моя борьба с вредными привычками-7. 1971-74 г. г..

Евгений Щукин
На снимке: я  и мои соседи - друзья по  застолью.
Я  -первый  слева.

Осенью 1968 года, после участия м в Чехословатских событиях,  я подумал не пора-ли заканчивать с полетами?

За 8 летных лет мне  в стаж записано 16, это хорошо, но ведь молгло быть и иначе:  за эти годы, в полках, в  которых    я служил, три наших самолета по разным причинам  потерпели катастрофы. А  это   -  21 мой товарищь  уже не топчет грешную землю.
 
Да и должность бортового техника по АДО - всего лишь старший лейтенант,  так и уйдешь на пенсию в этом звании!  А внуки подумют, что дед  бестаковым был,  жизнь армии отдал всего за 3 зведочки.

В авиации в званиях быстро растут пилоты и штурманы, а  техники с среднетехническим образованием остаются в  званиях младшщего офицеского состава.

В ноябре  я  списался на "землю"  и стал  работать по специальности  в мастеских, куда самолеты  посттупали на периодические  регламентные работы.

Работа спокойная: к 8-00 на завтрак, после полковго построения работа в цехах до 14-00, потом на обед, и заканчивается работа в 18-00, и  ни каких авралов, главное   теперь не надо 20 дей в месяц рисковать жизнью в небе. Как не подавай виду, а каждый вылет все-таки стрес я организма.

-*-

Наверное,  у каждого человека  в  его судьбе  имеет место «Господин Случай»!  У кого он счастливый,  а  у кого не очень. Вот не  свернул бы в этот переулок -  не  встретил бы  ту, -  для  тебя  единственную. Или вот, – вышел бы  из трамвая  на  остановку раньше   не попал бы в  аварию.

Как- то  мы с женой были в  отпуске у  моего дяди во   Львове.  Гуляли по старинным  улочкам, ходили по музеям, но  внезапно  зарядившие на нескольк дней дожди,  заставили нас сидеть  в  квартире.

В квартире стояло  несколько  пишущих машинок, - дядя  и его жена  преподавали  в «Доме Ученых» стенографию и машинопись на курсах секретарей-референтов.

Заметив мое любопытство, дядя усадил меня за одну из них и показал,  как можно  освоить машинопись  по ускоренной методике. Это меня увлекло. Когда мы уезжали дядя дал мне одну машинку увезти домой  в Кривой Рог с условием, что каждую неделю я ему  буду присылать почтой, выполненные  мной задания.

Через пару месяцев  я даже конспекты   и рефераты по  «политике» писал не от руки, а на пишущей машинке, ибо почерк мой был, как куриной лапой.

Кстати, было это замечено даже  особистами, (я потом узнал),они   меня  втихую проверяли: что это офицер, который каждую неделю по почте в сторону границы  посылает  "шифровки"?!

Мое умение работать на пишущей  машинке,  послужило основанием   для перевода меня(с повышенем в должности) в штаб полка, где требовался офицер,   специалист по фоторазведке, но  при этом,  умеющий  работать на  пишущих машинках.

Работа "Фотика"  предстаяла не  очень  объемная:  в  его обязанности входило,  не более 5 раз в году на   самолеты установить фотоаппараты (дневной и ночной) разведки,   потом дешифрировать полученные снимки, а  в остальное время года,  владея машинописью,  оформлять   документы   в инженерном отделе штаба полка.

Работа почти кабинетная, причем не на аэродроме, а  при штабе полка,  рядом с жилым городком  и  моим домом.   Согласившись на эту должность, я подписывался, что останусь   в звании старшего лейтенанта, в соответствии с штатной должностью  "Фотика".

Однако, через месяц  после моего назначения,  эта  должность  неожиданно  стала капитанской,  - пришла директива    возложить на «фотика», (как меня называли в полку),  ряд вопросов объективного контроля.  Инструментального контроля за качеством выполнения полетных заданий летным  составом.
 
Приказом свыше   внедрялось  в жизнь полков ВТА что-то  новое, пролгрессивное  и для меня  интересное. Нацеленное на улучшене качества подготовки  летного сосава, с целью  исключить сокрытие летных происшествий.

Если раньше, например,  оценку за качество посадки  командиру самолета  ставил его, сосед или друг, а, возможно,  и вчерашний собутыльник, (назначенный  в этот день дежурить   на "вышку"), то грубая посадка  его друга,   просто умалчивалась, и  в  журнале   ставилась, как минимум,   4-ка.

Теперь же  это  не прохоило, -   в начале посадочной  полосы,  мной устанавливалась кинокамера,  и  мой солдатик-оператор фиксировал на пленке  любую ошибку   посадки каждого самолета.

Теперь на разборе полетов  летный состав и командование  полка    могли видеть на  экране:  кто и сколько сделал «козлов», у кого перелет или недолет и прочие погрешности, которые ранее,  (при их замалчивании), могли привести к летному происшествию.

