Черноморский бобер духи леса

Владимир Саморядов
Наши предки верили, что нас  окружают духи: духи земные, лесные, воздушные, духи всех стихий и природных явлений. Канули в Лету те наивные времена. Мы стали сложнее, практичнее и меркантильней. Для объяснения всякого явления у нас находятся формулы и наукоподобные термины. Поступки человеческих существ нас пугают куда больше, чем деяния существ эфемерных. И духи ушли, нет, они не вымерли, но спрятались, и показываются на глаза только детям и наивным чудикам.

Пятый южнороссийский фестиваль скульпторов, резчиков по дереву «Черноморский бобер» был посвящен духам леса. Нужно было встретить в лесу такое вот существо, поговорить, договориться, попросить попозировать, а потом взять  резец, бензопилу, стамеску и оживить дубовое бревно, воплотить в образ лесного чуда и вдохнуть в него жизнь.

В этом году на нашем фестивале прибавилось участников. Появились художники с Байкала, Казахстана, опаленного войной Луганска, Тулы, Подмосковья – всех не упомнишь.

Леса, окружающие авто-кемпинг «Назарова дача», что в окрестностях поселка Архипо-Осиповка, вновь огласились ревом бензопил, тарахтением генераторов, дающих энергию для электроинструментов. А еще были вечерние костры, пахнущий дымком чай из самовара, разудалый Праздник Нептуна.

Наша юная команда появилась на фестивале чуть позже. Скульптуры мы не резали – только мастерам немного помогали и смотрели, как оживает бревно, превращаясь в сказочного героя. А еще слушали рекомендации и поучения. Дядю Мишу Ильяева слушали, как он о творчестве рассказывает.

А погоду ненастную мы с собой привезли. До этого на «Назаровой даче» с погодой было все хорошо. Но в первую ночь после нашего приезда на Архипо-Осиповку обрушился дождь и лил всю ночь и почти весь следующий день. Наша юная команда непогоду восприняла с философским смирением. Ночь проспали в палатках, а день развлекали себя играми под брезентовым тентом. Зато соседям не повезло. Утром мы могли лицезреть палатку-титаник, почти утонувшую в потоках воды. Может быть, палатка и не утонула, но ее обитатели освоили искусство ночного плаванья. Так же поплавали некоторые участники фестиваля, расположившиеся в русле высохшего ручья.  У нас палатки не текли. И костер из промокших дров мы развести смогли, и еду приготовить.

Ночью к костру подлетали светлячки, подходили лесные духи, подкрадывались еноты. Пара хамов из енотского племени сперла у нас контейнер с сахаром – нашли потом в полусотне метров – испортила лапами салат, даже чайком побаловалась, выкрав упаковку из палатки и замочив в луже с водой. Но был еще одни енотик, мы решили, что это девочка и назвали Яной, который вел себя в высшей степени интеллигентно. Подачки брал прямо с рук, вежливо брал, за руки не кусая, с ним можно было поздороваться, погладить. Но его очень не любили другие еноты и при возможности прогоняли.

И в море мы смогли покупаться, и по лесу пройтись. К дольменам сходить не успели – дождь пошел.

Сейчас во всех средствах массовой информации несутся стенания и рыдания по потерянному поколению. Потерялось оно в битвах за рыночную экономику и сражениях за толстую мошну, утонуло в компьютерных играх и пошленьких блокбастерах. Спасать нужно! Дрессировать. Без продыху на уроках информацию в переполненные мозги впихивать, спортом занимать,  да в кружках и студиях эстетические навыки прививать. Причем обставлена эта дрессура всевозможными наукоподобными бумажками, текстами и рекомендациями. Здесь и  «новая школа» и ФГОС (знаете, что это такое?) и кучи программ. И велеречивые тетеньки из поколения девяностых несут чушь об ИКТ, презентациях, новых веяниях, ничего в этом не понимая.

Но есть леса, дожди, светляки и еноты. Есть художники, оживляющие дерево. Есть духи леса. Когда наши мальчишки попробовали работать с мастерами, когда им в руки дали инструменты и без поучений, без нотаций попросили помочь, они преобразились. Им уже и море не было интересно, даже на обед с ужином некоторых пришлось загонять. Они почувствовали вкус творчества. Нет, дома на занятиях в студии «Резьба по дереву» они режут ложки, шкатулки и фигурки, но здесь огромные скульптуры, здесь мастера своего дела.

Особую благодарность хочется выразить Николаю и Ирине Бушуевым, бессменным организаторам фестиваля, и Михаилу Давыдовичу Ильяеву. Спасибо вам, друзья, за то, что смогли познакомить наших ребят с прекрасным.

P.s.  На обратном пути заехали в Геленджик, в тамошний сафари-парк. После подъема по канатной дороге увидели деревянные скульптуры, изображающие какие-то языческие тотемы. М-да, дорогие мои. После шедевров «Черноморского бобра»….  Ну, я промолчу.



Фотографии здесь: https://fotki.yandex.ru/users/mega-vel/