моя борьба с вредными привычками-5. 1963-66 г. г

Евгений Щукин
 

На фото:  моя роабота  в кабине военно-транспортного самолета АН-12.

В марте 1963 года  нам с женой и маленьким сыном   пришлось покинуть город Тулу, куда в  ноябре 1958 года  я прибыл, после окончания ИВАТУ,  к  певому  моему месту службы,

За эти 4 года из молодого офицера я стал опытным специалистом. Из наземоных техников я  был переведен  в летный состав.

Стал  летать  бортовым техником по авиционному и десантному оборудованию   на смолете  АН-8 в экипаже командира Тульской дивизии генерала  Княжева.

В бытовом плане  тоже был пргресс, после 3-х лет мыканья по частным квартирам, мы получили комнату в коммуналке,  почти в центрое Тулы.  Наш сын стал ходить в детский сад, а жена смогла устроится по специальности на работу.

Одной из причин перевода в  Азербайджан было то, что  конадир дивизии получил приках передать один  из  своих самолетов в другой полк,  (за ним закрерплено было 2 самолета). Жребий пал на наш, и наш экипаж стал "безлошадным"!

Я же, получил приказ срочно  убыть  в город   Гянджу,(тогда  - город Кировабад).
Там формировался новый военно-транспортный полк и требовались опытные специалисты,  имевшие достаточный налет, для  обучения молодых офицеров, только что прибывих  из училищ.

Именно в Гяндже моя борьба с соблазнами «Зеленого Змия» возобновилась с  новой силой, соблазн  был велик:   в дополнение к авиационному  спирту прибавился (очень дешевый, но качественный)    коньяк  местного завода.

Бутылка местного  коньячного завода,   контробандно продавалась его работниками,
за 2 рубля,  а бутылка  коньячного спирта – за 3 рубля!
А красное виноградное вино «Алшарап», (750 граммовая  бутылка),  так хорошо подходящее к  шашлыку,  в  соседней шашлычной,   стоила   всего 75 копеек!

Коварный  «Зеленый Змий», в виде разносчицы - азербайджанки, почти каждый  день,  нахально  стучался в  наш  дом с настойчивым  предложением,    прямо у  дверей    (для  пробы) бесплатно,   выпить  100 граммов  коньяка. Даже  оплачивать  тотчас не  требовалось!

Просто в доме  оставлялась   полная бутылка,  а то и две  с условием, что за деньгами придут после 13 числа! "Зеленый змий"знал    когда  у  офицеров, день получки.
Трудно было отказаться от такого «сервиса»!

Но в  моей борьбе с соблазном,  всегда, плечом -  к плечу, стояли  еще джвое:  моя   жена Галина  и моя любовь к  спорту.

О спорте: в  школьные годы в Уральской деревушке Черная, (где  с ноября по апрель  лежит снег),  самым доступным видом спорта  для меня  были лыжи.

Позже, уже  в техникуме, к  лыжным  гонкам прибавилось увлечение стрелковым  спортом,  и доволно успешным! 

Вот недавно на глаза попалась грамота, полученная в Перми,  за  первое  место в  областных соревнованиях по пулевой  стрельбе с  результатом 93 очка из 100 возможных.
С датой,  обратите внимание, -12 марта 1953 года!  Это через неделю после  похорон Сталина! Сам удивляюсь,  какой я древний!

Позже в  военном  училище в  Иркутске, я стал капитаном  сборной команды  стрелков-спортмсенов училища, и выступал на  первенстве Забайкальского Военного Округа.
Прибыв   в  Тулу в 1963  году, уже офицером, я выполнил норматив  Мастера Спорта СССР по стрельбе из револьвера.

Вот и    в  Кировабаде,  не успев еще  толком  устроиться, как тут же   был      откомандирован приказом  командира гарнизона в Тбилиси на  первенство Закавказского  Военного Округа по   пулевой стрельбе.
А  там,  по моим  хорошим результатам, я  был включен в  сборную команду ВВС округа  и улетел в Киев  для  участия в первенстве Вооруженных Сил. 

Вот так снова,  паралельно с полетами, появилась необходимость посещать стрелковый тир и держать себя в хорошей спортивной форме!

Пришлось сознательно отодвинуть на приличное растояние, легко доступный Кировобадский алкоголь. 

Почти четыре года моя  жизнь в Закавказье проходила  в таком  удачном   режиме: зимой как нструктор, я  в  летный  день   летаю на нескольких самолетах,  переходя  с одного на  другой, проверяя у молодых  лейтенантов  их знания и навыки  бортового  техника по АДО.

(Бортовой техник по АДО отвечает за надежную работу  электроники  и  приборного оборудования  самолета, за швартовку  груза, а при десантировании, -  отвечает за благолучный  перелет деснтуры  до точки  их  выброски,  да  и за саму выброску).

Таким обазом,  за зимние месяцы  я  имею  налет, необходимый для  зачета в   служебный  стаж  - «год, - за  два»! А    в  мае  каждого  года  поступает   вызов из Тбилиси,  прибыть на первенство ЗакВО.

Затем следует   тренировочный  сбор, (две недели),  и  вылет на первенство Вооруженных Сил СССР, (это еще  дней на 10), на стрельбища   Киева,  или   Львова, или   Краснодара.

После этих командировак,  у меня  следовал отпуск – (45  суток без учета дороги), и я с семьей  успевал  дней  15  позагорать  в  Сочи, а остальные  дни  провести у  мамы и тещи в родных краях  на  Урале.

Такой расклад  службы   в солнечном Азербайджане - меня  очень  устраивал!
Даже компенсировал недостатки вынужденного  пребывания в дали от малой Родины:  чужой  язык,  чужие  нравы и  жаркий  климат  Закавказья.

Меня - то,  это,  устраивало,  а  вот  ближайших   моих командиров  -  нет!
Кому нужен офицер  на  полгода исчезающий из эскадрильи?!

Именно это обстоятельство  было  решающим  в  моем  переводе в  Кривой Рог,  в город с  русскоязычным  населением   всего в сутках  дороги  до нашей малой Родины Перми.

Мы с женой   с радостью согласиись на этот перевод, хотя   уже  не плохо устроиись в Кировабаде:  получли квартиру, жена  устроилась на работу, сынишка пошел в  школу, появились  друзья.

Любой переезд, как  маленький  пожар!
Пришлось  с   помощью «Бахуса», попрощались  с  друзьями  в  древней Гяндже  и, прихватив  с собой канистру знаменитого азербайджанского  коньяка,   уже в Кривом Роге,  ополовинить ее  с новыми друзьями,    обмывая  наш переезд   на   Украину!