***

Виктор Перфилов
Глава  6. Дружба  с  луной …Раков  Володя..про  быт, про  жизнь, судьбу  и  государство
         
           6. 1. Дружба  с  луной, грёзы  воплощения….
    Часто, очень  часто  в  ночной  тиши , когда  все  дети  давно  спали  Ваня  заглядывался  на  луну. Ему  бы-
ло  удивительно  от  того , что  есть  ещё  другая  совершенно  независимая, свободная  от  Земли  и  всего
того, что  сопутствует , окружает  её  существование, отдельная, сама  по  себе, висящая  будто  в  полёте 
необъяснимо  парящее  в  форме  круга  живое  существо. Да, ему  казалось  она  заснувшим  живым, круг-
лым  существом, умирающим  чудищем  в  Аленьком  цветочке. Она  притягивала, манила  таинственнос-   
тью, он  же  смотрел  не  в  силах  оторвать  взор  от  загадочно  меняющегося  блистающего  диска,  пони-
мая , что за  великой  далью  искажается  видимая  истина, что  свет  отражает  только  большое отражение; 
маленькие , догадывается  просто  не  доходят  до  взора  человека. Слишком  велико  расстояние,  оно  ви-
димо  теряется  в  пространстве. При  этом  заснувший, холодный  шар  висит  не  поддаваясь  ни  каким  по-
нятиям, ни  каким  решениям, никаким   ответам.  Загадка, почему  и  как  она  висит, не  держится  за  что
нибудь  и  она  есть  и  она  существует, пусть  омертвелая, как  слыхал  от  взрослых  не  зависимая  сама  по
себе. И  мелькают  в  детской  головке догадки- мысли, что  существует  омертвелый  шар- Луна, но  сущест-
вует  и  живая  Земля- шар, и  верно  много, много  шаров  существует  и  они  все  светятся  и  видны  чело-   
веческому  взору  в  виде  светящихся  ярких  точек  и  расстояние  до  них  охватывает  Ваню  чувством  ужа-
сной  Бездны. И приходит  понимание, что  он  маленькая, крохотная  часть  чего- то  безраздельно  велико-
го,  частица  этого, ведь  он- же  есть  и  существует. Преисполняясь  значением  таких  глубоких  понятий ,
уставший  от  глубины  заключительных  выводов, которые   осознал  в  результате   постоянно – сравните -
льной  работы  мысли, полный  своего  содержательного  значения  безмятёжно  заснул  сном  счасливого
человека.
   Ветер  землю  облетает, спит  Луна  и  мы  не  знаем, что  другая  сторона  тайной  скрыта  для  землян. Ах,
Ваня, Ванечка, что тебя  ждёт  на  родной  планете, кем  ты  будешь, каким  ты  станешь, как  ты  дальше  бу-
дешь  жить, через  что, какие  испытания  пройдёшь. Время  беспристрастно ,  непреложно , за  далью  даль
даль, непреклонно  его  течение. Кто  мы  люди ? Искра  в  миру!? Искра  во  тьме ? Так преисполнимся  све-
том  его  свечения , мы  одни  такие во  Вселенной, мы  должны   понять  свой  Разум, может  быть  есть дру-
-45-
гие  существующие  интеллекты , наверняка  ушедшие  вперёд   и  мы  не  представляем  для  них  сущеc-
твенного  интереса. Мы  находимся  пока   в  средней  стадии  развития  Всемирного  интеллекта   под  ко-
довым  значением ”вода”. Эра  водного  прохождения  Времени . Эпоха  водного  прохождения  времени,
представителями  коей  являемся  и  мы  разумные  люди , в  которой  мы  почему- то  считаем   себя  без-
прецедентно, обособленно  от  другой  живой  материи , главенствующими . Учёные  специалисты  знают,
для  Природы  мы  все  равны, у  неё  всё  и  все  процессы  едины  и  протекают  органически  гармонично,
какими- бы  страшно- абсурдными  не  казались  человечеству. И  мы  люди  всего  лишь  составляющее
звено  в  её  живом  многообразии . Вот  с  этой  точки  зрения , предполагал  строить  отношения  со  всем
его  окружающим  в  природе  Ваня, детдомовец - Люльпанского  детского  дома.
