Глазами крысы

Журнал Перекрёстки Миров
Автор иллюстрации - Светлана Батурина

Рассказ является частью проекта "Перекрёстки миров". Если вам понравилось данное произведение, и вы хотите поддержать дальнейшее развитие проекта, просто зайдите на наш официальный сайт, и оставьте свой комментарий на форуме. Мне, и другим учасникам этого проекта будет очень интересно узнать ВАШЕ мнение.
       Официальный сайт проекта: http://www.legendvestfolk.ucoz.ru
       Группа ВКонтакте: http://vk.com/perekrestki_mirow

Василий Скородумов
Глазами Крысы
Знаете, как тяжело живется крысе в подземном мире? Да откуда ж вам знать, вы же никогда не были на моем месте!
Начать хотя бы с того, что есть мне и моим сородичам практически нечего. Того, что раньше я употребляла в пищу, теперь уже не встретишь. Ни крошек, ни насекомых – ничего. Голод вынудил нас перейти на мясной рацион. Умрет какой-нибудь человек (хорошо, если вдали от себе подобных), так мы тут как тут, быстренько обглодаем. Бывает и так, что я, когда в одиночку, а когда и с маленькой группкой молодых крыс, совершаем вылазку на станцию и караулим – вдруг кто-нибудь из двуногих оставит свою еду без присмотра – мы и тогда не мешкаем. Правда, такое бывает крайне редко. Это только на первых порах у нас все получалось, а потом люди стали чересчур бдительными.
На некоторых станциях практикую и такое: стоит мне постоять немного на задних лапках перед детенышем человека, так он сжалится и кинет мне кусочек чего-нибудь вкусненького. А мне так вдвойне хорошо: и подкреплюсь немного, и совесть не мучает, что еду украла. Детеныши вообще очень добрые, не то, что взрослые.
Вторая проблема – это отношение людей к нашему роду. Уж не знаю почему, но нас, крыс, они совсем не жалуют. Не все, но многие. Вроде не уродливые мы существа, довольно миловидные. Люди-то тоже красотой не отличаются – лысое тело, хвоста нет, куда это годится? Зато больше нас раз в двадцать. Наверное, думают, что самые главные и самые великие. От этого, видно, и такое обращение.
Один раз в меня швырнули сапогом. Чуть не пришибили. Вообще-то в меня часто что-нибудь кидают, но сапог отложился в памяти надолго. Швырялись и железяками разными, и посудой – и ничего. А вот сапог…
Это как будто вчера случилось. Я четко помню этот эпизод. Я тогда только-только прибежала на станцию, жутко голодная. Решила попытать удачу и либо выклянчить, либо украсть что-нибудь. Но не успела преодолеть и пяти метров, как кто-то закричал густым басом:
- Ах ты, тварь вшивая!
Я на голос обернулась и тут же увидела, что в меня летит сапог, здоровый такой! С большим трудом увернулась. Испугавшись, я бросилась наутек. Бегу, а за спиной слышу:
- Так-то, проваливай давай, и чтобы я больше тебя здесь не видел, поняла?!
Вот до сих пор понять не могу, почему этот эпизод меня так зацепил. Вроде ничего особенного, в такую ситуацию я не один десяток раз попадала, но как вспоминаю про этого человека, про его слова и про брошенный им сапог, так обидно становится…
Правильно меня бабушка учила: держись подальше от людей. А еще она, когда я была совсем маленькой, то есть лет двадцать назад, наставляла меня, чтобы я даже не думала соваться на поверхность. Иначе, говорит, смерть. И я до сих пор следую ее наказу, боюсь ослушаться. Бабушка давно уже умерла, но мне все время кажется, что она следит за мной. А иногда и разговаривает со мной, правда крайне редко.
Как-то раз я слышала, что мы, крысы, живем около двух лет. Подумала сперва, что это какая-то ошибка. Я и мои подруги вот уже много лет обитаем в подземке. Спросила. Оказалось, что правду говорили – раньше наши предки действительно жили совсем недолго, но когда нам пришлось переселиться под землю, что-то произошло с нашим организмом, и срок жизни увеличился в разы. Однако почему так, никто объяснить, увы, не мог. Хотя, в принципе, не все ли равно. Живем себе и живем. А в подробности вдаваться… как говорят люди «меньше знаешь – крепче спишь».
К чему я, собственно, все это веду?.. За свою совсем не короткую жизнь я многого натерпелась, всякое повидала, чего мне только не довелось услышать – как от своих сородичей, так и от людей.
Теперь вот решила рассказать вам пару-тройку историй. Может быть, вы все это уже знаете, допускаю. Но очень сомневаюсь, что вам приходилось смотреть на ситуацию глазами крысы…





