Беда не приходит одна. глава 54

Владимир Галин
                Глава 54

        БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА.

                Взялся за гуж, не говори , что не дюж.
                (Из школьного альбома)




    Время лечит  любые раны.  Но ведь это время надо пережить. Какое бы горе тебя не постигло, но жизненные ежедневные заботы выводят из пеке и полёт продолжается.

      Тогда я ещё не знал, как не сладко живётся одиноким женщинам вообще, и тем более на склоне лет, особенно после десятилетий совместной благополучной жизни.

     Галя осталась разделять горе с мамой, а я вернулся и сразу с головой окунулся в омут за колючей проволокой. Человек в жизни может и заблудиться,подобно грибнику в лесу. Вот и я пошёл в лес справедливость искать, а вернулся стриженным.

     Есть такое утверждение: когда ты поднимаешься, друзья узнают, кто ты. Когда ты падаешь, ты узнаёшь, кто друзья. От себя я могу добавить, что когда теряешь свою руководящую должность, то теряешь и друзей. А пример Хрущёва говорит о том, что политическая личность, утратившая реальную власть , не имеет никакого значения. Был всё, а стал ничто.

      В конце октября Галя благополучно вернулась в Шевченко и жизнь потекла по своим усвоенным канонам.

       Из Алма-Ата мне пришло сообщение, что Абельдинов строго предупреждён, а проверяющему Мазину - «указано». На августовском совещании в Караганде Рахимов, который выдвинул меня на укрепление, со мной уже не говорил. А в Алма-Ата некоторые мои доброжелатели  сказали: «В поступках Абельдинова криминала нет,»-и  «по человечески» посоветовали, что ты,мол лучше не выступай. И вскоре стало известно, что Абельдинову присвоено звание-полковник. Я прислушался к их «умным» советам.

       На календаре открылся месяц декабрь, а зимы, как таковой и не видно. По-прежнему всё серо и безрадостно. Работа гнетёт.Нервы натянуты, как на балалайке. Того и гляди лопнут.Каждый день от подъёма до отбоя хлопот полон рот. В городе произошло несколько краж из магазинов путём взломов дверных запоров. Милиция сбилась с ног-ни каких следов. Нашим оперативникам стало известно, что в бараке № 7 «заныканы»-спрятаны рулоны тканей. Оказалось ,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                зека Чумаков,Надиров и Акшабаев по сговору с охраной глубокой ночью выпускались из зоны и с награбленным возвращались в зону. И всё бы :шито-крыто, да шила в мешке не утаишь.Это ЧП позором легло на нашу колонию и как всегда одной из причин было названо «недостатки в политико воспитательной работы среди личного состава охраны и, разумеется, контингента осужденных.»

     С приходом зимы у Гали обострились сердечные боли. Тяжёлый пустынный климат , постоянные перепады атмосферного давления, производственные и семейные заботы с каждым днём утяжеляют её состояние. Мы все больше обсуждаем вопрос, как нам  по живу и здоровью выбраться нам из этого рая.И от работы в школе она тоже не хочет отказываться

     5 февраля я ушёл в отпуск и ездил с девочками к родителям. Галя с Сашай оставались одни им каждый день надо бывать в школе. В Киргизии оказалась холодная зима, как и на Мангешлаке, но довольна снежная, быть ,очевидно, хорошему урожаю.

      Галина мама после смерти отца осталась одна, как перст. Нашему приезду он была очень рада. Девочки её облепили и не отходили от неё . А уж она не знала куда нас посадить и как нас накормить, что она всегда умела это делать отменно. Особо мне запомнились жаренные сазаны залитые яйцом и домашняя лапша с курицей.

      Умудрённая жизнью, она сама удивляется, как она оставшись на зиму 41 года одна в недостроенном доме по улице Луговой с четырьмя малолетним детьми на рукх , могла выстоять, но потеряла младшенькую дочурку Валю из-за болезни.

        А сейчас  ей открылась ещё одна тайна. Говорят ,что дети без родителей сироты...Ну какие они сироты, если уже и взрослые? У них будущее, у них вся жизнь впереди... Уж кто сироты, так это мы-старики...Как я осталась одна...И прошлого не вернёшь, и будущего уже нет...

