1987 г 19 января. У Буша сто охранников

Вячеслав Вячеславов
          Вечером приехала мать смотреть квартиру по обмену. Власта встретила меня в подъезде и предупредила, чтобы я не проговорился, что мы выбросили её золото мусоропровод. Вероятно, мы единственные люди на Земле, которые могли это сделать.

После приезда Вика сгребла весь мусор, лежавший на столе, и выбросила, а там лежали золотые коронки, которые передала мать внучкам на переплавку для колец. Поохали, но рыться в баках с мусором, не стали. Я сказал:

— Значит, оно было не нужно.

На самом деле, так оно и есть.

Хотя мать и знает, что мы против обмена, она, все равно, хочет обменяться, мол, квартира останется Ладе или Власте. Тетя Паша, передала, что не хочет ее видеть, но она, все равно, пошла к ней. На другой день сказал мне, что хочет забрать Мильтона и отдать какой-то девушке, которая верит в бога, не то, что я. Я же ее попросил не рыться в наших вещах, когда нас нет дома и не вырывать листы из книг, как она это сделала в последний раз с Гоголем. Она стала возмущаться таким поклепом:

— Я ничего не брала и не вырывала. Как тебе не стыдно такое говорить!

И смотрит открыто, прямо в глаза. Поразительное самообладание и невероятная наглость. Даже пойманная за руку, будет утверждать обратное. В субботу рано утром уехала, выйдя на автобусную остановку за полчаса до выхода первого автобуса. Видимо, у нее тот же страх, что и у меня, лучше прийти заранее, чем опоздать.

26 января закрыли бюллетень. В этот же день написал заявление на пособие по страхованию. Через три месяца вызовут на комиссию. Даже рубли будут не лишними, пойдут на карточки лото.  5 января напечатали мой рассказ "Встреча", а через десять дней заметку. На этот гонорар выпишу "Юность", а то денег не хватило выписать раньше. Зарплата стала заметно меньше. Снега много. Снова похолодало -22.

"Комсомолка" за 25 января: "Когда власть имущие на киностудии платят тысячи государственных рублей за несколько десятков беспомощных страниц, называемых сценарием, а потом этот сценарий списывают в убытки — разве не есть дача или получение взятки? Когда те же лица одного за другим запускают в производство "своих", нередко вступая с ними в липовое соавторство, — разве не это истоки — "серых" ручейков, сливающихся, в конце концов, в мутную реку? Когда кинопрокатчики "накидывают" на картины своих режиссеров миллионы зрителей для получения "потиражных", разве это не уголовное преступление? Разве мы поверим, что ЭТИ люди   друг с другом грязными деньгами не делятся?

И заметьте — нет никаких пакетов с купюрами, перетянутыми бечевкой, взятки даются и "официально", через окошечко с надписью "касса". В какой же области человеческой деятельности возможна такая сладкая жизнь, под которую закону почти невозможно подкопаться. Не потому ли так непотопляемы эти люди, так живучи, так выручаемы? Ни для кого, в кинематографическом мире, не секрет, что за большинством "серых" картин — явные или замаскированные взятки, коррупция, протежирование, злоупотребление служебным положением. Стоит любому (кто имеет возможность!) залезть в акты ревизий, экспертиз, проверок, в протоколы допросов, постановлений о возбуждениях уголовных дел и их непонятных прекращений на некоторых стадиях, у него волосы станут дыбом".

Здесь же Горбачев: "Что же касается продовольственной проблемы, то нам ее надо основательно сдвинуть с места.  Мы очень долгое время топтались, буквально застряли в этих делах. Вся «Одиннадцатая пятилетка» пробуксовывала. Буксовать мы начали с 1972 года, особенно с 1975, когда сбросили   большое поголовье скота, и —  вплоть до майского (1982 Г.)  Пленума".

На смене рассказали анекдот:

«У Буша сто охранников. Один из них террорист. И Буш не знает, какой… У Миттерана сто любовниц. Одна из них больна СПИДом.  И Миттеран не знает, какая… У Горбачева сто советников по экономике. Один из них — умный. И Горбачев не знает — какой!»

Зять Брежнева генерал-лейтенант Чурбанов находится в заключении по обвинению в коррупции, дочка Брежнева Галина тоже замешана в коррупции. В 1980 году Чурбанов был заместителем МВД у Щелокова. В 1985 году при Андропове снят на незначительные посты. Это передали американцы, и первая же мысль: неужели это правда? Наши газеты обо всём молчат.

27 января в 11 часов утра внезапно передали специальный выпуск новостей: "Сегодня начал работу Пленум ЦК по вопросу перестройки и кадровой политики". 

Довольно странно. К чему такая срочность? Словно какая-то сверхважность.

Первый день работаю после ожога руки.  Ночью пуржило,  занесло все автомобили выставленные на южной стороне вставок. Около тысячи. Недокомплектность.  Рабочие посмеиваются:

— Пока до покупателя дойдут, поржавеют.

