Картин было три

Владимир Мурашов
         Первая статья
http://www.proza.ru/2015/07/03/1053

         До столетнего юбилея оставался год с небольшим. В обществе бывших лицеистов решили заказать картину.
         Постановили: картина изобразит самый первый, "звездный" лицейский набор.
         На ней, конечно-же, будет самый известный лицеист - Пушкин.
         Картину напишет классный художник.
         Но собрали всего 1500 рублей. Как найти классного художника за столь малый гонорар?
         Надо к Репину обратиться.
         Нет. Репин велик и недосягаем. Речь не могла идти о том, чтобы Репин написал картину.  Но знали, что Репин Пушкина уже писал и он подскажет, что надо делать. Репин хорошо знает русских художников.
         К немалому удивлению лицеистов, Илья Ефимович взялся сам выполнить заказ.
         В итоге появились целых три картины.
         Два больших полотна, в основном повторяющие друг друга, написанные так, как задумал Репин, и вдобавок эскиз, который появился вынужденно.
         Эскиз - не картина, а набросок. Критика обошла его стороной, но нам он интересен тем, что обстоятельства экзамена показаны в нем совсем по-другому.

         Могло быть так.
         Члены общества лицеистов, хорошо знакомые с реальными фактами, были несогласны с авторским произволом. Но у Репина был сложный характер. Как известно, он не любил критики. А потом, что вы хотели за 1500 рублей? И продолжал писать экзамен по-своему.
         Но Репин не успевал. Приближался срок сдачи, а работа все ещё не была окончена. И тогда он наконец, наскоро, сделал то, что от него требовали. Эскиз экзамена по версии лицеистов. Это будет стоить как раз 1500 рублей.

         И продолжил работу по основной картине.
               
         Итак эскиз.
         Действие происходит в большом парадном помещении.
         Нет сцены, но всё остальное напоминает театр без сцены и выступление солистов. Зал переполнен.
         О том, что в первом ряду сидят важные персоны, говорят их мундиры и регалии.
         Почетные гости лишь обозначены. Вместо лиц – пятна. Объяснение может двояко: спешка, или сильное нежелание.
               
         Сделано настолько небрежно, что даже крупный план сидящих напротив заставляет теряться в догадках, кто – бы это мог быть?
         Вот седой человек приложил руку к уху. У него лента через плечо и черные, выше колен, сапоги. Плисовые державинские сапоги, должно быть.
         Остальных угадать трудно.
         Картина Репина ожидалась как событие всенародное. И ему помогали как могли. Привозили артефакты всякого рода и старые портреты. Среди них был и такой. Державин в синем мундире.
         Державин был сухонький и быстрый старичок, но на эскизе полноват. Малоподвижен, как сказали бы теперь.
         Должно быть именно таких стариков помнит его кисть. Совсем недавно Илья Репин писал портреты высших сановников для картины «Заседание Государственного Совета». Неторопливые старцы, полные самоуважения.

         А вот Пушкин, читающий стихи. 
Но что мы видим? Пушкин одет во всё темное и серое.
         Куда подевались его белые панталоны и щегольские сапожки?
         Эскиз передает верно! Александр Пушкин читает стихи в той самой форме одежды, которую уже два года выдают лицеистам.
         И держится Пушкин по-другому! В нем нет рисовки и театрального пафоса!
         Поэт не смотрит в потолок, стоит лицом к залу.
         И правую руку не поднял вверх, а отвел в сторону.
         Мы хорошо знаем этот образ. Примерно так изобразил Пушкина скульптор Аникушин перед Русским музеем, но это было позднее.

         Лицеистов много. Они сидят рядами вдоль противоположной стены. Так распорядился Разумовский. Министр показывает гостям лицейскую дисциплину.
         Все лицеисты одеты в серые однообразные мундиры. Сидят плотно, в два ряда. Их непрерывная масса теряется где-то вдали. Наверняка лицеистов больше, чем тридцать.
         Есть фигура, стоящая в полный рост. Наконец-то! Репин набросал кого-то из преподавателей.

