Оксана Ларина-Заритовская. Любимая бабушка

Наши Гениальные Матери
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: http://www.proza.ru/2012/03/31/319

Посвящается памяти моей бабушки Вишняковой Елене Кондратьевне.


 Как я ждала, милая моя бабушка, каждую субботу. После школы я ехала к тебе « с ночевкой».

.До школы меня отвозила к тебе мама ,а теперь я ездила сама. Я чувствовала себя совсем взрослой, усаживаясь на сиденье автобуса, который вез меня через весь город.

 Знакомой дорожкой след - вслед приходила я к твоему дому и сразу забиралась на большую скрипучую кровать.

 Что – так  радовало меня в этих ночевках.? Игрушками моими были обыкновенные пуговицы и кружки фольги от молочных бутылок

 От молока- белые, от кефира- зеленые , от обезжиренного кефира- полосатые -зеленые с белым. От ряженки - лиловые, от сливок бело желтые, от сметаны –желтые.

 Я перебирала пуговицы. Некрасивые большие пуговицы от пальто, со старой одежды. От некоторых веяло трудными годами твоей жизни. И каждый раз я собирала их на нитку.

 Всегда находился повод собрать новую нитку, то по размеру. то по цвету, то по красоте. Среди пуговиц попадались маленькие миленькие, симпатичные с легких платьев, но, не было ни одной, которые я видела на новой одежде, с переливами и стразами.

 Ты  всегда ждала меня. Каждую субботу. Тогда не было телефонов - но ты знала .что я приеду и готовила мне гостинцы. Пряники .

Хотя самым любимым моим лакомством были сушеные яблоки. Я могла их съесть сколько угодно. Яблоки ты сушила сама. Резала, надевала на нитку, связывала в сниски и сушила у открытого окна.

Иногда просто рассыпала на газете ,а когда они подсыхали, ссыпала в холщевый мешок. Я почему- то любила больше яблоки со сниски .

Ее можно было надеть на шею ,как бусы, и на руки накрутить, как браслеты. и сдергивать и жевать сладко кислые ароматные  сушки.

 И обертки от фольги  я тоже собирала в гирлянды, такая простая  неспешная ,но такая счастливая жизнь была тогда.

Все было ясно наперед и очень спокойно. Неделю в школу, уроки дома, игры с подружками  и  современными игрушками, а на выходной «с ночевкой» к бабушке.

 Жизнь была похожа на гирлянду - собранна и размеренна. Следующее вытекло из предыдущего.

Каждое утро, просыпаясь, я видела, как ты молишься на коленях и тихо говоришь молитву. Даже будучи еще очень маленькой я не смела помешать тебе .

Лежала тихо  и смотрела, прикрыв глаза. Перо, вылезшее из подушки, карябало щеку, но я лежала тихо, боясь спугнуть что -то волшебное  и чувствуя себя одновременно неловко от того, что подсматривала за чем то личным.

Оконные занавески тихо  трогал теплый ветер, и было так приятно закрыть глаза и слушать твое тихую молитву.
.
Потом за окном раздавался звонкий голос: - Молоко, молоко!

Это молочница из соседнего магазина привезла во двор ящики с молоком и  все спешили на улицу ,чтобы купить свежего молока.

Ты тоже спускалась за молоком. А с ним появлялись новые блестящие кружки для моей гирлянды ,больше всего было обычных белых крышек, гораздо меньше цветных. Как будни и праздники.

В какой момент все гирлянды перемешались? Я  не знаю. Все сейчас в одном большом холщевом мешке- яблоки ,пряники ,фольга ,пуговицы. Разобрать трудно, возможно просто гирлянды стали сложнее.

Но,  теперь ,закрывая глаза перед сном, я  так же как ты, тихо шепчу молитву.
----------------------------------------------------------



Ты родилась в 1907 году в то время когда страну уже лихорадили наступающие перемены ,ноо тот  светлый лучик детства ,что ухватила ты в самом начале жизни, прошел с тобой всю твою жизнь .

 Семья твоя была зажиточной- мельницы, скотина, большой удобный дом, мама и папа ,братья и сестры- все было у тебя в твоем детстве.  Парная земля на полях весной , желтые подсолнухи, которые растили  на масло.

 Никто в доме не знал лени. Работали все вместе с наемными рабочими. Вставали до зари .-Еленка , пришел вставай,- звал тебя отец.

И ты вместе со всеми шла на работу. Богато жили потому, что работали. Когда собирали окрошку  на стол, ты кричала своему отцу:_ -Батянь, всюль яйцо крошить? И знала что он ответит:- Кроши всю .Пускай люди завидуют!

 Все богатство вашего дома и было видимо в этом целом яйце. А вечером сидели на завалинке и грызли обыкновенные семечки. Вот такие были деревенские богачи- своя лошадь, свой хомут и свои силы.

Когда пришла пора пойти замуж пошла за того ,кого выдали. Не стала противиться воле отца.

 Вообще он играл в твоей жизни очень важную роль и его образ- ты пронесла в сердце всю свою жизнь, сберегая самое теплое- детские воспоминания.

 Фотографии отца у тебя не было и ты хранила фотографию актера  из фильма Лес ,на которой в малюсеньком овале слева  едва виднелось лицо человека в картузе.

С какой гордостью ты рассказывала о том, как он объезжал поля на бричке . и это были ваши поля.

Мама твоя была очень добрая и когда крутонравый отец хотел пороть кого-то из сыновей, Бабушка Катя вступалась и по- бабьи причитала: -Кондратушка, хочешь, меня бей! Только деток не тронь.

Жили как все. Любили землю, работу и семью.

А потом была революция . Твой папа был очень уважаемым человеком на селе . и вашу семью не тронули .