История 1

Это было давным-давно, когда я еще была совсем молодой крыской и жила вместе со своей стаей под землей. Люди называют это место метро или подземка. Я здесь родилась, выросла и до сих пор здесь живу. На поверхности мне побывать не пришлось, как и многим моим сверстникам.
  Первый месяц с момента моего рождения был, пожалуй, самым беззаботным. Еды всегда хватало, можно было день за днем исследовать бесконечные пути, иногда удавалось даже покататься на огромных гудящих и шипящих железных штуковинах, которые очень часто ездили по туннелям. Люди нас в то время не боялись и не представляли никакой угрозы, не то, что сейчас…
Но скоро все изменилось.
Как-то раз, прогуливаясь вместе с подругами в темноте туннеля, я услышала душераздирающий звук, который сильно бил по ушам. Он никак не желал стихать и тогда мы ускорили свой бег и выбежали на станцию, благо она была недалеко от нас. Я думала, что источник этого звука находится именно там.
Оказавшись на станции, мы увидели, что она вся кишела людьми. Одни кричали, другие размахивали руками, кто-то плакал. Но одно их объединяло – они все были напуганы. Я никак не могла понять, что случилось, но было ясно – произошло что-то серьезное. Тем более что мне никогда раньше не приходилось видеть столько народа.
До моего слуха долетали обрывки фраз:
- …Катастрофа… терракт… ужас…
- …как долго нам тут придется оставаться?..
- …подскажете, что произошло?..
- …да тише ты, дура! Успокойся! Наверняка какие-то учения, скоро все пройдет…
Хотя больше половины слов я не понимала, все же из услышанного у меня сложилась определенная картина. На поверхности произошло нечто ужасное, заставившее всех этих людей спустится сюда. Достаточно было посмотреть на их лица, чтобы догадаться об этом.
Как выяснилось, такая ситуация – на каждой станции. Люди в спешке перебрались под землю. И все, все до единого были напуганы. Вот только чем, оставалось неясным.
Возможно, на людей напали чудовища, думала тогда я, которые по размерам превосходили их в разы. Хотя я и представить себе не могла, какое существо может быть больше человека.
Не прошло и нескольких часов с момента, когда раздался жуткий звук (люди называли его сиреной), как многие из моих сородичей по непонятной опять-таки причине умерли. Не оставалось сомнений в том, что два этих события связаны друг с другом.
Некоторые смелые крысы, которые остались в живых, спустя месяц решили выбраться на поверхность, чтобы разузнать, что побудило людей покинуть их мир. Из пяти обратно вернулась лишь одна. То, что она рассказала, долго не могло уложиться в моей голове.
Крыса говорила, что на поверхности теперь обитают страшные, уродливые создания, которые действительно намного больше человека и куда опаснее. Именно эти чудовища сожрали ее спутниц, и только чудом ей удалось выжить. Весь город оказался разрушенным, хотя мне это ни о чем не говорило. Я никогда не видела его и представляла себе, что это такое, лишь по рассказам бабушки или других крыс-лазутчиц. А еще крыса говорила, что на поверхности изменилось все, даже запах.
Закончив рассказ, она умерла. Стало ясно, что наверх соваться ни в коем случае нельзя. И хотя я сама прекрасно это осознавала, бабушка очень часто повторяла мне, чтобы я туда ни за что не совалась.
Больше в подземке поезда не ходили. Ни разу больше я не слышала, чтобы по рельсам стучали их колеса. А люди остались жить здесь, в метро.
Все изменилось. Сильно изменилось. Как для человеческого, так и для крысиного рода… 