6.2. Раков  Володя.
   Детдомовская  планида, плавно, равномерно  протекала  под  сенью  опеки  государства. На  каждого  ре-
бёнка  оно  тратило  одиннадцать  тысяч  восемьсот  рублей  содержания  в  год. Сюда  входило  вся  сово- 
купность  его  жизнедеятельности: и  материальное  содержание  и  содержание  обеспечения  этого  соде-
ржания. Всё, всё  входило  в  реестр  норм, выделенных  на  обеспечение ,  воспитание, отдых  и  лечение 
на  душу  подопечного  ребёнка. Да , это  фактически  узаконенная   опека  ребёнка  государством . Благоро-
родный  по  сути  акт , принятый  государством  в  одностороннем  порядке . Конечно  это  гуманно, достой-
но, не  отвернулось  , не  покинуло  маленьких, беспомощных   своих  сограждан  в  то  неспокойное, пере-   
ходное  время. Ваня  искренне  уважал  своего  незримо  большого  помощника  такого  непритязательного
нетребовательного, который  добровольно  взял  на  себя  обязательства  по  расходам  на  содержание, во-   
спитание  и  обучение  его   маленького  больного , беспомощного  . Если  рассудить  то  кому  он  был  нуж-
ен, признав  без  утайки, без  ложных  сомнений, родные  люди  в  которых  верил , которых  любил, кото-
рым   был  обязан, не  нашли  в  себе  силы , терпения  и  милосердия  заниматься  им , его  воспитанием , 
покинули  его, оставили , бросили  одного  в  чистом  поле. Грусть  да  тоска  были  спутниками  мальчика ,
предательство  и  отчуждение  опалило  тёплое  человеческое  сердечко . Всякий  человечек  от  рождения
хочет  испытать  благородные  переживания, сполна  окунуться  в  радостную  купель  разноцветного , ра- 
дужного  мира  в  который  и  появился  по  праву  рождения  и  по  смыслу  этого  мира должен  сполна  вы-
полнить  функцию  предназначения, а  не  вязнуть  внутри  себя  и  тонуть  в  окружении  гиблого  болота. 
-46
Вот  и  Ваня  повстречался, недоумевая  величиной  несуразности  увиденного. К  ним  в  детдом  поступил
очень  больной  мальчишка – Раков  Володя, очень  маленького  роста – почти – что  карлик. На  ногах  не 
ходил,  страдал  двенадцатипёрстной   кишкой, к  тому – же  страдал  астмой , сердечными  приступами  и
что  ещё  ужаснее , имел  рак  желудка . Всегда  находился  в  положении  сидя- лёжа, ходил  и  писался  под
себя, потому  как  испытывая  ужасные  боли  в  этом  своём  омертвелом  хозяйстве , в  купе  с  нерабочей
поджелудочной  железой  веял  запахом  кала  и  мочи. Но  странное  дело  он  никогда  не  унывал ,не  опу-
скался  до степени  первобытного  животного  как  иные. Надо  отметить  Володя  не  по  годам  имел  непо-
дражаемый , ясный , светлый  ум, Ванюша  только  успевал  поражаться  его  знаниям  и  эрудиции. Эта  раз-
нополярность   поражала  всех  окружающих. На  все вопросы, что  не  спроси  имелся  ответ, причём  очень
грамотно  выраженный, подкреплённый  непреложными  истинами. Володька  выражался  как  взрослый  и
его  за  это  уважали. Ване  и другим  несмышленым   детям  иногда  казалось, что  не “Рак” это  говорит , а 
кто – то  другой, который  в  нём сидит. Ну откуда  знать  семилетнему  ребёнку  про  звёзды, планеты  и  со-
звездия, объяснять  как  всё  движется, по  какому  принципу  и  для  чего  и  как  живёт  человек  и   другие 
живые  существа  и много  другого, необычно  интересного  про  которое  Ваня  и дети  не  слыхивали  и  да-
же  представить  не  могли. Потому  и  дали  кликуху ” Профессор”, да  и  походил  внешне  очень  на  него. 
