Закрытие сезона

Наталья Ромодина
      Хотите - из последних театральных впечатлений?

      2 июля в театре имени Пушкина проходил заключительный концерт юбилейного сезона 2014/15 года. Вёл его художественный руководитель театра Евгений Писарев.

      Писарев говорил, что в этом сезоне было гастролей, кажется, больше, чем за всё существование театра. Может, потому что они ищут адекватного зрителя, которого не могут набрать достаточно в Москве? И опять наши любимцы едут на гастроли – на этот раз в Красноярск, с «Добрым человеком из Сезуана».

      В первом блоке концерта вспоминали Таирова и Коонен, давали отрывки из юбилейного спектакля «Камерный театр. 100 лет».

      Писарев опять говорил, что не может продавать признание в любви, которое они вложили в этот спектакль. Однако мне кажется, что юбилейный спектакль о Камерном театре продавать сложно потому, что не найдется достаточно публики, которая адекватно оценит, а без этого играть тяжело да и бесполезно.

      На закрытии сезона, очевидно, ожидались не случайные зрители, а те, перед кем как раз можно показать волшебные моменты воскрешения Камерного театра, поэтому худрук и включил отрывки из того спектакля в нынешний концерт.

      Но, с другой стороны, я заметила, что не все зрители знают и понимают, что такое Камерный театр, к чему в фойе размещены все эти афиши, фотографии, костюмы, какое они имеют отношение к театру имени Пушкина. Надо людям объяснять, значит. А объяснить в художественной форме и легче, и интереснее, и доходчивее, и красивее. Так что здесь палка о двух концах, думается!

      Писарев совпадает с Александром Таировым в том, что тоже ищет красоту в театре и нуждается в «синтетическом» актёре. Его артисты играют и драму, и комедию, и фарс, они и поют, и танцуют, и фокусы показывают.

      Александр Арсентьев прочёл всего только небольшой отрывок из воспоминаний Таирова о триумфе в Европе. Очень приятно было на сцене видеть Антона Феоктистова: он опять рассказывал о партнёре Алисы Коонен Николае Церетелли, внуке бухарского эмира, на которого по внешности поразительно похож! Самых печальных страниц биографии актёра он не коснулся: всё-таки праздник!

      Слава богу, разговоров было мало, больше – сценки из спектаклей Камерного театра в воображении творцов нынешнего театра имени Пушкина. Чистые цвета задника, необычные костюмы, музыка, движения – всё создавало сказку нереалистического театрального искусства.

      Меня поразила Александра Урсуляк в отрывке из «Оперы нищих» Бертольда Брехта на музыку Курта Вайля. Благодаря некоторому перерыву в спектаклях актриса восстановила голос и со всей мощи так сильно спела про «трёхмачтовый бриг»! Прожектор, бьющий в глаза зрителям, – это из новых находок художника по свету.

      Также и Анна Кармакова с Евгением Плиткиным выдали отрывок из оперетты «Жирофле-Жирофля».

      Показали отрывки из трёх премьер завершившегося сезона. На афише в этом году появилось два названия из русской классики: «Доходное место» А.Островского и «Вишнёвый сад» А.Чехова.

      «Доходное место» (постановка Р.Самгина) показалось забавно, сразу стало видно, что комедия, играют любимые артисты: Ирина Бякова, Анна Бегунова и др. Захотелось посмотреть эту вещь в новом сезоне.

      А «Вишнёвый сад» (режиссёр В.Мирзоев) – что-то не то, не чеховское. Сцена Раневской с Петей (Исакова а ля Цветаева из фильма плюс юный мальчик Александр Дмитриев, которого постепенно вводят во многие уже идущие спектакли, а здесь он изначально занят) решена как приставание Трофимова к взрослой барыне, очень некрасиво.

      В филиале Алексей Франдетти поставил камерный мюзикл «Рождество О.Генри». Мы его так и не посмотрели пока. Франдетти (Аслан из «Института благородных девиц») я впервые видела в театре, он пел вместе со своими актёрами – Александром Матросовым, Петром Рыковым и девушками, которые опять перевоплотились так, что я не сразу узнала (да, конечно, я имею в виду изменчивую Анастасию Лебедеву – сильна актриса!).

      Жаль, что не было отрывков из «Тартюфа», из «Обещания на рассвете» –мне было бы любопытно посмотреть хотя бы кусочек!

      К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Игорь Бочкин, народный артист РФ, прочитал главу «О награде» из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин». Мне не понравилось. Во-первых, вначале не чувствовалось контакта с залом, он появился только в конце; во-вторых, акценты, логические ударения я бы хотела услышать иные. Муж Васильич всё сетует, что нет у нас чтецкой школы! А другие зрители говорят, что им понравилось, как читал, и вообще артист умный. Дай Бог!

      В последней части концерта Сергей Лазарев спел песню из своего репертуара, памяти учителя, режиссёра Романа Козака. Не впечатлило. Писарев говорит, что Сергей участвовал в четырёх спектаклях театра имени Пушкина (считаю: «Ромео и Джульетта», ещё учась в Школе-студии МХАТ; «Одолжите тенора!» – с 2005 г., вот выйдет на сцену в честь 10-летия спектакля; действующий «Таланты и покойники» – я не смотрела пока; и прошлогодний «Женитьба Фигаро»).

      В финале Евгений Плиткин исполнил лирическую песню на английском из спектакля «Много шума из ничего», и все артисты вышли на поклоны. В этот раз Арсентьев обнимался с Викторией Исаковой, а Александра была в объятиях Владимира Жеребцова – «молодого Таирова».

      Цветы дарить – народу набежало! «Нашему мальчику» прекрасный букет ярко-алых роз, по-моему, кто-то из своих подарил (он руку поцеловал), и ещё преподнесли два оранжевых букета с большими цветами. Так что и без меня обошёлся.

      Многим цветы подарили, но без фанатизма, всё красиво прошло.

      Время пролетело быстро, не успели оглянуться – сезон закрыт! Капельдинерши приглашали непременно в следующем сезоне в театр.

      Да, программку мне подарили. Её продавали вместе с буклетом о «Камерном театре», а у меня уже есть буклет. Я попросила отдельно программку – и правильно сделала, потому что надо же ориентироваться, и на память себе, вот смотрю сейчас и вспоминаю, что и кого видела. Ну, в общем, мне её бесплатно дали.