История 2

С того момента, как люди переселились под землю, я постепенно начала понимать их язык. Точнее сказать, догадываться о том, что те или иные звуки, доносящиеся из их рта, означают. То, что они произносили, разительно отличалось от нашего языка, более звучного, мелодичного, а самое главное понятного. Но иногда по интонации, движениям и выражению лица того или иного человека я могла угадать, о чем он говорит.
В первые дни обстановка в метро была напряженной, но более-менее спокойной. Люди, конечно же, боялись, однако верили, что еще вернутся на поверхность. Знали бы они, что их надежда на благополучный исход в скором времени умрет. Вместе с сотнями людей – теми, кто не смог впоследствии приспособиться к условиям жизни в подземке.
Мы, крысы, тоже поначалу особых перемен не заметили. Непривычно было день и ночь видеть людей на станциях и слышать их голоса. Но это пустяки по сравнению с тем, что ждало нас впереди…
Как я уже говорила, с едой у нас возникли проблемы. Если раньше мы питались насекомыми, которые частенько залетали в подземку, крошками, которые падали с людской еды, тем, что притаскивали с поверхности крысы-лазутчики, то теперь всего этого не было. Приходилось воровать у людей, чтобы прокормиться. А иногда, когда все становилось совсем худо, доходило до того, что мы ели двуногих или даже себе подобных.
Но, разумеется, не только нам пришлось нелегко…
Как-то раз я и две мои подруги отправились на станцию с целью поживиться там чем-нибудь съестным. Это был уже далеко не первый опыт в этом деле, поэтому страха мы почти не испытывали. Хотя, без сомнения, существовала вероятность того, что еду нам добыть не удастся или что нас даже могут убить.
В тот день я и две мои подруги пришли на станцию «Кировский завод», я это знаю потому, что ее так часто люди называли, там живущие. Мы старались двигаться незаметно, держались в тени, чтобы нас не могли заметить.
Побродив по станции, мы, наконец, нашли то, что искали. На невысоком деревянном ящике стояла тарелка, а в ней что-то дымилось и (я учуяла это уже с большого расстояния) вкусно пахло. Мы с подругами, воспользовавшись прислоненной к ящику доской, забрались на него и увидели, что в тарелке лежат маленькие кусочки мяса. Вот уж, думаю, никто из нас на такую удачу не рассчитывал.
Вид еды заставил забыть об осторожности. Я не удосужилась посмотреть, видит ли нас кто-нибудь из людей. И это было чудовищной ошибкой, которую я никогда себе не прощу…
Только мы все втроем залезли в тарелку и собрались перекусить, как нас кто-то схватил, поднял в воздух и куда-то потащил. Я так перепугалась, что сначала не могла ничего сообразить. А когда пришла в себя, поняла, что мы попались в руки двуногому. Куда он нас нес, что он хочет сделать? Я даже не сразу заметила, что продолжаю держать в лапах кусочек мяса, за который успела схватиться прежде, чем меня подняли в воздух.
Человек бросил нас в небольшую клетку, довольно тесную для троих. Потом он ушел, и мы стали ждать своей участи или подходящего момента, чтобы сбежать.
Перегрызть прутья клетки не удавалось – уж слишком прочные и толстые они были. После многочисленных попыток вырваться, мы поняли, что нам это не удастся. Оставался единственный выход – постараться убежать, когда кто-нибудь откроет дверцу клетки.
Вскоре такой момент наступил. Человек, поймавший нас, внимательно посмотрел на каждую и открыл дверцу. Мы уже были наготове, но все пошло не так как мы планировали. Двуногий просунул руку в отверстие, полностью тем самым его закрыв, и крепко схватил одну из моих подруг. Вытащив ее из клетки, он наскоро захлопнул дверцу, так что мы не успели сбежать. Нам оставалось только с замиранием сердца смотреть, что же сделает этот человек с нашей подругой.
Он ушел недалеко. Сел на ящик в нескольких метрах от нашей клетки, сделав пару движений пальцами, заставил кончик металлической трубы пускать языки пламени, после чего поставил на эту самую трубу какую-то круглую железку.
А потом он взял нож и… Нет, я не могла за этим наблюдать. Я отвернулась, а когда осмелилась открыть глаза, увидела, как он кидает на круглую железку то, что минутой ранее было нашей подругой.
Спустя некоторое время, он, морщась и что-то бубня под нос… съел ее…
Через день все повторилось и на сей раз я осталась в клетке одна. Такая же участь ждала видно и меня. И я почти было смирилась, но во мне вдруг проснулась такая жажда жизни, какую никогда не испытывала.
Когда этот человек сунул руку в клетку, чтобы забрать меня, я забилась в самый угол, и когда он уже готов был сомкнуть пальцы на моем теле, в ход пошли мои зубы. Я что было силы сжала челюсти на пальце двуногого и он, крича от боли, дернул руку, да притом так сильно, что клетка взмыла в воздух. Ее перевернуло несколько раз, прежде чем она приземлилась на пол. Я, хоть у меня и кружилась голова, быстро вылезла из клетки и побежала. Куда - неважно, главное убраться подальше от этой станции. Остановилась я только когда почувствовала, что больше бежать не могу.
Немного передохнув, я сориентировалась в пространстве и спустя некоторое время сумела вернуться домой. Все мои сородичи, разумеется, были удивлены тем, что я пришла одна. Я не стала ничего правду и рассказала все, как было. Меня не стали винить в их смерти, все и так видели, что я пережила и как сожалею, что не смогла ничего сделать для их спасения.
Из этой вылазки я сделала один-единственный вывод. Он хоть и нисколько не утешал и не облегчал моих страданий, но все же теперь все знали, что на станцию «Кировский завод» лучше не соваться…

