Человеческое общение

Валентина Телухова
Вера Петровна и Нина Ивановна были подругами с раннего детства. Им было пять лет, когда они познакомились. Родители Веры Петровны переехали в город и получили квартиру в деревянном доме в конце улицы. Дня два Вера не выходила на улицу, но на третий день её вывела за калитку мама.
-Поиграй с девочками, познакомься!
В нарядном сарафанчике из ситца, с аккуратно заплетенными в две длинные косички  волосами и атласными бантиками на их кончиках, в кожаных сандаликах, темноволосая и ясноглазая, с правильными чертами лица, девочка стояла в сторонке, не зная, к кому подойти.
Нина первой подошла к незнакомке, первой протянула ей руку, первой пригласила поиграть в классики. И уже через несколько минут девчонки прыгали на разрисованном утоптанном тротуаре возле калитки по очереди и строго следили за тем, чтобы игрок не заступил за черту, не забросил камешек не в тот класс, который был на очереди!
-Оброн! – громко кричали они друг другу, если замечали неладное.
Вскоре к их игре присоединилась девочка Эмма и девочка Люда. Так и сложилось в минуты это содружество на долгие годы. Эмма потом переехала в другой район города, а Люда, Вера и Нина так и остались подругами на всю жизнь.
В первый класс они пошли в один год, но Люда сильно заболела, отстала от подруг на год, а Вера и Нина сидели за одной партой, ежедневно вместе ходили и в школу, и из школы. Они так сдружились, что понимали друг друга без слов. Иногда им нужно было просто переглянуться, чтобы почувствовать настроение друг друга или обменяться мыслями.
У девочек было одинаковое отношение к жизни. Они усердно учились. А вот круг предметов, которые вызывали у них особенный интерес, был разный. Вера была математиком, а Нина – гуманитарием. Вот и помогали они друг другу в учебе. Нина писала для подруги сочинения, а Вера слала на уроке математики шпаргалки для своей подруги, чтобы она могла свериться с ответами.
Жизнь развела их по разным дорогам. Вера уехала учиться в другой город, а Нина поступила в педагогический институт.
По окончании института Вера вернулась в родной город, а Нина наоборот, уехала в дальнюю деревню учительствовать.
У них появились семьи. Виделись они редко, но не разлучались! Они были желанными гостями в доме друг у друга. Дружили их дети, дружили их мужья. Они поддерживали друг друга в горе и в радости. Они оплакали уход своих родителей, а потом и уход своих мужей.
Когда бывшие девочки стали пенсионерками, общение между ними стало проблемой. У Нины сильно стали болеть ноги. Она почти перестала ходить. Вначале подруги перезванивались почти ежедневно, но потом стационарные телефоны они отключили из-за дороговизны. По мобильной связи много не поговоришь!
Какой же радостью было для них приобретение компьютеров. Технику они освоили быстро. И полетели письма по электронной почте.
«Здравствуй, дорогая  Верочка. Как твои дела? Как настроение? Чем ты занята сегодня?
У меня все нормально. Нянчилась со своей маленькой внучкой Дашенькой. Часа три самоотверженно играла в больницу. Даша была доктором. Она делала массаж мне и плюшевому медвежонку. А полосатого мягкого тигренка она спасала от отита. Закапывала ему ушные капли. Потом завернула его в пеленку и велела мне укачивать его и петь колыбельные песни. Я старалась. С ролью няни я справилась. Потом мы проголодались и хорошо пообедали. Потом мыли посуду, играя. Внучка в маленьком фартуке изображала хозяюшку. Но её роль была только в том, чтобы отдавать мне приказания.
У сына с дочерью все хорошо. Как растет твоя маленькая внучка Лиза? Пиши обо всем. Твои письма меня поддерживают».
