Глава 6. Дружба с луной …Раков Володя..про быт, про жизнь, судьбу и государство
6. 1. Дружба с луной, грёзы воплощения….
Часто, очень часто в ночной тиши , когда все дети давно спали Ваня заглядывался на луну. Ему бы-
ло удивительно от того , что есть ещё другая совершенно независимая, свободная от Земли и всего
того, что сопутствует , окружает её существование, отдельная, сама по себе, висящая будто в полёте
необъяснимо парящее в форме круга живое существо. Да, ему казалось она заснувшим живым, круг-
лым существом, умирающим чудищем в Аленьком цветочке. Она притягивала, манила таинственнос-
тью, он же смотрел не в силах оторвать взор от загадочно меняющегося блистающего диска, пони-
мая , что за великой далью искажается видимая истина, что свет отражает только большое отражение;
маленькие , догадывается просто не доходят до взора человека. Слишком велико расстояние, оно ви-
димо теряется в пространстве. При этом заснувший, холодный шар висит не поддаваясь ни каким по-
нятиям, ни каким решениям, никаким ответам. Загадка, почему и как она висит, не держится за что
нибудь и она есть и она существует, пусть омертвелая, как слыхал от взрослых не зависимая сама по
себе. И мелькают в детской головке догадки- мысли, что существует омертвелый шар- Луна, но сущест-
вует и живая Земля- шар, и верно много, много шаров существует и они все светятся и видны чело-
веческому взору в виде светящихся ярких точек и расстояние до них охватывает Ваню чувством ужа-
сной Бездны. И приходит понимание, что он маленькая, крохотная часть чего- то безраздельно велико-
го, частица этого, ведь он- же есть и существует. Преисполняясь значением таких глубоких понятий ,
уставший от глубины заключительных выводов, которые осознал в результате постоянно – сравните -
льной работы мысли, полный своего содержательного значения безмятёжно заснул сном счасливого
человека.
Ветер землю облетает, спит Луна и мы не знаем, что другая сторона тайной скрыта для землян. Ах,
Ваня, Ванечка, что тебя ждёт на родной планете, кем ты будешь, каким ты станешь, как ты дальше бу-
дешь жить, через что, какие испытания пройдёшь. Время беспристрастно , непреложно , за далью даль
даль, непреклонно его течение. Кто мы люди ? Искра в миру!? Искра во тьме ? Так преисполнимся све-
том его свечения , мы одни такие во Вселенной, мы должны понять свой Разум, может быть есть дру-
-45-
гие существующие интеллекты , наверняка ушедшие вперёд и мы не представляем для них сущеc-
твенного интереса. Мы находимся пока в средней стадии развития Всемирного интеллекта под ко-
довым значением ”вода”. Эра водного прохождения Времени . Эпоха водного прохождения времени,
представителями коей являемся и мы разумные люди , в которой мы почему- то считаем себя без-
прецедентно, обособленно от другой живой материи , главенствующими . Учёные специалисты знают,
для Природы мы все равны, у неё всё и все процессы едины и протекают органически гармонично,
какими- бы страшно- абсурдными не казались человечеству. И мы люди всего лишь составляющее
звено в её живом многообразии . Вот с этой точки зрения , предполагал строить отношения со всем
его окружающим в природе Ваня, детдомовец - Люльпанского детского дома.
6.2. Раков Володя.
Детдомовская планида, плавно, равномерно протекала под сенью опеки государства. На каждого ре-
бёнка оно тратило одиннадцать тысяч восемьсот рублей содержания в год. Сюда входило вся сово-
купность его жизнедеятельности: и материальное содержание и содержание обеспечения этого соде-
ржания. Всё, всё входило в реестр норм, выделенных на обеспечение , воспитание, отдых и лечение
на душу подопечного ребёнка. Да , это фактически узаконенная опека ребёнка государством . Благоро-
родный по сути акт , принятый государством в одностороннем порядке . Конечно это гуманно, достой-
но, не отвернулось , не покинуло маленьких, беспомощных своих сограждан в то неспокойное, пере-
ходное время. Ваня искренне уважал своего незримо большого помощника такого непритязательного
нетребовательного, который добровольно взял на себя обязательства по расходам на содержание, во-
спитание и обучение его маленького больного , беспомощного . Если рассудить то кому он был нуж-
ен, признав без утайки, без ложных сомнений, родные люди в которых верил , которых любил, кото-
рым был обязан, не нашли в себе силы , терпения и милосердия заниматься им , его воспитанием ,
покинули его, оставили , бросили одного в чистом поле. Грусть да тоска были спутниками мальчика ,
предательство и отчуждение опалило тёплое человеческое сердечко . Всякий человечек от рождения
хочет испытать благородные переживания, сполна окунуться в радостную купель разноцветного , ра-
дужного мира в который и появился по праву рождения и по смыслу этого мира должен сполна вы-
полнить функцию предназначения, а не вязнуть внутри себя и тонуть в окружении гиблого болота.