История 3

В принципе почти все мои приключения начинались с поисков еды.
В очередную вылазку, уже, наверное, сотую по счету, я отправилась одна. На сей раз пунктом назначения была станция «Нарвская». Я частенько туда наведывалась, потому что там относительно безопасно для нашего брата, и было чем поживиться. Надеялась на удачу и на сей раз.
В тусклом свете я различила силуэты людей, которые копошились, что-то делали, чем-то стучали и гремели. Их суета была мне непонятна – зачем производить столько звуков сразу, да еще и таких громких? Неужели они таким образом отпугивают своих врагов, пытаясь устрашить их? Наверное, люди понимали, что творят.
 И, кажется, им не было до меня никакого дела. Я спокойно могла разгуливать по станции, никем не замеченная. Пару раз, правда, мне чуть не отдавили хвост в суматохе, но все обошлось.
В конце станции, вдали от всех, сидел детеныш человека. В руках у него была небольшая миска с едой, и что в ней, мне еще предстояло выяснить.
Я прибегла к старому, проверенному методу – встала перед мальчуганом на задние лапы и жалобно посмотрела ему в глаза. Этот способ не сработал лишь однажды – тогда ребенок, только увидев меня, сразу же ударил ногой. Но, все еще помня этот казус, я с замиранием сердца следила за тем, что предпримет этот детеныш.
Он воспринял мое появление вполне спокойно. Долго рассматривал, будто впервые видел крысу (что вполне возможно), потом неожиданно спросил:
- Ты голодная, да? Есть хочешь?
Я не знала, что он сказал, но о смысле сказанного догадалась. Ответила ему на своем языке: «Я хочу есть. Угости меня». Но вряд ли он мог понять меня.
Он улыбнулся, оголив свои зубы, и мне на краткий миг показалось, что он захотел меня съесть. Но я, к счастью, ошибалась. Он взял из миски гриб и медленно протянул мне. Я взяла его, с благодарностью посмотрела на ребенка и, отойдя немного в сторону, принялась за трапезу. Мальчик, наблюдая за тем, как я ем гриб, от всей души смеялся – неужели ему это показалось таким забавным?
Покончив с едой, я снова подошла к детенышу поближе в надежде, что он угостит меня еще раз. Один гриб подкрепил меня, но голод окончательно не утолил.
Мальчик взял из миски еще кусочек, положил его на ладонь и протянул мне. Но взять его не получилось, так как я тут же в ужасе отпрянула назад. Мальчик удивленно смотрел на меня, не понимая, что со мной случилось.
И только догадавшись обернуться, он понял, что испугалась я не напрасно. Мальчик захотел что-то крикнуть, но из его рта вылетело лишь сиплое «Ма-ма».
За его спиной стоял, потирая передние мохнатые лапы, огромный паук. Таких я еще не видела – раз в десять больше тех, что иногда идут мне в пищу.
Эта громадина не спешила нападать, видно, упивалась страхом ребенка. А детеныш продолжал сидеть на своем месте, не в силах сдвинуться и все шептал что-то.
Паук не спеша подошел к ребенку, навис над ним своей огромной тушей и оголил свое жало, намереваясь впрыснуть в свою жертву яд.
Все это время я смотрела на эту ужасную сцену. Передо мной стоял сложный выбор: либо убежать и спасти себя, либо попытаться спасти мальчика. С одной стороны, жизнь дороже, однако же человеческий детеныш проявил по отношению ко мне доброту (ни от каждого такого дождешься), и я должна была отплатить ему тем же.
Дальше раздумывать не стала. Я быстро подбежала к пауку, прыгнула как можно выше, в итоге оказавшись на спине чудовища. Тот, почувствовав, что на его теле кто-то есть, стал трястись, пытаясь свалить меня с себя, но я крепко вцепилась своими коготками в его туловище. Постепенно я стала подбираться к голове паука, и когда мне это удалось, я проткнула своими мощными передними зубами его шею. Мутант зашипел, задергался. Но я и не думала останавливаться; снова и снова вгрызалась в его шею, из ран текла противная липкая зеленая жидкость и попадала мне на язык, но я не обращала на это никакого внимания. В конце концов, паук упал, забился в конвульсиях и после непродолжительного трепыхания, обмяк.
Я спрыгнула с уже мертвого чудовища на пол и подошла к лежащему на полу мальчику. Он тяжело дышал, было видно, что испуг еще не прошел. Но как только детеныш повернул голову в мою сторону, а потом перевел взгляд на мертвое тело паука, его страх сразу же испарился. Ребенок вдруг подхватил меня на руки (от неожиданности я не успела никак на это отреагировать) и легонько прижал к себе. Затем прошептал:
- Спасибо!
Здесь знания человеческого языка не потребовалось, чтобы понять, что он только что сказал.
- Эй, Дима, а ну брось эту гадость!
К мальчику быстрыми шагами приближался человек. И, судя по его недовольному лицу, не следовало ожидать ничего хорошего.
- Но, пап, посмотри, - детеныш указал на труп паука, - она спасла меня от этого чудища.
Человек остановился как вкопанный, бегая глазами то по мне, то по пауку. В конце концов, он сказал:
- Все равно, не смей никогда трогать крыс, они заразные и… кто знает, что от них можно ожидать…   
Мальчик хотел что-то ответить, но суровый взгляд отца дал понять ему, что тот не потерпит возражений.
Ребенок аккуратно опустил меня на землю и тихо, чтобы человек не мог услышать, сказал:
- Приходи ко мне еще, я тебя, возможно, угощу чем-нибудь…
Мальчик подмигнул мне, и я бросилась бежать в сторону туннеля, ведущего ко мне домой. Но остановилась на полпути, повернулась и тоже подмигнула в ответ.