       Оставшись одна,Галя своим настроением поделилась с дневником:

    «Год жизни на Мангишлаке. Море прекрасно.Оно всегда разное и всегда красивое. Пожалуй с морем проститься будет трудно. Проститься...Думаем покинуть его летом, после окончания учебного года. Пора знать свой угол. 5 октября умер отец. Неожиданно и нелепо.Умер и всё. Инфаркт. Он часто снится мне. Не проходит и дня , чтобы я о нём не вспоминала. Да и невозможно его забыть. Для меня он всегда был примером принципиальности ,мужества и благородства. По нём я меряю свою жизнь. Тяжёлая утрата. ..И вот мы хотим туда, пока живы наши мамы. Видеть их, жить с ними.

      Володи и девчонок нет. Они в Киргизии.Когда вернутся-не знаю. На работе у меня всё в порядке. Вот только надоело бегать по квартирам учеников и уговаривать не пропускать занятий в школе. Сегодня начинается инспекторская проверка. Что она покажет? Она покажет учитель я или нет.

      Саша учится хорошо, сегодня он выступает в роли лётчика. Вова , ты снился мне сегодня. Наверное, скоро приедешь? Не заболели ли девочки? Привезёшь ли ты их? Хочу видеть танец маленьких лебедей...

       Для решения вопроса о переезде по ближе к родителям и смены климата тяжёлого для сердца Гали я съездил в Алма-Ата и узнал, что в Казахстане мне больше делать нечего. Оказывается ,после моего Рапорта сам Зам министра на меня повесил ярлык: «Да он сумасшедший». И все остальные встали по стойке «смирно» и сказали: «Мы ошиблись»... И всё встало,как говорится, с ног на голову.

     Осознав , что вот так закончилась моя казахстанская одиссея, я вернулся во Фрунзе и в МВД подал Рапорт с просьбой о переводе для работы в колонии в селе Петровка, где последнее время жили мои родители. Мне предложили должность замполита в ТКН в селе Вознесеновка.Я согласился.

      Побывал я  на кладбище,где могила отца Ивана. За четыре месяца со дня его похорон на кладбище появилось много новых холмов.Физически отца с нами нет,но он в душе всегда снами...Над его могилой тихо плачут деревья.

     Девочек я оставил у бабушки Нюры в надежде, что переведусь.Как будет всё это развиваться дальше, я не представлял и представить не мог, как и о развитии событий в Китае. В Беловодске я узнал , что мой школьный друг Виктор Злобин,поэт и журналист , после 8 лет супружеской жизни с Людмилкой на грани развода..

     28 февраля я вернулся в Шевченко.

     А дни бегут и бегут один за одним нескончаемой чередой, мелькают как телеграфные столбы за окном вагона. Завтра уже снова первый день весны, а мы снова собираемся в путь и где будет наша станция назначения неизвестна.

       Все события личных взаимоотношений на службе ушли под лёд общей благопристойности , но не исчезли. Они , как речка  под льдом, продолжает течь и бурлить. Известно ,что общественные взаимоотношения между людьми складываются в процессе общественного производства. Но на самом «производстве» человеческие взаимоотношения складываются на основе личных симпатий и анти симпатий. Именно это выступает на первый план, а не прямое соподчинение по работе.

        Конечно , если бы я был мудрее и не забывал, что кривое дерево не выправить и держал нос по ветру, то не споткнулся бы на Абельдинове и не попал бы в положение: «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона»...Выступая с критикой против него, я был на стороне обиженных им подчинённых, но совершенно не осознавал, какие « благодетели» были за его спиной

       Сюрпризом для меня после отпуска было и назначение нового начальника колонии. Вместо Козина, который уехал в Петропаловск, начальником был назначен Быков. Этого человека я знал, но по настоящему начал понимать только сейчас.Глядя на него ,я осознал, что каждый человек живёт сам для себя...как всякая тварь, появившаяся на свет божий. ( Тварь-в смысле творение природы).Дело ,конечно, остаётся делом. Источником средств к существованию для каждого является работа-трудовая деятельность.Но всё это прикладывается к «Я» и человек поступает так или иначе с учётом последствий .Однако : «человек- предполагает, а Бог располагает».

     Следом за моим возвращением сюда пришёл запрос из Киргизии на моё личное дело. Абельдинов и Бариев препятствий открытых не чинили и даже напротив сожалели, что сами без областного УВД не могут избавиться от меня и им начихать , кто заменит меня на этой должности. На всё есть поговорка: «Не Боги горшки обжигают». Да оно и как-то так, незаменимых людей нет.

       Всякий раз весна начинается не с листка календаря, а тогда, когда солнце отогреет мёрзлую землю и под лучами горячего солнца на дворовые площадки и зелёные лужайки высыпают гурьбой дети. Под громкие крики мальчишки играют в козла, а девчонки со скакалками прыгают через верёвочку,припевая: «куколка,балетница, выбражуля, сплетница, Индия, Китай, -ну ка вылетай!»

