не знаю, наверное, не очень долго. Потому что надо было уходить. Мы снова вышли на знойную площадь. Полюбовались на здание ратуши 17го века, сфотографировали обелиск посреди площади. И пошли к форуму.

   Надо сказать, что я шёл под зонтиком, и мне было не так жарко, как остальным. Но никто не жаловался, а напротив, в нашем движении чувствовалась искренняя заинтересованность и энтузиазм. Вот мы проходим мимо античного театра, который составлял в древности единый «комплекс развлечений» с местным колизеем. Театр представлял собой полукруглый стадион на 5 тысяч зрителей, сцену с колоннами и кровлей, ограниченную задней стеной. Сейчас на сцене сохранилась лишь пара колонн. В театре разыгрывались представления и драмы, а на арене цирка происходили бои гладиаторов. Позже здесь «театрализовано» мучили и убивали христиан.  Цирк представлял собой овальный стадион на 20 тысяч зрителей с полным набором вспомогательных помещений. Этот цирк является современником римского Колизея и построен он так же, только имеет 2 этажа галерей, а не 4. Он неплохо сохранился, таких целых памятников римских времён осталось немного. И мало того, тут продолжается жизнь в прежнем духе — здесь проводятся уникальные для Франции корриды.

   Постояв в почтении перед древностями и подумав над их историей, мы тронулись дальше по узким извилистым улочкам. Было ощущение, что здешняя жизнь мало изменилась за последние века. Вот перед нами хорошо сохранившиеся термы (римские бани), которым 2000 лет. Естественно, что стоят они на берегу реки. Я забыл сказать, что Арль всегда считался и был портовым городом, ведь он находится у дельты Роны. Рона здесь широка и красива, у набережной стоят пароходы. Полюбовавшись на речной простор, мы направились к кафе Ван Гога. Вот и знаменитое кафе. Оно узнаваемо, потому что реставрировано к тому виду, который запечатлел на своих картинах великий художник. Здесь я ещё раз задумался о великой загадке Ван Гога. Чем так привлекательны его картины? — Конечно, они ярки и необычны, но в этом ли дело? Мне кажется, что секрет кроется в неимоверной духовной напряжённости художника, которую он сумел непосредственно выплеснуть на свои холсты. Он всю жизнь искал Бога и трагично боролся с тёмными силами в своей душе. И по-моему, он побеждал их, большой кровью и ценой своего здоровья. Мне почти все его картины кажутся жизнеутверждающими...

   На этом наша экскурсия завершилась и нам предоставили час личного времени. Я с удовольствием, ещё раз, более внимательно, прошёл по нашему маршруту, осмотрел памятники со всех сторон и поснимал на память. Купил альбом «Прованс» на русском языке. Обнаружил ещё одну интересную церковь 12го века, прогулялся по берегу Роны, заглянул в кафе Ван Гога. А потом вернулся в прохладную ратушу, как раз вовремя. Через 10 минут мы уже сидели в своём родном автобусе и направлялись к месту очередного ночлега. Это был городок Валанс, который рассмотреть нам уже не удалось. Опять мы приехали на ночлег к 10 часам вечера. Позади был интересный и насыщенный день — 4й день путешествия...


   Июль 2015.