Он видел за тысячи вёрст. Гл. 2. Ч. 16

Нина Богдан
                Док. № 48
13 сентября 2011 г., пос. Промышленный, беседа с Калининой Ефросиньей Егоровной, 1914 г. рождения. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины. На беседе присутствовали: племянница респондентки Сапункова Галина Алексеевна, 1941 г. рождения и Анна Колногорова – организатор встречи.Калинина Е.У.:
               "Про батьку Сергия я вам, конечно, могу рассказать. Но это было так давно. Я многое позабывала.Вот, если бы сразу тогда. Мы с сестрёнкой, матерью вот этой Галины, ходили к нему. Наших мужей взяли на фронт, и от них не было ни слуху, ни духу. У меня один ребёнок был, а у неё – трое. Мы с сестрой пришли к нему: «Батька Сергей, может ты кого, где найдёшь, помоги нам». Через какое-то время он ответил: «Алексея я нашёл. В Брянском лесу был большой бой, и в том бою Алексея тяжело ранило в голову. Старались его спасти всякими трудами, но не смогли». 1 декабря 1941 г. в день, когда Галина родилась, сестре пришла похоронная, что её муж, то есть отец Гали, погиб в Брянской области и там похоронен. Вот как это он видел за тысячи вёрст?
                Мне батька Сергей сказал, что «твоего мужа два раза искал и не нашёл ни среди убитых, ни среди раненных, ни среди живых». Так он и не нашёлся, пропал без вести. Мы восемь раз писали в Москву, результат был всегда один – не знаем, нет его ни среди раненых, ни среди убитых. С тех пор я и живу одна (плачет), а на старости меня Галя с мужем к себе и взяли. Когда батька Сергей узнал, что я Богу молюсь, посоветовал мне молиться, молиться и молиться.
                Я молилась. Кругом церкви-то позакрывали, я ездила в Белово. Как-то после войны сосед попросил меня съездить в церковь отпеть умершего его 80-летнего отца. Он дал деньги на проезд, на отпевание, на церковь, и я поехала. Приехала, записала на помин, свечки поставила, сделала всё – честь по чести, Села на лавочку, отдыхаю: мне же на станцию Егозово идти пешком 7 километров. 
                Смотрю, а из алтаря, из тех дверей, что батюшки заходят, батька Сергей выходит. Я соскочила с лавки, бросилась к нему, перегородила дорогу, спрашиваю: «Вы меня не узнали? Вы же жили у моей снохи Анны Селивёрстовой на квартире в деревне Ерёмино». Сначала он не узнал, а потом сказал: «Говорят, ваша Анна-то с ума сошла? Она же в баптисты перешла! Она же потопила свою душу. Что же она наделала?! Не вздумайте её поминать: ни так и ни так». Я поняла, что нельзя Анну поминать ни за здравие, ни за упокой. Анна была женой моего брата Павла.
                Потом мы с ним посидели, я ему рассказала про всё, что он спрашивал. Далее – более, он позвал меня к себе на квартиру. Пришли мы быстро, это было рядом с церковью. Прошли маленькую дверочку, вошли в маленькую комнатку. Там стояла железная кровать. На кровати поверх сетки было наброшено только покрывальцо.
                По-первости он там пастухом был, овечек пас. Доброго человека кто будет ругать? Потом он переехал в деревню Ушаково. Сноха Анна нам и рассказала о нём как сильно верующем в Бога человеке, что он мог узнавать всю правду о людях. Будто он сон загадает и узнаёт, про человека, который ему виделся во сне. Потому-то мы с сестрой и пошли к нему узнать про наших мужиков, пропавших на фронте.Хотя, как он искал людей, я не знаю, это Господа  святая воля.