   Большие  роговые  очки, крупное  туловище, тонкие  как  у  лягушонка  гнутые  ножки , большая  голова  и
такие  же  огромные  и  выпученные  глазища. Одет  профессор всегда  был в чёрный, отглаженный  костюм 
в  какой  никто  уже  не  носил; пуговицы  застёгивались  в  нём  до  подбородка  наглухо, по  бокам  были
надшиты  большие, накладные карманы, которые  были  набиты  предметами о  которых не  имеет  смысла
упоминать  отдельно. Волосы  необычайно  жирные, густые  зачёсывал  назад  и  так  походил  на  ночного
филина. Иногда  Ваня  ловил себя  на  том ,что  это  не  семилетний  мальчик , а переодетый  взрослый  кар- 
лик. Вдобавок  к  тому  рак  страдал отдышкой  и  был  горбат. Печальное  зрелище  представлял  мальчиш-
ка  на окружающих. Профессор  знал  много  сказок  и  былин, наизусь  рассказывал  целые  страницы  из
книжек, которые  просили  рассказать  в  ночное  после  “отбоя”  время.  И  когда  воспитателя, уложив  де-
тей  в  постель  покидали  их  до  утра  и  они  оставались  одни  без  присмотра  и защиты, это  было  что- то.
Наступала  звенящая  тишина  и профессор  загадочным  голосом на память  излагал целые  страницы  про- 
читаного . Было  ощущение, не  человек  говорит , а  радио . Пацанам  содержимое  рассказов как  больно-
-47-
ному  припарка. Дети  затихали  слушая  чью- то  складную  речь, не  вникая  в  начинку, рассказы- то  пи-
сались  для  взрослых, семилетним  были  не  очень  понятны, всё  знали  об  этом  и  были  рады , что  кто-
то  заботится  в страшное, ночное  время  и  не  надо  думать, переживать  своё  наболевшее, можно  слад- 
ко  заснуть  под  звуки  монотонной , взрослой  речи. Маленьким  брошенным  очень  важно  чьё- то  учас-
тие, чью- ту  заботу  о  нём  особенно  в  ночное  время , когда  остаёшься  один на  один , проваливаясь  в 
смуту  бесхозного  смутного  времени  тьмы.  Ребёнок  видевший  насилие  одного  человека  над  другим,
пораженный  парадоксом   действия  не  в  силах  дать  правильную  оценку, тянется  желая  испытать  это
ощущение  ещё  раз  в  следствии  извечного  человеческого  любопытства, которое  востребовано  разу-
мом. И  если  это  повторяется , то  неискушённый  разум  приобретает  вредный  его  натуре  действенно- 
практический  опыт. И если  другой  альтернативы  нет, то  виданное, переработанное  разумом  оставляет
глубокую  борозду  в  памяти, как  подобие  опыта. Ведь  человек  разумный , это  субъективный  интеллект,
его  всегда  тянет  проигрывать  те  переживания, те  ощущения ,  которые  затронули , взбудоражили  его 
мозг. Помимо своей  воли  в  голове  мелькают  кадры- картинки  ранее  испытанных  острых  ощущений  и 
только  затем, через  многократный  проигрыш  событий  приходит  нужная  установка  значений , пройден- 
ного  негативного  опыта. Отсюда  не  бросайте  своих  детей  ни  в  ночное , ни  в  дневное  время, контро-
лируйте  всюду  и  всегда, убирайте вовремя  образовавшиеся  засоры, чтобы  маленький  человечек  смело
мог  смотреть  в  глаза , не  прятал, не изворачивался  наизнанку , не  врал  вдогонку  своей  совести , приду-
мывая  хитросплетения  ему  выгодных  домыслов . Всё одно  это  просматривается  зрелой , опытной  голо-
вой  проницательного  разума, поднаторевшего  ума. Всё  одно  эта  ложь  проявляется  в  повторах  проиг-
ранных   вариантов  и  видна  по сюжету  правдоподобия , так как  проигрывается  лжецом, чтобы  ещё  раз
убедить  себя  и  других, что  она  выглядит  правдоподобно  искренне, причём  даже  самый  неверующий   
и  сомневающийся  в  заключении  лжеца   меняет  своё  отношение  и  начинает  сомневаться  в правдопо-
добности  своих -  же  домыслов. Высший пилотаж, вот  и  родился  ещё  один  лицемер  и  пройдоха. 
