Морские и речные суда донских казаков

Светлана Багаевская
   В многочисленных документах Московского государства неоднократно встречаются подробные отчёты казаков о морских баталиях. Казачья флотилия  сначала базировались в Раздорском городке, а затем с середины 17 века  в Черкасском  городке. О привычности донских  казаков к морскому делу говорит хотя бы то, что в походы на море отправлялось по несколько тысяч человек, они на своих стругах проходили сквозь турецкие заграждения и вырывались на морские просторы.

   Термин «струг» относился ко многим  кораблям. Стругами  назывались разные гребные суда, начиная от лёгкой лодки-стружки,  до большого грузового корабля.  Все эти суда строились по древней технологии, которая была ещё распространена в Киевской Руси.  Основанием струга являлся выдолбленный ствол векового дерева – так называемая «струговая труба». К ней с боков прибивались доски – «ошивины», или «ошивные доски». Внутри струги имели несколько крепких перекладин, называвшихся тагунами и рассохами.  Такой вид судна в древности называли – однодревым.

   В зависимости от размера струговой трубы однодеревые  речные струги имели разную длину: от 10 метров до 20 метров при ширине в 2-2.5 метров. По виду это были длинные и узкие суда без палубы. У каждого струга имелось 1 или 2 кормовых весла и от 6до 20 гребных вёсел  в зависимости от  размеров судна.

   С 40-х годов 17 века на воронежских судоверфях стали строить большие суда под названием – «Дощечник». Он строился полностью из досок и был гребным плоскодонным  речным  судном для перевозки людей и грузов.

   Морской струг в отличии  от речного имел мачту высотой до 5 саженей и парус. Мачта изготавливалась из соснового бревна. Корпус морского струга для прочности оковывался железом. В отличии от речного струга морской всегда имел железный якорь. Существовал и определённый минимум длины морских судов: достаточной устойчивостью на морской волне обладали струги длиной не менее в 8.5-9 саженей(18-19 м).

   Караваны стругов и дощечников, отплывавшие из Воронежа с грузами, достигали Черкасска через 25-35 дней. Минимально  на струге команда могла  состоять  из 7 человек: один кормщик и 6 гребцов. Нехватка и бегство гребцов, поломка судов или другие причины приводили обычно к тому, что в Черкасске у донских казаков оставалось много  судов.   Приспособить наиболее крепкие и крупные речные однодеревые струги, прибывшие из Воронежа, к морскому походу было казакам проще, чем строить новые.

   В низовьях Дона нельзя было найти подходящих деревьев для струговых труб. Из документов видно, что в середине 17 века донские казаки ездят за лесом для постройки стругов на Северский Донец и нередко покупают лес у русских торговых людей.

   Военные суда, стоявшие у берега Дона вокруг Черкасска, « были прикованы цепьми или затоплены. В зимнее время берега близ городка, ежедневно очищались от льда, и вообще наблюдалась тут величайшая осторожность от неприятеля» .

   «Казацкие суда, которые они называют челнами, не имеют палубы. Корма и нос у них острые, длиной они от 50-70 футов (15-21 м), а шириной от 18 до 26 футов(5.5-8 м). Казаки обводят сии суда пуками из соломы или камыша в 8 футов толщиной, которые служат им грудной защитой против ружейной пальбы. Суда одномачтовые с рейным парусом, который ставится только по ветру. Для плытия большей частью употребляются вёсла, которые находятся для одного судна от 16 до 40.  Прежде сего казаки не возили с собой никаких орудий, теперь же несколько лет уже берут фальконеты».

   Перед выходом в поход казаки «осмаливают свои корабли и приделывают к каждому по два руля, чтобы не терять напрасно времени при повороте своих длинных судов, особенно если развернуться необходимо в узком ерике при отступлении.  Казацкие чёлны, имея с каждой строны по 10-15 вёсел, плывут на гребле скорее турецких галер. Ставится также и мачта, к которой в хорошую погоду привязывают довольно плохой парус, при сильном ветре казаки охотнее плывут на вёслах. Челны не имеют палубы, если их зальёт волнами, то камышовые пуки предохраняют от потопления.  Пищевые припасы, воду и порох  казаки хранят в бочках от возможного промокания, которые они крепят канатами к бортам чёлна.

   Для перевозки на небольшие расстояния казаки использовали суда под названием – будара или бударка. Это длинная, узкая лодка, выдолбленная из одного ствола дерева с наращенными бортами из досок. Размеры будары колеблются от 4м до 10 м. Будары поднимают груз от 160 до 500 кг. Некоторые из будар могли иметь небольшой парус на короткой мачте. 