Мне всегда нравлось освавать  новое, хотя  работы  сделать предстояло очень много: нужно было оборудовать класс объективного контроля, научить подчиненных быстро дешифрировать данные  самописцев, да и распорядок дня из "штабного"  стал снова  "аэродромным".

Если б просто "аэродромным", так получился супер -"аэродромным"!
Как единственному специалисту по объективному контролю, мне приходилось обязательно  расписаться  за установку и исправность самописцев в журнале   каждого самолета, прилетевшего или  готовящегося  улететь, когда  и куда бы он  не  улетал, - например, в 4 часа утра, или  в 24 часа ночи.
 
А также,  я должен был  в летный день  еще успевать   (в  плановых полетах полка)  проверить  свое  оборудование на каждом,  от 10 самолетов и более,  летающем  самолете, а в конце полетов снять данные с кажого показания для дешифрвки и доклада  командиру полка.
 
Получался  абсолютно не нормированный день  переходящий в  ночь! Хорошо,  что я жил  при аэрдроме в военном городке.   Все же мне пришось купить  мопед и приспособится к такому разпрядку дня и ночи.

*- *

А раз  уж я пишу  вам  о борьбе с "зеленым змеем", то   теперь пообщаться  с ним    просто времени нехватало.   Я   даже был  рад этому!

Но однажды, –  в ночном полете потерпел катастрофу наш   самолет,  все  члены экипажа погибли.  Окозалось  что  мне, по моей должности,  вменялось  прибыть на место катастрофы и   в обломках самолета найти  бортовые самописцы, так называедмые, "черные ящики".

Вот тогда, я целую неделю, находясь  на  огромной площади  пепеища,  и  роясь в    грудах  искореженного  и дымящегося  металла, вынужденно    много выпил  чистейшего спирта.
 
Живя в палатках  и целыми дням,  собрав останки членов экипажа,  мы  искали самописцы, обрывки документов,  карт и личных выещей, а когда  темнело, молча  собиралсь  на ночлег, и спиртом снимая стрес,   пытаясь заснуть.

Трудно  было заснуть, - перед газами стояла  страшная  картина  катастрофы, просто не верилось, что  нет ребят, еще  вчера   рядом  стоявших  на утреннем  построении.

-*-
 
Но все когда-то кончается. Прошли похороны,  поминки,  весь полк  неделю занимался   изучением документов, слушал лекции,   и снова  начались    полеты, - началась обычная  жизнь полка.
 
Найденные мной  самописцы, расшифрованные  в специальной лаборатории,  пролили свет на причины   гибели  экипажа.
 
Эксперты пришли к выводу - техника работала исправно, а экипаж,  поднятый по тевоге и  не достаточно отдохнувший, в длительном полете просто уснул и не заметил снижения   до опасной высоты. Самолет задел провода  высоковольтной   линии электро передачи.

Были сделаны оргвыводы, виновных наказали, а политработники услили контроль за соблюдением режима работы и отдыха  летным составом  полка.

В моей  работе тоже произолшли изменения- командование ВТА убедилосьчто  нужно изменить штатаное рассписание, добавить мне в помощь прапорщика, а часть работ по обслуживанию самописцев передать другим специалистам.
 
И   теперь  моя  жизнь   потекла в более спокойном   режиме:   утром на   завтрак  в офицерскую столовую,  далее  на построение  полка,  потом   на  аэродром, а  в 13-оо - с   аэродрома  на  обед,  потом опять    на аэродром,  и тлько   часов в 18  - с аэродрома на ужин.  Если нет  неплановых вылетов в командировку отдельных экипажей, мне  тоже можно ехать домой.

                .*.

Но часть  из моих сослуживцев,  дружившие с "зеленым  змеем", еще на работе  успевали  «принять на грудь»  выданного для протирки контактов спирта, не заходя домой,  собирались    с  друзьями в гаражах,    успевали  прилично «нализаться».

 
А дома,   получив  «разгон» от  заждавшейся жены, быстро   заваливались спать, зная, что  завтра  на  утреннем  построении придется прятаться  за спины  товарищей  от зоркого командирского ока.

Я не принадлежал к этой категории. Зато в редкие  свободные субботы   или в  праздничные даты  мы с друзьями делали званые  ужины и не чурались пропустить энное количество рюмочек за хорошей закуской.

Наши   жены  заранее договаривались,  кто   и  что    приготовит   на   общий стол,  и  несли  все, -  чем  только  можно было порадовать наш аппетит.

Причем из доступного  нам  спирта, жены  умудрялись готовить напитки с различными наполнителями  и даже устраивали конкурс с  их дегустацией.

В летние  жаркие дни  мы   компаниями любили  загарать  на канале, устраивали этакие  пикники  и тоже не без алкоголя.

В   свободное от службы  время  я продолжал тренироваться в стрелковом клубе города, и не раз сановился чемпионм города.

В этот период моей жизни,  инересная работа, которую пришлось осваиваить с нуля  и увлеченность спортом позволило легко справлялся с  соблазнами и не приобрести  алкогольной зависимости.