Пернатые нахлебники. Рыбинская правда 12 24. 06. 1

Владимир Макаров 3
 В нашем сознании с детских лет закладывается понятие о том, что птицы – наши друзья, хранители урожая, но это утверждение, своего рода аксиома, с каждым годом теряет свое былое значение, хотя частично сохраняется и поныне. Сейчас все больше мы видим обратных примеров, когда птицы уничтожают урожай, причем уничтожают не хуже мышей и крыс. Кстати, сами крысы до занятия человеком земледелием, особенно выращиванием зерновых культур, были скромными малочисленными грызунами, живущими в местах произрастания древних злаковых культур, как правило, это были поймы рек. С развитием человечества эти шустрые и до тех пор совершенно безобидные зверьки догадались, что совсем не обязательно добывать зерно из колосков диких трав, а много проще взять его в амбаре у человека. Нечто подобное происходит сейчас у нас на глазах с пернатыми обитателями полей и лесов, быстро освоившихся в современном мире.
 Сейчас почти повсеместно поля, ранее возделывавшиеся веками, брошены и зарастают травой и березняком, поэтому редко где увидишь засеянное зерновыми культурами поле. Горько видеть заброшенные поля, на которых еще двадцать лет назад рос картофель, синел лен, колосилась матушка-рожь, но это отдельная тема, тема нашей общей беды. А что же птицы? Вспомним грачей, вестников весны, раньше при вспашке полей они тучами кружились над пашней, а потом деловито расхаживали по пашне, ища себе пропитание.  Летом после вывода птенцов они почти не попадались нам на глаза, хотя их громадные гнезда находились в кронах высоченных тополей, росших ранее в нашей деревне, и только осенью перед отлетом грустно было видеть летавшие над деревней стаи и слышать их прощальные крики. Теперь грач не прячется по лесам, а живет и кормится рядом с человеком не хуже ворон и галок, поедая пищевые отходы, а когда созреют ягоды облепихи, то хоть целый день не отходи от кустов с янтарными сочными ягодами - стая грачей моментально «поможет» убрать урожай. Эти птицы научились даже клевать яблоки, причем выбирают они самые зрелые и вкусные, расклевывая его до сердцевины. У меня на участке в начале лета грачи выклевывают  всходы фасоли, а мой знакомый, живущий в соседней деревне, говорил, что грачи у него научились клевать капусту, если так пойдет дальше, то и до картошки они доберутся! Но грачей можно всё же припугнуть, и они потом, видя человека, улетают прочь.
 Что касается постоянных пернатых спутников, живущих рядом с человеком, то вороны и галки кое-где совершенно обнаглели: порой они уже считают территорию сада своей вотчиной и при появлении там человека налетают на него совсем не для того, чтобы получить из его рук крошки хлеба. Так однажды моего знакомого, решившего граблями собрать упавшие яблоки, атаковало несколько птиц, и он отмахивался от них граблями до тех пор, пока не прибил пару галок, которых в назидание другим «агрессорам» он повесил на шесте.
 Не лучше грачей «певчие избранники» дрозды – эти птицы, неизвестно где живущие в течение лета, в начале сентября собравшись в громадные стаи, начинают посещать наши огороды и сады. Однажды в мое кратковременное отсутствие это пернатое племя начисто склевало у моих соседей ягоды облепихи, которые я большей частью все же сберег от прожорливых  грачей. А поспевшую вишню, если её не укрыть сеткой, дрозды склевывают мгновенно.
 Что же касается птичьей «мелочи», этих синичек, зарянок, воробьев, то и эти птички могут оставить вас без урожая. Так в голодные девяностые годы наша семья, чтобы обеспечить себя мясом птицы держала с десяток куриц, которые по окончанию сезона забивались. Комбикорм стоил денег, а деньги нам выплачивали с большой задержкой, вот и сеяли мы на поле рядом с картофелем еще и зерно, в основном пшеницу и овес, которые и шли на корм курам. Уже с начала июля еще задолго до созревания зерна, подходя к полю, мы всегда видели стаю маленьких птичек, взлетающих с еще несозревших колосков, и колоски от таких визитов птиц с каждым днем становились всё легче и легче! И поэтому приходилось нам убирать зерно, не дожидаясь его полной спелости и в таком виде давать курицам.
