Насекомые

Наталья Петрова 7
– Соседи, привет! С приездом, – вылезших из яркой иномарки мужчину и женщину ранним летним утром негромко поприветствовали хозяева соседнего дачного участка.

– О, привет, – радостно, но тихо, отозвались те, – вы уже приехали? Когда, вчера, сегодня?

– Еще вчера, – кивнул хозяин участка, – мы подумали и решили, что лучше постоим в вечерних пробках, зато субботнее утро будет наше…

– Мы тоже планировали вчера приехать, да я на работе допоздна задержалась, – объяснила приехавшая женщина и вздохнула, – конец второго квартала,… ой, слава богу, баланс закрыли… – она широко потянулась и оглядела окрестности, – господи, красота-то какая… и тишина… а воздух!... какой прекрасный воздух!… никакого времени на дорогу не жалко, лишь бы выходные на даче провести…

– Ой, и не говори, – закивала соседка и предложила, – кофейку не хотите? Мама с утра оладья пожарила.

– Спасибо, я с удовольствием, – сразу же согласился приехавший мужчина, – мы утром не позавтракали, встали и сразу выехали, чтобы до утренних пробок успеть.

– И я не откажусь, сейчас к вам зайдем, – кивнула его жена, – только поставим машину, и вещи в дом занесем.

– Приходите, будем ждать, – хозяева участка улыбнулись и распахнули калитку.

***

Соседи появились минут через пятнадцать, переодетые в яркие летние футболки и шорты.

К этому времени хозяйка участка уже накрыла в беседке стол: постелила выглаженную льняную скатерть и поставила посуду из грубоватой темной керамики, стилизованную под домашнюю утварь в деревенском стиле. В центре стола красовался кувшин с букетом из пушистых султанов розовой астильбы, белого лабазника и крупных садовых ромашек.

– Ой, какая красивая, – гостья сразу же схватила керамическую чашку и принялась ее разглядывать, – вы все-таки купили этот сервиз?

– Ну, да, я давно о нем мечтала. Фарфор и хрусталь хороши для городской квартиры, а для дачи захотелось чего-нибудь деревенского, – объяснила хозяйка.

– Дорогой?

– Не дешевый, к тому же мы набрали много предметов: салатники, миски, тарелки разных диаметров, горшочки… 

– М-м-м, какая вкуснятина, – пробормотал гость, оглядывая тарелки с нарезанной колбасой, ветчиной и сыром, и, потирая руки, уселся за стол.

Из дома вышла женщина в возрасте, в руках она держала блюдо с румяными оладьями.

– Доброе утро, соседи, – приветливо улыбнулась она и поставила блюдо на стол, – проголодались в дороге? Угощайтесь, пока горячие.

Заулыбавшись в ответ, гости поздоровались. Затем последовал обычный обмен благодарностями и любезностями.

– Мам, посидишь с нами? – обратилась к женщине хозяйка участка.

– Не, спасибо, – покачала та головой, – пойду, прилягу, поваляюсь еще немножко, а то скоро мой дед проснется, а за ним и башибузуки... и начнутся мои хлопоты… баб, дай, баб, подай… всех накорми, напои, убери, помой… – пробормотала она, – а вы кушайте, кушайте, – и с этими словами женщина ушла в дом.

– Башибузуки – это ваши дети? – уточнил гость у соседей.

– Ага, внуков так называет, – подтвердили те.

– Как им тут живется? – спросила гостья и макнула оладью в сгущенное молоко,.

– Да, так же, как и вашим, прекрасно! – ответила хозяйка участка, – вы своих то видели?

– Неа, не видели, – гость откусил от бутерброда внушительных размеров и сделал глоток кофе с молоком, – спят еще… в доме тишина. Мы сумки занесли, переоделись, и к вам пошли.

– Всё, как у всех, – пожал плечами хозяин участка, – родители по хозяйству возятся, друг к другу в гости ходят... а молодежь тусит, днем всей компанией на озере загорают, по ночам костер в лесу жгут… вот так и живут…

– А какие еще дела могут быть на даче? – поддакнула ему жена и улыбнулась.

– Вода в озере теплая? – поинтересовалась гостья.

