Радиозапись с ученицами Д. Немировской

Дина Немировская 2
- Наступила жаркая летняя пора. Уже в разгаре школьные каникулы. Сегодня у нас в гостях – не только поэт, член Союза писателей России Дина Немировская, но педагог Дина Леонидовна, руководитель сразу двух детских литературных творческих объединений – «Ранний рассвет» гимназии № 1 и «Лукоморье» средней общеобразовательной школы № 55 со своими юными воспитанницами. Дина Леонидовна, расскажите, пожалуйста, о своих подопечных, о том, каких творческих достижений достигли они в прошедшем учебном году.

- Прошедший учебный год принёс мне немало педагогических достижений. Я очень рада, что в год 70-летия Великой Победы советского народа над фашизмом сразу четверо моих учеников - бывшая студентка Альфия Гортанова, первенец из литературной студии "Подснежник" Максим Жуков и двое воспитанников литературной студии «Ранний рассвет» - Даниил Блохин и Татьяна Меркульева были отмечены в Областной Думе Астрахани в числе лауреатов конкурса! А Арина Никифорова (литературная студия "Лукоморье") стала в этом году лауреатом литературной премии имени поэта-фронтовика Бориса Шаховского. И в этом - моя педагогическая Победа!

Если в гимназии № 1 я работаю уже много лет и вместе с Людмилой Викторовной Полтарихиной, истинным педагогом-новатором мы уже выпустили немало юных стихотворцев, в числе которых – журналисты, учителя-словесники, юристы, психологи, словом, гуманитарии, то в средней школе № 55, которую с полным правом называют школой 21 века, я работаю первый год. И очень рада, что мне удалось создать в этой школе, которая расположена в очень красивом здании Трусовского района, литературную студию «Лукоморьое», где занимается Арина Никифорова.

- Представьте, пожалуйста, свою воспитанницу

- Ученице 5 «» класса МБОУ СОШ № 55 Арине Никифоровой 11 лет. А стихи она пишет с 5 лет, в её поэтической копилке их уже больше сорока. Впечатляет тематика произведений Арины - это и прозаические размышления о различии между Россией и СССР, и эссе о доброте и злости, и думы о солдатах Великой Отечественной войны, и необычные пейзажные картинки, и стихи о доблести российской авиации, не говоря уже об излюбленной юной поэтессой теме кошачьих проделок. Почти отличница, Арина не раз занимала почётные места в математических олимпиадах. Чистые романтичные строки талантливой девчушки никого не могут оставить равнодушным. Лично я подобного одиннадцатилетнего поэта встречаю впервые.

- Итак, слово Арине Никифоровой

О ВОЙНЕ

Однажды вдруг приснились мне
Года, что отданы войне.
И пепел взрывов за окном,
И бомба, что попала в дом –
Виновница смертей невинных.
Солдат израненные спины,
Защитников сирот, детей,
И стариков, и матерей.
Мне снились звуки канонад.
Траншеи, копоть, мгла, болота.
Там умирает наша рота,
Там самолёты, что бомбят
Наш Сталинград, наш Ленинград.
Мне снилось, как ремни варились,
Мне снилось, как за хлеб дрались,
Мне снилось, перед смертью как молились…
И наконец-то мне приснилось,
Как русский неизвестный наш солдат
Поставил над Рейхстагом рваный флаг.
Ура, победа! Я не верю! Это так!
Ура! Проснулась! Нужно жить!
К огню гвоздики возложить.
Спасибо тем, кто воевал,
Кто жизнь за Родину отдал,
Кто нам помог свободно жить
И жизнь счастливую прожить.

РАЗВЕДЧИК ПАВЕЛ

Разведчик Павел - друг семьи.
Он воевал в Чечне.
И мирных граждан защищал
От ваххабитов злых.
Теперь же он и мамин друг,
И папин друг и мой.
И помнить будем мы всегда,
Что Павел - наш герой!

ИЛЬИНКА

Ильинка - это чудная деревня,
Пропитана прекрасной красотой,
Туда добраться можно через речку,
Везде царит там мир, уют, покой.
И даже мне не верится порой,
Что это – астраханский край родной.
Там уточек весёлый караван,
Блестит берёзки белый сарафан,
Там церковь уникальная стоит,
И красотою всё вокруг затмит,
Люблю деревню! Знаю. Понимаю.
Душевной теплотой пропитана она,
Пускай туда не часто приезжаю,
В душе, как ни крути, царит весна.

