Противостояние

Людмила Дейнега
               

 Они знали друг друга не по наслышке. Томка далеко за полночь  старательно готовилась к поступлению в ВУЗ, даже спала с книжками в руках, а голубоглазая соседка Верочка, с горем пополам сдав экзамены за девятый класс, поехала со своими «трояками»  на курсы секретарей-машинисток. Училась, как обычно, спустя рукава, зато научилась премудростям любви и плотским утехам с черноглазым Ашотом,  который сердечно  помахал ей рукою на вокзале, когда она уехала домой, да так и остался только в памяти Верочки. Черноглазая Томка со своей золотой медалью сразу была принята в престижный ВУЗ и вскоре окончила его с красным дипломом. Работать она приехала в родной городок, где пышнотелая маленькая Веруха уже  вовсю зажигала с местными начальниками, потому что работала секретаршей горисполкома. Она каждый день меняла свои модные наряды, которые ей торжественно вручал начальник базы, ухаживающий не только за своей больной женой, но и за Верочкой, которая платила за его траты в гостиничной  постели…
  И Томка, и Верочка иногда встречались на площадках многоквартирного дома, где обе одновременно  получили квартиры.  С тех пор Тамара Алексеевна ютилась в «двушке»  с мужем, двумя дочками и больной матерью. А Верочка в то время без очереди покупала ковры в свою трёхкомнатную квартиру, где «друзья» давно сделали полы с подогревом и облагородили ванну и кухню каким-то иностранным кафелем. Томка стыдливо прятала истоптанные туфли, когда, как завуч школы, входила в приёмную к председателю горисполкома, а Верочка нарочно выставляла напоказ свои ножки в модных сапожках на высоченных каблуках. Тамара Алексеевна с трудом поднимала сумки, набитые тетрадями старшеклассников, на свой четвёртый этаж. А Верочке послы из станиц поднимали загруженные сумки с продуктами, которыми  она иногда делилась со своей сестрою, что ютилась в убогой родной  хатке со своей большой семьёю и родителями. Отец Верочки вскоре  сбежал от родного  очага к молочнице Анюте, всем объясняя причину поступка любовью к молочным продуктам…   
 Томкины пряди густых темных волос вскоре стали седеть…  Она похоронила маму, терпела выходки гулёны -  мужа, учила своих и чужих детей, а потом радовалась появлению маленьких родных  внуков. Тамара редко покупали новые  вещи. Потому что это было редкостью  в её семье.  Нужно было всем помогать… Сначала дочкам. Потом внукам… Выживали, как умели…
 Верочка замуж не торопилась. За обыкновенного простого парня она бы не пошла под расстрелом, а  начальники все были женаты и не собирались разводиться со своими женами. Иногда Верочка с завистью смотрела на красивых и успешных дочек Тамары и вслух  говорила Томе об этом. «Кто знает, что лучше, Верочка…» - умело отводила разговор в сторону словоохотливая учительница - соседка.
 Она тоже иногда завидовала Верочке, когда видела, как та загорает в одиночестве у реки и слушает мелодии, несущиеся из транзистора. Времени на одиночество и особенно отдых у располневшей и поседевшей  Тамары никогда не было.
  Дни пролетали за днями…  Сменилось не одно лето и не одна зима… Тамара Алексеевна была уже несколько лет на заслуженном отдыхе, имея несколько правительственных наград за свой благородный труд, считалась ветераном труда и получала сотни писем от своих учеников. Именно тогда она удивилась, когда на её пороге возникла фигура  Верочки.
«Я написала доверенность на Ваше имя, Тамара Алексеевна. Прошу Вас, получите мою пенсию  за три месяца. Своим не доверяю. Хочу  посмотреть на мир. Купила  билеты в несколько стран. Хочу отдохнуть от изнурительной работы. Написала заявление об уходе. Пусть молодые вкалывают, как мы. Устала…» - сказала сильно растолстевшая секретарша.
  Когда почтальон принес в  их дом пенсию в первый раз, Тамара Алексеена сильно не удивилась, что Верочкина пенсия была больше её на несколько тысяч. «Видно, перерасчет…»  - решила она. Но две других пенсии тоже серьёзно отличались от Тамариной, а ведь она проработала в школе 45лет…
  Приехавшая Верочка привезла Тамаре коробку конфет и замысловатую ракушку с Карибских островов. Тамара Алексеевна не удержалась: «Пенсия у тебя значительно больше, чем у меня…» «У людей нашего круга всё должно быть выше и лучше.  Мы не нищие! Нас выбирают… И потому мы избранные… Толку от ваших золотых медалей и красных дипломов. А потом очки от вонючих тетрадей дураков…   А,  если еще и муж, типа вашего… нет…  Уволь, уволь… Не для того меня мама родила…» - с чувством собственного превосходства  произнесла Верочка и, оттопырив нижнюю губу, сложила  «нищенскую» пенсию за свой труд в дорогущую сумочку, привезенную из-за океана.
 Тамара Алексеевна после ухода Верочки, молча, подошла к окну. За окном, который день, плакало хмурое небо. Крупные капли дождя падали в грязные лужи, которые разливались по общему двору и не давали прохода идущим людям...   «А где-то светит солнце… - подумалось Тамаре. –Это вечное противостояние во всём: в погоде, в любви, в истории, в людях… Всё разное: труд, зарплаты, еда, одежда… Даже пенсии не по заслугам… Эта недоученная женщина в чём-то права… Мы все мало что о жизни знаем…  Куда уж нам. С нашими красными дипломами…   Господи! Сделай так,  чтобы  все жили мудро и справедливо…» Она подошла к старой кроватке, на которой когда-то спала старшая дочь, и заботливо укрыла дешевеньким пледом раскрытые ножки внука.

                03.07.15