Странная картина Репина

Владимир Мурашов
         Илья Репин. «Пушкин на Акте в Царскосельском лицее 9 января 1815 года».

         В пригороде Петербурга – в Царском Селе происходит важное мероприятие. Позади три года обучения в Лицее. И воспитанники  показывают гостям, чему они смогли научиться.
        Среди приглашенных - Гаврила Романович Державин, самый известный русский поэт. Сейчас выступает Александр Пушкин. Его стихи великолепны, неожиданно яркие и зрелые. Это радует собравшихся. Дремавший до этого Державин привстал и приложил руку к уху.
За Державиным мы видим лицо Сергея Уварова – это статский генерал от министерства народного просвещения. 
        Странно, Уварову неприятен успех молодого Пушкина. На его лице гримаса, Уваров старается не смотреть на выступающего.
В свои неполные тридцать Уваров успел послужить при дворе, работал в посольствах, обучался в заграничном университете. Теперь он - попечитель петербургского учебного округа.  Неплохой трамплин.
Уваров считается интеллектуалом; он почетный член Императорской Академии Наук и скоро станет её президентом.
Плохо то, что Уваровы - незнатная фамилия. Надо все время быть начеку, это должно утомлять. Любого, но не Уварова.
Он тщательно продумывает поступки и слова. Умеет не выделяться и в тоже время показать свою значимость. Но это азбука.
Уварову доступны причины явных и тайных пожеланий начальства и потому он более других готов к переменам. В семье очередного начальника Уваров старается быть полезным человеком.
Тесть Уварова, Алексей Кириллович Разумовский сидит слева в черном мундире с красной орденской лентой.
        Бесспорно удачный ход - женитьба на дочери Разумовского!
        Граф Разумовский - министр народного просвещения. Дочь его Екатерина - фрейлина императрицы.
        Ему многие завидуют. Но не надо повторять, если нет талантов.
        Поразмышлять Уварову есть над чем. Что будет с ним, если Разумовский оставит должность министра? А к этому все идет. Государь находится в Европе и вопрос отставки откладывается.
Будущее туманно. Где, на каком поприще надо будет стараться? Уварову досадно, что мальчишка Пушкин так легко завладел вниманием. Но разве мало таких? Появляются, а затем исчезают. Успех юнца - случайность, не более.
        Отношения с Гаврилой Державиным…
        Престарелый Державин возглавляет литературное общество «Беседа». Там собираются ветераны: слушают музыку, предаются воспоминаниям. Старики влиятельны: это цвет российского дворянства. Бывают и литераторы.
Второй руководитель «Беседы» - Алексей Шишков, бывший госсекретарь. Бывает и Уваров.
В «Беседе» говорят только по-русски. Создание "Беседы" -  ответ на засилье французского языка. Теперь французский язык повсюду: в разговорах, в печати, в личной переписке. Даже государственные решения выходят на французском языке. Старикам это не нравится. Взамен французских слов, не имеющих аналогов на русском, они разрабатывают новые русские слова с тем же смыслом.
        Надо ли это?
        Уваров готов послужить «Беседе» и принести немалую пользу.
Для начала можно поговорить о литературе вообще. Ведь не разбираются. Рассказать о заграничных писателях, о великом Гёте, например.
        Уваров лично знаком с Гёте и состоит в переписке с ним. Да и стихи пишет Уваров…

        Кажется, руководство «Беседы» ничего против не имеет. Господин Уваров - как бы их начальник. Ему подчиняются учебные заведения Петербурга и цензура. Уварова избрали почетным членом "Беседы".
        Но Уваров – чужой. Малоизвестный выскочка. Присутствие его очевидно: завести полезные знакомства среди ветеранов и литераторов.
        Что касается женитьбы по расчету - то это дело обыкновенное.
Старикам неприятно видеть Уварова рядом с собой. О том, что таланты его ничтожны, говорят открыто и с пренебрежением.
Но приходится посещать «Беседу».
Однако все не так уж все плохо.
         Давайте разберемся, кто такой Гаврила Романович Державин?
         Бывший прокурор, бывший губернатор. Стихотворец покойной императрицы.
         Но теперь он – свадебный генерал. Узнав о старческих глупостях Державина, император Александр лишил его всех государственных постов.
 Державин проспал половину выступлений.
          Но как выступает юный Пушкин! Как слушают его!