– Ага, уже теплая, – закивала хозяйка, – мы и вчера вечером купались, и сегодня утром ходили…

– Ой, как же я им завидую, – вздохнул гость, дожевывая бутерброд, – лучше всего живется старикам и детям. У одних уже забот никаких, у других еще забот никаких, – выделил он слова «уже» и «еще».

– Ну, не скажи, – возразила ему хозяйка и, заметив, что муж насыпал в чашку кофе, схватилась за чайник и пакет с молоком, – плеснуть?

– Давай, – муж подвинул чашку ближе к ней.

– Почему «не скажи»? – продолжил начатую тему гость, подставляя под кипяток и свою чашку.

– Потому что у всех свои заботы и свои проблемы, в основном, материальные… у наших родителей и детей, слава богу, в отличие от других, их нет… – объяснила ему соседка и повернулась к приятельнице, – попробуй абрикосовое варенье… мама в прошлом году варила…

– Ага, спасибо, с удовольствием, – та с готовностью протянула блюдце под варенье и положила на свою тарелку новую порцию оладьев.

– Это точно, у наших проблем нет… слава богу… и слава нам за то, что вкалываем, как сумасшедшие и обеспечиваем свои семьи, – кивнул гость, он откинулся на резную спинку деревянной скамейки и погладил себя по выступающему животу, – ой, соседи, огромное вам спасибо… как же я объелся, а глаза все равно голодные, и со сметаной еще хочется, и с вареньем… похудеть бы надо, а все равно ем и ем, – он вздохнул, – вот, пожалуйста, проблема на ровном месте, что бы съесть и как бы похудеть… эх, была-не была, – и протянул жене тарелку, – положи мне, пожалуйста, еще парочку…

– Да наплюй ты на живот, подумаешь, тоже мне проблема… сейчас начнешь газон косить, вспотеешь, и сразу два-три килограмма сойдут. А еще твой отец сказал, что вам крыльцо поправить надо… тоже не легкая работа, скажу тебе. Короче, ешь, если хочется, – улыбнулась соседка, – и мама наша будет рада, что все ее оладья съели… мы бы вдвоем не справились, да, милый? – посмотрела она на мужа.

Тот согласно кивнул и тоже погладил себя по выпирающему животу.

– Ой, хозяева, спасибо за угощенье, – гостья откинулась на плечо мужа, – и я объелась…

– На здоровье, – улыбнулись те.

Гость посмотрел на часы, – хорошо, что рано встали… еще девяти нет, весь день впереди… – и подтолкнул плечом жену, – не расслабляйся, пять минут отдыха и пойдем домой…

– Сидите, сидите, куда торопиться… – замахали руками соседи.

Было летнее утро. Дачный поселок еще спал. Утреннюю тишину нарушало безмятежное пение птиц.

– Какая красота, – тихо пробормотала гостья и обвела глазами беседку, увитую фиолетовыми бархатными клематисами, – вот она, настоящая жизнь. А мы как живем? Куда-то бежим, зачем-то спешим, чего-то добиваемся, суетимся… А зачем? Я бы свою работу послала куда подальше и поселилась бы на даче. Свежий воздух, лес, озеро…

– Ага… – поддакнул ей муж, – это летом романтика. А начнется холодный дождливый октябрь, и ты завоешь здесь от скуки… и будешь выть до майских праздников и первых дачников…

– Ну, да, – грустно согласилась с соседом хозяйка, – к тому же надо поддерживать хозяйство… то крыша… то крыльцо… и красоты хочется… вон, вчера заехали в торговый центр, купили-то всего ничего – насос и мотор для фонтана, ночные светильники и несколько цветочков, а денег потратили кучу… короче, рано еще на пенсию, надо поработать…

– Ничего себе, несколько цветочков, – заворчал хозяин и повернулся к гостю, – она вчера в магазине все полки опустошила, – кивнул он на жену, – растения какие-то для пруда купила, осоку там, камыши.

– Сам ты осока, – обиделась на мужа хозяйка, – это ситняг и стрелолист.

– На нашем озере таких сорняков до хрена, – громким шепотом сообщил тот, – я ей предлагал пойти поздно вечером, когда на озере никого уже не будет, и около берега накопать, а она…

Но гостья оживилась, – ух, ты, покажи, какие цветы купили, – обратилась она к приятельнице, перебив ворчание хозяина.

– Пойдем, – поднялась та.