-46
Вот и Ваня повстречался, недоумевая величиной несуразности увиденного. К ним в детдом поступил
очень больной мальчишка – Раков Володя, очень маленького роста – почти – что карлик. На ногах не
ходил, страдал двенадцатипёрстной кишкой, к тому – же страдал астмой , сердечными приступами и
что ещё ужаснее , имел рак желудка . Всегда находился в положении сидя- лёжа, ходил и писался под
себя, потому как испытывая ужасные боли в этом своём омертвелом хозяйстве , в купе с нерабочей
поджелудочной железой веял запахом кала и мочи. Но странное дело он никогда не унывал ,не опу-
скался до степени первобытного животного как иные. Надо отметить Володя не по годам имел непо-
дражаемый , ясный , светлый ум, Ванюша только успевал поражаться его знаниям и эрудиции. Эта раз-
нополярность поражала всех окружающих. На все вопросы, что не спроси имелся ответ, причём очень
грамотно выраженный, подкреплённый непреложными истинами. Володька выражался как взрослый и
его за это уважали. Ване и другим несмышленым детям иногда казалось, что не “Рак” это говорит , а
кто – то другой, который в нём сидит. Ну откуда знать семилетнему ребёнку про звёзды, планеты и со-
звездия, объяснять как всё движется, по какому принципу и для чего и как живёт человек и другие
живые существа и много другого, необычно интересного про которое Ваня и дети не слыхивали и да-
же представить не могли. Потому и дали кликуху ” Профессор”, да и походил внешне очень на него.
Большие роговые очки, крупное туловище, тонкие как у лягушонка гнутые ножки , большая голова и
такие же огромные и выпученные глазища. Одет профессор всегда был в чёрный, отглаженный костюм
в какой никто уже не носил; пуговицы застёгивались в нём до подбородка наглухо, по бокам были
надшиты большие, накладные карманы, которые были набиты предметами о которых не имеет смысла
упоминать отдельно. Волосы необычайно жирные, густые зачёсывал назад и так походил на ночного
филина. Иногда Ваня ловил себя на том ,что это не семилетний мальчик , а переодетый взрослый кар-
лик. Вдобавок к тому рак страдал отдышкой и был горбат. Печальное зрелище представлял мальчиш-
ка на окружающих. Профессор знал много сказок и былин, наизусь рассказывал целые страницы из
книжек, которые просили рассказать в ночное после “отбоя” время. И когда воспитателя, уложив де-
тей в постель покидали их до утра и они оставались одни без присмотра и защиты, это было что- то.