«Здравствуй, дорогая Ниночка! Рада за тебя. Общение с ребенком - это такая  радость! Я с Лизой тоже время провожу с удовольствием. Она у меня начинает ходить. И ходит самостоятельно по всему дому, а я только успеваю за ней везде. На минутку глаз отвести от неё нельзя. Вчера выпила молоко из блюдца кошки нашей. Хорошо, что я ей налила молоко в чистое блюдце, и кошка не успела к нему притронуться.
-Тихо ходишь! – сказала я кошке.
У меня все нормально. Но времени навестить тебя совершенно нет. Я обязательно найду время и приеду! Попьём чайку и поговорим.
Будь здорова и крепись!»
«Здравствуй, дорогая Верочка! Вспомни сегодня Людочку! Уже два года, как её нет на белом свете! Царство ей небесное и вечная память. Сколько ей выпало муки на этом свете! Перенесла операцию на сердце, развелась с мужем своим непутевым. Хорошо, что рядом сын и хорошо, что он – хороший. А внучка у неё какая славная! Жаль, что последние годы я не могла её навестить, а она не могла приехать ко мне. Созвонимся, пожалуемся друг другу и даже поплачем по телефону. Потом пожелаем друг другу мужества, и дальше живем. Как у нас с ней судьбы похожи. У нас мамы были солдатами обе. Может быть, поэтому мы так обделены здоровьем? С детских лет хворые.  Моя книга стоит у неё на почетном месте, и она очень гордится тем, что я пишу. Так что когда я пишу что-то новое, я пишу и для того, чтобы порадовать её.
Одно меня утешает. Она могла сама себя обслужить и ноги её носили до последних минут.  Сколько народу она спасла, работая врачом, а себя не спасла и не берегла! 
Мечтаю сходить в лес на прогулку, но никто не может проводить. Сама не решаюсь!
Звонила девочкам из нашего класса. Тебе большой привет от наших.
Будь здорова и крепись!»
«Здравствуй, дорогая Ниночка! Я уже чувствую себя виноватой перед тобой за то, что так долго тебя не навещаю. Как тебя обслуживают? Есть ли у тебя продукты? Навещает ли тебя дочь? Никак не могу найти свободной минутки. Да и ножки уже не так бегают, как в нашей юности. Встретила Женю на улице во время прогулки с внучкой. Помнишь её? Она с нами училась с шестого по восьмой класс? Она тебе передает привет. Одна подняла дочь, слепую от рождения. И читала ей все и в институте, она училась на слух. Сейчас ходит по городу с собакой поводырем. Работает в специальной школе для слабовидящих детей. Говорит, что сейчас техника звуковая позволяет дочери быть в курсе всех событий. Только как она пишет, я не понимаю. Так что Женя наша совершает ежедневный материнский подвиг.
Сколько страдания вокруг. Где свет нашей юности? Где наши светлые мечты? Почему они не совсем сбылись?
Будь здорова и не расслабляйся»!
«Здравствуй, дорогая Вера! Рада за Женю. Слышала о её трагедии, но не знала, что она вышла из такой невыносимой ситуации победителем! Молодец.
У меня все по-прежнему. Дочь меня навешает раз в неделю и раз в неделю мне закупают продукты по списку. А если я что-то забываю заказать – жду до следующего визита. Но рядом у меня новые соседи, и пятиклассница Маша, с которой я занимаюсь английским (третий год учит и даже не читала до наших занятий), делает мне мелкие покупки по моей просьбе.(Поздравь нас, мы уже читаем, пользуемся словарем и переводим тексты самостоятельно!)
А её учительница новая гордится и всем говорит, что никто не смог научить Машу, а вот она – смогла. Маша возмущается, а я говорю ей, что мы подарим учительнице эту заслугу! Она работает в школе первый год. Нужно же ей собой гордиться.
Так что мне есть с кем поговорить!
Жду с тобой встречи с нетерпением!»
«Здравствуй, Нина! Я берегла тебе сердце и не огорчала плохой новостью!