– Давай, помогу тебе со стола убрать, – предложила гостья, но хозяйка махнула рукой, – да, брось ты…

Они вышли из беседки и по вымощенной камнем дорожке прошли несколько метров.

Мужчины следовали за своими женами.

– А вот и наш пруд, – хозяйка обвела рукой небольшой водоем, на поверхности которого плавало несколько плоских зелено-коричневых листьев и полураспустившиеся бутоны бледно-розовой нимфеи, – вчера вечером светильники под воду опустили, красоти-и-и-ща, – закатила глаза она, – а сегодня мужчины обещали установить насос и мотор… вода будет бить маленьким фонтанчиком и выливаться вот из этого разбитого кувшина, потом стекать по камням, – показала она пальцем на художественную композицию, – и по желобкам попадать в пруд.

– Ой, какая красота, – восторженно заохала гостья, – ребята, ну, какие же вы молодцы! Такое придумать, да еще и своими руками сделать.

Хозяин польщенно улыбнулся и кивнул, – спасибо.

– Стрелолист я посажу вот здесь, – объясняла в это время хозяйка дачи, – а ситняг вот здесь… а вот здесь около берега пущу овсяницу…

– Может, овсяницу по бордюру? – предложила гостья.

– Не, по бордюру хочу гейхеру… ее бордовая листва хорошо будет смотреться с серебристой цинерарией…

Гостья слушала и покачивала головой.

– Очень красиво, – оценил гость, – альпийская горка с камнями и растениями, а у подножия водоем, – он оглядел дачный участок соседей, – и весь участок в едином стиле: валуны, камни, альпинарии. Однозначно, у вас самый красивый участок.

– Ой, да ладно, – заспорила с ним хозяйка, хотя было видно, что ей приятно, – а у вас, можно подумать, не самый красивый! У вас идеальный газон и самые роскошные в дачном поселке розы.

– Это мамина заслуга, – улыбнулась гостья, – от нас какая помощь? Приезжаем только по выходным, да и то не каждый раз. А она своих любимиц ежедневно то рыхлит, то опрыскивает, то подкармливает… Пойдем, посмотрим!

– Сейчас пойдем, – с готовностью откликнулась хозяйка, – но сначала я покажу
тебе тигридии.

– Ну, началось… – беззлобно пробурчал хозяин, – цветочки, занавесочки, рюшечки…

– Ага, – поддакнул ему сосед, – сначала рассада и цветочки, а закончится разговор драгоценностями и шубами…

– Ой, да ладно вам, – отмахнулись от мужчин жены и направились по дорожке к цветнику.

– Подумаешь, цветочки… – рассуждала по дороге хозяйка, обращаясь к приятельнице, – а какие у нас еще есть радости в жизни? Розовый кустик на даче посадить, да новое платьице купить. Опять таки, стараемся не для себя, а для мужей… чтобы быть красивыми и им нравиться, правда? – она засмеялась.

– Ага, и не говори, – поддержала ее гостья, – дорогих курортов у них не требуем, соболиных манто и бриллиантов не просим… – она обернулась и посмотрела на мужчин, – мы у вас не жены, а ангелы…

– Это точно… – согласились те.

Все четверо подошли к цветнику.

– А вот и мамочкина гордость, – показала хозяйка на клумбу с экзотическими цветами.

– Обалдеть! – выдохнула гостья, – какая красота… все разные… ой, какие цвета насыщенные… и желтые, и малиновые, и розовые… ой, а какая форма необыкновенная… ой, какая красота… ой, слов нет… ой, – не переставая ойкала она.

– Ой, – гость вдруг резко наклонился и ладонью шлепнул себя по щиколотке, – ой, ой, – несколько раз переступил он, отряхивая ладонью ноги, – ребята, вы видели? У вас на участке муравьи!

– Знаем, – вздохнул хозяин.

– Ого, да они тут целую магистраль проложили! – глядя себе под ноги, гость отошел на безопасный участок.

– Ах, – вдруг испуганно ахнула гостья, – смотрите, они свои муравейники настроили прямо рядом с цветами, – и она показала на несколько песчаных холмиков вокруг камней у подножия цветника с экзотическими луковичными.

– И в газоне несколько, – хозяйка грустно дернула головой в сторону.