История 4

Если вы думаете, что только люди устраивают совещания, вы глубоко заблуждаетесь. Мы, крысы, тоже нередко собираемся вместе, чтобы обсудить насущные проблемы – в основном, разумеется, это проблема поиска еды.
Шел уже девятый год, как мы безвылазно сидели в метро. Дни тянулись за днями, недели за неделями, наша жизнь была унылой и монотонной. Бывали, конечно, изредка моменты, которые привносили какое-то разнообразие, но в целом… уж лучше и не жить вовсе.
На очередном собрании мы снова обсуждали, где и кто будет искать себе еду. Территории между собой делили больше шести десятков крыс – подсчетами я не занималась. В итоге мы разделились на группы, в каждой нас – по двенадцать.
Моей группе досталась станция «Балтийская». Появление такого количества крыс одновременно, несомненно вызвало бы у живущих там людей соответствующую реакцию, поэтому стоило действовать осторожно и тихо.
Мы уже были на полпути к «Балтийской» как услышали впереди какой-то жуткий вой. И с каждой секундой источник этого звука медленно приближался к нам. Мне вдруг стало страшно, да и моим сородичам тоже. Мы остановились и стали ждать, что же будет дальше.
За годы, проведенные под землей, наши глаза немного приспособились к темноте, и мы, хоть и очень плохо, могли видеть, что происходит во тьме туннеля. Вопль продолжал усиливаться и вскоре мы увидели, кто издавал эти звуки. Человек. Это был человек. Он шел, медленно переставляя ноги, и завывал. А иногда что-то говорил шепотом. Вскоре он почти поравнялся с нами. Скорее всего, он нас не видел, потому что не останавливаясь прошел мимо, при этом продолжая подвывать и разговаривать.
Мои сородичи спросили меня, так как я была единственная, кто мало-мальски понимала человеческий язык, о чем он говорит. Естественно, перевести все я не могла, но главную суть уловила.
- Поганые скоты! Они еще и стрелять в меня вздумали. А что я им сделал? Ведь ничего, ничего. Я помочь хотел, а они… Чем они мне отплатили? Я ведь им добра желал, думал, что так лучше будет… А теперь остается только помирать как вшивой собаке… Разве я заслужил это? Разве заслужил…
Не в первый раз во мне проснулась жалость к человеку. Да, это был не единичный случай. Я нередко жалела людей, если понимала, что они страдают. Почему это чувство не было присуще моим сородичам, ни одному. Почему-то нет в них сострадания даже к своему ближнему…
Я не знала всех подробностей проблем этого человека, но поняла, что он страдает из-за того, что хотел помочь. Это было неправильно, совсем неправильно.
Вдруг человек подкосился, упал на рельсы и больше не двигался. Мои сородичи тут же окружили его со всех сторон и заголосили:
- Давайте съедим его!
- Да, точно, давайте!
- Надо же, такая удача!
Я тоже подошла к человеку, остановилась возле его лица, понюхала, подошла поближе.
- Погодите, он же еще жив! – воскликнула я.
- И что же? Нам теперь ждать, когда он умрет?
- Хотя бы. Вы же не станете есть его, когда он живой?
- Почему? Станем, чего тянуть-то?
Я попыталась воззвать своих сородичей к благоразумию, но они и слушать меня не стали. Набросились на тело несчастного, вгрызаясь в его еще живую плоть. Спустя каких-то полчаса от него остался лишь полуобглоданный скелет. Пирушка удалась, но я так и не притронулась к человеческому мясу, даже когда жизнь покинула тело бедняги. Не смогла. Это было выше моих сил, и жуткий голод не пробудил во мне животные инстинкты.
Просто я была не такая, как все…