       Накануне 8 марта я побывал на вечере, посвящённому Международному женскому дню, в вечерней школе. Гале ученики преподнесли много подарков в знак признания и уважения. Внимание ,оказанное ей-радовало. После вечера учителя в учительской дарили друг другу подарки, пили шампанское, говорили друг другу комплименты, плакали. Судьбы людей ходят вместе с ними. Все счастливы одинаково и каждый несчастный по-своему.

    8 марта я в отдели кадров Управления  у Дуракова получил согласие на перевод ,но не знал, как к этому отнесутся в областном управлении. Для окончательного решения вопроса мне предстояло слетать в Гурьев.Решение перевестись было осознанным и твёрдом.Этого требовало здоровье Гали, положение родителей и конфликт с руководством.

    Мой вылет в Гурьев задержался из-за нелётной погоды. Весна улыбнулась солнечным зайчиком и снова оказалась в плену февральских холодов. В Гурьеве на приёме  у начальника УВД полковника Омарова я был минут 15 , не более того. Он понимал, что причиной моего перевода является не только здоровье жены, но и мой конфликт. Без особого упорства он согласился с моей просьбой и дал распоряжение выслать моё личное дело в Киргизию.

     При беседе он уточнил: «Вы коммунист?» Да вот и другие коммунисты, да не все честные и принципиальные. Да Бог с ними. Мне было важно выбраться из этого рая, да начать всё сначала. Перевод страшил одним-сумеем ли мы там обеспечить себя материально.

      И снова потянулись утомительные дни ожиданий в неизвестности окончательного решения вопроса.Придёт вызов из Киргизии или нет, было неизвестно. Не смотря на чемоданное настроение надо было с полной отдачей сил делать своё дело.

      Несмотря на продолжительный отпуск я вышел на работу словно ни какого перерыва не было. Сразу навалилось много нерешённых вопросов и ещё больше бестолковщины. Авралы за авралами. Колония второй месяц проваливала план по заработку. На очередном совещании Абельдинов в своей беспардонной манере учинил разнос ,приговаривая: «Мух не ловите, падло! Кровь из носу, а чтобы заработок был, па? Знать ничего не хочу!»   

     Весна набирала свои обороты. Всё выше над горизонтом поднималось солнце , медленно, но неуклонно увеличивалась долгота дня,веселее о берег разбивались морские волны, оставляя на мокром песку водоросли и ракушки.

     Весенней ласточкой прилетело очередное письмо от мамы Нюры, в котором она второй раз пишет о том , что с присутствием наших девчонок она просто ожила, у неё снова появился смысл жизни. Но наши дети- смысл и нашей жизни. И это ещё больше увеличивало наше нетерпение вернуться  в родные места . Видно, человека, как птицу, тянут в родные края невидимые силы земного притяжения.

   Но зимнии вихри не оставили меня и мне объявили выговор: «за недобросовестное отношение к служебному долгу,выразившем в необъективном написании характеристик» и « за имеющиеся серьёзные недостатки в трудоиспользовании  режима содержания и политико воспитательной работе  снизить премию на 25%.» И это после того,как я 40 дней находился в отпуску. Приказ писал Бариев. Подписал Абельдинов.

        Как хорошо,что я подал рапорт о переводе уже и потому, что навряд ли бы я сработался с новым напомаженным начальником. С такими людьми , как говорится,хороша любовь на расстоянии. Не зря поэт писал: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

       Зам по режиму Кондаков тоже ведет себя не лучшим образом. Приходит на работу и без зазрения совести по-прежнему ничего не делает. Набирает газеты и морковку и всё тащит,как мышь, в свою конуру. «Дай!»- и знать ничего не хочу. По дороге омой жаловался на несправедливость, на подхалимство, на то, что нет правды... А сам и рта не открыл, когда проверяющий Мазин приезжал. Это страшно и страшно особенно потому, что жалуясь он и сам такой же. Поставь его и дай ему власть и он будет такой же.

     Точно так же жаловался Козин на приезжего проверяющего за глаза, а в глаза хвост поджал: «Чего изволите?» Ну и где сам сейчас? В Петропавловске.

     25 апреля погиб космонавт Комаров. Известие о этой трагедии было воспринято , как личная утрата. Трансляция о его похоронах вызывала слёзы не у одного меня...Подвиг подвига  и просто подвиг жизни , как у отца Ивана. Особенно печальна преждевременная смерть. Однако, чему быть , того не миновать.