                В другой раз я попросила его узнать о брате Павле, который тоже пропал на фронте, и от него не было четыре года известий. Через какое-то время он сказал мне, что нашёл Павла. Мол, Павел находится в большом овечьем стаде. В этом стаде овцы падают, падают и падают, а Павел сидит. Овцы падают, а Павел сидит, а потом отобьётся от этого стада. Вы получите от него известие, он придёт домой, и вы его встретите, а овечье стадо всё рассыплется. И что вы думаете! Павел был в плену в Австрии. В том плену многие гибли (овцы падали), а потом их освободили (стадо рассыпалось).
                Когда Павел вернулся из плена, батька Сергей сказал ему, чтобы он обязательно крест носил и не вздумал его снимать. Павел так и делал и в баптисты не зашёл. Батька Сергей мне посоветовал на той нашей встрече помочь Павлу и его жене избавиться от лукавого. Бросить ладан на горячую плиту, а перед этим открыть все двери, снять все крышечки, чтобы лукавый не смог спрятаться. Анна умерла от онкологии. Умер и их сын. А Павла Галина забрала к себе, он у неё и умер. Теперь, вот, меня взяла.
                Был ли батька Сергей сам священником, я не знаю. Одевался он обыкновенно, а вот во что, не помню. Помню, – во что-то чистенькое и аккуратное. Был ли на нём крест? – не помню. Был небольшого росточку, личико у него – белоснежное, всегда смотрел человеку в глаза. Ел он мало, даже очень мало. Поест немного хлебушка, попьёт водички и  всё. Больше он ничего не кушал. Был ли он святым? О, Господи, Боже мой! Да, кто же это знает!
О, Господи! Столько лет прошло! Сколько позабылось даже из собственной столетней жизни. А вы хотите, чтобы я помнила, во что он был одет, был ли на нём крест поверх одежды."

                Док. № 49
13 сентября 2011 г., пос. Промышленный, беседа с Козловской Валентиной Владимировной, 1925 г. рождения. Беседу вели священник Александр Зленко, историки Леонид и Наталия Лопатины. На беседе присутствовала Анна Колногорова – организатор встречи.
                Козловская В.В.: "Я жила в деревне Цыпино (около Лебедей) Топкинского района в большой семье из 12 человек. У мамы шестеро детей было своих и двое  приёмных. Мама приучила нас с зыбок  молиться. Но тогда ведь церкви кругом были разгромлены. Последнюю разбомбили в 1940 г.Нашего цыпинского батюшку расстреляли, расстреляли батюшек из Лебедей, Титово, Тыхты, Ваганово. Сколько батюшек полегло! Мне тогда уже было 16 лет, и я хорошо это помню. Вот вы мне и скажите, за что они погибли? Мне кажется, и об этих батюшках надо собирать сведения и писать книги. Я хорошо помню, как их руки сковали коммунисты, посадили на большую телегу, запряжённую парой лошадей, и повезли. Повезли батюшек со всех деревень расстреливать в шахты.
                В нашей деревне жила слепая Матрёна, и он  был с ней. Он был моложе Моти и водил её. Это было до войны. Почему он водил Мотю (Матрёну Георгиевну) по деревням, я не знаю. Он ходил по людям, лечил их молитвами, на путь наставлял. Дети всегда были около него. Со мной он тоже общался, а, вот, что говорил мне, позабыла. Помню, что он был среднего роста, ходил в сероватых брючках, в сапогах, у него была деревянная палочка. Ну, совсем как на Вашей фотографии, только у нас он был моложе (целует фото о.Сергия с нимбом).
                Люди тогда другими были. Например, не матерились, считали это большим грехом. От отца своего, простого крестьянина, я никогда не слышала мата. Тем более, не матерились женщины, Боже упаси, какая – проговорится матерно, застыдят, грех это! А сейчас, живёт одна, сама некрещёная, двое детей некрещёных, говорит только матерно. Кого такая воспитает? Муж – жена раньше были венчанные, как тут материться?!
                Старец сильно верил в Бога. Я столько хорошего о нём от людей слышала. Наверное, его надо причислять к лику святых. Лично я его святым и считаю. Спасибо вам за акафист для келейного о нём моления".