        Другие чувства у Разумовского.  На его лице – благодарность и тихое восхищение.
        Успешное выступление Пушкина предполагали, но велики были сомнения.
Отец его Сергей Львович, заслугами не отмечен, и сына его не должны были принимать в Лицей, но дядя, Василий Львович Пушкин – известный русский поэт, привез его из Москвы и были просьбы известных людей. Пришлось зачислить.
Теперь Пушкин – младший с легкостью пишет всякого рода стихи и совершает дерзкие поступки.
Что ещё? Глотает книги одну за другой. Считают, что Пушкин перерос всех в своей образованности.
Однако мальчик не знает меры. Даже на него, Разумовского, он написал эпиграмму.
         На отца-основателя Лицея!

         Подготовить его выступление Разумовский поручил профессору Галичу. Галич молодой, таких подростки любят.
        И, как выясняется, Пушкин правильно понял задачу. Написал целую поэму. Да такую, что вряд - ли напишешь лучше. Была  генеральная репетиция и поэма понравилось всем. Однако характер Пушкина переменчив, и никто не знает, как он будет выступать перед зрителями.
       
        В поэме он как будто предается воспоминаниям. Описывает Царскосельский парк и события недавней истории.
        Когда они учились, началась война. Враг разорил полстраны и теперь Москва лежит в развалинах. Однако храбрость русских солдат и Божий промысел принесли победу.
        Русская армия вошла в Париж, но благородные победители не станут сводить счеты.
        Юный Пушкин не забыл про Гаврилу Романовича Державина. Более того, он специально написал поэму в стиле державинской оды, на чуть помпезном, языке, привычным для читающей публики.
        Насколько же точно Пушкин понимает обстановку!

С некоторых пор лицейские дела стали любимым занятием министра Разумовского. Лицей размещен рядом с царским дворцом в специальной пристройке. По замыслу в нем должны были учиться младшие братья императора. Остальных учащихся подбирали им под стать из самых известных дворянских фамилий.

Окружающая среда передает детям низкие помыслы – так считает современная наука. С этим никто не спорит, вот почему в Лицее -  казарменный режим.
         Для Разумовского и его министерства все было новым: учебные программы, лицейский Устав; много усилий потратили на подбор хороших педагогов.
Все-таки Императорская семья приняла решение, что обучать Великих князей будут домашние учителя. Но процесс был запущен и Лицей все – таки открыли в октябре 1811 года.

         Летом началась большая война и вопросы просвещении в целом по стране надо было отложить до лучших времен. Что касается Лицея, то военные трудности пошли на пользу. Император был в действующей армии или за границей; над Лицеем не было мелочной опеки. Для министра народного просвещения лицейские дела стали основным предметом приложения сил.
Порой Разумовский руководил Лицеем напрямую. Шутили, что он становился и классным дядькой, и преподавателем и даже камердинером.
В середине обучения первого набора, Разумовский устроил как бы отчет о проделанной работе. Решил показать папам, мамам и высокому начальству познания своих воспитанников по ряду предметов.

        В петербургской газете разместили объявление:

        «Императорский  Царскосельский  Лицей  имеет  честь  уведомить,  что  4  и  8  числа  будущего  месяца ( январь 1815 года),  от  10  часов  утра  до  3  пополудни,  имеет  быть  в  оном  публичное  испытание  воспитанников  первого  приёма,  по  случаю  перевода  их  из  младшего  в  старший  возраст».

        ...однако выступление Пушкина продолжается.
        На лицах публики удивление и любопытство. Вместо юных графоманов выступает зрелый поэт. Кто он такой?
       Добродушный господин рассматривает Пушкина в лорнет. Второй, рядом, довольно опустил голову.
        Трудами Разумовского и преподавателей Лицея одержана важная педагогическая победа.
        Но каков Пушкин!

        А теперь вопросы по картине.
        Почему нет профессора Галича? Где этот славный добродушный челоыек? Согласно воспоминаний, Галич был менее всего похож на наставника. Но его дружеские, товарищеские отношения с воспитанниками создавали на занятиях хорошую психологическую обстановку.
        Писать картину о Лицейском смотре и не показать Галича – жестоко.
        «Тут  я  встретил  доброго Галича  и  очень  ему  обрадовался. Он  был  некогда  моим  профессором  и  ободрял  меня  на  поприще,  мною  избранном.  Он  заставил  меня  написать  для  экзамена  1814  года  мои  «Воспоминанья  в  Царском  Селе». (17  марта  1834 г.).
        На картине нет и профессора русской и латинской словесности Кошанского. Он сыграл неоценимую роль в воспитании первого набора Лицея и Пушкина в особенности.
        Известно, что Николай Федорович Кошанский был в отпуске по болезни, но его квартира здесь - же, в здании Лицея. Не факт, что Кошанский пропустил такое важное событие. 
        Нет и Куницына. Адьюнкт - профессор нравственных наук Александр Петрович Куницын, прививавший лицеистам строгость и самостоятельность суждений.