КОШАЧИЙ БОЙ

Вот идёт кошачий бой,
Шёрстка - дыбом, хвост - трубой,
Морда к морде - начат бой!
Вот коты поджали уши,
Не хотят друг друга слушать.
Зашипел вдруг чёрный кот,
Рот раскрыл - чего-то ждёт.
А красивый рыжий кот,
Лапой в морду его бьёт.
Чёрный кот как зашипит!
С громким криком убежит.
Рыжий кот за ним вдогонку,
Хочет чёрного побить,
Станет драться он за Мурку -
Без неё нет смысла жить!

ДЕВОЧКИ

Девочки на лавочке сидели,
За руки держались, шоколадку ели,
Весело смеялись, пели, говорили -
Очень крепко девочки дружили.
У одной была темная до пояса коса,
Карие раскосые яркие глаза,
Брови чёрные, платье длинное,
Ничего не скажешь - девочка красивая.
Синие глаза другой, бездонные,
Локон цвета льна почти что был.
Конопушками её задорными
Луч весенний щедро одарил.
Хоть внешне непохожи были, разными,
Но душами и мыслями прекрасными.
Мечтаю, чтобы Родина и каждая страна
Пример с вот этих девочек, конечно же, брала!

ДЕВИЧЬЕ СЕРДЦЕ

Сердце девичье хрупкое очень,
Его просто ударить порой,
Хоть изредка кажется камнем,
Но плачет хрустальной слезой.
Помните, люди простые:
Словом ударить легко.
Удар от жестокого слова
Может задеть глубоко.

(АРИНА НИКИФОРОВА, 5 «» класс СОШ № 55, 11 лет, литературная студия "ЛУКОМОРЬЕ")

- А какие ещё юные таланты занимаются в литературной студии «Лукоморье»?

- Литературно одаренных детей в средней школе № 55 немало, но в литературную студию мы с директором школы Наталией Генриховной Ткачевой и филологом Анной Анатольевной Загорулько отобрали самых-самых. Прежде всего, хочется назвать поэтессу Адэлину Исаеву, ученицу 6 «а» и юного прозаика Сашу Тимофееву, которая учится в том же классе, что и Арина Никифорова. Юных поэтов много, а вот излагать свои мысли в прозе могут далеко не все. Одиннадцатилетняя воспитанница литературной студии «Лукоморье», ученица 5 «» класса СОШ № 55, всё больше потрясает меня своими размышлениями о смысле бытия, истоках творчества, окружающем мире. Девочка явно крылата фантазией и одарена свыше способностью к глубоким философским изысканиям. Радует и то, что Саша любит не себя в творчестве, а творчество – в себе, неустанно знакомясь на литературных порталах с интересными работами. Она тотчас рассылает ссылки на них в социальных сетях, приобщая к миру прекрасного своих друзей, в том числе и меня. Вот послушайте одну из её коротких зарисовок:

МУЗЫКА ВО МНЕ

Музыка в жизни важна. Если вдруг человек не слушает музыку, у него нет души. Ведь музыка это – то, что у тебя в душе творится, это мечты, которые у тебя есть.
Музыка - это Муза, которая всегда в душе. Она окрыляет тебя и делает счастливым. Возносит к небу. У каждого человека есть в душе своя Муза.

Даже у самых неприятных людей она есть. Просто человеку надо научиться её слышать и понимать. Ведь человек, живущий без музыки, проживший много лет без неё - это человек без души и любви к чему-нибудь либо к кому-нибудь. Музыка – это Муза, которая живёт во мне и возносит меня куда-то вверх на своих крыльях и дарит мне их с каждой нотой и аккордом с каждым словом, возносит меня куда-то далеко – туда, где есть то, чего у меня пока нет. И мне кажется: там моя судьба, и чтобы достичь цели, мне нужна музыка и только она. И друзья, которые поддержат своими Музами в душах.

Музыка дарит вам новый мир, который многие люди не желают открывать для себя и других и живут под маской работы и семьи. Они никогда не поймут людей Муз, а люди Музы никогда не поймут людей без Муз. Откройте душу - и вы преодолей те не только все препятствия, но и найдёте верных друзей.

- В каких ещё конкурсах приняли участие Ваши воспитанники в прошлом учебном году?

В этом году лауреатом успевшего стать традиционным литературного конкурса «С Тредиаковским – в 21 веке», который проводит Областная Дума, среди куда как более взрослых литераторов диплом лауреата из рук Александра Борисовича Клыканова получила Махира Мамедова, которая принадлежит к древнему азербайджанскому роду. К этому роду относился и великий певец Муслим Магомаев. Имеются в её славном роду также и казахи, и аварцы. Возможно, поэтому в творчестве Махиры превалирует восточный колорит. Я называю свою ученицу восточной звёздочкой. На форуме литератур стран прикаспийских государств познакомилась с Алиной Талыбовой, редактором азербайджанского журнала, и тут же предложила к публикации стихи и прозаические зарисовки Махиры.