Наступала звенящая тишина и профессор загадочным голосом на память излагал целые страницы про-
читаного . Было ощущение, не человек говорит , а радио . Пацанам содержимое рассказов как больно-
-47-
ному припарка. Дети затихали слушая чью- то складную речь, не вникая в начинку, рассказы- то пи-
сались для взрослых, семилетним были не очень понятны, всё знали об этом и были рады , что кто-
то заботится в страшное, ночное время и не надо думать, переживать своё наболевшее, можно слад-
ко заснуть под звуки монотонной , взрослой речи. Маленьким брошенным очень важно чьё- то учас-
тие, чью- ту заботу о нём особенно в ночное время , когда остаёшься один на один , проваливаясь в
смуту бесхозного смутного времени тьмы. Ребёнок видевший насилие одного человека над другим,
пораженный парадоксом действия не в силах дать правильную оценку, тянется желая испытать это
ощущение ещё раз в следствии извечного человеческого любопытства, которое востребовано разу-
мом. И если это повторяется , то неискушённый разум приобретает вредный его натуре действенно-
практический опыт. И если другой альтернативы нет, то виданное, переработанное разумом оставляет
глубокую борозду в памяти, как подобие опыта. Ведь человек разумный , это субъективный интеллект,
его всегда тянет проигрывать те переживания, те ощущения , которые затронули , взбудоражили его
мозг. Помимо своей воли в голове мелькают кадры- картинки ранее испытанных острых ощущений и
только затем, через многократный проигрыш событий приходит нужная установка значений , пройден-
ного негативного опыта. Отсюда не бросайте своих детей ни в ночное , ни в дневное время, контро-
лируйте всюду и всегда, убирайте вовремя образовавшиеся засоры, чтобы маленький человечек смело
мог смотреть в глаза , не прятал, не изворачивался наизнанку , не врал вдогонку своей совести , приду-
мывая хитросплетения ему выгодных домыслов . Всё одно это просматривается зрелой , опытной голо-
вой проницательного разума, поднаторевшего ума. Всё одно эта ложь проявляется в повторах проиг-
ранных вариантов и видна по сюжету правдоподобия , так как проигрывается лжецом, чтобы ещё раз
убедить себя и других, что она выглядит правдоподобно искренне, причём даже самый неверующий
и сомневающийся в заключении лжеца меняет своё отношение и начинает сомневаться в правдопо-
добности своих - же домыслов. Высший пилотаж, вот и родился ещё один лицемер и пройдоха.
Это закономерная цепочка , малодушие прокладывает дорожечку привычке, а та ведёт ко лжи , зачем
копаться в прожитых поступках, в сомнениях гулять ночной тропой и жечь репей души своей лучист-
ой ,закрыть на веки совесть на покой. Сложно, не каждый справится с угнетающей тяжестью навис-
шей над тобой беды , не всегда во время схватишь за узды разъедающую чёрную ЛОЖЬ. У неё один
-48-
видимый конец - это то, что она оставляет свой след в человеческом опыте памяти знаний , форми-
рует неверные толкования памяти поступков , человек с детства живёт полагая до старости в сцена-
рии ложных толкований своего вымышленного опыта как случилось с сестрой Галей, Раей и конечно
но же с Зоей . Как продумывал ранее Ваня их участие в его скверной жизни , причины побудившие
так поступать, относится и думать про него выходили с участием родителей, которые не ведали , что
творили. Тёмные, неграмотные люди, порождают невежественные , незрелые поступки, дальше потреб-
ности живота мало чего видят, вот и властвуют в них животные законы жизни, ослабевают родствен-
ные узы, каждый отсечённый узел- человек срастается с таким – же, похожим на него , оплетается па-
мятью прошлого , живут в сценарии памяти прошлого. Ваня продумал этот расклад и пришёл к выво-
дам самостоятельно, а помог ему в том не ведая того Володя. Своим самоотверженным , мужествен-
ным поведением к обступившим его невзгодам и бедам профессор наложил большой отпечаток в
нужное русло , дотоле сомневающийся Ваня утвердился в выборе.
Володя выражал свою мысль всегда прямо и честно , без обвиняков не взирая на лица, говорил от-
крыто , смело глядя в глаза правду, какой бы она ни была, иной раз Ваня в испуге жмурил глаза, бо-
ясь за его смелость ; а тому хоть бы что, ни тени сомнения , ни тени испуга. Смелый какой ни капель-
ки испуга, вот бы мне так и уважал того за это и укреплялся в своих утверждениях на примере силь-
ного , верного ума. И то верно исходил от него какой- то невидимо острый импульс, весь облик выра-
жал чистую ясность , а голос звонкую мысль ; слушающий замирал от ясности, чёткости речи, не смел
пикнуть возразить, ему казалось , что это не профессор говорит , а кто- то другой, который находится в
нём . При этом глазище выкатывались наружу, зрачки магически мерцали , от них невозможно было
оторвать взор , они гипнотически действовали на окружающих людей. Ваня разом терял самооблада-
ние, бледнел и наполняясь чувством тревоги пытался уклонится , уйти от сверлящего кошмаром взора.