           Куницыну  дань  сердца  и  вина!
           Он  создал  нас,  он  воспитал  наш  пламень,
           Поставлен  им  краеугольный  камень,
           Им  чистая  лампада  возжена.

          Несомненно, преподаватели были рядом с лицеистами. Их подопечные первый раз выступают публично. Велика ответственность.
         На таком мероприятии не только преподаватель, здесь врач нужен, как на спортивных соревнованиях. Переживают все: и дети и родители. Возможны всякого рода срывы. Истерики и обмороки.
        Что – то подобное случилась с Сашей Пушкиным после выступления, и, к счастью, всё закончилось хорошо.
        Для большей уверенности выступающего рядом с ним должен быть человек, хорошо знающий и его, и то произведение, которое он собирается прочитать.
        Должна быть возможность подсказки. Даже в театре, где выступают профессионалы, предусмотрены должности суфлеров. Неужели Разумовский и его помощники упустили этот вопрос?
       
        Мы узнаем только Гауеншильда, преподавателя немецкого языка и словесности, который сидит в общей массе.
        Гауеншильд временно занимал должность директора Лицея и был нелюбим детьми за грубость и несправедливость.
        Кстати. Он переводил на немецкий язык статьи Уварова, (их было две), а потом взялся за «Историю Государства Российского» Карамзина.
       Вопрос перевода Карамзина для Запада был важнейшим и во многом политическим. Поскольку к русской истории и культуре в Европе относились снисходительно.
От Гауэншильда ожидали многого. Его избрали член - корреспондентом Академии наук и назначили пожизненный пенсион.
        Этот человек ожиданий не оправдал. С должности директора его уволят через год. Перевод «Истории» Карамзина так и не закончил...
               
        Идем по картине далее.
        По версии Репина людей собралось немного. Человек пятьдесят – шестьдесят, не более. Что-то вроде домашней сходки, капустника.
        Только какой это капустник? Мы видим стол, покрытый скатертью и документы на нем. За столом целая комиссия, мы узнаем высокого  церковного деятеля, известных сановников. Похоже, это экзаменаторы. Как совместить прием экзамена с расположением зрителей,  непринужденно и в разных позах окруживших место действия?
        Возле Разумовского, за столом - Мартынов Иван Иванович. Издатель, переводчик, директор департамента в министерстве народного просвещения. Известен как неутомимый труженик. Честь и хвала ему.
        Кто - же остальные гости? Генерал Саблуков, митрополит Филарет… Насколько оправдано их присутствие на картине?
       Император Павел отослал куда-то Саблукова и той же ночью был убит. И всё. Других поводов появиться на картине у этого человека нет.
        Ректор петербургской духовной Академии Филарет. Он определенно был в Царском Селе на мероприятии. Только когда? 4-го января Филарет заслушивал лицеистов по Закону Божьему. Но теперь 8 января и предмет - русская словесность.
        Надо – ли  разбираться с остальными? С "блестящей массой"?
        Один персонаж расположен особо. Это Сергей Львович Пушкин - отец Саши Пушкина.
        Пушкин старший сидит за столом напротив Державина.
        Своим присутствием Пушкин-старший никак не украшает картину. Сергей Львович обиженно скосил глаза в сторону сына.
        Понятно. Отец ревниво относится к успехам Александра, он ведь и сам поэт –любитель.
        Однако, с какой стати отставному майору Пушкину дали место среди министров и генералов? Он никому неизвестен, как неизвестен и юный Пушкин. Между тем Репин поместил Сергея Львовича Пушкина в центр и, в отличие от остальных, даже кресло ему поставил.
Могло ли быть такое?

        Кстати о стульях.
        Стульев на всех не хватило и часть гостей слушает стоя. Нет, это полное безобразие. Долго готовились, провели генеральную репетицию, дали объявление в газете, и не обеспечили стульями.
Нехорошо, неуважительно. Гости, чай, издалека приехали.
Дело происходит в царской резиденции. В огромном царском дворце полно всякой мебели. И принести есть кому. Всяких слуг достаточно. Есть слуги лицейские, есть государевы, из дворца.
      