Это  закономерная  цепочка , малодушие  прокладывает  дорожечку  привычке, а та  ведёт  ко лжи , зачем   
копаться  в  прожитых  поступках, в  сомнениях  гулять  ночной  тропой  и  жечь  репей  души своей  лучист-   
ой ,закрыть  на  веки  совесть  на  покой. Сложно,  не  каждый  справится  с  угнетающей  тяжестью  навис-
шей  над  тобой  беды , не  всегда  во  время  схватишь  за  узды  разъедающую  чёрную  ЛОЖЬ.  У неё  один
-48-
видимый  конец - это  то,  что  она  оставляет  свой  след  в  человеческом  опыте  памяти  знаний , форми-
рует  неверные  толкования  памяти  поступков , человек  с  детства  живёт  полагая  до  старости  в  сцена-
рии  ложных  толкований  своего  вымышленного  опыта как  случилось  с  сестрой  Галей, Раей  и  конечно
но  же  с Зоей . Как  продумывал  ранее  Ваня  их  участие  в  его  скверной  жизни , причины  побудившие
так  поступать, относится  и  думать  про  него  выходили  с  участием  родителей, которые  не  ведали , что   
творили. Тёмные, неграмотные  люди, порождают  невежественные , незрелые  поступки, дальше  потреб- 
ности  живота  мало  чего  видят, вот  и  властвуют  в  них  животные  законы  жизни, ослабевают  родствен- 
ные  узы,  каждый  отсечённый  узел- человек  срастается  с  таким – же, похожим  на  него , оплетается  па-
мятью  прошлого , живут в  сценарии  памяти  прошлого.  Ваня  продумал  этот  расклад  и  пришёл  к  выво-
дам  самостоятельно, а  помог  ему  в  том  не  ведая  того  Володя. Своим  самоотверженным , мужествен-
ным  поведением  к  обступившим  его  невзгодам  и  бедам  профессор  наложил  большой  отпечаток  в 
нужное  русло , дотоле  сомневающийся  Ваня  утвердился  в  выборе.
    Володя  выражал  свою мысль  всегда  прямо  и  честно , без  обвиняков  не  взирая  на  лица, говорил  от-
крыто , смело  глядя  в  глаза  правду, какой  бы  она  ни  была, иной  раз  Ваня  в  испуге  жмурил  глаза, бо-
ясь  за  его  смелость ; а  тому  хоть  бы  что, ни  тени  сомнения , ни  тени испуга. Смелый  какой  ни  капель- 
ки  испуга, вот  бы  мне  так  и  уважал  того  за  это и  укреплялся в  своих  утверждениях  на  примере  силь-
ного , верного  ума. И  то   верно  исходил  от  него  какой- то невидимо  острый  импульс, весь облик  выра-
жал  чистую  ясность , а  голос  звонкую  мысль ; слушающий  замирал  от  ясности, чёткости  речи, не  смел
пикнуть  возразить, ему  казалось , что  это  не профессор  говорит , а  кто- то  другой, который  находится  в
нём . При  этом  глазище  выкатывались  наружу, зрачки  магически  мерцали , от  них  невозможно  было
оторвать  взор , они  гипнотически  действовали  на  окружающих  людей. Ваня  разом  терял  самооблада-
ние, бледнел  и  наполняясь  чувством  тревоги  пытался  уклонится , уйти  от сверлящего  кошмаром  взора.