Забыв про цветы, все четверо уставились на вымощенную камнем дорожку. Вдоль нее на протяжении нескольких метров, словно нитка бус, тянулась вереница песчаных бугорков, один ее конец скрывался в коротко стриженой густой изумрудной траве, другой упирался в серо-желтые камни.

В обе стороны по дорожке сосредоточенно ползли муравьи. Одни тащили кусочки листьев, вторые – травинки или крохотные палочки, третьи переносили перламутровые личинки, целая артель маленьких насекомых дружно передвигала раздавленного засохшего жука.

Люди внимательно следили за насекомыми. Те, не обращая никакого внимания на нависшие над ними тени, продолжали заниматься своими делами.

– Обалдеть, – покачал головой гость, – подумать только, у них своя жизнь…

– Куда-то бегут, что-то несут, что-то строят, – задумчиво поддакнула хозяйка.

– Да, ладно, своя жизнь… – хмыкнул хозяин, – скажешь тоже… Что это за жизнь такая? Поесть и оставить потомство?

– Ну да, примитивнейшая форма… но ведь жизнь, – заспорила с ним супруга, – можно подумать, у людей не такая… и мы, по большому счету, тоже живем для того, чтобы поесть и расплодиться…

– Ну, конечно, – поморщился муж, – а еще для того, чтобы купить новую машину, – он кивнул в сторону блестящего внедорожника, – чтобы отправить детей учиться в престижные институты… чтобы сделать тестю дорогую операцию…

– Во-во, – поддакнул соседу гость и вздохнул, – счастливые… таскай себе целыми днями листочки в муравейник и все… ни тебе ипотечного кредита… ни головной боли о детях и родителях… да-а-а, хотел бы я так жить, как они, и ни о чем не думать.

– Ну, они, наверное, тоже о чем-то думают, – произнесла хозяйка, – просто для нас это очень уж примитивно, у нас заботы другого уровня.

– Конечно, были бы они умнее, уже придумали транспорт и все остальное, – кивнул ее муж, – это лишний раз подтверждает, что мы, люди, – разумные существа и наивысшая ступень развития…

– Что будете с ними делать? – спросила гостья.

– А что делать? Вчера в торговом центре целый мешок разной отравы накупили, будем бороться с непрошеными гостями, – вздохнула хозяйка.

– Жалко, – протянула гостья, – … живые все-таки… может, муравейники мощной струей из шланга размыть?

– Жалостливая ты наша, – усмехнулся ее муж, – посЫпать отравой, значит, не гуманно, а разрушить жилье и уничтожить все личинки – это по-доброму…

Хозяйка помолчала, а потом призналась, – мы уже все перепробовали, и веником их сметали, и солью посыпали, и из шланга поливали, ничего не помогло, они через пару дней все восстанавливают… мамины труды жалко, – кивнула она на ухоженный цветник, – да и соседство не очень… представляете, если в дом заберутся…

– И движутся прямо по направлению к вашему забору… – хмыкнул хозяин.

– Тут даже и думать нечего, надо травить, – сразу же встрепенулась гостья.

– А более гуманные способы есть? – поинтересовался гость.

– В Интернете написано, что можно выкопать матку и личинки и отнести их в лес, – пожал плечами хозяин, – муравьи сразу же последуют за своей королевой.

– Как же ее здесь найти? – спросил гость, растерянно оглядывая дорожку в песчаных бугорках, – и на какой глубине? Это же пол участка перекопать придется.

– Во-во, – кивнул хозяин, – и мы о том же… жалко их, конечно, а что делать? В конце концов, это наш мир, мы его сами создали, и их в гости не звали…

Люди нависли над дорожкой.

– Интересно, а как они воспринимают нас?

– Как облака, наверное…

– Ладно… забудьте пока про этих насекомых, успеете еще потравить... у вас весь день впереди… пойдемте теперь к нам, мы покажем свой участок…

***

В темно-синем пространстве висела галактика Млечный Путь. В разные стороны от самого ее центра – черной дыры под названием «звезда Стрелец А» - расходились пять лучей или рукавов. Галактика медленно вращалась, отчего ее рукава были слегка закручены в спирали. От множества звездных скоплений и космической пыли они сверкали и искрились.

По окружности диска галактики двигалась яркая золотая звезда – желтый карлик Солнце, окруженная газовыми гигантами и планетами.

