Материальные ценности

Константин Берёзин
А. И. Чернокозов в книге «История мировой культуры» говорит, что духовные ценности должны быть в безусловном приоритете, что пробиологическая ориентация, проматериальная ориентация — это разрушительно. «Возвышающаяся культура предполагает и требует универсальную и неотягощённую материальным, субъектно свободную личность» <1>. Подобные рассуждения можно найти во многих книгах. Если воспринимать эти рассуждения о превосходстве духовных ценностей над материальными некритически и не вдумываться в контекст сказанного, то может сложиться впечатление, что «материальное — это низкое и плохое».

Как же так? Вузовский преподаватель А. И. Чернокозов утверждает, что духовные ценности намного важнее материальных, и что проматериально ориентированная культура — это плохо, — и в то же время получает зарплату и кушает хлеб? А разве зарплата — это не материальная ценность? Разве хлеб — не материальная ценность? Получается, что между духовными и материальными ценностями должен быть некоторый баланс, и материальные ценности тоже не следует отвергать.

Притом соотношение духовных и материальных ценностей не должно уподобляться соотношению «хорошего» и «того, что немного похуже», потому что это фактически означало бы осуждение «материальных ценностей». Если духовные ценности — однозначно лучше, то в жизни можно было бы обойтись только ими. Зачем тратить силы на то, что менее ценно? Предположим, если уподобить духовные ценности свежему хлебу, а материальные ценности — хлебу с плесенью, — то разумно было бы решить, что иметь хлеб с плесенью — вообще необязательно. Зачем он вообще нужен, если есть то, что лучше, т. е. свежий хлеб?

Если же какие-то материальные ценности необходимы, и без них нельзя обойтись, то вышеприведённое сравнение оказывается некорректным.

Можно было бы предложить другое сравнение — с золотом и серебром. (Хотя и это сравнение не вполне адекватно.) И то, и другое — ценность. В то же время сравнительная ценность золота и серебра не является жёстко фиксированной. Вполне можно представить себе ситуацию, когда серебро будет цениться выше золота (например, если в отдельной стране по каким-то причинам окажется очень много золота и очень мало серебра, то золото упадёт в цене, а серебро — поднимется.) Драгоценные металлы дороги потому, что они редки.

Об обесценивании того, что очень широко распространено, рассказывает Библия («И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах» 3 Цар. 10:27). Известно, что в конце XIX в. люди делали украшения из алюминия, а раньше — использовали для украшения цветки картофеля. Сейчас никому не придёт в голову так делать, потому что ценность этих предметов сильно понизилась.

Так и при изобилии духовных и недостатке материальных ценностей значение этих материальных ценностей усилится. Если люди голодают, то решение проблемы голода становится первостепенной задачей. А ведь задача «накормить людей» — относится к материальной сфере. В странах, в которых имеется высокий уровень безработицы, это тоже актуальная и важная проблема.

Но надо отдать А. И. Чернокозову должное — он всё же признаёт: «Исследования Маслоу <2>, В. Франкла <…> показали, что для того, чтобы человек мог удовлетворять высшие потребности, необходим определенный уровень удовлетворения низших» <3>. Фактически это означает признание, что материальную сторону жизни нельзя ущемлять. 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Чернокозов А. И. История мировой культуры. Краткий курс. Многоуровневое учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 355.

2. Очевидный намёк на «пирамиду Маслоу».

3. Там же. С. 352.






.