Но  голова  давала  сбой  и  что- то  внушало  ему  остаться  и  дослушать  до  конца  и  верно  Володя  гово -
рил, вещал  чистым  дикторским  голосом “ из  радио” такие  примечательные  откровения , что  у  слушав-
щих  кровь  стыла  в  головах , а  сердце , учащаясь  готово  выпрыгнуть  из  груди. После  такого  короткого
выступления - эссе  которые  потупившись  словно  побитые  смывались  прочь, которые  разинув  рты  не
могли  осмыслить  праведную  речь , раннее  презираемого  профессора ; но  поняв , что  столкнулись  с 
чем- то  необычно  сильным, грозным, в  страхе  отупения  отступали  подобно  скулящей  собаки  и  это
-49-
обстоятельство  создавало  некое  шоу, как  сейчас  выражаются , создавало  абвиатуру  таинства  и  было
так  притягательно, что  Ванюша   в   восхищении  следовал , прислушивался , воочию  узнавая  новые  чер- 
ты  мира. Огромные  черного  оттенка  антрацитовые  глазища  притягивали  как будто  окружающий  мир,
черпая  из  него  нужные  факты  и  знания , передавали  мозгу информацию, тот  живо  перерабатывал  его
и  верстая  выдавал  в  нужном  формате  языком  знакомого  диктора. Это ли  не  была  вершина  человече-
ского  гения, которое  отобразилось  в  больном  мальчике, а  то  Ваня  думал , что  только  он  один  спосо-
бен  на  осмысление  картины  мира, ан  нет , есть  ещё  более  способный, рассудительно - хладнокровный
ум, да  ещё  какой  силы  и от  этого  стало  стыдно за  себя, за  свою гордыню и  особенность. Иногда  в  пы-
лу  откровения  профессор  переходил  на  свой  обычный  говор и  всё  равно дети и воспитателя , обступи-
шие его  затихали , c  чувством  вины  опускали  глаза, прятали  их. Он  был  как укор  судьбы, был  выше  в
своём  достоинстве. Вот  как  нужно  доносить  истину , вот  как  надо  стоять  за  правду  подумалось  Ване,
так он  не сможет , Володя  откуда- то  что- то  знает , начитался  с измала  всего подряд , а  Ваня  только,   
только  научился  читать  по слогам. В детстве  отбили  ему  голову на  совесть, чуть сложнее, больше  умст-
веной  нагрузки  голову  застилает  туман, тянет ко сну, а  того  на руках  носили, все пожелания  исполняли,
отец- то  Володи  являлся  вторым  секретарём  чего- то  там  важного, а  его  кто?
    Умнющий  Володя  болел  раком  желудка, страдал  несварением , двенадцатипёрстной  кишкой  и
всякий  раз для  опорожнения  делали  промывание, клизму  проще. Ваня  поражался  стойкому  терпению 
с  каким  тот  переносил  неудобные , постыдные  действия , переживая  за  его  достоинство, а  тому  хоть
бы  хны, что  естественно, то  не  безобразно  бравировал  тот . Не  понять было  этого  наивно- прямодуш-   
ному  Ванюше  этих  действий , понятий . Володя  часто  страдал  от  спазм  и  удуший , но боролся , пытал-
лся  выжить; сердечные  приступы  доводили  до  инфарктов, всё  знающие  взрослые  шептались  меж  со-
бой  не выживет, не  жилец . Да  и сам  профессор  заявлял  изнывающим  от  любопытства  ребятам , глядя 
страшным  провалом  своих  бездонных  глаз, что  ему  осталось  жить  немного, скоро, скоро  уйду  от  Вас,
от  всего этого. Ребятня, Ваня  замирали, жмурясь  от  страха, разом , забывая  про всё  притихали. Не  сразу
доходил  смысл  сказанного  профессором  слов , поражая  усилием   магии  тайны . Володя  слыл  непрере-
каемым  авторитетом   среди  воспитанников  Люльпанского  детдома  и  когда скончался  после  операции
на  сердце ,  Ваня  долго  ощущал , что  лишился  чего- то  значительного, важного.