Дочь перенесла тяжелую операцию и прошла период реабилитации. Молилась Богу день и ночь, чтобы дал силы прорваться через этот ад!
Теперь все позади. Порадуйся вместе со мной!
Я знаю, как ты любишь мою девочку, и знаю, что тебя эта новость сильно обрадует!
Как твои ребятишки?
Обязательно приеду к тебе в гости! Жди! Я виноватой себя чувствую, что так долго тебя не навещаю!
Будь здорова! Пиши!»
«Здравствуй, Вера. Вот видишь, как общение в интернете обделяет нас. По телефону я бы по тону твоего голоса догадалась, что у тебя не все в порядке! А буквы все стоят в рядок без акцентов. Попробуй, пойми, когда читаешь твои письма, что у тебя на сердце.
Поздравляю тебя от всего сердца! Нам уже самим мало что нужно, но все наши желания такие простые – чтобы дети и внуки были здоровы! Когда у них все хорошо, тогда и у нас все на своих местах. А наши хвори – дело житейское! «Прежних ошибок груз!» Как поет известный певец с такой красивой фамилией – Лоза.
Прожитых лет груз, я бы так сказала.
Обо мне не думай. Я держусь. Скучаю, конечно, но понимаю, что у каждого свое движение жизни. Поезд идет, а я уже собираю вещи на выход.
Конечно, когда не с кем поговорить, и когда разговариваю с котом, чтобы звуками своего голоса спугнуть эту гнетущую тишину в опустевшем доме, я мечтаю о том, что вот откроется дверь, и кто-нибудь вспомнит обо мне и навестит.
Когда мой Коля после трех лет неподвижности все-таки покинул этот мир, я была поражена тем, что проводить его пришло около ста человек.
Вот если бы по разу хотя бы пришли за эти годы, сколько бы радости у него было. Оправдывались тем, что тяжело было смотреть на него. А нам было легко, когда он из такого красавца превратился в комочек жизни. Счастье, что он не чувствовал боли.
Мне все равно его не хватает. Даже такого. Гладил мне руки, говорил слова добрые. Признавался в любви с опозданием в тридцать лет. А то все Ларису свою ставил на первое место. Я их не разводила. Перерыв между браками у него трехлетний был. Брак был бездетный. О чем было горевать? Его продолжение жизни через меня пошло.  Я не обижаюсь, но мне обидно.
Живу день за днем без большой радости. Никуда не денешься.
Будь здорова и береги себя!»
Здравствуй дорогая Вера! Что-то не нашла я сегодня от тебя письма. Встревожилась! Обычно ты мне по субботам всегда пишешь. Уже скоро год будет, как мы не виделись, хотя автобус к нам идет всего полчаса. Мы люди уже не молоденькие. Растревожилась я. Проверю почту ещё раз вечером…»
Нина Ивановна оторвалась от письма и прислушалась. В сенях слышался какой-то скрип. Она тяжело поднялась из кресла и, тяжело опираясь на трость, шаркая больными ногами, пошла в прихожую. Входная дверь широко распахнулась.
-Верочка! А как же ты, а откуда? А я только что письмо тебе писала, но не дописала. Это прямо сказка какая-то. Как добралась. Проходи, грейся. Вся в снегу! По лесной тропинке шла от остановки? Проходи, проходи, гостья желанная!
И шаг навстречу. И крепкие объятия. И неудержимые слезы из глаз.
-Здравствуй, друг родной. Последнее письмо твое устыдило меня. Нужно торопиться, пока мы живы!
И сразу чайник на газ. И парадную скатерть на стол. И лучший чайный сервиз! И вазочки с угощением. И замерзшие сапоги на печной камин, чтобы согрелись к обратной дороге. И теплые тапочки на ноги. И слушать, и говорить, и петь.
«То березка, то рябина, куст ракиты над рекой!/ Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой?»
И такое ликование внутри.