         Пушкин стоит напротив Державина и между ними нет никакого стола. Ничто не препятствует Гавриле Романовичу подняться и сделать шаг к юному дарованию.
         Так и было. Очевидцы вспоминают, что Державин собирался его обнять в порыве чувств. А неловкий Пушкин застеснялся и убежал вон.
         Державин успел только перекрестить. Характер был такой у Саши, да ещё волнение.
         Куда он мог бежать?
         По проходу налево, и вон из зала.
         К сидящим товарищам нельзя, хотя там ему место.
         Лицеисты сидят на виду у всех. Пушкин взорвал обстановку и теперь весь зал станет рассматривать его. Это невыносимо. Да и перед Державиным неловко.
       
        Третья картина «Пушкин на экзамене» повторяет версию Репина. Но более парадно и упрощенно. Написана специально для продажи и на ней Репин неплохо заработал.
        Тот же стол с экзаменаторами. Невероятный и пафосный Пушкин, кружок вокруг него: те же гости вперемежку с лицеистами.
        На лице Уварова нет гримасы.
        Сергея Львовича Пушкина автор убрал из центра. Его надо искать среди прочих гостей. 
        Министр Разумовский в углу. Показана часть его лица.
        Мы не можем прочитать его восхищение Пушкиным и самим собой.

        Пушкин все тот же. Белые панталоны. Показная театральность.
        Бросается в глаза какая – то нежная, балетная, не совсем мужская рука. Это домысел автора. Про гибкие пушкинские руки сведения отсутствуют. Мы знаем только, что Пушкин специально отращивал длинные ногти.
        Изменились мелочи: получше написаны паркет и интерьер зала. И, как Репин уверял в письмах: «Добавил профессоров, и картина только выиграла от этого».
        Однако по-прежнему кружок зрителей вокруг Пушкина невелик.
        И это после того, как Репин написал эскиз о реальных обстоятельствах экзамена.
        Корней Чуковский, наблюдавший за написанием «Пушкина на экзамене»: «он у меня на глазах переменил такое множество лиц, постоянно варьируя их, что их вполне хватило бы, чтобы заселить губернский город».
        Были вопросы по Державину. Репин переработал массу литературы. И сосед по даче Чуковский читал Репину державинские оды.
        Рассматривался вопрос, не показать ли дядю Пушкина Василия Львовича, известного российского поэта?
        Но проблемы как писать Александра Пушкина как будто нет. Или что - то недоговаривает Чуковский?
         
         Идем снова к эскизу.
         Пушкин показан сбоку. Почему-то поэт отвернулся от нас.
         Странно вот что. Нет намека на африканскую внешность. Какое-то бледное лицо у него. Да и прическа не та. Волосы, длинные сзади, легли на воротник.
         У Пушкина была шапка кудрявых волос, а здесь волосы пожалуй прямые. И не ухожены. Волосы отброшены назад.
         Позвольте! Да это не Пушкин!
         Какого-то другого Репин одел в мундир лицеиста и выдает за Пушкина.
         Какой-то неряшливый господин. И где он нашел такого? За прической не следит. Не подстрижен и не причесан.
         Может, и по жизни этот человек неряхой и поэтому живописец сознательно скрывает его лицо? Что связывает его с Репиным?
         - Так нельзя. Надо подстричься и причесаться.
         Этот господин, откуда-то взятый, и вместо Пушкина читающий стихи, не представляет, какое важнейшее действо проходит в зале!
         Отчет императорского Лицея о проделанной за три года работе!
         Не может быть, чтобы лицеиста в таком виде выпустили читать стихи.
         Совсем недавно была генеральная репетиция. Наверняка был дан совет привести себя в порядок. Почему не послушался?
         А может, с подачи Репина, вместо Пушкина выступает только ему известный вольный художник, чуждый понимания момента и ответственности.

         Здесь что - то нечисто. Но нам ничего не известно об оценке эскиза в обществе бывших лицеистов.
 
         Тогда был юбилейный год. Общественность страны ожидала картину из лицейской жизни с участием Александра Пушкина.
         А живописец Репин был визитной карточкой русской культуры.
       
         Третья картина Репина
http://www.proza.ru/2015/07/03/1099