-50-
Ведь  он  такого- же  склада  характера  как  у  ушедшего  Ракова  Володи ”профессора”. Уважая  его  окру-
жающие  считались  с  особенностями   Ванюши, принимали  всерьёз, прислушивались  не  насмехаясь  пос-
кольку  был  пример  такого – же , но  более  сильного ума. Уважая  профессора , дети  уважали  и  певчего,   
так  прозвали  Ванюшу  за  его  прямоту, верность  и  смелость . Только  в  обществе  заметил  мальчишка
больше  уважают  кто  ярче  блестит, Володя  как  раз  блистал  этим  качеством. Конечно- же  позже  понял
всю  сложность  и  подоплёку  феномена  изумлённого  восхищения  ребят  к  Володе, а  пока  вместе  с  чу-
вством  зависти, восхищения  и  подражания  у  него  болела  и  страдала  душа  за  умного, смелого, ничего 
не  боящегося ,так  рано  некстати  ушедшего  “ Профессора”. Не  стало  Володи  и  Ваня  опять  стал  открыт
и  доступен  для  насмешек  и  издевательств  наглых, нахрапистых  негодяев. Прямой , наивный , прямоли-
нейный  и  скромный  мальчик  не  питал  склонности  вариаций  лицемерия  и  вытекающей , наигранной
лжи. Не  спрашивая  оторвали  от  дома, от родины, поместили- забросили  в  детский  дом , но  он  продол-
жал  жить  ещё  той  прежней ,”счастливой” несмотря   ни  на что  жизнью , не  мог  привыкнуть  к  чужой 
стороне. Он  был  один, а  они  все  как  все , не  понимал  ни  их  радости, ни  печали, не  принимал  в  прав-   
де  их  слёзы , рыдания , горести  и  печали , считая , что  они  не  стоят  того и значит  лгут  лицемерят. Сме-
шными  казались  их  стремления, интересы, убогими, глупыми цели, волнения, наигранным  ненастоящим
чистым  снегом  по  зиме , тот  чище  в  дни. Научён  слава  богу  мальчишка луной , обучён  слава  плоту
любимой  землёй, мама, папа , спасибо, родили  звезду , мальчик  любит  Россию , значит  любит  страну,   
вот  какое  случилось, вот  какая  любовь, сердце  малое  в  радость, обжигается  вновь , да  болезнь  та  от 
света , тех  далёких времён , да  болезнь  та  от  света  тех  великих  имён , ни  чего  не  жалея , ни  кого  не 
кленя, зажигается  веерем, дух  эпохи  ловя ; Вы хотели  быть  Данте , он  желал, но  не мог, свою  жизнь  на
пригоршне  мог  отдать, да  не  … .  Яркие  картинки, сжигающего  себя  человека  мелькали в  заброшенном
пульсирующем  мозгу  Ванечки. От  них ему  становилось  тревожно  и  хорошо,  дрожа  тщедушным  телом,
в  горячке  испарины  мелкой  дрожи, уходил  в  сторонку  от  людей и  где ни- будь  на  отшибе  пел звонко-
звонко, не  страшась  быть  услышанным  песни  легендарного  “флэша”.  Пустив “пар” души,  умиротворен-
ным  возвращался в  детдомовский “кич”, снисходительно  вливаясь  в “ раздолбай” “общяка”, участвовал   
во  всех  играх, проявляя  способности , приводил  сверстников  в  восхищение – зависть; откуда , что  появ-
лялось  и  взять- то  было  не  откуда . Но  в  игрищах  Ванюша  освобождался  от  зависимости  тяготевшей
доли, чувствуя  частицей  процесса , в  которой  на  первый  план  выходили  настоящие ”пацаньичи”   
-51-
Достоинства; а не то, что  сидеть  втихаря  в  уголке  подвязанным  платочком  в  горошек , усердно  корпя
над  слащавой  вышивкой  Мальвины  в  мулине , ЗАТЕМ  продавать  в  ассорти  и  в  розницу  родных  и
близких  ему , её  людей . Ваня  же  напротив  сестре  не  сидел  втихаря  у  ног  алтаря, не  смотрел  пре- 
дано  в  глазки  царю, не  юлил  и  вину  на  других  не  валил ; он  был  самим  собой , как  мог  терпел, не 
был  ещё  горой, ещё  не  жёг  свои  мосты  и  не ходил  гулять  в  Кресты , всё  это  впереди, пока  он  жёг 
свои  МЕЧТЫ.
