Лекция 30 Рассудительность и справедливость Смысл

Арт Ангелуа
     Лекция 30.  Рассудительность и справедливость Смысл жизни

             Излечения из Платона (428-347 гг. до н.э.)

     Рассудительность и справедливость — нечто прекрасное, однако в то же время тягостное и трудное, отличаться же разнузданностью и несправедливостью приятно и легко и только из-за общего мнения и закона считается постыдным. Большей частью говорят, что несправедливые поступки целесообразнее справедливых - люди легко склоняются к тому, чтобы и в общественной жизни, и в частном быту считать счастливыми и уважать негодяев, если те богаты и вообще влиятельны, и ни во что не ставить и презирать каких-нибудь немощных бедняков, пусть даже и признавая, что они лучше богачей.
     При этом как-то неловко даже и упоминать о разных мелких неприятностях, от которых простому человеку трудно избавится, например: - об угодничестве бедняков перед богачами, о трудностях и тяготах воспитания детей, об изыскании денежных средств, необходимых для содержания семьи, когда людям приходится то брать в долг, то отказывать другим, то, раздобыв любым способом деньги, хранить их у жены или у домочадцев, поручая им вести хозяйственные дела. Словом, тут не оберешься хлопот, это ясно, что не стоит даже говорить о таких низменных вещах.
     А что соблюдающие справедливость соблюдают ее из-за бессилия творить несправедливость, а не по доброй воле, это мы всего легче заметим, если мысленно дадим полную волю любому человеку, как справедливому, так и несправедливому, творить все что ему угодно, и затем понаблюдаем, куда его поведут его влечения. Мы поймаем справедливого человека с поличным - он готов пойти точно на то же самое, что и несправедливый и причина тут в своекорыстии, к которому, как к благу, стремится любая природа, и только с помощью закона, насильственно ее заставляют соблюдать надлежащую меру.
     У человека несправедливого - коль скоро он намерен именно таковым быть - верным приемом в его несправедливых делах должна быть скрытность. Если его поймают, значит, он слаб. Ведь крайняя степень несправедливости - это казаться справедливым, не будучи им на самом деле. Совершенно несправедливому человеку следует изображать совершеннейшую справедливость, не лишая ее ни одной черточки - надо допустить, что тот, кто творит величайшую несправедливость, уготовит себе величайшую славу в области справедливости. Если он в чем и промахнется, он сумеет поправиться - он владеет даром слова, чтобы переубедить, если раскроется что-нибудь из его несправедливых дел, он способен также применить насилие, где это требуется.
     Хотя надо заметить, что правление и попечение низкой души неизбежно будет плохим, а у возвышенной души все это выходит хорошо. Слабые натуры никогда не будут причиной ни великих благ, ни больших зол. Хотя могут и принести большие несчастия окружающим.
     Справедливый - это человек достойный и мудрый, а несправедливый - невежда и недостойный.Справедливые люди мудрее, лучше и способнее к действию, несправедливые же не способны действовать вместе. Надо быть справедливыми, ибо все одобряют не самое справедливость, а зависящую от нее добрую славу, чтобы тому, кто считается справедливым, достались и государственные должности, и выгоды в делах и в браке. По крайней мере тем, кто способен довести несправедливость до совершенства и в состоянии подчинить себе целые государства и народы. А вы, вероятно, подумали, что это касается тех, кто отрезает кошельки? Впрочем, и это тоже целесообразно, пока не будет обнаружено.
     Представим себе несправедливого человека и противопоставим ему справедливого, то есть человека простого и благородного, желающего не казаться, а быть хорошим. Показное здесь надо откинуть. Ибо если он будет справедливым напоказ, ему будут воздаваться почести и преподноситься подарки - ведь всем будет казаться, что он именно таков, а ради ли справедливости он таков или ради подарков и почестей - будет неясно.   
     Прежде всего, если в руках несправедливого окажется государственная власть - поскольку он будет казаться справедливым, он возьмет себе жену из какой угодно семьи, станет выдавать замуж кого ему вздумается, будет вступать в связи и общаться с кем ему угодно, да еще вдобавок из всего этого извлекать выгоду, потому что он ничуть не брезгает несправедливостью.  Случится ли ему вступить в частный или в общественный спор, он возьмет верх и одолеет своих врагов, а одолев их, разбогатеет, облагодетельствует своих друзей, разгромит врагов, станет приносить богам обильные и роскошные жертвы и дары, то есть будет чтить богов. Да и будет чтить «ненужных» для себя людей, гораздо хуже, чем человек справедливый, так что, по всей вероятности, будет казаться, что скорее ему, а не человеку справедливому пристало быть угодным богам. «Свои люди» подскажут простым людям, что человек несправедливый занимается делом не чуждым истины, живет не ради молвы, желает не только казаться справедливым, но на самом деле быть им.
