Снова о русских

Константин Берёзин
«Домашний, старый спор…».

А. С. Пушкин. «Клеветникам России».

«Нужно было бы Турбину повернуть сейчас от Золотых ворот влево по переулку, а там, прижимаясь за Софийским собором, тихонечко и выбрался бы к себе, переулками, на Алексеевский спуск. Если бы так сделал Турбин, жизнь его пошла бы по-иному совсем, но вот Турбин так не сделал».

М. А. Булгаков. «Белая гвардия».



Глубинные течения, которые подтолкнули к Донбасской войне, — это давняя вражда между Россией и Речью Посполитой. Россия никак не может смириться с тем, что Украина — «не наша». Никто не спорит, что между Россией и Украиной всегда существовали тесные связи. Но теперь мы не можем смириться с тем фактом, что в определённую пору Украина попала в орбиту притяжения великого княжества Литовского, королевства Польского и Речи Посполитой. И в итоге Украина стала юго-восточной частью Речи Посполитой. Она и сейчас в значительной степени сохраняет черты юго-восточной части Речи Посполитой. (Взять хотя бы близкое сходство украинского и польского языков.)

А что мы, т. е. великороссы, сделали для украинцев? В переломный момент, менее чем за столетие до начала татаро-монгольского нашествия на Русь, войско вел. кн. Андрея Боголюбского разорило Киев (1169 г.). Почему мы сейчас думаем, что это легко простить? Это очень трудно простить. Ситуацию сильно усложняет то, что вел. кн. Андрей был сыном половчанки, — т. е., в понимании украинских националистов, он был азиатом, — а также то, что он оставил Киевскую Русь и ушел на Северо-восток, — опять же, в понимании украинских националистов, стал изменником и предателем. Всё могло бы быть иначе, если бы Андрей не был сыном половчанки, и если бы он не ушёл из Киевской Руси (из Вышгорода). (Эта «хиджра Андрея» датируется 1155 г.) Но — произошло то, что произошло. И изменить этого нельзя. Наступившее вскоре татаро-монгольское иго уровняло в несчастьи Киевскую Русь и Северо-восточную Русь. Хотя в связи с территориальной близостью к Орде Киевской Руси приходилось всё-таки тяжелее. Как известно, в 1240 г. Киев подвергся жестокому разорению от Батыевых полчищ.

А сейчас рассказы о братских отношениях России и Украины оформляются в виде картины: «Россия и Украина — одно целое, а поляки — гады» <прим. 1>. Но из чего проистекают такие рассказы? Из любви к украинцам? Нет. Из любви к себе. Ведь в такой трактовке отношений России и Украины защищаются прежде всего интересы России. Те, кто пишут об этом, снимают фильмы об этом, всеми силами пытаются доказать, что польское влияние, польское притяжение на Украине — это несправедливо, этого не должно быть. А что в этом «несправедливого», если такова логика исторических событий XII и нескольких последующих веков?

Мы не пытаемся встать на их место, чтобы понять их. А это приводит к тому, что между нами и украинцами, между нами и европейцами вырастает стена непонимания.

Как мне кажется, очень большое значение имели вышеупомянутые события, связанные с Андреем Боголюбским, а также начало татаро-монгольского ига.

О разорении Киева 1169 г. в анти-москальском духе говорится в украинских школьных учебниках истории. (Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях В. С. Черномырдин. «Ещё при Кравчуке первые учебники истории Украины из Канады прислали, и уже в четвёртом (по-теперешнему в пятом) классе на первых страницах той канадской "Истории Украины" картинка жуткая: страшные, бородатые раскосые мужики тащат за косы белобрысых девах, руины, развалины, раненых добивают, всё огнём пылает... Для непонятливых подпись: "Москалi руйнують Київ". Слово "руйнують" — тоже без перевода понятно: разрушают, превращают в руины». Отрывок из воспоминаний Черномырдина опубликован в «Российской газете» от 18 апреля 2014 г.)

ПРИМЕЧАНИЯ 

1. Так, как это показано в довольно интересном, но спорном фильме «Проект "Украина"» (2014).





.