 Эта же птичья братия любит семена подсолнечника и буквально пасется на нем. Мне очень нравиться само растение подсолнечника, всегда поворачивающего к солнцу свой громадный цветок, от этих цветков мне становится как-то светлей и лучше на душе, поэтому на моем огороде всегда растут несколько этих солнечных растений. Кроме того, на поле, рядом с картофелем я всегда засеваю небольшую плантацию подсолнечника: он угнетает сорняки и, кроме того, является неплохим удобрением, и, разумеется, я получаю от него некоторое количество семян. Так вот, как только я стал выращивать подсолнечник, птички сразу освоили этот замечательный даровой корм и мне теперь приходится завязывать головки подсолнухов, растущих на огороде, плотной тканью, что же касается плантации на поле, то только большое количество подсолнухов позволяет мне собрать там достаточный урожай семян. Для дозревания и сушки головок подсолнечника я использую решетку, на которой сушу картофель. И хотя я головки подсолнухов кладу семенами вниз, юркие синицы и воробьи умудряются выклевывать семечки в доступных их клювам местах, но поползень своим длинным похожим на шило клювом способен доставать семена и через жердочки решетки, правда для этого ему приходится трудиться, вися вниз головой. В результате на головках подсолнечника образуются чисто выклеванные места, полностью соответствующие просветам между жердочками.
 Эти же птички «распробовали» семена такой южной культуры, как кукуруза, которую я также выращиваю на своем огороде и получаю хоть и небольшие по сравнению с южными сортами початки длиной до 15 – 18 см., но вполне хорошие и вкусные, которыми мы очень любим лакомиться. Как известно, кукурузный початок закрыт плотными листьями, а на его верху торчит бахрома кукурузных рылец, так что увидать зерна кукурузы, а тем более добраться до них птицам довольно сложно. Но какая - то из птичек догадалась и нашла слабое место, а именно верхушку початка, а оттуда, постепенно выклевывая семена, можно, очищая початок от листа, подобно тому, как мы очищаем банан, склевать все его семена. Этот опыт «подсмотрели» и другие птицы и теперь, если не закрыть початки, они быстро ополовинят урожай и, главное, испортят початки.
 Многие огородники осенью после уборки картофеля с целью получения «зеленого» удобрения засевают свои участки горчицей, рожью или овсом, неоднократно делал это и я. Так вот эта птичья «мелочь» пристрастилась склевывать всходы, причем склевывать полностью, сводя на нет наши усилия по улучшению почвы путем посева сидератов. Причем не помогает и полиэтиленовая пленка, которой на небольших участках укрывают землю, - птицы умудрились пробивать её клювами и начисто выклевывать не укрытые землей семена, превращая пленку в решето.
 Возникает вопрос: почему же птицы сейчас приносят такой ущерб огородам и нынешним редким и совсем небольшим посевам? Ответ мне кажется простым: резко сократилась пищевая база для пернатых: те же грачи, начиная с августа, паслись на вспаханной зяби полей, а также при уборке зерновых клевали упавшее на землю зерно. Мелкие птицы тоже кормились на полях, но результаты их «деятельности» из-за обширности полей были совсем незаметны. И хотя численность птиц осталась из-за наличия их естественных врагов - хищных птиц, на прежнем уровне, но места, где они добывали себе корм, исчезли: поля теперь почти нигде не пашут, в лучшем случаи на них косят траву, а в худшем – в молодом еще пока редком лесе, выросшем на месте полей, уже растут грибы. Так человек сам, своей деятельностью, вернее бездеятельностью, создал живущих рядом с ним нахлебников и явных вредителей.