История 5
Расскажу вам последнюю историю, одну из самых моих любимых. Каждый раз, как вспоминаю ее, сразу на душе тепло становиться.
Произошло это где-то месяц назад. В тот день я прогуливалась в тоннеле, о еде причем совершенно не думала. Редкий случай, не правда ли? Наверное, не голодна тогда была…
Шла, размышляла о своем. Мыслей было много. В основном я думала о людях.
Люди – существа странные. Я их почти никогда не понимала. Одни были злыми, жестокими, к себе подобным относились презрительно и неуважительно, убивали ни за что. Такие мне не нравились.
Другие же были полной противоположностью. Добрые, отзывчивые, всегда готовые помочь.
Почему они настолько разные? Люди были и остаются для меня неразрешимой загадкой.
Размышляя об этом, я не сразу успела заметить, что потолок в туннеле начинает осыпаться. Не пытаясь выяснить причину внезапно начавшегося обвала, я быстро побежала назад и вовремя – проход в считанные секунды завалило. Я была уже далеко от груды камней, как вдруг непонятно откуда взявшийся камень размером с глазное человеческое яблоко угодил мне прямо по голове. От удара у меня загудело в ушах и перед глазами поплыли туманные разводы. Я сделала еще несколько шагов вперед и остановилась – ничего не видела, не слышала и не могла продолжать идти.
Постепенно слух стал возвращаться ко мне, и разводы исчезли, но зрение еще не восстановилось полностью.
 И вдруг мне в глаза ударил яркий свет, а громкий визг снова ненадолго оглушил меня. Я не могла понять, что произошло на сей раз, и даже не понимала, жива ли. Внезапно я почувствовала необычайную легкость, как будто… меня поднимают в воздух.
- Смотри, Фил, это же крыса. А ты разорался. Если бы я не затормозил, размазали бы ее по рельсе. Что? Ну, Фил, как так можно? Это же живое существо. И, о боже, Фил, посмотри, она нам жизнь спасла! Не затормози бы я, мы бы так и влетела наша дрезина в обвал и сами были бы трупами. Ну, спасибо тебе, крыска, выручила!
Человек (а это и не мог быть никто другой) бережно опустил меня на землю и ушел в сторону света.
- Что делать, что делать? Возвращаться надо. Или есть другие предложения?..
Вот оно как получилось. Человек спас крысу, а крыса помимо своей воли спасла человека. Поистине удивительно.

Вот, собственно, и все яркие моменты моей жизни. Были, разумеется, и еще, но что-то позабылось, что-то и вспоминать не хочется.
Подземный мир таит в себе множество сюрпризов и как знать, возможно, уже завтра я снова попаду в какую-нибудь передрягу. И если выберусь из нее живой, то непременно расскажу вам очередную историю…