        Важнейший вопрос.
        Почему так мало действующих лиц?
        Где они, тридцать человек первого лицейского набора? На картине лицеистов мало и стоят они вперемешку с гостями.
        Беспорядок налицо, действительно, если бы не стол, похоже на капустник какой - то.
        Кстати, лицеистов было не тридцать, а в два раза больше. Набор в Лицей проводили каждые три года. Первый, пушкинский состав, набрали в октябре 1811. Второй был набран в октябре 1814. Вновь принятых воспитанников было столько же - 30 человек.
        И где же быть второму набору, как не здесь, в зале. Молодняку будет неплохо увидеть таланты старших.
Должно быть шестьдесят лицеистов!
        Родителей и знакомых должно быть больше. Даже с учетом того, что приедут не ко всем.
        Лицейские порядки были таковы, что всякие контакты с внешней средой запрещались. Воспитанников не пускали домой даже на праздники, на каникулы.
Их даже летом никуда не отпускали, и вместо родной барской усадьбы лицеисты слонялись по парку.
         Теперь, благодаря мероприятию Разумовского появился отличный повод увидеться с мамами и папами.
А друзья и знакомые? И почему лишний раз не побывать в царской резиденции?
        Зима. Театры и балы в Петербурге еще успеют надоесть. До Царского Села недалеко – всего тридцать верст.
В тот день, как пишут в воспоминаниях, посмотреть на выступления пришли и соседи - жители Царского Села. Для небольшого города да ещё зимой,  это особое событие.
Нет подтверждения, но в зале могли быть и члены царской семьи. Они всегда были в курсе  лицейских новостей, а каждого воспитанника из первого набора знали в лицо и по имени.
А где представители столичной прессы? Неужели газетчики  упустили такое событие?

        Далее. В столице много учебных заведений. Гражданские, военные, духовные. И везде изучают словесность.
        И Уваров и Разумовский должны быть заинтересованы в присутствии питерских учителей на этом мероприятии.
Так сколько присутствующих было на самом деле?
         Минимум двести или минимум триста?
         И гости должны не стоять, а сидеть на мягкой дорогой мебели.

        Далее. Почему-то на картине отдельные лицеисты только угадываются в толпе.
        На первом плане – начальство. По выражению их лиц автор предлагает нам судить об  эффекте, который производит чтение выступление Пушкина.

        Между тем, воспитанники интересны.
Алексей Илличевский – развитый и очень способный мальчик. Долгое время между ним и Пушкиным продолжалась борьба за первенство в стихосложении.
        Иван Малиновский – друг Пушкина, сын всеми уважаемого и безвременно ушедшего первого директора Лицея.
Александр Горчаков, будущий канцлер России. И, хотя Горчаков порой он вел себя высокомерно, у Пушкина с ним сложились, кажется, приятельские отношения.
Открытый и доброжелательный Ваня Пущин, лучший друг Пушкина, схожий с ним по характеру.
        Ленивый Антон Дельвиг, лицейский поэт и будущий издатель.
        Мы не найдем и Кюхлю, Вильгельма Кюхельбекера, часто неадекватного, но «неутомимого работника Парнаса».
Нет будущего морехода Матюшкина, нет Михаила Яковлева, с которыми Пушкин впоследствии поддерживал связь.
А где Вольховский, золотой медалист?
Можно было показать Сашу Бакунина. Особой дружбы Пушкин с ним не водил. Бакунин интересен по-другому.
У Бакунина была сестра Екатерина. Фрейлина младшей императрицы. В неё были влюблены все лицейские поэты и прежде всего Александр Пушкин.
Пускай императорская семья осталась в Петербурге, но эта юная красавица просто обязана была присутствовать в зале и наблюдать выступление брата.
Между тем портреты почти всех перечисленных имеются. Эти талантливые парни создавали то окружение, в котором развивалось мастерство и лидерство Саши Пушкина. Пушкин знал об этом, и не забывал друзей на протяжении всей своей жизни.
      
        Кстати. А был ли стол?
В воспоминаниях очевидцев про стол ничего не говорится.
        Пущин: «Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Слушая знакомые стихи мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге со слезами на глазах бросился целовать поэта и осенил кудрявую его голову – мы все под каким-то неведомым влиянием благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, - его уже не было, он убежал».
        Картина же представляет дело так, что старику Державину пришлось бы растолкать сидящих  и обежать вокруг стола. Или сбросить лет тридцать и по – молодому перепрыгнуть через стол, чтобы обнять Пушкина.
Очевидцы пишут, что Пушкин убежал и спрятался. Но, опять же, если верить картине, убежать не было никакой возможности по причине все того же стола и обступившей его толпы.