Но голова давала сбой и что- то внушало ему остаться и дослушать до конца и верно Володя гово -
рил, вещал чистым дикторским голосом “ из радио” такие примечательные откровения , что у слушав-
щих кровь стыла в головах , а сердце , учащаясь готово выпрыгнуть из груди. После такого короткого
выступления - эссе которые потупившись словно побитые смывались прочь, которые разинув рты не
могли осмыслить праведную речь , раннее презираемого профессора ; но поняв , что столкнулись с
чем- то необычно сильным, грозным, в страхе отупения отступали подобно скулящей собаки и это
-49-
обстоятельство создавало некое шоу, как сейчас выражаются , создавало абвиатуру таинства и было
так притягательно, что Ванюша в восхищении следовал , прислушивался , воочию узнавая новые чер-
ты мира. Огромные черного оттенка антрацитовые глазища притягивали как будто окружающий мир,
черпая из него нужные факты и знания , передавали мозгу информацию, тот живо перерабатывал его
и верстая выдавал в нужном формате языком знакомого диктора. Это ли не была вершина человече-
ского гения, которое отобразилось в больном мальчике, а то Ваня думал , что только он один спосо-
бен на осмысление картины мира, ан нет , есть ещё более способный, рассудительно - хладнокровный
ум, да ещё какой силы и от этого стало стыдно за себя, за свою гордыню и особенность. Иногда в пы-
лу откровения профессор переходил на свой обычный говор и всё равно дети и воспитателя , обступи-
шие его затихали , c чувством вины опускали глаза, прятали их. Он был как укор судьбы, был выше в
своём достоинстве. Вот как нужно доносить истину , вот как надо стоять за правду подумалось Ване,
так он не сможет , Володя откуда- то что- то знает , начитался с измала всего подряд , а Ваня только,
только научился читать по слогам. В детстве отбили ему голову на совесть, чуть сложнее, больше умст-
веной нагрузки голову застилает туман, тянет ко сну, а того на руках носили, все пожелания исполняли,
отец- то Володи являлся вторым секретарём чего- то там важного, а его кто?
Умнющий Володя болел раком желудка, страдал несварением , двенадцатипёрстной кишкой и
всякий раз для опорожнения делали промывание, клизму проще. Ваня поражался стойкому терпению
с каким тот переносил неудобные , постыдные действия , переживая за его достоинство, а тому хоть
бы хны, что естественно, то не безобразно бравировал тот . Не понять было этого наивно- прямодуш-
ному Ванюше этих действий , понятий . Володя часто страдал от спазм и удуший , но боролся , пытал-
лся выжить; сердечные приступы доводили до инфарктов, всё знающие взрослые шептались меж со-
бой не выживет, не жилец . Да и сам профессор заявлял изнывающим от любопытства ребятам , глядя
страшным провалом своих бездонных глаз, что ему осталось жить немного, скоро, скоро уйду от Вас,
от всего этого. Ребятня, Ваня замирали, жмурясь от страха, разом , забывая про всё притихали. Не сразу
доходил смысл сказанного профессором слов , поражая усилием магии тайны . Володя слыл непрере-
каемым авторитетом среди воспитанников Люльпанского детдома и когда скончался после операции
на сердце , Ваня долго ощущал , что лишился чего- то значительного, важного.