6.3. Про  жизнь, про  быт, . . .про звёзды, про….
  Необходимый  жизненный  опыт  позаимствовал  наш  Ваня у  Ракова , который  послужил  примером
стойкости, мужества, достоинства - не  унывать  не  смотря  ни  на  что, не пасовать  перед  трудностями,
не  отступать  перед  сложившимися  невзгодами. Во  истину  пример  жизненной  позиции, пример  без-
заветно- смелого  и  честного  отношения  к людям, к  жизни, к  окружающему  миру  оставило  неизглади-
мый  след  в  душе  мальчишки, потом  далее  в  ситуациях  по  всякому  возвращался  и  возвращался  для
веры , для  сверки, для  света , для  лета, ведь  частью  мерцания  звёздного  следа Володя  ему  послужил. 
Во  истину до самой  смерти  "профессор” не пасовал, не  показывал  горести, являлся  примером  челове-
ческой  гордости  и  достоинства, пытался  правдиво  и  честно  смотреть  в  будущее , открыто , прямо  шёл
по  жизни, но время  неумолимо, жаль  с  него  получился – бы  самый  настоящий человек. В  этом  малень-
ком, недвижимом  человечке  заложена  была  большая  истина, шёл  верно  по пути её  познания. Но “рак”
ушёл  от  них  как  выражался  к  звёздам, в  образе ангела. Неизгладимый след  оставил  в памяти  правиль-
ный , уравновешенный  мальчик.
    Его  привезли  из  Йошкар - олинской  поликлиники, обмыли, одели  в  тот – же  строгий  костюм - френч, 
положили  в  гробик  и  похоронили  всем  детским  домом  на  местном  деревенском  кладбище . Долго,
долго- долго  вспоминали  дети  благородного  Володю,  Ваня  же  оставил  в  памяти  след  мужественного
терпения , здравой  рассудительности , холодной  логики . Ростки  таких  качеств  верно  легли  в  благодар- 
ную  чистую  душу , затем  впоследствии  вылились  в достойные, благородные  дела  и  поступки. Свойства
“профессора” нашло  выход  не  тушеваться  ни  при  каких  обстоятельствах , находить  решения  в  самых
непредвиденных  ситуациях, положениях, не  пасовать , НЕ  ТРУСИТЬ ,пытаться  действовать  хладнокровно,
и  как ни  странно- расчётливо. Вот  где и  откуда  заложились  свойства  хладнокровной  самоорганизации,
самоотречения  всё  во  благо  настоящего, нужного , общего  дела, не  взирая на  преграды, даже ценою
-52
собственной  жизни . Молите бога  лицемеры  из  будущего , чтобы  хватило  запала  храброму  мальцу  до- 
йти   с  не испачканной , не испоганенной  душой  до тех  знаменательных , знаковых  событий , которые  по
силе  значения  заряда опасности  и  беды  многого  стоит.               
         6.4.Призрачные  надежды  и  рассуждения  в  тиши….