        И одет Пушкин был не так. Все лицеисты были иначе одеты.
        «Вначале нам сделали прекрасные синие мундиры из тонкого сукна, с теперешним воротником, и при них белые панталоны в обтяжку с ботфортами и трехугольными шляпами и, сверх того, для будней — синие форменные сюртуки с красными воротниками»… (после 1812 года)…  «все это стало отпадать: сперва, вместо белых панталон с ботфортами, явились серые брюки; потом, вместо трехугольных шляп — фуражки; наконец, вместо форменных синих сюртуков — серые статского покроя, чем особенно мы обижались, потому что такая же форма была тогда у малолетних придворных певчих вне службы».

        Но почему Репин так неверно изобразил важнейшее событие в русской поэзии и самого Пушкина?
Откуда Репин взял его? Где увидел? И что всё это значит?
Репина спрашивали об этом много раз.
        На картине, которую ожидала вся страна к столетнему юбилею Лицея Пушкин оказался вызывающе непохожим на великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
       Репин уклонялся от ответа. Мол, написал, как написал. Хотел как лучше.
       "Лицо и вся фигура мальчика-Пушкина на моей картине составляет радость моей жизни. Никогда мне еще не удавалось ни одно лицо так живо, сильно и с таким несомненным сходством, как это - героя-ребенка".
        Репин был сложный человек и не всегда говорил правду.
Что касается изображения Пушкина, то в изображении Репина он стал невероятным, манерным, театральным. Выдуманное изображение оскорбляло саму память о нем, поскольку Пушкин и пошлость – понятия несовместимые.

        Александр Бенуа назвал картину исключительно скверной, а Пушкина сравнил с исполнением актрисой Яворской некой мужской роли. И, что показалось ему совсем обидно, «репродукция этой картины…. переползает из издания в издание полных сочинений Пушкина». Но Репин считался самым известным русским живописцем. И Бенуа не стал связываться…

        Официальная пресса однозначно поддержала Репина.
        «… во всей фигуре ощущается напряженность момента. Голова с пышной шевелюрой гордо поднята, взгляд, полный восторга, устремлен вдаль, рука поднята кверху. В позе Пушкина нет в этот момент скромности, застенчивости, так он взволнован, вдохновлен, как поэт, как артист. Ведь он должен «заразить» зрителей своим чувством, своим восторгом.
 …не помня себя, поднял руку кверху…      
Главным в рассуждениях было то, что Репин просто не мог написать плохо.
Репин велик, неподотчетен и ухватить его замысел не представляется возможным. Придет время, и все выяснится.
Надо помнить, что в Российской культуре их было двое. Репин и Толстой. И  уже год, как Репин остался один.

Однако есть еще одна, неоконченная картина Репина, эскиз, набросок, который по-другому показывает события 9 января 1815 года в Царском Селе.
Возможно, эскиз был уступкой осведомленной публике, не согласной с авторским произволом.
Обстоятельства написания не оглашались, но могло быть так, что Репин отработал аванс 1500 рублей, который ему выдали перед началом работы. Деньги слишком малые для большой картины.
Вместо неё, господа знатоки (первоначальные заказчики из общества бывших лицеистов) получите эскиз, согласно своим представлениям.
Это предположение. Верно то, что Репин упорствовал в своем видении событий и впоследствии написал ещё большее полотно и неплохо заработал на нем.
Третья картина сделана упрощенно и более парадно.
Изменились мелочи: лучше написаны паркет, интерьер зала. Как сообщил в письме Репин: «Добавил профессоров, и картина только выиграла от этого».
        Тот же стол с экзаменаторами. Невероятный и пафосный Пушкин, и те же гости вокруг него, вперемежку с лицеистами.
Многое сглажено. На лице Уварова нет гримасы. Пушкина- старшего Репин удалил с переднего плана. Он – в числе прочих гостей. 
        Картина показывает только часть лица Разумовского.  На нем нельзя усмотреть благостное выражение.
        Пушкин такой же, что и на первой картине. Те же белые панталоны и показная театральность. В глаза бросается поднятая вверх  какая – то нежная, балетная, не совсем мужская рука.   