-50-
Ведь он такого- же склада характера как у ушедшего Ракова Володи ”профессора”. Уважая его окру-
жающие считались с особенностями Ванюши, принимали всерьёз, прислушивались не насмехаясь пос-
кольку был пример такого – же , но более сильного ума. Уважая профессора , дети уважали и певчего,
так прозвали Ванюшу за его прямоту, верность и смелость . Только в обществе заметил мальчишка
больше уважают кто ярче блестит, Володя как раз блистал этим качеством. Конечно- же позже понял
всю сложность и подоплёку феномена изумлённого восхищения ребят к Володе, а пока вместе с чу-
вством зависти, восхищения и подражания у него болела и страдала душа за умного, смелого, ничего
не боящегося ,так рано некстати ушедшего “ Профессора”. Не стало Володи и Ваня опять стал открыт
и доступен для насмешек и издевательств наглых, нахрапистых негодяев. Прямой , наивный , прямоли-
нейный и скромный мальчик не питал склонности вариаций лицемерия и вытекающей , наигранной
лжи. Не спрашивая оторвали от дома, от родины, поместили- забросили в детский дом , но он продол-
жал жить ещё той прежней ,”счастливой” несмотря ни на что жизнью , не мог привыкнуть к чужой
стороне. Он был один, а они все как все , не понимал ни их радости, ни печали, не принимал в прав-
де их слёзы , рыдания , горести и печали , считая , что они не стоят того и значит лгут лицемерят. Сме-
шными казались их стремления, интересы, убогими, глупыми цели, волнения, наигранным ненастоящим
чистым снегом по зиме , тот чище в дни. Научён слава богу мальчишка луной , обучён слава плоту
любимой землёй, мама, папа , спасибо, родили звезду , мальчик любит Россию , значит любит страну,
вот какое случилось, вот какая любовь, сердце малое в радость, обжигается вновь , да болезнь та от
света , тех далёких времён , да болезнь та от света тех великих имён , ни чего не жалея , ни кого не
кленя, зажигается веерем, дух эпохи ловя ; Вы хотели быть Данте , он желал, но не мог, свою жизнь на
пригоршне мог отдать, да не … . Яркие картинки, сжигающего себя человека мелькали в заброшенном
пульсирующем мозгу Ванечки. От них ему становилось тревожно и хорошо, дрожа тщедушным телом,
в горячке испарины мелкой дрожи, уходил в сторонку от людей и где ни- будь на отшибе пел звонко-
звонко, не страшась быть услышанным песни легендарного “флэша”. Пустив “пар” души, умиротворен-
ным возвращался в детдомовский “кич”, снисходительно вливаясь в “ раздолбай” “общяка”, участвовал
во всех играх, проявляя способности , приводил сверстников в восхищение – зависть; откуда , что появ-
лялось и взять- то было не откуда . Но в игрищах Ванюша освобождался от зависимости тяготевшей
доли, чувствуя частицей процесса , в которой на первый план выходили настоящие ”пацаньичи”
-51-
Достоинства; а не то, что сидеть втихаря в уголке подвязанным платочком в горошек , усердно корпя
над слащавой вышивкой Мальвины в мулине , ЗАТЕМ продавать в ассорти и в розницу родных и
близких ему , её людей . Ваня же напротив сестре не сидел втихаря у ног алтаря, не смотрел пре-
дано в глазки царю, не юлил и вину на других не валил ; он был самим собой , как мог терпел, не
был ещё горой, ещё не жёг свои мосты и не ходил гулять в Кресты , всё это впереди, пока он жёг
свои МЕЧТЫ.
6.3. Про жизнь, про быт, . . .про звёзды, про….
Необходимый жизненный опыт позаимствовал наш Ваня у Ракова , который послужил примером
стойкости, мужества, достоинства - не унывать не смотря ни на что, не пасовать перед трудностями,
не отступать перед сложившимися невзгодами. Во истину пример жизненной позиции, пример без-
заветно- смелого и честного отношения к людям, к жизни, к окружающему миру оставило неизглади-
мый след в душе мальчишки, потом далее в ситуациях по всякому возвращался и возвращался для
веры , для сверки, для света , для лета, ведь частью мерцания звёздного следа Володя ему послужил.
Во истину до самой смерти "профессор” не пасовал, не показывал горести, являлся примером челове-
ческой гордости и достоинства, пытался правдиво и честно смотреть в будущее , открыто , прямо шёл
по жизни, но время неумолимо, жаль с него получился – бы самый настоящий человек. В этом малень-
ком, недвижимом человечке заложена была большая истина, шёл верно по пути её познания. Но “рак”
ушёл от них как выражался к звёздам, в образе ангела. Неизгладимый след оставил в памяти правиль-
ный , уравновешенный мальчик.