Первым из сочинённых и опубликованных тогда ещё пятиклассницей Махирой Мамедовой произведений стало стихотворение, посвящённое великому казахскому домбристу Курмангазы Сагырбаеву. Сегодня двенадцатилетняя отличница, староста класса и литературной студии Махира Мамедова учится в шестом «а» астраханской гимназии № 1 и успешно продолжает заниматься в литературной студии «Ранний рассвет» под руководством Дины Немировской.

Я уже упоминала Людмилу Викторовну Полтарихину, блистательного филолога-новатора, классного руководителя Махиры. Костяк литературной студии «Ранний рассвет» составляют ребята из её класса. Недавно я была приглашена на выпускное родительское собрание и многих наших воспитанников открыла для себя с новой стороны. Они и поют, и танцуют, и с успехом защищают научные лингвистические проекты, к примеру, такие, как «Языковой портрет ученика нашей гимназии» или «Душа юной поэтессы», который Махира Мамедова представила совместно со своей подругой, также талантливой поэтессой Вероникой Люлякиной. Девочки вместе составили брошюру, где разместили свои стихи и размышления о жизни. Думаю, что сейчас Вероника Люлякина с удовольствием познакомит слушателей нашей программы со своим творчеством.

- Итак, слово Веронике Люлякиной

АСТРАХАНЬ-ЦВЕТОК

Астрахань похожа цветок. Она словно алая роза, которая будет цвести и радовать глаз всю жизнь! У розы этой лепесток каждый важен! Лепестки - это национальности. Нет у розы ни лишних, ни чужих лепестков, как и у родной Астрахани людей и народов! Здесь любовь и счастье найдёт каждый!

***
Есть большие города –
Петербург, Париж, Москва,
Но люблю её одну –
Солнечную Астрахань мою!
Здесь соединилось всё, что нужно человеку –
Спокойствие степи и тишь лугов,
И тёплый, и приятный Волги зов!
На берегу стою величественно, гордо,
И нежный лотос озаряет всё вокруг.
Не приведи Господь с тобой разлук,
Мой добрый и уютный тихий город!

ОСЕНЬ

Осень наступает,
Деревья одевает
В наряды разноцветные
Яркие, заметные!
Тучи на небе хмурятся,
Словно ссорятся,
По небу носятся.
Скоро начнётся дождь!
Бери зонт с собой впредь!
Ведь осень царствует теперь!

ВЕСНА

Снег растаял,
Весна настала!
Тепло и свежо
На улицах стало!
Солнышко светит,
И птицы кричат.
Подснежник понюхай!
Какой аромат!

СУЕВЕРИЯ

Бедный- бедный чёрный кот!
Один на свете он живёт,
Никто его не любит,
Никто не приголубит!
Не верю суевериям
И прочим я поверьям
На руки котика возьму,
И рыбой вкусной накормлю!

ЗВЁЗДОЧКИ

Светят луна в вышине,
Рассыпались звёздочки, как монпансье.
В воздушной глазури купаются,
Играют, переливаются.

СНЫ

Шепчет на ушко мне нежно луна,
Что спать давно пора!
Погасли в домах огни,
На небе лишь звёзды.
Тихо, таинственно всё вокруг,
Спи же и ты мой друг!

ФОНАРИ

Капает дождь…
Я жду тебя!
А ты и не придёшь!
Все дома,
В тёплом пледе
Укутавшись пьют чай.
Но я тебя всё жду, да жду
А нет тебя опять.
Повсюду тишина,
Горят ночи огни.
Стоим мы в тишине
Лишь я, да и они…

ПОРА СПАТЬ

Шепчет на ушко мне нежно луна,
Что спать давно пора,
Что погасли в домах огни,
На небе лишь звезды одни.
Тихо, таинственно все вокруг,
Спи же и ты, мой друг!

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Нежданный час пробил
И стал он роковым –
И грохот танков,
И смертельный дым.
Лишь пепел городов
И царство смерти.
Орудует вокруг
Фашистский вертел!
Пропитана земля
Слезами, кровью
И матерей сердца
Зашлись от боли
Отчаянья, предчувствия утрат.
В огне и Ленинград, и Сталинград…

ВОЙНА

У Ленки с Димкой любовь была,
Но их разлучила злая война!
Она по свету их раскидала,
Ленка советской разведчицей стала,
Димка на фронт ушел давно
И вот с тех пор и нет его.
И пусть их судьба далеко разбросала,
На встречу надежда их не покидала!