   Ах, Володя, Володя , нет  там  ничего, не  надейся , не  ищи , не  найдёшь, ибо  ты  умер, а  до  смерти  ты
надеялся, тешил  себя  иллюзией , иного  тебе  в  твоём  “положении” не  представлялось  значительным.
Это  то  последнее  на  что  обращает  свой  взор  слабый , немощный  человек. Это  то, чем  тешит  себя  ал-
кающий  надежду  и  кажется  ему,  что  за  ней  откроются  незримые  дороги  рая  или  что- то  такое , что    
в  диковинку  снилось  всю  жизнь, иначе  теряется  смысл. Не  ведал  тело  умрёт  для  жизни  на  Земле, да 
части  будут  ещё  жить  ещё  какое- то  время, да  без  духа, покинувшего своего  властителя  будет  служить
кормом  для  живого , безмозглого , природе  всё едино. Она  и  бог  и  властелин  для  всех  и  вся , для 
живых  и  не  живых, без  неё  всё  фитиш , мы  часть  её. Не  нам  выдумывать , хулить  и  славить , она  без
нас  и  в  нас. В  глазах  ещё  живого  прочитал  Ваня  надежду  вперемешку  с  тихой  грустью,  необратимос-
ти  какой- то  тайны , теплившейся  воистину  ангельским  неземным  блеском  ожидания. Что  там  за  чер-
той , за  горизонтом  жизни  в  смерти? Мальчик  ловил  себя  на доводе  проверить,  убедиться  в  присутс-
твии  духа  в  теле , живого пока  ещё и  куда- же он  улетает, ведь  он  отчётливо  увидел, прочитал  в  томи-   
тельно- ожидаемом  отблеске  глазищ  тихое , умиротворённое  отражение. Может  Володька  увидел  его 
отражение, ишь  как  счастливо, умилённо  смотрел , не отрываясь  ввысь , шептал . Не  верилось , что  тело
улетучивается  на  девятый  день, этот  абсурд  не  укладывался  в  неугомонном  любопытстве ; в  конце
концов  победила  истина, которую  подсказала  мудрая  Природа. Тому причиной  верное  убеждение, что 
всё  живое на  Земле  умирая  далее  не  живёт  в  прежнем  теле, разлагается,  переходит  в  другое, точно
и  наверняка  умыслил , утолив  жгучее  любопытство  мальчуган . Потому  путанные , неубедительные  рас-
суждения  об действующих  на  земле  законов  природы  не  увязывались  в стройную  картину  правды  со-    
творения  мира  и  летающие  где- то  в  небесах  души- тела  не  укладывались  в  здравый, пытливый  ум.
…  верно  есть  обьяснения  правильные и  природа ближе  к  понятию  человеческого  разума. Мёртвым -
мёртвое , живым – живое  и  про  души  усопших , ведь  тоже  говорит  сам  человек, нет- нет , всё  не  так , 
всё  гораздо  сложнее  и  гораздо  ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ, а  иначе  по  разумению  писанного, убил  человека, раз-
богател, раскаялся , живи  в  миру , благоденствии; вона  сколько  поубивали, сказывают  люди и хоть бы
-53-
хны.  На  примере  Володиной  жизни  этот  здравый  отсвет  склонил  сомневающийся  ум  поверить  при-
роде, ведь  он - то  жив  и  есть  у  него  время  окончательно  понять  связь  жизни  и  смерти  и  что  стоит
промеж   них  и  решить  в  конце  концов  самый  значимый  вопрос- во  имя  чего   мы  человеки  пришли      
в  мир  Природы. Вот  что  волновало, будоража  величием  цели. Безбожник , Вы  верно  подумаете  рас-
тёт, нет  как  всякий  пытливый  ум  малый  верил  и  принимал  за  веру  всякое , что  достойно  его  внима-   
ния  и  к  этому  пришёл  путём  сложившихся  обстоятельств , в  какое  вовлекло  и  ПРИОБЩИЛО  действу-   
ющее  объединение  сообщества  людей.
-54-