   Из прочих мелких судов на Нижнем Дону были распространены баркасы, каюки и кайки. Каюк делался из цельного ствола, мог перевозить грузы до 200 кг или около 5 человек.  Баркас мог перевозить грузы до 800 кг или до 15 человек. Баркас мог иметь небольшой навес над носовой частью судна и скамейки для сидения. Кайка плоскодонная лодка из досок, имевшая скамейки и минимум два весла. Грузоподъемность зависела от размеров кайки.

    После взятия Азова Петром 1 было решено основать азовскую флотилию.  Выполняя поставленную задачу,  работали все верфи Воронежа, Хопра и Паншина. В 1702 году  при сдаче турками Азова, в Черкасск  казаки притащили турецкий корабль «Генляр» с 14 пушками на борту, который  ремонтировал  мастер  Грек Иван Фёдорович.  После поездки по Европе Пётр1 принимает меры по улучшению судоходства на Дону: строятся плотины и крепости, засыпаются ерики, устанавливаются маяки. В 1711 году в Черкасске  работала судовая верфь, где 70 плотников достраивали  царёву галеру «Стрела», разбирали  приведённую из Азова галеру «Делифант», выполняли  ремонт других судов.

   По мирному договору  с  Турцией от 1712 года, Россия потеряла право иметь флот на Азовском море, и была вынуждена уничтожить не только суда, но и вновь  выстроенные крепости.  Работы по кораблестроению были закончены. В начале  1712 года большую часть мастеров и две трети мастеровых отправили в Петербург. Три корабля и до 20 мелких судов были отведены в Черкасск.  Для заведованиями судами, оставшимися в Черкасске, был назначен капитан Мургант с 80 матросами и мастеровыми людьми.

   В 1714 году Войско Донское подало прошение  о выводе судов из протоки, вследствие  его обмеления от их стоянки. В 1716 году на Дон пришёл указ об уничтожении остатков азовской флотилии в Черкасской протоке.

   В связи с  подготовкой к русско-турецкой  войне императрица Анна Иоанновна прислала на Дон указ «о неотложной постройке на Дону лодок по образцу бывших здесь судов, отобранных потом у казаков и к постройке запрещённых, и о сплаве их к  Азову», где указала атаману Ивану Фролову построить 100 лодок к весне 1737 г.

   В следующих ответных рапортах имеются подтверждения и заверения атамана Ивана Фролова о том, что «не токмо 110 лодок, но и сверх того, сколько возможно, самым добрым мастерством и крепостию, конечно к будущей весне построены и по вскрытии воды к Азову спроважены».  В рапорте от 7 января 1737 года атаман Иван Фролов докладывает о том, «что о строении вышеописанных лодок неусыпное старание имеем…что те лодки весною вскоре будут согнаты к Черкасскому» 

   В 18 веке Черкасская пристань, и Черкасская протока служила рейдом для военных вооружённых судов русского флота и донских казаков. Указом императрицы Екатерины 2 от 12.05.1769 г вооружённые лодки были переведены от Черкасска к крепости Дмитрия Ростовского и отданы на сохранение коменданту крепости Потапову.

   Черкасская пристань располагалась сразу за торговыми рядами Павловской станицы. В 19 веке Дон поменял русло, в результате Тютеревская станица была затоплена. Пристань перенесли к месту, где в 18 веке стояла Никольская деревянная церковь.  Старочеркасская  пристань  функционирует до сих пор.  На месте, где стояла церковь, в настоящее время находится здание речного причала Старочеркасска.

Использованная литература и источники:
 
1. В.П. Кузнецов. Речные деревянные суда. М. «Речной транспорт». 1956 г. С.26
 
2. В.П. Загоровский.  Сборник научных работ аспирантов ВГУ. Воронеж.1959 г.С.102
 
3. В Сухоруков. Историческое описание земли Войска Донского.Ростов.2001 г.С.416
 
4. К.Крюйс. Отечественные записки. № 54. 1824г.С.68-71

5. Б.С.Э. Москва. 1927 г с 776
 
6. С. Елагин. История русского флота. Азовский период. Репринт издание 1696 г. Р/Д.1996 г. С 44-47
 
7. В Гладченко. Последний причал. Газета «Победа» №126 от17.10.1996 г

8. А.А Лишин. Акты, относящиеся к истории войска Донского. Т 2. Ч. 1 Новочеркасск. 1894 г с 148-155

9. Архив министерства иностранных дел. Т 2. СПб.10 1872 г. С 337