Его привезли из Йошкар - олинской поликлиники, обмыли, одели в тот – же строгий костюм - френч,
положили в гробик и похоронили всем детским домом на местном деревенском кладбище . Долго,
долго- долго вспоминали дети благородного Володю, Ваня же оставил в памяти след мужественного
терпения , здравой рассудительности , холодной логики . Ростки таких качеств верно легли в благодар-
ную чистую душу , затем впоследствии вылились в достойные, благородные дела и поступки. Свойства
“профессора” нашло выход не тушеваться ни при каких обстоятельствах , находить решения в самых
непредвиденных ситуациях, положениях, не пасовать , НЕ ТРУСИТЬ ,пытаться действовать хладнокровно,
и как ни странно- расчётливо. Вот где и откуда заложились свойства хладнокровной самоорганизации,
самоотречения всё во благо настоящего, нужного , общего дела, не взирая на преграды, даже ценою
-52
собственной жизни . Молите бога лицемеры из будущего , чтобы хватило запала храброму мальцу до-
йти с не испачканной , не испоганенной душой до тех знаменательных , знаковых событий , которые по
силе значения заряда опасности и беды многого стоит.
6.4.Призрачные надежды и рассуждения в тиши….
Ах, Володя, Володя , нет там ничего, не надейся , не ищи , не найдёшь, ибо ты умер, а до смерти ты
надеялся, тешил себя иллюзией , иного тебе в твоём “положении” не представлялось значительным.
Это то последнее на что обращает свой взор слабый , немощный человек. Это то, чем тешит себя ал-
кающий надежду и кажется ему, что за ней откроются незримые дороги рая или что- то такое , что
в диковинку снилось всю жизнь, иначе теряется смысл. Не ведал тело умрёт для жизни на Земле, да
части будут ещё жить ещё какое- то время, да без духа, покинувшего своего властителя будет служить
кормом для живого , безмозглого , природе всё едино. Она и бог и властелин для всех и вся , для
живых и не живых, без неё всё фитиш , мы часть её. Не нам выдумывать , хулить и славить , она без
нас и в нас. В глазах ещё живого прочитал Ваня надежду вперемешку с тихой грустью, необратимос-
ти какой- то тайны , теплившейся воистину ангельским неземным блеском ожидания. Что там за чер-
той , за горизонтом жизни в смерти? Мальчик ловил себя на доводе проверить, убедиться в присутс-
твии духа в теле , живого пока ещё и куда- же он улетает, ведь он отчётливо увидел, прочитал в томи-
тельно- ожидаемом отблеске глазищ тихое , умиротворённое отражение. Может Володька увидел его
отражение, ишь как счастливо, умилённо смотрел , не отрываясь ввысь , шептал . Не верилось , что тело
улетучивается на девятый день, этот абсурд не укладывался в неугомонном любопытстве ; в конце
концов победила истина, которую подсказала мудрая Природа. Тому причиной верное убеждение, что
всё живое на Земле умирая далее не живёт в прежнем теле, разлагается, переходит в другое, точно
и наверняка умыслил , утолив жгучее любопытство мальчуган . Потому путанные , неубедительные рас-
суждения об действующих на земле законов природы не увязывались в стройную картину правды со-
творения мира и летающие где- то в небесах души- тела не укладывались в здравый, пытливый ум.
… верно есть обьяснения правильные и природа ближе к понятию человеческого разума. Мёртвым -
мёртвое , живым – живое и про души усопших , ведь тоже говорит сам человек, нет- нет , всё не так ,
всё гораздо сложнее и гораздо ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ, а иначе по разумению писанного, убил человека, раз-
богател, раскаялся , живи в миру , благоденствии; вона сколько поубивали, сказывают люди и хоть бы
-53-
хны. На примере Володиной жизни этот здравый отсвет склонил сомневающийся ум поверить при-
роде, ведь он - то жив и есть у него время окончательно понять связь жизни и смерти и что стоит
промеж них и решить в конце концов самый значимый вопрос- во имя чего мы человеки пришли
в мир Природы. Вот что волновало, будоража величием цели. Безбожник , Вы верно подумаете рас-
тёт, нет как всякий пытливый ум малый верил и принимал за веру всякое , что достойно его внима-
ния и к этому пришёл путём сложившихся обстоятельств , в какое вовлекло и ПРИОБЩИЛО действу-
ющее объединение сообщества людей.
-54-