Систему с интересом разглядывали четыре паривших в невесомости бесформенных сгустка, водя по небесным телам своими многочисленными глазами – тонкими отростками-щупальцами со свечением на концах.

Вдруг первая фигура слегка вздрогнула, и по ее почти прозрачному телу пробежали серебристые волны. Глаза-щупальца оторвались от планет Солнечной системы и одновременно в унисон заколыхались, словно морские водоросли.

Из сгустка вытянулось несколько толстых отростков с отверстиями посреди, они сложились в трубочки, и раздалась пронзительная свистящая трель.

– Ребята, какие же вы молодцы, – именно так можно было перевести зазвучавшее, – сами придумали и сами воплотили в жизнь. У вас самый красивый участок.

Щупальца-водоросли у двух фигур благодарно заколыхались в ответ, а по самим фигурам побежали легкие светящиеся волны, по одной фигуре лиловые, по второй – бледно-желтые.

– Спасибо, – раздался свистящий перезвон из их вытянувшихся ртов-дудочек, – вся красота в светильниках. Мы вчера в торговом центре еще один купили, – бледно-желтый сгусток выпростал из себя длинное щупальце-руку и ткнул им в комету Хейла-Боппа.

– А какие у вас шикарные газовые гиганты, – засвистела четвертая фигура, – все разные… ой, какая необыкновенная форма с кольцами, – показала она на Сатурн, – а какие интересные расцветки… и полосатые, и ярко-голубые… – щупалец по очереди указал сначала на Юпитер, а потом на Уран, – просто нет слов… ой, какой восторг, – не переставая свистела она и, судя по пробегавшим по ее телу бледно-зеленым волнам, была абсолютно искренна.

– Мы специально посадили их рядом, они хорошо смотрятся вместе.

– А это что? – полюбопытствовал серебристый сгусток, вытянув щупальца в сторону сине-зеленой планеты, укутанной белыми пушистыми облаками.

– Это мамина любимица, – заколыхались со свистом лиловая и бледно-желтая фигуры, – мы ее совсем недавно в питомнике купили.

– Очень красиво, – оценил бледно-зеленый, – альпийские горки с камнями и растениями, а у подножия водоемы, – оглядел он горы и океаны на планете Земля, – весь участок в едином стиле. Какая красота… Ой, ребята, а вы видели? Здесь кто-то есть… какие-то насекомые! – и бледно-зеленый брезгливо передернулся.

– Знаем, – просвистел лиловый, его щупальца грустно кивнули и поникли.

Четыре фигуры склонились над планетой и с любопытством заскользили многочисленными глазами по ее поверхности.

– Ничего себе, – присвистнул бледно-зеленый, – да, у них тут целые города и магистрали…

– Ах, – испуганно задрожал серебристый, – смотрите, они построили свои муравейники прямо рядом с валунами и водоемами, – и его щупальца обвели усыпанные отелями курортные зоны морей и океанов.

– И в газоне их много, – лиловый грустно дернулся в сторону бескрайних лесов.

Глаза-водоросли четырех фигур вытянулись. Вся поверхность планеты была населена людьми. Не обращая никакого внимания на нависшие над ними тени, они продолжали заниматься своими делами.

– Обалдеть, – покачал щупальцами серебристый, – подумать только, у них своя жизнь…

– Да, ладно, своя жизнь… – выдал небрежную трель бледно-желтый, – скажешь тоже… примитивная форма… какие у них вообще могут быть интересы? К тому же весь участок нам испортили…

– Смотрите, они передвигаются на транспорте, строят теплое жилье… – просвистел бледно-зеленый.

– Примитивнейшая форма цивилизации… были бы они умными, уже придумали телепортацию и вовсю использовали космическую энергию… Что будете с ними делать?

– Мы уже все перепробовали, – заколыхался волнами лиловый, – и водой их смывали, и жгли… ничего не помогает… вчера в торговом центре целый мешок разной отравы купили, будем бороться… – вздохнул сгусток.

– Жалко…

– Ну, жалко – не жалко, а мы их к себе не звали, в конце концов, это наш мир, мы сами его создали…

– Интересно, а как они воспринимают нас?

– Как облака, наверное…

– Ладно… забудьте пока про этих насекомых, успеете еще потравить... у вас весь световой день впереди… пойдемте теперь к нам, мы покажем свой участок…



Фото из Интернета