Смеются потому, что слышат каждый день о перестройке и видят, что всё это одни слова, у нас на заводе ничего не меняется, та же бесхозяйственность, так же воруют одни и те же, в основном, начальники. В том, что машины заносит снегом, они виноваты меньше всех. ВАЗ вне критики. А зря. Наш завод мог бы дать ещё большую прибыль при разумной расстановке сил и умелом планировании.

Потребовали с меня объяснительную, словно совершил преступление, и умышленно совершил ожог кисти, попросили написать, что не был в алкогольном опьянении, словно когда-нибудь видели меня пьяным. Пришлось черкнуть. Кто мешал мне написать ложь?

29 января. Третий день пуржит. Снега небывало много. Как никогда, больше, чем в 1977-ом, когда автобусы не могли проехать к южным проходным из-за того, что не могли объехать застрявших. Второй день по местному радио передают обращение — помочь в расчистке. Мол,  выходи на улицу и ищи к кому обратиться, чтобы дали лопату в руки.

У Ериной умерла парализованная мать. Повезло. Она уже измучалась с ней. Пихтовников предложил пойти на похороны, помочь нести гроб.  Я заколебался.  Надо. Чуть было не согласился. Хорошо, он не торопил. Я представил, что придется быть долго на морозе, и что со  мной будет? Да и с моей впечатлительностью. 

Я даже на похороны дяди Димы не ходил.  В этом всегда себя корю. Правда,  тогда была причина, стыдно было без денег прийти на похороны,  я-то работал один и получал гроши, а мать всё ждала, когда ее восстановят на работе. Хусаинов согласился пойти на похороны, получит освобождение от работы. В феврале у него свадьба, привезет невесту из Уфы. Сегодня автомобили перегнали на расчищенное место.

30 января. Сон: над зданиями города вижу небо, часто усеянное ветвистыми спиральными галактиками, они крутятся,  пульсируют. Звезды всех цветов.  Я же такое никогда не видел! - кричу я! Великолепнейшее зрелище. Восторг переполняет меня,  стараюсь запомнить.  Жаль, быстро проснулся. 

Видимо,  мои нейроны закоротились аксонами, и я увидел их самих в работе, а мозг услужливо подсказал, что это галактики. А может быть,  и в самом деле, галактики? Если бы мне пришлось создавать фильм о работе нейронов мозга, то именно так и следовало это представить. Крошечные пульсирующие звездочки всех цветов, придающие смысл человеческому существованию. Жаль, кроме меня этого никто не видел, но представить можно. Или смоделировать на ЭВМ. Близко над силуэтом города пульсирующие и движущиеся вокруг своей оси, словно каждая галактика обособленный организм.

Гнетет сознание,  что являюсь придатком бездуховной машины, перерабатывающей наш труд в изделия для нуворишей, взяточников, спекулянтов и прочих недостойных людей.

Курасон Акино признали женщиной года  1986 года.  Недавно на Филиппинах  снова организовано покушение.  Можно сделать, прогноз,  что в скором времени ее убьют.

6 февраля в 1 час 30 началась "Лестница" — телемост Останкино — ВАЗ и кафе "Волгарь" до шести утра.  Перед этим, сильно пуржило, и автобусы телевидения с трудом пробили дорогу. Несколько  раз останавливались в пути, в пробках.
Но приехали вовремя, остановились у нашей вставки,  приглашали всех желающих.

Но я думал, что всё будет в записи по каналу, недоступному для наших телевизоров. Но,  оказалось, что некоторые, придя с работы, включили телевизоры, и смотрели прямую передачу. Но не думаю, чтобы это было очень интересно, так как  и сама тема передачи является чистой формальностью, от произнесенных слов ничего не изменится, и все понимают это. 

Парни говорили, что им неинтересно работать на заводе и выпускать устаревшие автомобили, которые на 20 лет отстают от зарубежных аналогов, и родители их еще в школе пугали: если не будешь хорошо учиться, то пойдешь  работать на главный конвейер, и вот, они там и очутились. Видят, что и в самом деле, это плохо.

Сонный Туркин сидел в Москве, отвечал на вопросы. Парню, который заявил, что нужны дискотеки, сказал:

— А кто будет их строить?    
— Мы построим, — ответил тот.

Легко сказать, а материал где взять?

9 февраля.     Вчера в 16 часов зашел к Лене. Открыла Наташа, он спал на диване. С трудом и нехотя проснулся, и не сразу встал, сёл на диван, пригласив и меня сесть. Наташа упрекнула его, мне показалось, в том, что он развалился на диване, и я заступился:

— Он же у себя дома.

На самом деле, она сказала ему, чтобы он собрал диван, и моя реплика прозвучала как осуждение, то есть невпопад и невежливо. Он рассмеялся над моей двусмысленной репликой.

Попили чай и пошли в лес по моему приглашению.  Раньше он приходил ко мне и звал в лес, но я отказывался, не хотелось выходить на холод, но сегодня было тепло - 5.