     Никто из мастеров своего дела в нем не ошибается. Ведь ошибаются от нехватки знания, то есть от недостатка мастерства. Так что, будь он художник, или мудрец, или правитель, никто не ошибается, когда владеет своим мастерством, хотя часто и говорят: - врач ошибся, правитель ошибся. Но если правитель, поскольку он действительно настоящий правитель, ошибок не совершает, он безошибочно устанавливает то, что для правления всего лучше, и это должны выполнять те, кто ему подвластен. Так что, справедливость - это выполнение того, что пригодно сильнейшему и мудрейшему.
     Надо обратить внимание на то, что справедливый человек везде проигрывает сравнительно с несправедливым. Прежде всего, во взаимных обязательствах между людьми. Когда тот и другой ведут какое-нибудь общее дело, ты нигде не найдешь, чтобы при окончательном расчете справедливый человек получил больше, чем несправедливый, — наоборот, он всегда получает меньше. Затем во взаимоотношениях с государством, когда надо делать какие-нибудь взносы - при равном имущественном положении справедливый вносит больше, а несправедливый меньше, и, когда надо получать, справедливому не достается ничего, а несправедливый много выгадывает. Да и когда они занимают какую-нибудь государственную должность, то у справедливого, если даже его не постигнет какая-нибудь другая беда, приходят в упадок его домашние дела, так как он не может уделять им достаточно внимания, из общественных же дел он не извлекает никакой пользы именно потому, что он человек справедливый.  Вдобавок он вызывает недовольство своих родственников и знакомых тем, что не хочет покровительствовать им, если это противоречит справедливости. А у человека несправедливого все это обстоит как раз наоборот. Выходит, что обладание властью дает большие преимущества.
     Это необходимо учитывать, если приходиться судить, насколько всякому для себя лично полезнее быть несправедливым, чем справедливым. Всего проще это понять, если взять несправедливость в ее наиболее завершенном виде, когда преуспевает как раз тот, кто нарушил справедливость, и в высшей степени жалок тот, кто на себе испытал несправедливость и все же не решился пойти против справедливости. Такова тирания - она то исподтишка, то насильственно захватывает то, что ей не принадлежит - храмовое и государственное имущество, личное и общественное - и не постепенно, а единым махом.
     Частичное нарушение справедливости, когда его обнаружат, наказывается и покрывается величайшим позором. Такие частичные нарушители называются, смотря по виду своих злодеяний, то святотатцами, то похитителями общественного имущества, то взломщиками, то грабителями, то ворами. Если же кто, мало того, что лишит граждан имущества, еще и самих их поработит, обратив в невольников, его вместо этих позорных наименований называют преуспевающим и благоденствующим, и не только его соотечественники, но и чужеземцы, именно потому, что знают - такой человек сполна осуществил несправедливость. Ведь те, кто порицает несправедливость, не порицают совершение несправедливых поступков, они просто боятся за себя, как бы им самим не пострадать. Несправедливость сильнее справедливости, в ней больше силы, свободы и властности, а справедливость - это то, что пригодно сильнейшему духом, несправедливость же целесообразна и пригодна сама по себе.
     По отношению к государству положение самых порядочных людей настолько тяжелое, что ничего не может быть хуже. Поэтому необходимо брать их под защиту и объединять между собой.
     Надо признать, что когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь. Поэтому, когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они, раз уж нет сил избежать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Также, испытывая нужду во многом, люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: - такое совместное поселение получает название государства. Отсюда берет свое начало законодательство и взаимный договор между гражданами.

     Арт Ангелуа 02.07. 15 г.