Однако эскиз.
Действие происходит в большом зале. Зал переполнен. Все напоминает театральное представление или выступление солистов, правда, сцена отсутствует.
Прямо напротив зрителей стоит человек в форме воспитанника Лицея, и, должно быть, читает стихи. Правую руку он отвел в сторону, в левой - листы с записями.   
Почетные зрители сидят в первом ряду. Об этом говорят их нарядные мундиры и орденские ленты через плечо.
Писать лица художник не стал, обозначив их цветными пятнами.
Сидящий напротив человек должно быть, плохо слышит.  На нем синий мундир, красная лента через плечо и черные, выше колен, сапоги. Должно быть, державинские, плисовые сапоги.
Гаврила Романович Державин полноват.
Узнать остальных нет возможности. Эскиз сделан настолько небрежно, что даже крупный план не позволяет точно назвать почетных гостей. Это пожилые, полные самоуважения, люди. У Репина был немалый опыт написания таких портретов. Он создал целую галерею таких персонажей, когда вместе с помощниками писал их для картины «Заседание Государственного совета».

Выступает, должно быть, Пушкин. Только он иначе одет.
На нем нет белых панталон и щегольских сапожек. Одет во всё темное и серое.
Стоит январь 1815 года. С началом войны 1812 года лицеистам выдают форму подешевле и попроще.

И держится он иначе!
Нам хорошо известен этот образ. Примерно так, отвергнув театральное и пафосное представление Репина скульптор Аникушин изобразил поэта для памятника на площади Искусств в Ленинграде.
Лицеистов собрали вместе. Они сидят справа вдоль стены. Сидят плотно. Одеты в темные однообразные мундиры. Их ряд  теряется где-то в глубине зала. Наверняка лицеистов больше, чем тридцать.
Над ними обозначена фигура: кто – то, должно быть, из числа преподавателей стоит в полный рост.
Пушкин стоит прямо перед Державиным. Между ними нет никакого стола. И нет никаких препятствий для Гаврилы Романовича, чтобы обнять юное дарование.
Когда Державин поднялся навстречу Пушкину, тот застеснялся и убежал вон. Неловкий он был всегда, а тут ещё волнение.
Куда мог убежать Пушкин?
         Направо, к сидящим лицеистам, затем налево по проходу, и вон из зала.
         Полагалось вернуться к своим товарищам.
Но Пушкин взорвал обстановку и теперь весь зал будет его рассматривать, что невыносимо.
Вернемся к Пушкину. Постараемся рассмотреть его лицо.
         Бледное лицо однако. Нет намека на африканскую внешность. Да и прическа не та. Волосы, длинные сзади, легли на воротник. И не ухожены. Отброшены назад.
         У Пушкина была шапка кудрявых волос, а на эскизе волосы пожалуй прямые.
         Позвольте! Да это не Пушкин!
         Кого-то другого Репин одел в вицмундир и выдает за Пушкина. Перед нами неряшливый молодой господин. Он не подстрижен и не следит за прической.
Чтобы лицеиста в таком виде выпустили читать стихи перед избранной публикой? Могло ли быть такое?
Куда смотрит высокое начальство?!
Репин показывает человека, который и по жизни не следит за собой.
Но кто? С кого написан этот человек? И что может связывать его с Репиным?         

На исторических полотнах Репина публика узнавала лица его современников. Писатели, художники, военные.
Репин писал портреты своих знакомых, а затем переносил их в другую  историческую обстановку, «оживляя», таким образом, прошлое.
Особо характерные лица Репин использовал неоднократно.
На картинах были и лица неизвестные. И тогда публика строила догадки, где, когда и при каких обстоятельствах мог повстречаться Репину тот или иной тип.
То, что любое изображенное лицо имело жизненный прототип, даже не обсуждалось.
По его - же, репинским воспоминаниям, мы знаем о трудностях при создании картин, когда не хватало главного образа, а  замысел картины созрел.
Писать картину не было смысла, если не найден тот, кто должен выразить её идею. Выход один – искать.
И Репин пускался на поиски. Как правило, нужный прототип  находился.
После чего Репин уже не упускал: развлекал, уговаривал позировать, платил деньги. Ничего нового в этом нет. Именно так поступали живописцы Возрождения.
Те, с кого Репин писал самые известные картины в основном установлены. Но странное дело, мы не знаем, того, с кого написан Пушкин.
Этот вопрос  как будто вообще не поднимали.