моя борьба с вредными привычками-10. 1981 г

Евгений Щукин
На снимке: "На гражданке", начало тренерской деятельности. Мы возвращаемся  с первомайской демонстрации, показав городу, что  наш Кривой Рог  - город  теннисный,  -  вот сколько  детей  осваивают теннис.


В мае 1981 года, после 26 календарных лет военной службы, отгуляв отпуск, началась  моя новая  трудовая  жизнь, как тогда говорилось, – «на  гражданке»!

Первая  моя должность на  стадионе «Спартак»  называлась – инструктор по работе с детьми  и подразумевала  она, что я  наберу группу детей и стану их обучать тем, что я лучше всего умею, - игре  в  теннис.

С первых же дней работы на  стадионе  меня  удивило, что  на стадионе  днем почти никого нет.  Правда, ежедневно  с 6-00  уктра  на отдельном, (уже  мне знакомом) корте   играют  городское  начальство.  Своих учеников Детская спрттвная  школа отправиа в лагеря, и целый  день Стадион пустует.

Только вечером появляются  на 4-х  грунтовых  кортах ДЮСШ несколько взрослых любителей  тенниса.   Ну, еще, по воскресеньям, на р  футбольном поле, с редкими кустиками травы и протоптанными  по диагонали тропинками,  при пустых трибунах - иногда  играют «дворовые» футбольные команды.

Естественно, передо мной  встал вопрос,  где же  набирать   мне детей?
Летом   школьники  или на  море  с родителями, или в пионерских лагерях отдыхают!
 
Выход нашелся  так, я   узнал, что в  близлежащих  детских садиках,  с детками  7 лет,  учителя общеобразовательных школ уже   ведут  занятия, набирая  первоклашек в свои будущие  классы.

Я наведался в  эти детские сады   и  развесил там  объявления: «Ежедневно  к   18-00  на  теннисных  кортах стадиона «Спартак»,  мальчиков и девочек 7-8 лет, ожидает тренер по теннису»!
 
И  это сработало!   На другой  день  к 18-00 ко мне  корты  пришло  более 60 родителей  со своими чадами.

Набор в  группы был решен, и я  мог  теперь  честно получать начисленную мне заработную плату. (в размере  60 рублей  в месяц). Такая мизерная сумма не делала  погоды в  моей жизни, моя  офицерская  пенсия была 222 рубля   и  ее  мне вполне хватало на боее чем достойное существование.

За порядок на  стадионе отвечал  директор с  группой  сотрудников  для ухода  за футбольным  полем и  отдельным кортом для «отцов города»,    я  тоже  был зачислен в эту группу.
 
Директор, (бывшй изестный в городе футболист - любитель), грешивший   в конце  рабочего дня,  «заложить за воротник»,   стал  настойчиво приглашть  меня разделить  с ним эту традицию.  Из вежливости, (я  же был в его подчнении),  я пару раз поддержал его.

Еще подумает, что я - офицер, нос  задираю, пришлось  объяснить, что  с запашком  к детишкам   идти неприлично. Объясил,  что  я выпивсю редко,  и вообще,   борюсь с вредными привычками.

С детьми заниматься было очень интересно, но  родители  приводили  их  вечером, всего  на  часок,  они  уставшие   после работы, сами  спешли домой.

Я  же  до вечера был  свободен  и,  неотвыкший еще от ритма армейскй  жизни, очень  тяготился таким  бездельем.
 
Чтобы  чем-то заполнить   день,  я   в 6-00 утра,  вместо зарядки,   стал  приходить на  4 грунтовых корта   ДЮСШ, и  устанавливал  сетки, делал  специальной машинкой разметку линий,  а если появлялись  желающие  поиграть, с удовольствием   играл с  ними.

Вскоре образовался небольшой   коллектив теннисистов, которых устраивало  играть    утром. Они оценили, что  к их приходу  сетки установлены,  разметка сделана, и есть  инструктор стадиона, с которым  можно  сыиграть матч и успеть на работу.

Они уходили на работу, а я шел  на  завтрак,  (дом - то рядом), а    часам к    9-и, возвращался    и  приводил в порядок корты,  боролся с прорастающей травой,  - попросту говоря, поддерживал корты в рабочем состояни.

Вечером, к  18 часам я снова был на кортах, проводил  занятия, с набранными    детишками. Прикидывал,  кого оставить на зиму в групе  тенниса, а  кому  теннис не подходит, рекомендовать родителям определить   их в группы легкой  атлетики, футбола или бокса.

Детей уводили домой,  а я  совершенствовал свою технику игрой  о стенку, и был рад если на корт   приходил кекто-либо  из любителей тенниса.

Взявшись обучать детей  теннису, я  не  был уверен  в  своей способности  к этому., и поставил задачу,  де только это было возможно, учиться:  на турнирах ветеранов,  в общении с  другими тренерами, я  не стеснялся распрашивать о приемах и методах работы с детьм.

Много полезного  я почерпнул из учебника Белц-Геймна и  книги Дмитриевой  -"Теннис в детской спортивной  школе". Единственно возможного источника информаци о теннисе,  в те годы.

В сенятбре,  с  началом учебного года  у меня уже были сформированы две полноценые  детские групы  тенниса,  и я перестал терзаься мыслью, что деньги получаю ни за что.

В зимний  период мы завнимались  в спортивном зале, я так увлекся работой с детьми, что все свобоное время в споритзале  и в воскресенье  тоже, взял  на себя, (в  воскресное зал  о вообще пустовал), так что   дети мои   имели к недельному расписанию еще одну дополнительную тенировку.

Как-то  тренеры садиона по другим видам спорта, намекули мне:  - ты "штрейхбрехер", - на эту  ставку в 60  рублей зварплаты,   я обязан приходить на стадион   лишь на пару часов, да  и  то,  через день.
Мне настойчиво посоветовали  убавить свою прыть и  работать,  - "как все".

Однако,   армия приучила меня делеть дело не по часам, а столько,  сколько нужно, и менять  эту привычку я не захотел.

Весной следующего года  мои  лучшие ученики стали  уже  походить на теннисиств  и мне было приятно, что труд   мой не пропал  даром.
 
И,  конечно, эта    увлеченность новым  для меня  делом,    отодвинула  напрочь  желание  общаться с "зеленым змеем"!