Быстро стемнело. Мы шли по первой дамбе и сосны отбрасывали слабые тени,  то ли от Луны, то ли от уличных фонарей, свет которых был виден.  Мы жадно говорили о наболевшем, пытаясь разобраться в происходящем. И ему и мне не хотелось, чтобы эти революционные преобразования закончились пшиком, или тем самым, о чем Мао говорил: «Пусть цветут все цветы». После расцвета будет отлично видно, кто чего стоит, и полетят головы на длинных шеях. 

Леня первым запросился домой, пожаловался, что замерзли ноги.  Было 19 часов, мне домой нельзя идти, чтобы не смущать молодежь, которая, пришла на день рождения Лады. Снова пошел к Лене. Наташа в прихожей стригла сына, потом пошла готовить ужин. Поставили бутылку вишневой настойки. Я выпил сто граммов, остальное — Леня.

— Нет, иногда человек должен выпивать.  Это идет только на пользу. Однажды жена заболела, а я перерабатывал, уставал страшно, выполнял левый заказ на пятьсот рублей. Наташа не верила, что столько заплатят. Домой приходил поздно, уставший, злой, все не мило, теща сварит пельмени комом,  не умеет готовить,  Наташа лучше готовит. И вот, теща принесла рижский бальзам. Я, за три дня выпил всю бутылку, иногда потихоньку от тещи, по нескольку капель в чай, и, ты не поверишь, то ли от трав, то ли от алкоголя,  но внутри все разогрелось, и я почувствовал себя человеком, всё прошло. Плохо, что человек быстро привыкает, втягивается. Однажды теща привезла баллончик самогона, и я, пока не выпил все, не успокоился. Да и все съедал, что она подавала, те же пельмени.

После ужины вышли покурить. Я тоже взял сигарету. За прошлый год я тоже выкурил всего одну сигарету, и сейчас у него же, но тогда было гораздо противней, может быть, потому что сейчас я немного выпил, сигарета доставила удовольствие.

— Ты задумывался, ради чего человек живет,  в чем смысл жизни? — спросил я.

Лучше бы  промолчал,  забыл, что об этом мы уже говорили, и он, как и сейчас, начал говорить о вере в бога. Я, как и тогда, не мог представить, что это у него серьёзно, в голове не укладывается, что умный человек может верить в такую чушь, для этого нужно иметь психическую ущербность, а она у него есть. Видимо, он болен, но не всегда это заметно. У каждого свои отклонения и странности, поэтому мы относимся снисходительно к странностям.

— Истинно верующих мало,  но они есть. 
— Но почему тогда этим истинно верующим людям Бог делает подлянку?

Он молчал, то ли не зная, что сказать,  или пытаясь сообразить, чем меня убедить. Я рассказал о себе, что воспитывался в религиозности и вращался среди них, но не видел ни одного порядочного человека среди верующих. Все сволочи и мерзавцы. Я намеренно преувеличивал своё негодование.

— Почему все умные люди, Эйнштейн, Ньютон верили в бога? Неужели ты умней их, чтобы отрицать то, что они признает?

Эта его логика убивала меня своей глупостью. Если он не понимает такой простой    несопоставимости, то как же с ним разговаривать? Его ничем не убедишь.

— Однажды я молился, и это мне помогло. Все стало лучше.
— Это внушение.
— Возможно.
— Твоя вера от неполноценной информированности. Коли бы ты знал то, что знаю я. Ты от жиру бесишься с этой верой в бога.

Он улыбнулся,  а я распрощался,  потому что всё казалось, что Наташа косо смотрит на мой приход. Может быть, им спать пора, а я мешаю. Про Исакова, нашего ген. директора, он сказал:

— Зачем ты на него нападаешь? Он живет ради себя. Все начальники живут ради себя, чтобы сохранить свою шкуру,  никто не будет высовываться, и стараться изменить существующее положение, тем более им это  и не под силу.  Потому что мы работаем по документам, а надо по телефонным звонкам.  Все не на своем месте,  и я тоже.  И зарплата не соответствует моему положению.  Она должна быть в три раза больше. У меня голова болит о другом, о литературе, а на моем посту надо день и ночь думать о работе. Я определяю всю политику холодного выдавливания по заводу.

— А если бы ты стал получать соответствующую зарплату, то стал бы ты стараться?
— Нет. Потому что моя голова занята литературными помыслами.
— А если бы ты понял,  что писателя из тебя не получится?

— Тогда бы стал и за меньшую зарплату, такую,  как сейчас. Все мы не на своем месте, и никто не покинет своего места,  пока не  попросят. Так же и Исаков.  Работает, как может, больше других, позже всех домой уходит.  ВАЗ не в таком уж плохом положении.

— Но со временем он может, оказаться в таком же плачевном положении, если, ничего не будет меняться. Слишком велика пассивность руководителей.

Новые благотворные начинания могут заглохнуть. Слишком много недовольных,  могут пойти и на убийство из опасения,  что они лишатся власти.  А потом будут причитать: Мы не свернем с намеченного пути! А сами будут сворачивать шеи тем, кто слишком их вытянул, чтобы глотнуть свежего воздуха.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/31/575