ДАВАЙТЕ СКАЖЕМ «НЕТ» ВОЙНЕ

Давайте скажем «нет» войне -
И станет мир светлей.
Давайте скажем «нет» войне,
Вражду сожжем в огне.
Давайте скажем «да» любви,
Улыбкам, счастью, радости.
Давайте скажем «да» любви,
Чтоб мир был полон святости.

- Дина Леонидовна, а есть ли среди Ваших воспитанников те, что пишут песни?

- Таких не много, но есть. Например, Вероника Уварова, выпускница гимназической литературной студии «Ранний рассвет». В прошлом году девочка перешла в технический лицей, но литературное творчество не оставила. Она – блестящий декламатор, музыкант, частый гость наших совместных выступлений. Предлагаю послушать её музыкальную композицию.

(Звучит песня Вероники Уваровой) - ЗАПИСЬ

- Дина, скажите, часто ли Вы берете своих воспитанников на творческие встречи, куда приглашают Вас?

- Стараюсь делать это постоянно и приглашаю всегда разных ребят. Помню, как моя наставница Нинель Мордовина брала повсюду с собой меня, когда мне было лет 15-16. Такое не забывается. Очень надеюсь, что когда-нибудь и Арина с Махирой мне посвятят стихи. Арина уже порадовала нас сочинением в стихах к юбилею любимой учительницы русского языка и литературы, своей классной руководительницы Анны Анатольевны Загорулько.

А мне очень хочется прочесть сейчас стихи, которые я посвятила Нинели Мордовиной недавно, побывав в Ахтубинске.

Дождь – октябрьским стаккато.
Небесная синь – краски тюбиком.
Долог путь.
Замечаю сквозь кромку прищуренных вежд:
Самолёты, как встарь,
Пролетают стремглав над Ахтубинском,
Тихим городом встреч,
вдохновенных стихов
и надежд.

Был неведом покой
Той, что часто скользила по лезвию.
Было ей горевать
да обиды таить – не с руки.
Полноводной рекой
Астраханской раздольной поэзии
Откликаются в нас
Эти сны,
и мечты,
и стихи.

И над всякой травинкой
Сегодня восторженно ахая,
Замирая от запаха
Прелой осенней листвы,
Постигаю взахлёб мелководье,
Строптивая Ахтуба,
Отрицая каноны
Подоблачной грешной молвы.

Суетимся порой,
Канителью с лихвой замордованы.
В добрый город приезд –
Как из давнего прошлого весть.
Я на память шепчу
Заповедные строки Мордовиной,
Что слагались в Ахтубинске.
С пристани радости.
Здесь.

- Да, это – целая эстафета поколений. Когда-то Нинель Мордовина заложила ростки добра в Вас, сегодня Вы взращиваете их в своих учениках, а завтра – как знать? – возможно, и они пойдут по Вашим стопам, станут педагогами и воспитают уже новых прозаиков и поэтов. Дина, скажите, а есть в Вашей литературной копилке посвящение Вашим ученикам?

- Конечно, есть! Вот оно:

Бороздят коньками реку
Граждане начала века.
Весело на льду кататься!
Старшему из них – пятнадцать.
Пусть вам ярче солнце светит,
Люди нового столетья!

Ведь те, кого я сейчас учу, родились уже в новом столетии. И старшему их них действительно 15 лет. Салем Сухариек, ученик школы 33, носящей имя Нинели Мордовиной, буквально потряс меня своим талантом на одной из творческих встреч. Жаль, что общаться с ним получается только виртуально – всё ещё не находится финансирования на мою областную юношескую студию «Подснежник». Работаю-то в литстудиях я от СОШ 33 и гимназии 1, а ребята, обучающиеся других местах, остаются без присмотра. Да, в нашем городе литературных студий много. Но с детьми работаю только я.

- Пожелаем Вам и Вашим воспитанникам новых достижений, а юношеской областной литературной студии «Подснежник» - скорейшего возрождения. До новых встреч!

- Спасибо, до новых встреч на литературной скамейке!

Аудио: Эфир передачи от 6 июля 2015 года (АГТРК "Лотос"), передачу ведёт Геннадий Петров

Видео: Дина Немировская и воспитанники её литературных студий на празднике лета и книги