.Других выгоняли из домов, уводили скотину ,а одного односельчанина собрались расстрелять как врага народа. Твой папа заступился: - Какой же он враг, он всю жизнь работает  до седьмого пота.

Чтоб было не повадно и потому что твой папа пользовался уважением на селе ,его тоже арестовали и увезли в городскую тюрьму. Ты  девчонкой скакала одна, без седла, верхом, в город больше двухсот верст, за ним. А наутро его расстреляли.

 
Труженика, отца, кормильца. Дом забрали под сельсовет ,всех пустили по миру- и тогда от своего дома вся семья стала ночевать под вагонами.

Потом один брат уехал в Казахстан на хлеба, сестра забрала твою маму и уехала во Львов, а ты осталась с братом Ваней здесь.

 
Муж у тебя был хороший и добрый – все говорили .А  я его не знала- потому что он погиб на войне. Мне очень не хватало дедушки.Вы хорошо жили с ним молодыми- первым родился Коля. Он очень красивый. Как артист.


Второго мальчика, я не помню как звали. Знаю только  он не пережил голодное время  и умер от голода в маленьком возрасте.

 Ты говорила, что был такой голод ,что по обочинам дорог люди умирали прямо в пути ,просто засыпали в канавах .

Вот так однажды ты принесла домой хлеба и поделила его детям. Но младший сын хотел есть и попросил : -Мама, дай пряничка!


-Откуда пряничек ,сынок? Завтра дам хлебушка, а сегодняшний ты уже съел. Спи.

Бедный мальчик уснул и больше не проснулся. С тех пор ты покупала пряники и  старалась накормить досыта.

Потом родилась Рая. Моя крестная. Она родилась смуглая и черноволосая ,как и Коля ,но что -то в ней изменилось и она стала белокурой.

Красавица с глазами синими как утреннее небо. Толстые белые косы она прятала под платок ,потому что настоящие блондинки были тогда большой редкостью ,а ей очень мешало лишнее внимание мужчин .

Она росла строгой и стойкой к лишениям. Просто впитала это с молоком . С твоим молоком.

Потом ты родила Алексея, а потом двойняшек- мою маму и ее братика .Только братик через год заболел и умер.

 Уже шла война. Говорят что перед тяжелыми испытаниями рождается много двоен и близнецов ,будто природа заботится о сохранении рода.


 Твой муж  не хотел идти на войну и прятался какое- то время, потом собрался с духом и пошел.

 Провожала его старшая дочка. Ей тогда было всего пять лет – она вела деда Васю за руку . и ей было жаль папу.

 А через месяц его убили. Сначала он был пропавшим без вести,  потом его имя написали на памятнике павшим воинам ,а тебе прибавили пенсию.

Голод, холод и разруха. Твой город не коснулись бомбежки .но есть было нечего совсем. На работу тебя не брали, говорили, что больные ноги. Приходилось мыть подъезды за то, что дадут жильцы.

Начиная с весны  и до поздней осени Николай ловил рапанов ,но  девчонки их не ели – рвало. Однажды ты пошла отоваривать хлебные карточки ,которые не отоваривали уже несколько дней. Долго стояла в очереди, подошла твоя ,и когда сказали что  на сегодня выдачу закончили.

Тогда ты положила карточки на прилавок схватила хлеб и побежала домой к детям. Тебя поймали и избили и отвели в милицию ,в которой ты была долго. Очень . А дети были одни.

Старшим был Коля. Ему тогда было 16 лет и он уже работал на заводе. И один кормил семью из пяти человек.

Когда тебя отпустили ,ты снова стала думать о том, как прокормить семью. Последнее что осталось у тебя , была швейная машинка. Ты завязала ее в платок и пошла в деревни. Там была еда и хлеб.

 В ноябре ты вброд ,по пояс в воде, першла через реку, и простудилась на всю жизнь.

 Снова шла ты в свою деревню, только теперь эти двести верст ты шла пешком, с тяжелой ношей на спине.

Там на машинку ты выменяла зерно и сахар. Ты не стала ждать погоды и сразу пошла назад  к детям.

 Только  не рассчитала свои силы. Морозная ночь которую ты запомнишь навсегда сделала тебя только сильнее.

 Чтобы сократить путь, ты голодная худенькая беззащитная женщина пошла через лес в наступающих сумерках .В лесу было совсем темно.

Ты шла и читала молитву. И вдруг ты увидела тощую волчицу. Глаза ее блестели ,а отвисшие  соски  говорили о том что дома ее тоже ждут волчата, которые хотят есть.

 А ты шла и шла не сворачивая, и не оборачиваясь, и видела волчицу, которая не решалась напасть.  Всю дорогу ты  читала молитву Богородице.

-Она не тронула -говорила ты после.

 Лишь когда вышла из леса, обернулась, и увидела  как та осталась в лесу и блеском глаз провожая тебя ,затянула свой вой.

В ближайшем доме переночевала и чуть свет тронулась дальше.

 Горсткой ты насыпала детям сахар прямо на стол, и они макали в него кусочки хлеба  и  слизывали  дочиста. А ты думала о голодных волчатах и их матери. Где их отец. Волки живут семьями. Почему она была одна? Совсем, так как и ты.

Без машинки ты стала шить так, что стежки такой чистоты я больше нигде не видела.
Все твои холщевые мешочки были сшиты руками ,как и все в твоем доме.

Милая моя бабушка, это только маленький кусочек твоей жизни.Ты прожила 86 лет . Даже в старости у тебя было прекрасное чувсво юмора,молодой смех,прекрасная память ,острый ум и доброе сердце. Я помню все-все что связано с тобой. Помню и люблю. И расскажу о тебе своим детям.